Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПУТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ – БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ВУЗА

Мальковец Н.В. 1 Мытарева Е.А. 1
1 Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
Представлены результаты педагогического эксперимента, связанного с выявлением путей подготовки кадров, способных принимать участие в формировании «точек роста» локальных (местных) сообществ и одновременно интегрироваться в международное сообщество, в условиях провинциального вуза. Доказана эффективность интеграции кафедр, специальностей, направлений в рамках единого проекта на примере обучения студентов взаимодействию власти и общества; необходимость формирования активной гражданской позиции студентов и преподавателей через взаимодействие с институтами гражданского общества и местными сообществами. В нашем исследовании мы исходили из того, что для социализации личности, достижения карьерного роста специалисту недостаточно только профессиональных знаний и умений. Человек нового типа должен не только обладать прочными профессиональными знаниями, анализировать и предвидеть события, находить оптимальные пути их решения, но и обладать определенным набором нравственных ценностей, таких как ответственность, терпимость, выдержка, дисциплинированность. Необходимы знания о своих гражданских правах и свободах, умение защитить их, навыки участия в управлении и взаимодействия с государственными и муниципальными структурами, воспитание толерантности, умение объединяться для решения общих проблем.
образование
гражданский
взаимодействие
обучение
самоуправление
местный
глобализация
1. Мальковец Н. В., Бабун Р. В. Самая близкая к народу власть (о местном самоуправлении для всех). - Новосибирск: Межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив», 2009. - 110 с.
2. Мальковец Н. В. Гражданское образование студентов вуза [Текст] / Н. В. Мальковец; под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2006. - 227 с.
3. Мальковец Н. В., Мытарева Е. А. Обучение студентов взаимодействию власти и бизнеса в условиях глобализации современного общества // Вестник КемГУ. - Кемерово, № 4 (48). - 2011. - С. 95-100.
4. Мытарева Е. А. Роль «Паблик рилейшнз» в системе экологического образования // Формирование профессиональной и личностной культуры специалиста. - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2007. - С. 179-183.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2007/03/07/sluzhba-dok.html.

Проблема высшего образования - проблема общества XXI века. Развитие мировой экономики, сопровождающееся убыстряющимися темпами процесса глобализации, приводит к необходимости осознания новых подходов к подготовке кадров. Интернационализация, глобальная экономика знаний, бакалавр - эти новые для нашего времени дефиниции характеризуют современные процессы, происходящие в высшем образовании.

Процесс глобализации дает огромные возможности: обмен образовательными программами, получение международной информации, обучение за рубежом, свободное общение людей разных наций, участие общества в процессах образования, овладение общими демократическими формами управления, оказание влияния на институты власти и т.д. В высшем образовании идет процесс подготовки студентов - бакалавров, однако востребованность таких специалистов на российском рынке труда пока никем не гарантируется.

Одновременно с этим возникают новые проблемы и противоречия, которые необходимо преодолевать. Так, студенты европейских и российских вузов должны овладевать основами юридических, экономических, финансовых дисциплин, а также знать общемировые тенденции экономики, иностранные языки, ценности демократии и др. Региональные институты и местные сообщества с надеждой смотрят в сторону вузов, ожидая от них подготовки таких специалистов, которые примут активное участие в развитии локальных (местных) территорий, в сохранении местных исторических, научных и культурных традиций и ценностей. Особую остроту это противоречие приобретает в провинциальных городах, так как институт или филиал университета является «точкой роста», носителем новых знаний и инновационных методов.

Так, Новокузнецкий институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» (НФИ КемГУ) был создан как база подготовки молодых кадров по разным направлениям для поддержания экономического развития индустриального города, преодолевающего депрессивное состояние в постиндустриальную эпоху. К сожалению, эта задача до сих пор не решилась, город все больше становится зависимым от сырьевой базы, приобретая моноструктурный характер развития. Это привело к тому, что все чаще выпускники НФИ КемГУ уезжают в другие регионы страны и даже за рубеж. Уже сегодня 70 % студентов-выпускников планируют покинуть город, получив высшее образование.

