Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

CТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА

Дмитриева И.В. 1
1 Бугульминский филиал ФБГОУ ВПО "КНИТУ"
Дано определение инновационной деятельности бакалавров как деятельности по исследованию, поиску, внедрению и распространению технических и технологических инноваций. Представлена структура инновационной деятельности, основные компоненты которой представляют совокупность научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий, направленных на получение технологических новых или улучшенных продуктов или процессов. Рассматриваются вопросы, связанные с созданием инновационной образовательной среды в высшей школе, обозначены задачи, стоящие перед профессорско-преподавательским составом в новых условиях. Для выполнения исследовательских работ необходимо наличие материально-технической базы: учебно-лабораторного комплекса; экспериментального оборудования; специализированных помещений; своевременное обновление и обслуживание на современном уровне базы проводимых исследований; налаживание взаимоотношений с другими организациями сектора исследования и разработок с целью коллективного пользования дорогостоящими приборами и редкими установками; информационные ресурсы. Формирование инновационных компетенций способствует решению задач профессиональной подготовки бакалавров в вузе.
инновационная образовательная среда
инновационные компетенции бакалавра
инновационная деятельность
1. Дьяконов Г. С. Инновационное инженерное образование в исследовательском университете // Высшее образование в России. - 2011. - № 12. - С. 29-35.
2. Инженерное образование: экспертная оценка, диагноз, перспективы: обзор. - М.: Высшее образование в России, 2011. - № 12. - С. 65-76.
3. Курких Е. Б. Управление инновационными проектами в образовании. Педагогика-Пресс, 2001. - 326 с.
4. Муратова Е. И. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 91-97.
5. Упшинская А. Е. Модель оценивания профессиональных компетенций студентов вуза // Известия Южного федерального университета: Педагогические науки. - 2011 - № 3. - С.189-197.

Современное общественное развитие невозможно без инноваций, являющихся формой его обновления на всех уровнях. Инженерная деятельность в информационном обществе приобретает комплексный, интегрированный и инновационный характер.

На рубеже XX - XXI вв., в последние десятилетия, произошло изменение важнейших приоритетов в инженерном образовании.

Во-первых, увеличение значения инноваций в экономике и стремительное развитие базовых технологий, постоянное увеличение их наукоемкости  резко ужесточают требования к базовому образованию инженеров, качеству их интеллектуальных, волевых и организационных способностей.

Во-вторых, в связи с возрастанием значимости малых и средних инновационных предприятий в современной высокотехнологичной экономике повышаются требования к универсальности подготовки инженера, которому приходится одновременно выполнять обязанности руководителя предприятия, выступать в роли технического специалиста.

В-третьих, если ХХ столетие было веком создания системы массового, всеобщего образования, когда каждое следующее поколение обладало большим объемом «формальных знаний», полученных через школу и вуз, то теперь ситуация существенно изменилась. Новое поколение не стало более образованным, чем предыдущее (скорее наоборот), а сама система образования повсеместно начала деградировать. В этом плане семья как сильный образовательный институт, способная к передаче неформального знания, приобретает большое значение. Соответственно, и инженерный тренинг в вузе, в малой фирме, в формах дополнительного образования обретает целостный личностный характер.

Инженерное образование традиционно было ориентировано на сферу профессиональной деятельности в конкретной отрасли, перед ним ставилась задача подготовки специалистов для массового, стабильного производства с редко меняющейся технологией и постоянной номенклатурой выпускаемой продукции. Сегодня ситуация иная: непрерывно внедряются новые технологии, производство становится гибким и опирается на специалиста, способного проявлять активность в быстроменяющихся условиях. Характерная особенность системы знаний, необходимых для инженера инновационной сферы, заключается в прочной естественнонаучной, математической и мировоззренческой основе, широте междисциплинарного кругозора, а также в высоком уровне корпоративной и специальной подготовки по профессии, обеспечивающей продуктивную деятельность в нестандартных ситуациях.

