Современный человек, самосознание которого в связи с развитием цивилизации резко возросло, ежедневно переживает во много раз больше стрессовых ситуаций, чем его предки даже в недалеком прошлом. Все это вызывает перенапряжение функции жизненно важных систем организма человека, он не в состоянии адаптироваться к ним, вследствие чего возникают соматические и психические расстройства.
Эмоциональные проявления в реагировании на действительность необходимы человеку, так как они регулируют его самочувствие и функциональное состояние. Дефицит эмоций снижает активность центральной нервной системы и может явиться причиной снижения работоспособности. Чрезмерное влияние эмоциогенных факторов может вызвать состояние психоэмоционального напряжения и срыв нервной деятельности. Под психоэмоциональной напряженностью понимается пограничное состояние, формирующееся в результате чрезмерного возрастания психоэмоционального напряжения и характеризующееся временным понижением устойчивости и психических и психомоторных функций, выраженное соматовегетативными реакциями и снижением качества обучения [6, С. 11]. Наиболее частой причиной психоэмоциональной напряженности детей являются многодневные напряженные действия, зачастую в опасных для жизни и здоровья условиях, при невозможности полноценной эмоциональной разрядки и отключения от тревожно-депрессивных переживаний.
В этой связи перед российскими педагогами встаёт проблема поиска новых подходов к организации учебного процесса, разработки технологий педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников и их внедрения в образовательную практику современной школы.
Под технологией реализации педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств (далее ПЭР) понимается способ внедрения процедур ПЭР в образовательный процесс школы, основанный на взаимодействии педагога и учащихся, межличностных взаимодействиях учеников, поэтапной практической деятельности учителя по достижению поставленной цели. При этом создаются максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития эмоционального, интеллектуального, творческого, личностного и физического здоровья всех субъектов образования, как учащихся, так и педагогов.
Педагогическая профилактика психоэмоциональных расстройств с содержательной точки зрения включает в себя:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками и психологами, и собственных наблюдений учителей в процессе реализации образовательной технологии уроков музыки, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
педагогической профилактики ПЭР, ее стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы (школьники младших классов).
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов психоэмоционального здоровья и активизации работоспособности на уроках музыки.
Цель: использование средств музыки в сочетании с психотерапевтическими парадигмами артпедагогики и арттерапии на уроках музыки для профилактики и коррекции психоэмоциональных расстройств младших школьников в общеобразовательной школе.
Задачи, которые решает данная технология: создание благоприятного эмоционального фона в процессе обучения; побуждение к поиску средств выражения при создании образа персонажа в музыкальной игре; развитие интереса к музыкально-игровой деятельности; формирование познавательных интересов; развитие творческого мышления, эмоциональной сферы; развитие наблюдательности; освоение приемов фантазирования (рисование и разукрашивание под классическую музыку); стимулирование коллективного творчества; развитие в комплексе исследовательские, рефлексивные и самооценочные умения и навыки, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативных способностей в процессе урока музыки.
Следует отметить, что сама педагогическая профилактика ПЭР имеет несколько составляющих, которые влияют на эффективность технологии реализации: комплексная профилактика психических заболеваний, профилактика и коррекция психоэмоционального здоровья; сочетание с методиками артпедагогики и арттерапии, способствующими яркому преподнесению учебного материала; формирование и развитие творческих способностей учащихся.
Технология реализации педагогической профилактики ПЭР и ее основные компоненты, входящие в данную технологию, показаны на рисунке 1.
Рисунок 1. Технология реализации педагогической профилактики ПЭР младших школьников на уроках музыки
Этапы технологии реализации: ценностно-ориентированный, конструктивный, практический, заключительный, оценочно-рефлексивный. Рассмотрим содержание каждого этапа:
1. Ценностно-ориентированный этап.
Анализ научной литературы по проблеме исследования, обоснование цели, задач, гипотезы исследования, методологического аппарата и программы эмпирического исследования, составление тестов диагностики психоэмоциональных состояний.
