Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА БИЗНЕС-СТРУКТУР

Хатеев И.В. 1 Кузменко Ю.Г. 1 Грейз Г.М. 1
1 ФБГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ)
Раскрыта сущность и содержание единого логистического информационного пространства малых предприятий. Научно обосновано формирование информационного пространства различных бизнес-структур через инжиниринг и реинжиниринг бизнес процессов. В статье показан механизм формирования оптимальной модели логистического информационного пространства малого предприятия на основе реструктуризации существующих бизнес-процессов и введения новых. Процесс формирования единого логистического информационного пространства представлен несколькими этапами посредством включения различных модулей. В качестве таких модулей предложено использовать специализированное программное обеспечение, с помощью которого реализуется функционирование отдельных бизнес-процессов. Обосновано использование модулей единых форматов представления, передачи и хранения информации, что позволит их интегрировать в единую логистическую информационную систему, обслуживающую все бизнес-процессы предприятия. Создание единого информационного пространства предприятия по данному принципу соответствует современным стандартам построения информационных систем управления бизнес-процессами. Доказано, что оптимально выстроенное информационное пространство позволит сократить затраты на осуществление бизнес-процессов, увеличить объемы продаж, создать эффективную систему информационного взаимодействия, что в совокупности обеспечит точность и скорость реакции на изменения во внешней среде предприятия.
эффективность.
интеграция
информационные системы управления
информационные модули
программное обеспечение
реинжиниринг
инжиниринг
бизнес-процессы
бизнес-структуры
информационная логистика
информационный бизнес
логистическое информационное пространство
1. Дзюба С. А. ERP-системы – мэйнстрим или тупик? / С. А. Дзюба // ЭКО. – 2009. – № 4. – С. 134-146.
2. Докучаев Д., Каменова М., Новожилов О. Внедрение информационной системы как способ совершенствования бизнес-процессов предприятия. / Д. Докучаев, М. Каменева, О. Новожилов. // САПР и графика. – 2005. – № 4. – С. 97-112.
3. Еременко М. ERP-системы в России: текущая ситуация и перспективы развития [тест] / Еременко Мария // Финансовая газета. – 2008. – № 5.
4. Информатика в экономике: Учеб. пособие для вузов / под ред. Б. Е. Одинцова, А. Н. Романова. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 478 с.
5. Каточков В. М. Методологические вопросы взаимодействия потоковых процессов коммерческой деятельности промышленных предприятий: Монография. – Челябинск: Изд–во ЮУрГУ, 2005. – 176 с.
6. Мандрыкин А. В. Особенности управления промышленным предприятием в условиях риска и неопределенности на основе систем искусственного интеллекта // Организатор производства. – 2009. – № 4. – С. 80-83.
7. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. / Д. Нортон, Р. Каплан: пер. с англ. – М.: Олимп, 2006. – 304 с.
8. Романов А. Н. Информационные системы в экономике [текст]: Учеб. пособие / Под ред. проф. А. Н. Романова, проф. Б. Е. Одинцова. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 411 с.

В настоящее время в России вопросы оптимального выбора и использования информационно-экономических ресурсов в деятельности малых предприятий недооценены и мало изучены. В связи с чем, разработка и развитие методов эффективного использования информационных ресурсов в интересах инноватики представляется наиболее актуальным, и задачи обеспечения информационного взаимодействия в части отбора наиболее значимых информационных ресурсов выходят на первый план.

Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами формирования средств производства и предоставления информации для принятия эффективных управленческих решений [5]. Для реализации этих решений требуется создание систем информационной логистики, активизирующих процессы взаимодействия экономических субъектов, хозяйствующих на различных рынках, кредитно-финансовых структур, федеральных, региональных и муниципальных органов власти, организаций науки, образования и др.

Появление и стремительное распространение программно-информационных продуктов способствовало развития информационного бизнеса, под которым следует, по нашему мнению, понимать производство, торговлю и предоставление информационных продуктов и услуг. Развитие информационного бизнеса дает, с нашей точки зрения, необходимые предпосылки для создания единого логистического информационного пространства бизнес-структур.

В рамках данного исследования единое логистическое информационное пространство (ЕЛИП) бизнес-структур определено как совокупность систем информационной логистики, информационных каналов систем информационной логистики предприятий-контрагентов  и другой экономически значимой информации, поступающей из внешней среды, объединенная встречными и внутренними взаимоувязанными информационными потоками, основной функцией которого является создание оптимального уровня информационной энтропии, понимаемой как обеспечение адекватной реакции (не только информационной) на внешнее информационное воздействие.