Формирование национальной инновационной системы требует кадрового обеспечения специалистами, способными разрабатывать и внедрять в производство конкурентоспособную технику и наукоемкие технологии, то есть подготовленными к инновационной деятельности. В постановлениях Правительства РФ по инновационной политике подчеркивается, что обеспечение готовности современных кадров к инновационной деятельности в настоящее время и в перспективе является одним из решающих факторов успеха предприятия, отрасли, региона, государства и общества в целом.

 Инновационная деятельность может быть рассмотрена как процесс эффективных средств, регулирующий педагогические стереотипы. Основная цель инновации заключается не в возобновлении старого, а порождении нового содержания.

Существует достаточно большое количество исследований, отражающих взаимосвязь, взаимообусловленность и комплексность всех факторов, влияющих на инновационную деятельность.

По мнению Н. Н. Грачева,  «инновационной называется деятельность по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящая к замене одних элементов другими  либо дополнению уже имеющихся новыми».

Инновационная деятельность представляет собой базу научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий, охватывая инвестиции в новые знания, которые направлены на получение технологически новых или улучшенных продуктов или процессов. Развернутая структура инновационной деятельности может быть представлена следующим образом.

Структура инновационной деятельности

Информационный анализ рынка, потребностей, запросов и ожиданий потребителей

Стратегическое планирование конкретной инновационной деятельности

Поисковые исследования

Систематизированные прикладные научные исследования

Опытно-конструкторские разработки

Инновационные материаловедческие и конструкторские разработки

Экспериментальное производство

Оценка качества и управление качеством

Подготовка производства инновационного продукта

Производство инновационного продукта

Рыночное продвижение инновационного продукта

Послепродажный сервис эксплуатации инновационного продукта

Поскольку в Федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования не дано определения понятия «инновационная деятельность», а в квалификационных требованиях приведены только отдельные ее элементы, на наш взгляд, правильным было бы определить инновационную деятельность для бакалавров как деятельность по исследованию, поиску, внедрению и распространению технических и технологических инноваций.

Для благополучного выполнения инновационной деятельности необходимо вырабатывать готовность человека к данной деятельности.

Можно выделить следующие компоненты профессиональной инновационной деятельности:

- когнитивный, связанный с присутствием инженерных и психологических знаний об объекте и субъекте труда, умением обобщать, классифицировать и использовать их при выполнении, о способах внедрения и разработки инноваций, их видах в данной области;

- деятельностный, включающий профессиональное мышление, умения и навыки  в решении задач, индивидуальный стиль деятельности по решению инновационных задач;

- мотивационный, характеризующий отношение к деятельности, осмысление личностной и профессиональной важности получаемых знаний, умений, навыков, присутствие стойкого познавательного интереса  к решению профессиональных инновационных задач;

- праксиологический, связанный с готовностью к  инженерной деятельности, ее моделированием и оптимизацией.

Основной целью подготовки специалистов инженерных специальностей является формирование инновационных компетенций студентов и развитие их способностей к инновационной деятельности.

Владение специальной инженерной компетенцией должно позволить выпускникам решать сложные задачи, однако в узкой области деятельности. Подготовка инженера в техническом/технологическом вузе осуществляется постепенно вместе с развитием интересов, воли, направленности, расширением общеобразовательного кругозора, развитием ценностных ориентации и жизненных позиций студентов и характеризуется взаимодействием всех названных компонентов.

Отечественная система высшего образования переживает ответственный этап введения федеральных государственных стандартов, что предполагает переход от квалификационной модели специалиста к компетентностной модели.

В «Глоссарии терминов рынка труда, разработки стандартов...» Европейского фонда образования, описаны четыре схемы определения компетенций: а) основанные на параметрах личности - является основой в  подходах (прежде всего в образовании), придающих особенное значение развитию нравственных, внутренних и индивидуальных качеств человека; б) основанные на выполнении деятельности  и задач  - концентрирует особое внимание на овладение человеком стандартных (алгоритмизированных) действий и операций в результате  изучения процесса труда, технологий работы; в) основанные на выполнении производственной деятельности - подчеркивает значимость достижения результатов и является чрезвычайно популярным подходом к компетенции в специальностях и профессиях, где деятельность измеряется по итогам; г) основанные на управлении результатами деятельности - общественная функция деятельности содержит определенную систему запросов и ожиданий относительно человека на рабочем месте.