Возникает проблема социализации и самоактуацизации специалистов в будущем, т.к. в условиях перехода высшей школы на двухуровневую систему меняются цели, содержание и методы подготовки кадров. В большинстве случаев, дальнейшая судьба выпускника - бакалавра становится его собственной проблемой.

Поэтому возникла необходимость проведения педагогического исследования на базе НФИ КемГУ с целью выявления путей подготовки студентов-бакалавров в условиях провинциального вуза и формирования компетенций, позволяющих будущим бакалаврам принимать участие в развитии «точек роста» местных сообществ и одновременно интегрироваться в международное сообщество [3].

Исследование показало необходимость, с одной стороны, формировать у бакалавров умение выживать в сложных жизненных условиях агрессивной информационно-экологической среды, готовность к переменам и самообучению. С другой - формировать качества, позволяющие сохранить свои национальные, местные и исторические особенности, любовь к своей малой Родине, желание изменить к лучшему свое местожительство.

Мировой опыт показывает, что воспитание человека с качествами, указанными выше, наиболее эффективно может осуществляться в условиях демократического гражданского общества. В РФ недавно начали говорить о становлении гражданского общества. Еще велика степень коррупции и на начальных этапах развития находятся такие понятия, как права человека, политическая и экологическая культура, средний и малый бизнес, инновационная деятельность, местное самоуправление и другие. Провинциальный вуз вынужден учитывать политические и социально-экономические изменения в стране, в том числе связанные с необходимостью развития таких институтов, как внешнеэкономическая деятельность, местное самоуправление, социальный сектор и другие.

В нашем исследовании мы исходили из того, что для социализации личности, достижения карьерного роста специалисту недостаточно только профессиональных знаний и умений. Человек нового типа должен не только обладать прочными профессиональными знаниями, анализировать и предвидеть события, находить оптимальные пути их решения, но и обладать определенным набором нравственных ценностей, таких как ответственность, терпимость, выдержка, дисциплинированность. Необходимы знания о своих гражданских правах и свободах, умение защитить их, навыки участия в управлении и взаимодействия с государственными и муниципальными структурами, воспитание толерантности, умение объединяться для решения общих проблем.

В нашем исследовании приняли участие 2 группы студентов.

Первая группа - студенты, обучающиеся по направлению «государственное и муниципальное управление». Они принимают участие в эксперименте с 2005 г. и имеют определенные результаты.

Вторая группа - студенты, обучающиеся по направлению «внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм». Подключились к исследованиям в 2010 г. Выбор был обусловлен тем, что будущая профессиональная деятельность студентов будет связана с гражданским обществом и институтами власти.

В ходе эксперимента, путем анкетирования, были выбраны студенты, показавшие наиболее высокий уровень мотивации к получению новых глубоких знаний и умений. К сожалению, в НФИ КемГУ имеются студенты со слабой школьной подготовкой, отсутствием желания новых знаний. Это проблема не только НФИ КемГУ, но современного высшего образования в целом. Такие студенты, на наш взгляд, требуют особого подхода. Поэтому в нашем эксперименте они не участвовали, работа с такими студентами - это предмет специального исследования.

Мы также исходили из того, что многим студентам предстоит будущая профессиональная деятельность не по специальности. Но взаимодействовать с внешними и муниципальными структурами, принимать участие в управлении местным сообществом придется всем.

Студент в НФИ КемГУ получает уникальный набор знаний и умений: юридических, экономических, финансовых дисциплин, основ менеджмента, иностранные языки и т.д. В процессе обучения студенты овладевают навыками аналитической и проектной деятельности, развивают свои коммуникативные способности и др. Имеется возможность получения дополнительной языковой подготовки, достаточные информационные ресурсы для использования результатов мирового опыта. Это позволяет овладеть знаниями, необходимыми для вхождения в мировое сообщество, для формирования индивидуальных мотиваций.

