Совершенствование системы обучения безопасности жизнедеятельности - важнейшая и актуальная задача в подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием и особенно специалиста безопасности жизнедеятельности.
Ввиду этого на начальном этапе необходимо различать, с одной стороны, обучение студентов всех педагогических специальностей дисциплине «безопасность жизнедеятельности» и, с другой стороны, обучение специалиста безопасности жизнедеятельности с квалификацией «учитель безопасности жизнедеятельности». Это два разных вида обучения. Проектирование дисциплины «безопасность жизнедеятельности» имеет свои особенности. Для того чтобы обучение дисциплине «безопасность жизнедеятельности» было эффективным инструментом управления подготовкой студентов других педагогических специальностей, необходимо при ее проектировании учесть все элементы педагогической системы подготовки специалиста в контексте различных методических документов: планов, программ, учебных пособий, методик. Дисциплина «безопасность жизнедеятельности» - это комплексная модель педагогической системы «учебная дисциплина» в структуре подготовки специалиста, она является управляемой целостностью.
Объектом проектирования является обучение безопасности жизнедеятельности как совокупность целей обучения и всех факторов педагогического процесса, способствующего достижению этих целей.
Вместе с тем, проектируя обучение безопасности жизнедеятельности специалистов других педагогических специальностей, надо учитывать, что в модели их профессиональной подготовки эта дисциплина направлена на достижение трех основных целей:
1. Формирование личности безопасного типа - дальнейшее развитие свойств и качеств личности, дающих возможность существовать в социуме в период решения любых профессиональных, семейных, педагогических и других проблем.
2. Подготовка специалиста в качестве учителя безопасности жизнедеятельности в той отрасли знаний, где он получает высшую профессиональную подготовку.
3. Обучение педагогическим методикам, необходимым для организации междисциплинарного взаимодействия с учителями ОБЖ в системе обучения школьников и студентов.
Целью же проектирования обучения специалиста безопасности жизнедеятельности является параллельное, одновременное освоение профессиональными знаниями, умениями и навыками учителя безопасности жизнедеятельности и системное развитие свойств и качеств личности безопасного типа.
Поэтому в проектировании обучения безопасности жизнедеятельности по специальности «033300 - Безопасность жизнедеятельности» с получением квалификации «учитель безопасности жизнедеятельности» стоит неизмеримо больше задач. Эта разница уже заложена в объемах учебных поручений. Дисциплина «безопасность жизнедеятельности» для специалистов других педагогических специальностей имеет объем 100 учебных часов, для специалистов безопасности жизнедеятельности - 8884 часа.
В системном виде теоретическая модель проектирования системы обучения специалиста безопасности жизнедеятельности может быть представлена в виде схемы.
Важнейшим составляющим данного подхода к проектированию процесса обучения является определение мотивов, целей, принципов, этапов и методов профессиональной подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности, а также определение организационных форм учебного процесса, педагогических средств профессиональной подготовки и, самое главное, планируемых результатов образовательного процесса.
В схематическом виде представлены основные теоретико-методологические и дидактические требования к каждой из составляющих систем обучения специалиста безопасности жизнедеятельности, где четко прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость одного элемента с другим.
Отсюда можно сделать вывод, что, приступая к проектированию профессиональной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности, крайне необходимо знать дидактические особенности этого процесса в целом и каждой его составляющей в отдельности. Это позволит в последующем, на фазе реализации проекта, избежать распыленности, перегруженности второстепенным, некорректности в профессиональном обучении и в то же время не создать ограниченную, плохо взаимодействующую, негибкую образовательную структуру.
Для дальнейшего рассмотрения теоретических аспектов проектирования обучения безопасности жизнедеятельности как процессуального явления важное значение имеют положения, сформулированные Л. Клинбергом.
1. Обучение - процесс, процессуальное протекание деятельности. Обучение «формируется» прежде всего присущими ему внутренними противоречиями.
2. Обучение - закономерный процесс. В нем существуют общие, существенные и относительно стабильные связи, являющиеся «полем поисков» законов процесса обучения.
3. Закономерности обучения осуществляются посредством созидательной деятельности его основных «действующих лиц». На обучение воздействуют многие факторы, силы и лица:
- государственное устройство, которое разнообразными способами обусловливает общественный характер обучения;
- государственная и иная собственность, располагающая широким спектром возможностей воздействия на обучение (средства массовой коммуникации, собственность юридических и физических лиц и т. д.);
- общественные, международные, региональные, концессионные организации;
- семья; педагогическая наука; обучающий и обучаемый, непосредственно формирующие процесс обучения.
В процессе проектирования обучения безопасности жизнедеятельности эти положения безусловно обязаны быть реализованы, иначе проект будет оторван от реального процесса обучения.
Рассматривая в развитии вышеприведенных положений закономерности проектирования обучения безопасности жизнедеятельности, нельзя не учитывать условий, которые продиктованы социально-экономическими изменениями России, а также опыта и особенностей современного развития высшего образования в ведущих странах мира:
- монополия государства на владение образовательной системой, ее приватизацию и конкурентная борьба между учредителями (владельцами) вузов за покупателя услуг - студента;
- уменьшение учредителями планируемых затрат на материальное обеспечение учебных проектов, в первую очередь за счет той части образовательной программы, которая непосредственно не влияет на прагматическую ценность подготовки выпускника;
- широкое развитие и применение в проектировании прикладных исследований, рассмотрение научно - изыскательских услуг, поддержание инновационного предпринимательства.
