Введение
Этнокультурная группа - большая и этнически неоднородная социальная группа, в которой люди объединены своим отношением к господствующей в обществе культуре (доминантной культуре). Этнокультурные группы современного поликультурного общества мы предлагаем сгруппировать в три категории: доминантная этнокультурная группа, недоминантная специфическая этнокультурная группа, недоминантная неспецифическая этнокультурная группа.
Доминантная этнокультурная группа - это, как правило, (но не обязательно) наиболее многочисленная этнокультурная группа поликультурного общества, либо когда-то бывшая такой. Она состоит из носителей той этнической культуры, которые внесли наибольший вклад в формирование современного поликультурного общества в его нынешнем виде. В США наибольший вклад в формирование поликультурного американского общества внесли выходцы из Европы: англичане, шотландцы, ирландцы, итальянцы и др. Соответственно, доминантная этнокультурная группа в США - бывшие европейцы.
Недоминантная специфическая этнокультурная группа состоит из представителей менее многочисленных этнокультурных групп, каждая из которых самостоятельно не могла бы существенно повлиять на формирование современного поликультурного общества в его нынешнем виде. Недоминантные специфические этнокультурные группы всегда обладают четкой этнической принадлежностью и сформированной этнической культурой, особым языком. В США к недоминатным этнокультурным группам мы относим потомков иммигрантов из Азии, Африки и Латинской Америки.
Недоминантная неспецифическая этнокультурная группа состоит из потомков смешанных браков. В семьях, где родители принадлежат к разным этнокультурным группам, ребенок может идентифицировать себя по этнокультурной принадлежности одного из родителей, а может не отдать предпочтения ни одному из родителей и идентифицировать себя «потомком от смешанного брака» (например, балдыр в русско-калмыцкой семье) [2].
Цель исследования
Определение кластерного состава американской этнокультурной идентичности на эксплицитном групповом уровне.
Материал и методы исследования
Нами был реализован разработанный самостоятельно опросник эксплицитной групповой этнокультурной идентичности из 9 пунктов, таких как «В межнациональных браках нет ничего плохого»; «Я бы женился (вышла замуж) за представителя другой национальности» и т. п. В опроснике применен формат 1-5 шкалы Лайкерта, где 1 = категорически не согласен; 2 = не согласен; 3 = нет мнения; 4 = согласен; 5 = абсолютно согласен. Итоговый балл испытуемого по шкале представляет собой сумму оценок по всем 9 пунктам шкалы [4].
При определении надежности и валидности конструктов мы определяли внутреннюю согласованность между пунктами опросника при помощи статистики α-Кронбаха. Статистика α-Кронбаха является показателем надёжности-согласованности методики и характеризует гомогенность пунктов анкеты. Коэффициент α-Кронбаха принимает значения в диапазоне от 0 до 1. Приемлемым считается значение > 0,7. Высокое значение коэффициента α-Кронбаха указывает на наличие у набора вопросов общего основания - этнокультурной идентичности респондентов. Значение α-Кронбаха для американской версии опросника (α=0,66), следовательно, пункты опросника согласованы между собой.
С целью объединить респондентов в типологические группы мы применили кластерный анализ методом k-средних. При помощи компьютерной программы SPSS for MS WINDOWS Release 17.1 составлялись повёрнутые матрицы компонентов, вычислялись кластерные центры окончательного решения и количество наблюдений в каждом кластере, затем определялись связи между кластерной принадлежностью и этнокультурной принадлежностью респондентов.
Статистически достоверные (р<0,05) значения непараметрического критерия χ2 указывают на существование статистически значимых различий между группами каждой выборки, т. е. кластерные группы статистически достоверным образом различаются, они этнокультурно-гетерогенны. Когда статистически значимых различий между выборочными кластерными группами нет, это означает, что они этнокультурно-гомогенны.
Материал исследования составили 202 респондента в США, опрошенные в 2001 году в Международном центре научных исследований имени Вудро Вильсона, одним из подразделений которого является Институт перспективных российских исследований имени Дж. Кеннана, (город Вашингтон, округ Колумбия) и в университете штата Мэриленд (город Колледж-Парк, штат Мэриленд).
Результаты исследования и их обсуждение
Понятие этнокультурной идентичности уже, чем понятия социальной и социокультурной идентичности, но шире, чем понятие этнической идентичности. Понятия социальной идентичности и социокультурной идентичности предполагают наличие широкого набора социальных и социокультурных категорий, на основе которых формируется идентичность.
С понятием этнической идентичности понятие этнокультурной идентичности объединено тем, что в обоих случаях речь идёт об идентичности на основе всего одной социальной категории, однако, категория этнической культуры шире, чем категория этничности.
Мы исходим из того, что этнокультурная идентичность - это социально-психологический феномен сознания, состоящий в том, что личность определяет собственную тождественность через посредство своей принадлежности к этнокультурной группе, через осознание и оценку этой принадлежности, а также через сравнение этнокультурной ингруппы с аутгруппами, и включающий в себя эмоциональные переживания индивида по поводу этих процессов [1].
Этнокультурная идентичность - это составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей аффилиации в этнокультурную ингруппу. Априорно мы полагаем, что этнокультурная идентичность имеет два измерения: аффилиация и осознанность.
Аффилиация буквально означает стремление человека быть в обществе других людей. В нашем исследовании аффилиация означает стремление субъекта разделять нормы, ценности и модели поведения соответствующей этнокультурной группы, быть «правильным» членом этнокультурной группы, похожим на других членов этой группы.
