Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ (ВЕЧЕРНЕЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Приходьков К.В. 1 Приходькова И.В. 1 Савкин А.Н. 1 Авдеюк О. А. 1 Крохалев А. В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
В статье рассмотрены вопросы этапов развития и современное состояние очно-заочной (вечерней) фор-мы обучения в Российских вузах и в Волгоградском государственном техническом университете. Приве-дена динамика численности абитуриентов Волгоградского государственного технического уни-верситета за последние семь лет. Проведен анализ причин снижения и роста численности абитуриентов на очно-заочную (вечернюю) форму обучения на примере Волгоградского государственного технического университета. Указано, что в качестве совершенствования системы оценки знаний и усиления контроля над учебной дисциплиной в Волгоградском государственном техническом университете введена рейтинговая 100 балльная система, непрерывно усовершенствуются методики обучения и организации эффективной самостоятельной работы студентов в период аудиторной нагрузки и промежуточной аттестации знаний.
рейтинговая система
динамика численности
очно-заочная (вечерняя) форма обучения
1. Авдеюк О. А. Методика организации и контроля качества выполнения самостоятельной работы студентами безотрывной формы обучения / О. А. Авдеюк, А. В. Крохалев, К. В. Приходьков, А. Н. Савкин // Известия Волгоградского государственного технического уни-верситета: Межвуз. сб. науч. ст. № 8 (68) / ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ, 2010. – Сер. Но-вые образовательные системы и технологии обучения в вузе. – Вып. 7. – С. 13–15.
2. Александров И. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе за-четных единиц / И. Александров, А. Афанасьева, Э. Сагитова, В. Стюкина // Высшее обра-зование в России. – 2007. – № 7.– С. 25–28.
3. Доклад ректора Волгоградского государственного технического университета акаде-мика Новакова И. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vstu.ru/files/university_info /1113/upload/itogi_raboty_v_2012.pdf (дата обращения: 12.02.13).
4. Кондратьев А. А. Образование взрослых в форме безотрывной подготовки кадров / А. А. Кондратьев, Р. И. Юнацкевич // Человек и образование. – 2009. – № 3. – С.32–37.
5. Леденев С.М. Организация рейтингового контроля при изучении химии по очно-заочной форме обучения / С. М. Леденев, В. В. Петров // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2004. – № 8. – С. 75–76.
6. Павлова И. Р. Рейтинговая система контроля и оценки в условиях профильного обуче-ния// Педагогические науки. – 2006. – № 4. – С. 126–135.
7. Попов Ю. В. Рейтинговая система оценки знаний студентов: опыт внедрения и перспек-тивы / Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов, В. И. Садовников, Е. Р. Андросюк, В. Г. Кучеров // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2004. – № 8.– С. 79–82.
8. Сайт Волгоградского государственного технического университета [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: http://www.vstu.ru/studentu/reiting-studenta.html (дата обращения: 12.02.13).
9. Сайт Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.msu.ru/entrance/pr-b-2011.html (дата обращения: 12.02.13).
10. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.edu.ru (дата обращения: 12.02.13).

Очно-заочная (вечерняя) форма обучения в высшей школе является одним из способов взрослого работающего гражданина получить высшее образование без отрыва от производства. Вместе с заочной вечерняя форма обучения предполагает наличие льгот для студентов, например, таких как, предоставление работодателем оплачиваемого отпуска на время сессии. Так же как и для очной формы обучения, для вечерней формы государство выделяет места, финансируемые за счет федерального бюджета.

В настоящее время очно-заочная (вечерняя) форма обучения реализуется в более чем 600 [10] высших учебных заведениях. Среди них, такие как Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Московский автмобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), Финансовая академия при правительстве РФ и др.

В последнее время престиж вечерней формы обучения несколько снизился. Например, в 2011 г. в упомянутом выше МГУ на экономический факультет проходной балл на бюджетные места, по вечерней форме составил [9] 261 балл, против 315 – по очной форме, а в 2012 г. прием на этот факультет на вечернюю форму вообще не осуществлялся.

Некоторые вузы, осуществляющие подготовку по вечерней форме, прошли процедуру реорганизации. Так, например в 2011 г. Московский государственный вечерний металлургический институт, основанный в 1930 г., присоединён к  Московскому государственному машиностроительному университету, а Северо-Западный государственный заочный технический университет к Санкт-Петербургскому государственному горному институту.

В Волгоградском государственном техническом университета (ВолгГТУ) приём студентов на вечернюю форму впервые состоялся в 1931 году. Всего было принято 118 человек, среди которых большинство составляли рабочие и служащие Сталинградского тракторного завода. Первый выпуск инженеров состоялся в 1934 г. С тех пор количество студентов обучающихся без отрыва от производства увеличивалось и в 1972/73 учебном году достигло 340 студентов.

Однако в последнее время наблюдается тенденция снижения численности студентов на вечернюю форму обучения, что продемонстрировано на рисунке 1 на примере абитуриентов ВолГТУ. Как видно из рисунка,  количество желающих получить высшее образование существенно снижается в течение последних 5 лет.

Название: ртпрр

Рис. 1. Динамика численности абитуриентов вечерней формы обучения за 2006–12 г. в Волгоградский государственный технический университет

Отчасти эта тенденция обусловлена снижением количества выпускников средних школ, соответственно, ослаблением конкурса на очную форму, что позволило практически всем успешно сдавшим единый государственный экзамен поступить на очную форму обучения. Однако, как показывает статистика приема, за последние 5 лет из числа абитуриентов, подавших заявление на вечернюю форму, только 44 % – выпускники средних образовательных школ. При этом из них только половина окончили учебное заведение в момент действия ЕГЭ, что составляет 22,5 % от общего числа абитуриента. Таким образом, снижение числа выпускников школ не может быть определяющим фактором в части набора студентов на вечернюю форму обучения.