В нашем исследовании приняли участие руководители предприятий и фирм, органов местного самоуправления, специалисты разных отделов администрации. Имеется положительный опыт взаимодействия с бизнесом, общественностью и активными жителями. Встречи с представителями власти, активными жителями, беседы с людьми, анализ информации, полученной из средств массовой информации, служили основанием для формирования положительной мотивации для будущих специалистов.

Так, для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление» важны навыки, связанные с организацией взаимодействия с населением и представителями общественности. Федеральный закон Российской Федерации от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» среди основных принципов муниципальной службы провозглашает «взаимодействие с общественными объединениями и гражданами» [5]. Студентам, обучающимся по направлению «Внешнеэкономическая деятельность предприятий и фирм», в будущей деятельности предстоит выстраивать отношения с различными структурами общества и бизнеса, учитывать решения, принимаемыми властями. Поэтому тем и другим важно уметь взаимодействовать с органами власти всех уровней, демократическими методами влиять на принимаемые решения. Опыт показывает, что выпускник вуза, обладающий навыками и умениями интеграции и взаимодействия, установления партнерских взаимоотношений в обществе и профессиональной сфере, будет более успешным на своем жизненном пути.

В ходе исследования были выявлены и апробированы пути подготовки студентов- бакалавров. Это использование системы «Паблик рилейшнз» и внедрение вузом собственной образовательной концепции.

В настоящее время специалисты все чаще используют в своей практической деятельности систему «Паблик рилейшнз» (PR). Система становится составной частью управления экономикой. Крупные промышленные предприятия, фирмы внедряют систему PR, совмещая ее с производством, с подбором квалифицированных кадров, с формированием внешнего имиджа работника. Основная цель введения PR - это создание внешней и внутренней социально-психологической среды, благоприятной для руководителей предприятий и фирм, государственных и муниципальных управленческих кадров, потребителей, членов различных объединений. По мнению американского экономиста Сэма Блэка, PR есть искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания...» [4].

При этом PR-действия проводятся с целями:

- сформировать общественное мнение, когда его нет;

- убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, продукту или организации;

- усилить существующее общественное мнение;

- сформировать совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему группу людей, консенсус.

Основными направлениями деятельности PR являются работа со средствами массовой информации (СМИ), отношение с местной общественностью, с местными органами самоуправления и органами государственной власти, с различными институтами гражданского общества

Совместные занятия по обучению методам PR студентов разных направлений, когда в качестве целевой группы рассматривается партнерская студенческая группа, позволили тем и другим лучше узнать друг друга, специфику будущей профессии группы-партнера, сформулировать общее видение проблем современного общества.

Вторым моментом является принятие в университете собственной программы или образовательной концепции, направленной на внедрение принципов гуманизации [2].

Мы предложили принять программу формирования гражданских компетенций у студентов НФИ КемГУ. Такая компетенция рассматривается нами как необходимость подготовки применять знания, умения, личностные качества для успешной активной гражданской деятельности.

Под гражданским образованием студентов мы понимаем непрерывный процесс усвоения знаний об устройстве и действиях общества, приобретение навыков и особых компетенций, связанных жизнью и деятельностью в условиях глобализации и демократизации. Гражданское образование в высшем учебном заведении предполагает совмещение профессиональной подготовки с формированием нравственного мировоззрения и психолого-педагогических навыков. Внедрение гражданского образования в систему высшей школы обеспечит подготовку специалистов для осуществления таких видов деятельности как управленческая, организационная, образовательная, воспитательная.

