Во всем мире существенно изменились оценки способов получения целлюлозы. Ужесточение требований к качеству стоков и газовых выбросов промышленных предприятий поставило вопрос о необходимости отказа уже в недалеком будущем от технологий, использующих соединения серы и хлора.
На кафедре целлюлозно-бумажного производства СибГТУ под руководством и при участии авторов монографии разработаны способы получения целлюлозных полуфабрикатов путем низкотемпературного катализируемого окисления древесного лигнина пероксидом водорода. Такие способы делигнификации решают основную задачу - исключение соединений серы из технологического процесса. Используемые реагенты не представляют опасности для окружающей среды. В этом основное преимущество обсуждаемых способов перед применяемыми в промышленности сульфатной и сульфитными технологиями. Кроме того, разработанные процессы осуществляются при температуре ниже 100 °С и при атмосферном давлении (существующие промышленные способы - при 170 оС и 0,8 МПа).
Другой подход к решению экологических проблем отрасли, развитый в исследованиях авторов, связан с использованием хлопкового линта, который является естественным возобновляемым целлюлозным сырьем. Низкое содержание в линте примесей обеспечивает высокий (80...85 %) выход технической целлюлозы и, соответственно, резкое снижение количества переводимых в раствор органических веществ. Вследствие этого процесс получения хлопковой целлюлозы значительно более экологически безопасен по сравнению с производством технической целлюлозы из древесины.
В монографии систематизированы и детально проанализированы результаты выполненных теоретических и технологических исследований, приведены рекомендации для промышленного освоения предлагаемых новых технологий.
Книга адресована научным и инженерно-техническим работникам целлюлозно-бумажной промышленности. Она активно используется студентами в качестве учебного пособия по дисциплине «Технология целлюлозы».
Библиографическая ссылка
Полютов А.А., Пен Р.З., Бывшев А.В. НОВЫЕ ЦЕЛЛЮЛОЗНЫЕ ПОЛУФАБРИКАТЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=866 (дата обращения: 08.12.2024).