Другой причиной снижения количества вечерников является спад промышленного производства. Ранее ВолгГТУ готовил специалистов, которые параллельно работали на основных градообразующих предприятиях, таких как сталелитейный завод «Красный октябрь» или химическое предприятие «ХИМПРОМ». В результате сложившейся в регионе ситуации в последние 10 лет уровень образования сотрудников был не на первом месте среди вопросов руководства предприятия. Как следствие – работодатель не оказывал должной поддержки сотрудникам, совмещающим работу с учебой.

В последние два года ситуация несколько изменилась к лучшему. Впервые за несколько лет можно говорить не о наборе, а об отборе студентов на первый курс по конкурсу. Этому способствовали и некоторый рост промышленности, и более привлекательные условия для тех, кто обучается с полным возмещением стоимости. Статистика показывает [4], что предпочтение безотрывной форме подготовки отдают всё больше абитуриентов, в то время как доля обучающихся на очной форме в ВУЗах России сократилась с 1990 г. по 2008 г. на 16 %.

В целом по ВолгГТУ конкурсная ситуация сходна с ситуацией в других вузах ­– средний балл ниже чем у абитуриентов очной формы обучения. Это означает, что уровень подготовки студентов первого курса оказывается ниже, чем у аналогичных студентов очной формы. Одним из способов, позволяющих эффективно стимулировать студентов к освоению образовательной программы и объективно оценивать полученные знания, стало внедрение в системе Высшей школы рейтинговой оценки знаний [2, 6, 7].

С целью совершенствования системы оценки знаний и усиления контроля над учебной дисциплиной с 1999 г. ВолгГТУ введена рейтинговая 100 балльная система. Ранее, с 1990 г. рейтинговая система была внедрена в учебный процесс на очной форме обучения, где хорошо зарекомендовала себя [5, 7]. Указанная система предполагает как контроль текущей успеваемости в семестре, так и контроль аттестационных мероприятий. В соответствии с графиком учебного процесса предусмотрено 2 контрольных среза – первый на 6–7 неделе семестра, второй – на 13–14 неделе. Максимальная рейтинговая оценка при этом составляет 20 и 40 баллов соответственно. По результатам первой контрольной недели неуспевающие студенты вызываются в деканат на собеседование, если ситуация не изменяется к лучшему, то после второй контрольной недели студенты могут быть отчислены. Подобная система позволяет оперативно следить за успеваемостью, как отдельного взятого студента, так и за ситуацией по учебной группе или курсу. Рейтинг студентов отражается на сайте университета [8] без оглашения персональных данных, что позволяет контролировать родителям и работодателям процесс обучения студента.


Средний рейтинг студентов 1–5 курсов представлен на рисунке 2. В эти данные не включены студенты шестого курса, так как сложно оценить репрезентативность выборки на этом курсе вследствие того, что половина курса посвящена подготовке и выполнению выпускной работы. Как видно из рисунка 2,  наиболее стабилен рейтинг второго курса, а наименее стабилен – у  четвертого. На наш взгляд такая ситуация обусловлена целым рядом факторов. В первую очередь, это естественный отсев неуспевающих студентов. Как видно из рисунка 3, в течение 1 курса, включая зимнюю и летнюю сессии, отчисляется почти половина студентов. Тот факт, что 80 % из них отчисляется по академической неуспеваемости, приводит к тому, что оставшуюся половину составляют более успешные студенты.

Во-вторых, студент ко второму курсу адаптируется к образовательному процессу, он оптимизирует свой режим дня, выделяет время на посещение аудиторных занятий и выполнение самостоятельной работы. При дальнейшем обучении на 3 и 4 курсах студент «расслабляется» в плане обучения, что проявляется в некотором снижении средней рейтинговой оценки. Кроме того на 3 и 4 курсы приходится блок общепрофессиональных и специальных дисциплин, сопровождающихся выполнением курсовых работ (проектов), таких как, например, «Прикладная механика», «Электротехника», «Экономика предприятия» и др. Иными словами, эти курсы оказываются наиболее насыщенными по нагрузке и, соответственно, сложными для освоения. В результате, после 4 курса остаются сильнейшие студенты, за счет которых и происходит увеличение рейтинга на 5 курсе. После перехода на новые ФГОС с 2011 г. нормативный срок обучения по программам бакалавриата, на очной форме установлен в 4 года. Для вечерней и заочной форм обучения этот срок может быть решением вуза увеличен на 1 год, что и реализуется в ВолгГТУ. В соответствии с этим описанные выше процессы неизбежно сдвинуться. В настоящий момент программы бакалавриата по новым ФГОС осваивают только студенты 1 и 2 курсов, что не позволяет достоверно описать статистику успеваемости. Однако изменение стандартов пока никак не повлияло на сохранность контингента первого курса, которая составляет по итогам 2012 г. 43 %.

В заключении необходимо отметить, что, несмотря на перечисленные выше проблемы, очно-заочная форма обучения  остается востребованной среди абитуриентов Волгоградского государственного технического университета, и поэтому необходимо непрерывно усовершенствовать методики обучения [1], организовывать  более эффективную самостоятельную работу студентов в период аудиторной работы  и промежуточной аттестации знаний.

Рецензенты:

Петрунева Раиса Маратовна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.

Дулина Надежда Васильевна, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой «История, культура и социология» Волгоградского государственного технического университета, г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Приходьков К.В., Приходькова И.В., Савкин А.Н., Авдеюк О. А., Крохалев А. В. ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ (ВЕЧЕРНЕЙ) ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8530 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074