Единое логистическое информационное пространство может быть представлено набором информационных баз данных, четко выстроенной методологией управления данными базами, аппаратно-программного обеспечения связи, которые функционируют на основе общих принципов и создают условия для эффективного информационного взаимодействия процессов управления предприятием.

Информационные продукты и услуги, предоставляемые комплексно, повышают эффективность их внедрения и использования, формируя при этом единое логистическое информационное пространство малых предприятий. Реализация комплексного предоставления подобных услуг может быть организована с помощью технологических и бизнес парков, инновационных и предпринимательских центров и т. п. Но особое значение создание ЕЛИП приобретает для развития малого предпринимательства. Степень развития информационной составляющей экономики напрямую влияет на уровень предпринимательской активности и эффективности бизнес-процессов.

По мнению авторов, единое логистическое информационное пространство образуется из следующих основных составляющих:

- информационная составляющая, включающая данные, сведения и документы, хранящиеся на специальных носителях информации;

- организационная составляющая, создающая условия для эффективного функционирования единого логистического информационного пространства, а именно консолидацию, изменение, хранение, распределение, поиск и транспортировку деловой информации;

- технологическая составляющая, включающая аппаратные и программные средства, обеспечивающие согласованное совместное функционирование субъектов информационного логистического пространства, предоставляя им доступ к требуемым данным, сведениям и документам.

Технологическая и информационная составляющая формируют логистическую информационную инфраструктуру предприятия.

Наиболее распространенными информационными продуктами и услугами, формирующими единое логистическое информационное пространство, в настоящее время являются: производство микроэлектронных схем; техническое обслуживание компьютеров; разработка программных продуктов; производство современного телекоммуникационного оборудования; консалтинговые услуги; обслуживание каналов передачи информации, а также обслуживание информационных взаимосвязей на федеральном и региональном уровнях; техническое обслуживание программно-информационных комплексов и т. д.

Отметим, что оценка бизнеса в информационной сфере основывается на тех же показателях, что и оценка любого хозяйствующего субъекта. Одним из ключевых показателей эффективности может быть доход от продаж, который, как правило, рассчитывается по следующим направлениям - средства передачи информации, программы, периферийное оснащение и сервис.

Для того чтобы формируемая система информационной логистики не была копией существующей системы управления, а являлась эффективным инструментом бизнес-процессов, необходимо выполнить следующее: провести инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Инжиниринг - это набор методов и средств, используемых на предприятии для проектирования любого вида деятельности. Инжиниринг способствует описанию существующих процессов и действий, происходящих на предприятии [2].

Целью бизнес-инжиниринга является определение действительного положения дел на предприятии и отражение этого фактического состояния в условно называемых моделях «как есть». Реинжиниринг же, в свою очередь, предусматривает смену устаревших методов управления современными, способными значительно улучшить деятельность предприятия. В этом случае разработчики программных продуктов должны перейти от дедуктивного мышления к индуктивному. Дедуктивное мышление, по нашему мнению, в большей степени ориентировано на поиск рационального решения при анализе проблемы. Индуктивное мышление должно заключаться в поиске идеи, которая может привести к решению проблемы.

Реинжиниринг предполагает значительное перестроение бизнес-процессов для улучшения показателей деятельности предприятия. В результате формируется модель «как должно быть». Реинжиниринг приводит к видению перспективных направлений работы предприятия, так как сначала определяется, что должно делать предприятие, а затем «каким образом» она должна это делать. Пересмотр правил ведения бизнеса, который заложен в реинжиниринге, аналогичен изобретению, так как в конечном итоге необходимо обеспечить кардинальное изменение финансово-хозяйственных показателей предприятия.

В настоящее время для создания систем информационной логистики разработаны различные методики: ASAP, Oracle и т. д. Большинство из них предполагает разбиение процесса создания на стадии, каждая из которых делится на этапы. Весь процесс можно представить в виде набора стадий и операций [6].

На первой стадии определяются цели создания системы информационной логистики, осуществляется подборка коллектива разработчиков, а также планируется бюджет на выполнение комплекса работ.

Вторая стадия является стадией моделирования, которая состоит из двух этапов. Сначала выявляются имеющиеся бизнес-процессы в форме так называемых моделей «как есть». Цель данного этапа - получить общую и подробную схему движения информации. Схема интерпретирует функциональную модель бизнеса, в которой отражается взаимосвязь процессов и документов, отражающих результаты производственно-хозяйственной деятельности [2].

Выявленные и структурированные бизнес-процессы необходимо адаптировать ко всем структурным подразделениям предприятия с помощью специальных указателей.