2. Конструктивный этап.
Диагностика психоэмоционального состояния младших школьников. Анализ результатов диагностики ПЭР младших школьников. Поурочное планирование педагогической профилактики ПЭР для 2, 3, 4-х кл.
3. Практический этап.
Опытно-экспериментальная проверка гипотезы исследования; разработка и апробация теоретической модели педагогической профилактики психоэмоциональных расстройств младших школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Для проведения уроков музыки с целью профилактики ПЭР разработан комплекс упражнений, песен и игр, который следовало выполнять по 10 мин в начале каждого урока музыки.
Состав упражнений рассчитан для 2, 3, 4-х классов по 36 уроков в год. Состоит из 2 разделов: первый – упражнения на разминку (см. таблицу № 1); второй – 36 специально подобранных песен, игр и различных видов упражнений, также декламационного характера. Структура технологии реализации представлена в таблице № 1.
Таблица 1. Структура практического этапа технологии реализации педагогической профилактики ПЭР
Компоненты
|
Деятельность учителя музыки |
Деятельность школьников |
Упражнения |
Разминка 3 мин в начале урока |
Создание положительного эмоционального фона; снятие эмоционального напряжения; сплочение группы. |
Ослабление степени напряжения и тревоги; установление контакта со сверстниками и взрослым; возникновение положительных эмоций. |
Психофизическая разминка под музыку, произнесение гласных без определенной высоты, совмещая с дыхательной гимнастикой, Упражнение, активизирующее диафрагму, исполняется по тональностям вверх и вниз по полутонам, чередуя гласные и др. |
Песни, упражнения, игры с использованием музыкального материала в сочетании с методами арттерапии и артпедагогики |
Коррекционно-развивающая работа в зависимости от проблемы детей; проведение игр и упражнений с учетом психодинамических свойств личности; использование техник (арт-терапия, песочная терапия, кукло-терапия и др.); организация продуктивных видов деятельности. |
Активное, добровольное участие; решение личностных проблем в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми. |
Песня – «Дыхание для устранения обид», упражнение – «Танец 5 движений», упражнение – «Одевание пальчиков», песня – «В чем проблема?» и др. |
Заключительная часть |
Закрепление полученных навыков и знаний; снятие у детей эмоционального, мышечного и интеллектуального напряжения; стимулирование детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия; обучение детей навыкам рефлексии; саморефлексия педагога. |
Анализ процесса общения; оценка происходящего. |
Следует выделить критерии оценки эффективности практического этапа: увлеченность всех обучающихся в процесс урока музыки; активность участников обучения; открытость участников новому опыту и новым знаниям; заинтересованность в обучении; стремление применить полученные знания на практике в рамках учебного пространства; успешность отработки новых и закрепления имеющихся навыков в ходе обучения; определение обучающимися своих достижений и сильных сторон.
4. Заключительно-обобщающий этап.
Осуществление качественной интерпретации результатов исследования, систематизация полученных материалов, промежуточные обсуждения достигнутых результатов (педагогические советы, научно-практические конференции, заседания кафедры вокала и хорового дирижирования.
5. Оценочно-рефлексивный этап.
Выводы и рекомендации по улучшению процесса обучения, составление методики педагогической профилактики ПЭР.
Степень общей эффективности технологии реализации предложенной педагогической профилактики ПЭР младших школьников на уроках музыки устанавливается в результате оценки по всем критериям (см. таблицу 2).