Предлагаемая нами компетенция является надпрофессиональной и межпрофильной. Она дополняет общекультурные и профессиональные компетенции. Формирование гражданской компетенции предполагает:

  • формирование навыков социально-политической деятельности;
  • обучение толерантности, навыкам социального партнерства, гражданской деятельности;
  • развитие творческого потенциала студенческой молодежи;
  • развитие способностей и навыков для отстаивания общих интересов;
  • овладение навыками самоорганизации и самоуправления;
  • развитие умения свободно и самостоятельно принимать решения;
  • получение знаний, гарантирующих юридическую и экономическую независимость;
  • овладение навыками участия в управлении своим муниципальным сообществом;
  • преодоление отчуждения власти и общества.

Овладение гражданской компетенцией позволит молодому человеку стать активным членом местного сообщества; сохранять активную жизненную позицию; формировать готовность к совершенствованию и самообучению; установить партнерские взаимоотношения с другими членами общества.

В связи с этим мы можем выделить следующие особенности работы:

- вести ее могут только преподаватели, имеющие собственный опыт гражданской деятельности;

- необходимо участие властных структур и структур гражданского общества;

- необходима практика гражданской деятельности по месту жительства;

- гражданская составляющая должна быть учтена в ходе подготовки производственных и преддипломных практик.

В этой работе нельзя недооценивать роль институтов гражданского общества, участвующих в развитии местного самоуправления. С нами сотрудничает ряд организаций, члены которых ведут собственную просветительскую деятельность и принимают участие в образовательном процессе на всех уровнях: школа - вуз - послевузовское образование. Большую помощь оказывают нам местные сообщества, организаций граждан. Они вместе с нашими студентами развивают различные формы общественного участия, сохраняют формы, основанные на местных и исторических традициях. Студенты в ходе аудиторной и внеаудиторной деятельности принимают участие в работе советов товариществ, организаций общих собраний по месту жительства, публичных слушаниях по различным вопросам и т.д. По нашему мнению, тем самым формируется особое образовательное пространство, становящееся школой демократии [1].

Опыт показывает, что хороших результатов можно добиться, только организуя взаимодействие высшего учебного заведения с органами местного самоуправления, различными институтами гражданского общества.

Для обеих групп студентов были разработаны и проведены деловые игры, практикумы, тестовые задания, а также межкафедральный семинар «Взаимодействие власти и бизнеса».

В результате исследования было выявлено, что взаимодействие студентов, обучающихся на разных специальностях, и преподавателей, работающих на разных кафедрах, в рамках единого проекта, активизирует воспитательную функцию вуза, способствует более активному вовлечению студентов и преподавателей в деятельность общественных организаций, дает необходимый набор профессиональных знаний и навыков, стимулирует для дальнейшего самообразования и совершенствования личности.

Эксперимент еще продолжается. Но промежуточное анкетирование показало, что самооценка студентов-бакалавров имеет положительные тенденции, повышается интерес к проблемам своего города, к деятельности институтов гражданского общества. Все большее количество студентов планирует совершенствовать имеющиеся навыки иностранного языка и начать изучение нового - китайского. Все активнее проявляется интерес к международному туризму как средству получения мирового опыта. Будущий руководитель, экономист, бизнесмен, организатор и просто человек, прошедший такую школу, обладающий гражданской компетенцией, приобретает особый стержень. Этот стержень позволяет ему сохранять честность, порядочность, толерантность, достоинство и уважение к своим корням в процессе всей активной жизнедеятельности в современном обществе.

Общество, чтобы обеспечить себя постоянным притоком творческих инноваций должно быть разумно консервативным для сохранения поступательности в развитии, преемственности культурных ценностей. В решении этой задачи большой вклад вносит высшее образование. Именно педагогический процесс создает человека, способствует всестороннему развитию и проявлению его как творческой личности.

Рецензенты:

Рябцева Инна Владимировна, д-р пед. наук, доцент, декан естественно-географического факультета ФГБОУ ВПО «Кузбасская государственная педагогическая академия», г. Новокузнецк.

Степанов Игорь Германович, д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк.


Библиографическая ссылка

Мальковец Н.В., Мытарева Е.А. ПУТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ – БАКАЛАВРОВ В УСЛОВИЯХ ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8521 (дата обращения: 10.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074