Следующий этап разработки модели по схеме «как должно быть» - ключевой этап проектирования системы информационной логистики. Творческие изыскания, нацеленные на повышение эффективности бизнеса, должны привести к созданию новых информационных сервисов, предназначенных не только поддерживать структурированные бизнес-процессы, но и развивать их глубже. На этом этапе актуальным становится вопрос реинжиниринга бизнеса, согласно которому новые модели ориентируются на современные стандарты MRP-ERP. Благодаря признанным стандартам MRP-ERP, система информационной логистики может быть открытой и способной к поддержанию определенного набора функций управления.

Бизнес-процессы «как должно быть» способны обеспечить сокращение объемов циркулируемых документов на предприятии, способны повысить скорость  и эффективность принимаемых управленческих решений и согласованности в работе различных исполнителей [3].

В стадию внедрения системы информационной логистики включены два этапа. Первый этап - создания новых сервисов. Данный этап включает отладку вновь внедренной системы согласно специфике бизнес-процессов, другими словами, на этом этапе осуществляется программирование. На втором этапе стадии реализации проекта осуществляется тестирование полученных результатов.

Стадия внедрения проекта системы информационной логистики предполагает осуществление пробной эксплуатации данной системы, разработку документооборота и подготовку персонала. Пробная эксплуатация, ориентированная на конкретные бизнес-процессы, предназначена для более детальной проверки и анализа качества информационного сервиса. В период пробной эксплуатации функционируют две системы информационной логистики, что позволяет сравнить достигнутые результаты, например, по показателям оперативности, качества и т. д.

Успешные проекты внедрения систем информационной логистики, реализованные на основе национальных стандартов, могут быть распространены в аналогичные сектора экономики других стран [1].

В условиях развития глобального рынка разработка информационной инфраструктуры предприятия на основе единого логистического информационного пространства предприятия приобретает первостепенное значение. Так как для этих целей необходима интеграция разнородной и разнообразной научно-технической, инженерной, маркетинговой, логистической, кредитно-финансовой  и других видов информации в рамках модульной системы. По мнению авторов, только такой подход обеспечивает реализацию единого непрерывного цикла экономической деятельности предприятия, которая учитывает рыночную конъюнктуру в различных условиях функционирования. Считаем, что процесс создания ЕЛИП предприятия должен включать следующие основные этапы:

1. Разработка модели ЕЛИП и анализ ее эффективности. Данный этап опирается на мировую практику в разработке актуальной и эффективной методологии формирования концепции стратегического развития, которая является BalancedScorecard (BSC - Система Сбалансированных Показателей, ССП), разработанная в начале 1990-х годов профессорами Гарвардской школы экономики Дэвидом Нортоном и Робертом Капланом [4, 7]. Система BSC оценивает и увязывает показатели деятельности предприятия.

Методология BSC предусматривает формирование стратегии организации, опираясь на описание ее миссии, ценностей, видения [8], позволяя выбрать стратегию создания ЕЛИП, опираясь на наиболее надежные методы стратегического планирования, такие как SWOT-анализ - исследование сильных и слабых сторон организации, возможностей по осуществлению своей миссии и угроз, способных ей воспрепятствовать.

2. Выбор информационной системы ЕЛИП. Авторы считают, что в современных условиях наибольшее распространение приобрели информационные системы управления класса MRP-ERP. 1980-е годы были годами стремительного развития систем MRP (планирование материальных ресурсов), а затем и MRP II (планирование производственных ресурсов). В 1989 г. Американское общество управления производством и запасами принимает стандарт, на базе которого разрабатывались подобные системы. Принятый стандарт в дальнейшем был многократно изменен путем внесения новых требований.

Функциональной базой для всех видоизменений послужила MRP II StandardSystem. Она включает 16 групп бизнес-операций и функций: планирование продаж, планирование ресурсов, управление складом, планирование поставок, планирование производственных операций, управление финансами, оценка результатов деятельности и др. [8, с.348].

Впоследствии данный стандарт дополнялся, поскольку требовалось обеспечение интеграции систем проектирования и конструирования. Помимо этого необходимо было уделить значительное внимание управлению издержками, а также обеспечить связь с кадрами. В результате чего была сформирована система ERP, претендовавшая на мировой стандарт. В ее состав были включены функции производства, планирования, управления персоналом и расчета заработной платы, функции сбыта и снабжения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания [8].

В начале XIX века требования к информационным системам значительно возросли. Результатом этих изменений послужили системы, ориентированные в большей мере на глобализацию сбыта и поставок, рост конкуренции из-за облегчения доступа к информации из глобальной информационной сети и др.