Практически,  достаточный уровень формирования компетенции в определенном направлении внешне выражается как умение  верно решать проблемы в этом направлении, т.е. в способности инженера,  используя свою компетенцию через свою деятельность, изменять профессиональную проблему в продукт.

Инновационная компетенция предполагает формирование положительного отношения к нововведению, умению быстро реагировать в нестандартных условиях и принимать грамотные решения.

Научный руководитель постоянно действующего в КНИТУ методологического семинара академик АН РТ С. Г. Дьяконов отмечает, что  работодатели стремятся принимать в свои команды таких выпускников вузов, которые, приступая к решению сформулированной проблемы, способны самостоятельно сориентироваться в ситуации, четко сформулировать цель предстоящей деятельности, оценить ее принципиальную достижимость исходя из имеющихся условий, определить конкретные способы и средства будущих действий, приобрести, если это необходимо, и целенаправленно использовать новые знания, важные для решения проблемы. Профессиональная компетентность современного конкурентоспособного инженера и технолога предполагает наличие системных функциональных знаний. Дисциплинарная система организации профессиональной подготовки не способна справиться с этой задачей [1].

Однако  для практического осуществления инновационной деятельности немалая роль отводится знаниям и опыту в том или ином виде, развитию компетенций, формирование которых  происходит только в специально организованной среде. Возникает необходимость в создании в высшей школе инновационной образовательной среды для всех участников образовательного процесса,  которая  представляет собой комплекс условий и ситуаций, направленных на поддержку действий, формирующих инновационные компетенции.

В новых организационно экономических условиях повышаются требования к квалификационному уровню специалистов, разрабатывающих и реализующих программы профессионального образования. Этому способствует создание системы повышения квалификации и переподготовки  на базе вуза.

Образовательная среда, направленная на подготовку инженеров с инновационными компетенциями, координирует деятельность обучаемого, стимулирует инновационную деятельность преподавателя, обеспечивает инновационность технологий обучения.

Являясь субъектом инновационной образовательной среды, бакалавр должен обладать следующими профессиональными инновационными компетенциями:

- участвовать во внедрении и обслуживании результатов научных, технических и проектно-конструкторских разработок в экономику;

- применять инновационные подходы с целью создания и внедрения новейших наукоемких технологий;

- разрабатывать программы и планы системы инновационной деятельности научно-производственного коллектива, разрабатывать техническое и экономическое обоснование инновационных разделов научно-технических проектов;

- разрабатывать проекты с целью внедрения инновационных разработок на высокотехнологичных промышленных предприятиях.

Закономерно возникает вопрос о значимости инновационной деятельности преподавателя как составляющей инновационного процесса. Цель педагогических инноваций будет заключаться в осуществлении изменений в личности, переводе ее на более высокий, новый уровень развития с помощью нового содержания, методов, технологий, технических средств.

Используя в академическом процессе мировые информационные ресурсы, развивая современные образовательные технологии и создавая необходимые учебные материалы, профессорско-преподавательский состав должен акцентировать внимание на методической и консультационной поддержке самостоятельной работы как основы инновационного потенциала студента [2].

Создание инновационной образовательной среды ставит перед профессорско-преподавательским составом следующие задачи: разработка новых принципов организации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы, развитие формы творческих отпусков и стажировок в передовых зарубежных и отечественных передовых вузах; руководство научно-исследовательскими работами; участие в государственной итоговой аттестации; организация работы творческих групп по принципу «профессиональный работник предприятия - преподаватель вуза - студент».  Возникла необходимость в достижении вузами сбалансированности научной и образовательной деятельности.

Сегодня в инженерном образовании развивается и реализуется инновационные процессы по подготовке по интегрированным образовательно-научным программам, реализуемым вузом совместно с научными и инновационно-техническими организациями.

Взаимодействие образования с научной и производственной областями деятельности определяется двумя основными направлениями:

- промышленное производство конкурентоспособной инновационной продукции;

- подготовка кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.