Таблица 2. Критерии эффективности технологии реализации педагогической профилактики ПЭР младших школьников на уроках музыки
Критерий оценки эффективности технологии реализации |
Показатели |
Время проведения |
Методы |
Эмоционально-ценностный |
Поведенческие изменения – оценка эмоционального состояния младших школьников. Снижение тревожности учащихся, уменьшение страхов, агрессивного поведения и т.д. Повышение мотивационно-эмоциональной стороны обучения |
До, во время и после завершения технологии реализации педагогической профилактики ПЭР |
Наблюдение учителя, тестирование (тест на определение психологического климата класса) |
Мотивационно-личностный |
Положительные отзывы учащихся о проведение уроков музыки; заинтересованность в обучении; развитие самостоятельности и активности; стремление обучающегося к разучиванию нового музыкального материала; стремление выйти за предполагаемые рамки изучаемого предмета, что способствует раз- витию стремлений к поиску новых видов творческой деятельности и творческого потенциала обучающегося |
Во время или по завершении технологии реализации педагогической профилактики ПЭР |
Опрос, наблюдение, беседа с учащимися |
Организационно-коммуникативный |
В ходе урока используются разные виды педагогического взаимодействия; реализация возможности творческой мобильности; разнообразие методик применения средств обучения в сочетании с методами арттерапии и артпедагогики |
Во время технологии реализации педагогической профилактики ПЭР |
Наблюдение |
Обученности |
Оценка того, смогли ли обучающиеся освоить новые навыки (интонирование, музыкальное исполнительство, слушание музыкальных произведений, музыкальная память, чувство ритма и др.) и использовать их на практике. А также сокращение затрат времени школьников для изучения нового музыкального материала и выявление степени обученности. Выяснение того, насколько возросли знания учащихся в результате проведенной технологии реализации – повышение качества обученности. Удовлетворенность учителя музыки успеваемостью и заинтересованностью учащихся |
Во время педагогической профилактики ПЭР Через некоторое время после завершения педагогической профилактики ПЭР Во время или по завершении технологии реализации педагогической профилактики ПЭР |
Наблюдение, тесты, опрос, анализ показательных выступлений учащихся на школьных и внешкольных мероприятиях, устные или письменные опросы, беседа |
Оценочно-результативный |
Выявление изменений производительности и качества труда |
До и после технологии реализации педагогической профилактики ПЭР |
Оценка уровня успеваемости по предмету «музыка» |
Таким образом, для всего психического здоровья человека главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Особенно это можно отметить при воспитании младшего школьного возраста. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. В результате во многих случаях можно говорить об одной эмоции страха или тревожности, и о целом их комплексе, который охватывает сознание ребенка практически целиком и тем самым предопределяет его поведение и деятельность, зачастую весьма неэффективно.
Практика показала, что при реализации технологии педагогической профилактики ПЭР младших школьников необходимо соблюдать требования к уроку музыки:
1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете) должны соответствовать нормам: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие / отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
2. Обязательное проведение оздоровительных моментов на уроке – физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз; проверить соответствие условий в классе для проведения таких норм работы, особенно для дыхательных упражнений. Норма: на 15–20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого.
3. Должно быть наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
4. Учитывать психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт, сотрудничество, достаточный учет возрастных особенностей); между учениками (сотрудничество, дружелюбие, заинтересованность, активность).
5. Рекомендуется наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
В конце урока обратить внимание на следующее.
6. Норма плотности урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу, не менее 60 % и не более 75–80 %.
7. Также рекомендуется определять момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма: 35–40 минут в начальной школе, 30 минут – для учащихся классов компенсирующего обучения.
Контроль над выполнением требований необходимо осуществлять заучу начальной школы и заучу по воспитательной работе.
Рекомендации по использованию технологии реализации педагогической профилактики ПЭР для учителей музыки, классным руководителям младших классов и другим специалистам, работающим с младшими школьниками. Положительный результат зависит и от оптимистического настроя учителя. В противном случае работа педагога становится неэффективной. Следует вспомнить высказывание В. А. Сухомлинского, известного педагога в нашей стране, распространяя его взгляд на работу учителя:
« … Учителю надо обладать огромным талантом человеколюбия и безграничной любовью к своему труду и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств – а без этих качеств, труд педагога превращается в муку».
Рецензенты:
Афанасьев В. В., д-р пед. наук, проф., профессор кафедры социально-педагогических технологий ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», г. Москва.
Савостьянов А. И., д-р пед. наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Пупышева А.В. ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8527 (дата обращения: 14.12.2024).