Все это не могло не сказаться на составе модулей ERP-систем. Была разработана новая концепция, получившая название ERP II, частично обеспечивающая указанные требования. ERP II система автоматически связывает плановые потребности производства с планами закупок предприятия, в связи с чем стоимость продукции автоматически меняется в соответствующих бухгалтерских регистрах, и вся необходимая информация об экономической эффективности деятельности предприятия своевременно доводится до соответствующих должностных лиц.

3. Внедрение системы ЕЛИП и ее эксплуатация. Процедура внедрения системы ЕЛИП малого предприятия может происходить по-разному, либо последовательно внедряя отдельные модули, либо параллельно с существующей информационной системой предприятия. Выбор способов внедрения зависит от многих факторов: от мощности предприятия, его структуры, особенностей экономической деятельности, характеристики логистических потоков, таких как материальные, финансовые и информационные.

В случае параллельного внедрения системы информационной логистики все модули системы единого логистического информационного пространства предприятия вводятся в эксплуатацию синхронно и затрагивают все бизнес-процессы предприятия. Такое внедрение должно производиться на основе пробной эксплуатации опытной версии СИЛ  и должно состоять из следующих стадий: описание действующих или разработка новых бизнес-процессов; тестирование разработанных программных модулей и отладка их взаимодействия; а также одновременный запуск новой СИЛ во всех подразделениях предприятия или по всем бизнес-процессам предприятия.

Результатом формирования единого логистического информационного пространства, как основы для управления и повышения эффективности деятельности малого предприятия, по мнению авторов, является реализация следующих логистических принципов:

- сокращение затрат и трудоемкости бизнес-процессов;

- уменьшение сроков вывода новых видов продукции на рынок для предприятий, осуществляющих соответствующий вид экономической деятельности;

- увеличение объемов продаж малого предприятия;

- адаптивное и гибкое реагирование на изменения в потребительских предпочтениях покупателей;

- оптимизация материально-технического обеспечения малого предприятия;

- совершенствование структуры потоков информации и системы документооборота;

- повышение внутрифирменной координации и управления бизнес-процессами.

Одной из фундаментальных проблем систем информационной логистики, являющейся базой ЕЛИП бизнес-структур, является определение эффективности данных систем, так как в результате принятия управленческих решений об осуществлении капиталовложений в информационную инфраструктуру все чаще возникает проблема повышения финансовой ответственности ИТ-специалистов. Эффективное использование инвестиций в информационную составляющую является ключевым требованием.

Несмотря на то, что СИЛ стали затратной статьей расходов предприятия, инвестирование в эти системы до сих пор совершаются без проведения финансовых расчетов и ясного видения конечных результатов. Причину такого положения мы видим в том, что достаточно сложно определить итоговые результаты эксплуатации информационной системы предприятия и информационной инфраструктуры в целом. Ключевой проблемой, по нашему мнению, является определение затрат, так как, с одной стороны, затраты на информационное обеспечение и обслуживание предприятием рассредоточиваются по многим статьям бухгалтерского баланса, а с другой, значительную долю составляют так называемы не осязаемые невидимые затраты.

В целом при выборе метода оценки функционирования СИЛ необходимо рассматривать соотношение стоимости внедрения и возможных эффектов от ее внедрения, а также следует учитывать качество существующей системы управленческого учета. Наиболее часто для определения эффективности работы системы информационной логистики используют классические методы, имеющие четкую систему оценки, и затратные методы, у которых есть один недостаток - они не учитывают, какой доход может принести система. Эти два подхода не рассматривают специфику каждого конкретного проекта. В методике определения сбалансированных показателей прорабатываются индивидуальные особенности входящих в проект систем, но возникает другая сложность - подбор ключевых показателей.

Таким образом, считаем, что основным эффектом от создания единого логистического информационного пространства и системы информационного обеспечения малого предприятия является, по нашему мнению, рост производительности труда: экономия времени, эффективное применение человеческих ресурсов, сокращение стоимости совершения той или иной транзакции на предприятии.

Рецензенты:

Захарова Евгения Александровна, д.-р экон. наук, доцент, профессор кафедры управления сельскохозяйственным производством ФГБОУ ВПО «Челябинская государственная агроинженерная академия», г. Челябинск.

Лысенко Юлия Валентиновна, д-р экон. наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление на предприятии», ФГБОУ ВПО «Российский государственный торгово-экономический университет», г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Хатеев И.В., Кузменко Ю.Г., Грейз Г.М. ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА БИЗНЕС-СТРУКТУР // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8544 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674