Среди наиболее существенных задач в сфере научной, исследовательской и инновационной деятельности следует выделить следующие:  совершенствование организации управления научной и исследовательской деятельностью в системе высшей школы;  развитие новых форм инновационной деятельности;  организация системы конкретного и эффективного международного научного и технического сотрудничества; развитие научной, производственной и внедренческой деятельности.

Для осуществления данных задач является создание следующих условий: развитие кадрового потенциала отечественной науки; обеспечение преемственности научной и технологической сфер;  ускорения взаимодействия  научной,  образовательной и производственной деятельности с целью повышения конкурентоспособности экономики; государственное содействие  формирования научно-образовательных,  производственных взаимосвязанных структур, нацеленных на производство и сбыт инновационной продукции во взаимодействии с малыми высокотехнологичными предприятиями; повышение результативности государственного и частного взаимодействия при осуществлении важнейших инновационных проектов.

Одним из основных способов подготовки кадров является участие студентов в работе над проектами по заказам промышленных предприятий, выполнение научных и исследовательских работ под руководством преподавателей, представителей промышленных предприятий. Участие студентов в настоящих проектах и получение реальных результатов способствует достаточно быстрой адаптации выпускника на производстве.

Для выполнения исследовательских работ необходимо наличие материально-технической базы: учебно-лабораторного комплекса; экспериментального оборудования; специализированных помещений;  своевременное обновление и обслуживание на современном уровне базы проводимых исследований;  налаживание взаимоотношений с другими организациями сектора исследования и разработок с целью коллективного пользования дорогостоящими приборами и редкими установками; информационные ресурсы.

Для большинства предприятий, работающих в сфере активного применения инженерного знания, очевидно, что современное лидерство на рынке невозможно без развития высокотехнологичных секторов производства и услуг, уровень которых, в свою очередь, напрямую зависит от уровня развития инженерного образования, степени инновационной активности инженеров и изобретателей. Обеспечение такого лидерства невозможно без развития, в том числе на базе вузов, практических научных исследований, учебно-производственных центров и образовательных центров мирового уровня.

Предприятиям, совместно с профильными вузами, необходимо вырабатывать принципиально иное содержание многих учебных курсов, внедрять современные образовательные технологии, принимать активное участие в разработке проектов образовательных стандартов, вовлекать вузы в стратегическое партнерство и привлекать преподавателей и студентов к совместной работе на новых принципах, вовлекать в реальное производство. Помимо практических коротких модулей обучения по различным направлениям проектирования, основам экономики и управления проектами, студентам предлагается на различных стадиях подготовки выполнять под руководством опытных кураторов: учебные проекты, подготовленные на основе реальных данных; практические работы в рамках программ стажировок; командные проекты для нужд реального производства. Такое практическое обучение на производственном материале позволяет провести реальное закрепление материала, оценить итоговые инженерные решения студентов в сравнении с действительно принятыми и внедренными производственными решениями, передать для реализации вузам часть реальной производственной работы.

Системный подход к внедрению в работу высшей школы и предприятий таких учебных проектов позволит снять основные проблемы с быстрой адаптацией молодого инженера к реальной работе, вызванные серьезной оторванностью части программ обучения от нужд производства, пониманием принципов и целей взаимодействия производственных отделов предприятия, а также позволит создать на базе вузов производственные площади, обеспечивающие интеграцию учебного и производственного процессов, повышающие ценность практического инженерного образования.

Создание инновационной образовательной среды способствует наиболее полному раскрытию научного потенциала одаренной молодежи и достижению результативности, предполагающей устойчивое получение научных результатов, в том числе научных результатов востребованных национальной экономикой и соответствующих мировому уровню.

Рецензенты:

Шайдуллина Альфия Рафисовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков,  Альметьевский государственный нефтяной институт, г. Альметьевск.

Читалин Николай Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий лабораторией, Институт педагогики и психологии профессионального образования  РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Дмитриева И.В. CТРУКТУРА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОСТАВЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8543 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074