Важнейшими организационными позициями проектирования обучения безопасности жизнедеятельности с учетом факторов общественного развития должны быть:
1) создание такой системы обучения, которая поставляла бы на рынок интеллектуального труда молодых специалистов по всему спектру требуемых профессий безопасности жизнедеятельности;
2) выпуск несколько большего количества учителей безопасности жизнедеятельности, чем вакантных должностей в образовательных структурах, обучающих в этом направлении;
3) сертификация образовательных программ обучения безопасности жизнедеятельности с целью осуществления защиты абитуриентов, студентов и работодателей от некачественных образовательных услуг;
4) постоянный мониторинг качества обучения безопасности жизнедеятельности;
5) унификация образовательных программ обучения безопасности жизнедеятельности в разных педагогических учебных заведениях, что обеспечит как академическую мобильность студентов, так и «узнаваемость» вузовской «продукции», и свободное «передвижение» специалистов безопасности жизнедеятельности в различных образовательных областях;
6) гибкость механизма определения образовательных программ, позволяющая объективно влиять как на индивидуализацию обучения безопасности жизнедеятельности, так и на подготовку специалиста для конкретного региона;
7) обеспечение социальной значимости получения образования по специальности «безопасность жизнедеятельности», когда специалист безопасности жизнедеятельности пользуется спросом на рынке труда и спрос на таких специалистов превышает предложение;
8) учет возможного функционирования системы обучения специалиста безопасности жизнедеятельности в экстремальных условиях (в условиях войны, чрезвычайных ситуациях регионального и глобального характера), в режиме жесточайшей экономии и серьезного ограничения ресурсов обучения;
9) обеспечение в обучении безопасности жизнедеятельности исключительного престижа истины, свободного исследования, образцов гражданского поведения, высоких этических норм, что в проектах реально должно выражаться в следующем:
а) учебный процесс не будет ущемлять права студентов выбирать и уточнять свою образовательную перспективу;
б) полученное образование обеспечит выпускнику достойную жизнь при условии умелого его использования в практике;
в) образовательная программа будет многогранной, полноценной, инвариантной и позволит специалисту безопасности жизнедеятельности реализовать свое стремление к профессиональному, культурному и нравственному развитию;
г) процесс обучения будет поддерживать самодеятельные организации студентов, ставящие перед собой цель реализации профессиональных знаний безопасности жизнедеятельности человека;
д) в процессе обучения безопасности жизнедеятельности студент не только сохраняет, но и укрепляет свое здоровье, подготавливает себя интеллектуально и физически к активному профессиональному труду;
10) проектирование правовых и материально-технических условий для реализации личных стремлений всех участников процесса обучения безопасности жизнедеятельности к академическим свободам. Создание в проекте взаимодействия детерминированной части процесса с вариативной, подлежащей изменению как педагогом, так и студентом в рамках государственных стандартов;
11) наличие системы поддержки положительной мотивации студентов к обучению, а также инновационной деятельности педагогов;
12) создание материально-технических условий для применения эффективных педагогических технологий, связанных в первую очередь с использованием современных средств телекоммуникации, информатизации и дистантного обучения;
13) проектируемое обучение безопасности жизнедеятельности должно обеспечивать непрерывность образования в совокупности с разнообразными формами получения жизненно важных для человека знаний.
В проектировании обучения безопасности жизнедеятельности осуществляется отбор необходимых факторов эмпирических знаний, формируется концепция безопасности жизнедеятельности, осуществляется интеграция ее компонентов.
Выводы:
1. Проектирование профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности возможно только в том случае, когда оно обосновано предварительным планированием и отражает гипотезу создаваемой модели специалиста безопасности жизнедеятельности.
2. Без проектирования профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности невозможно организовать учебный процесс, так как будет отсутствовать система обучения, не будет организована взаимосвязь всех элементов профессиональной подготовки с учетом дидактических особенностей образовательного процесса. Это, в свою очередь позволит избежать распыленности в обучении учителя безопасности жизнедеятельности, перегруженности второстепенными вопросами, даст возможность концентрации на формировании доминантных качеств учителя безопасности жизнедеятельности, определяемых заказом общества.
3. Теоретической моделью проектирования системы обучения специалиста безопасности жизнедеятельности является логическая взаимосвязь в реализации цели и принципов профессиональной подготовки, дидактически верно разнесенная на этапы обучения, с конкретно ориентированным на личность применением организационных форм и средств профессиональной подготовки.
4. В проектировании профессиональной подготовки учителя важно руководствоваться организационными позициями, отражающими систему обучения, диагностику итоговых результатов, защиту обучающихся от недоброкачественных услуг, индивидуальный подход, обеспечивающий многоаспектную подготовку учителя безопасности жизнедеятельности, способность организовать высококачественный учебный процесс в сложных, экстремальных условиях.
Библиографическая ссылка
Михайлов Л. А. ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=86 (дата обращения: 09.10.2024).