Мы различаем аффилиацию на групповом уровне и аффилиацию на личностном уровне. Аффилиация на групповом уровне характеризуется максимально выраженным стремлением придерживаться тех норм, ценностей и моделей поведения, обычаев и традиций, которые свойственны соответствующей этнокультурной ингруппе. Аффилиация на групповом уровне проявляется в форме парадигмы минимальной группы, а также в форме внутриличностной / межличностной аффилиации в этнокультурную ингруппу. Минимальная групповая парадигма означает простую социальную категоризацию людей на различные группы (Г. Тэшвел) [5]. Аффилиация на личностном уровне характеризуется максимально выраженным стремлением к автономии личности, лояльность в отношении этнокультурной ингруппы низводится до минимума, вместо аффилиации в ингруппу субъект полноценно аффилиируется в поликультурное общество.
Осознанность означает ясность для субъекта собственной этнокультурной идентичности. Мы различаем минимальную осознанность - эксплицитную этнокультурную идентичность, нулевую осознанность - маргинальную этнокультурную идентичность и максимальную осознанность - имплицитную этнокультурную идентичность.
Отказ от изучения идентичности этнических групп в пользу исследования идентичности этнокультурных групп современного поликультурного общества обеспечивает очевидные позитивные преимущества, позволяя преодолеть исследовательские трудности, связанные, во-первых, с отсутствием зеркальной сопоставимости этнических групп в различных современных полиэтнических обществах, например, в России и в США; во-вторых, с наличием этнорасовых групп в некоторых современных полиэтнических обществах, и их отсутствием в других современных полиэтнических обществах; в-третьих, позволяет редуцировать большое количество этнических групп к одной недоминантной этнокультурной группе и исследовать её как целое.
По параметру «осознания идентичности» эксплицитная групповая идентичность характеризуется более чем минимальной степенью осознания (возрастание от отрицательных значений в направлении положительных значений). По параметру «аффилиация в этнокультурную ингруппу / в поликультурное общество» эксплицитная групповая идентичность характеризуется максимальной степенью аффилиации в ингруппу. Степень аффилиации в поликультурное общество минимальна, но степень осознанности идентичности начинает расти.
В действительности данные значения по двум измерениям этнокультурной идентичности означают начало процесса развития сознания своей идентичности. Сила и глубина процесса развития сознания определяются степенью аффилиации в этнокультурную ингруппу.
Любая социальная категория (например, анкетные или паспортные данные) даёт повод к формированию социальной группы. Созданные таким образом группы могут быть искусственными, а могут быть реальными: физики-лирики; мы - психологи, они - лингвисты; мы русские, а они - американцы и т. п.
Образование социальной группы на основе ролевой или статусной категории Г. Тэджфел назвал минимальной групповой парадигмой. Концепция минимальной групповой парадигмы Г. Тэджфела представляет собой развитие идеи Дж. Г. Мида о минимальном обществе.
Минимальное общество, по Дж. Г. Миду [3], состоит из биологических индивидов, физиологически способных к речи и участвующих в социальном акте, относящихся к ранним стадиям действий друг друга как к жестам, то есть как к указаниям на завершение акта.
Минимальная групповая парадигма, по Г. Тэшвелу, означает простую социальную категоризацию людей в различные группы. При этом неважно, какая именно социальная категория применяется для деления на ингруппу и аутгруппу - реальная или искусственная - предпочтение того или иного художника или композитора, либо просто подбрасывание монетки. Результат всегда один и тот же: люди начинают делиться на наших и не наших, на мы и они, на ингруппу и на аутгруппу.
Г. Тэшвел и Д. Тёрнер обнаружили [6], что социальная категоризация личности в минимальной групповой парадигме образует социальную идентичность: участники принимали приписанную социальную категорию членства (например, орёл или решка) в качестве релевантной самохарактеристики в этой ситуации. Простая социальная категоризация людей на различные группы продуцирует межгрупповое поведение, в котором участники отдают предпочтение членам ингруппы перед членами аутгруппы.
В минимальной групповой парадигме человек, по сути, деперсонализируется: он воспринимается, реагирует и действует как воплощение ингруппового прототипа, а не как уникальная индивидуальность. Поэтому сегмент нашей модели, на котором приоритетной для идентичности выступает минимальная групповая парадигма, мы назвали эксплицитной групповой идентичностью. Слово «эксплицитная» означает в данном случае, что идентичность строится на основе социальных ролей и статусов, которые доступны внешнему наблюдению. Слово «групповая» означает аффилиацию в ингруппу.
Четкий операциональный критерий эксплицитной групповой идентичности - это готовность взаимодействовать с аутгруппой и готовность включать в ингруппу представителей аутгрупп (например, психологическая готовность вступить в брак с представителем иной национальности).
В терминологии социального интеракционизма Дж. Г. Мида, эксплицитная групповая идентичность соответствует генерализованному другому [3].
Переход от эксплицитной групповой идентичности к имплицитной групповой идентичности переживается как развитие процесса развития сознания.
Данные кластерного анализа методом k-средних представлены в таблице 1. Респонденты американской выборки образовали четыре кластера. Наиболее радикально настроен кластер «расистов», выступающий вообще против браков между какими-либо этнокультурными группами для кого бы то ни было. «Противники мультикультурализма» выступают против подобных браков, не уточняя, о каких этнокультурных группах идёт речь. «Изоляционисты» выступают против браков между представителями собственной этнокультурной ингруппой с этнокультурными аутгруппами. «Приверженцы мультикультурализма» с одобрением относятся к интерэтнокультурным бракам.
Таблица 1
Распределение американских респондентов по кластерам эксплицитной групповой этнокультурной идентичности в зависимости от этнокультурной группы
Этнокультурная группа |
Кластер 1 Расисты |
Кластер 2 Противники мультикуль-турализма |
Кластер 3 Изоляцио-нисты |
Кластер 4 Привержен-цы мульти-культура-лизма |
Всего |
Доминантная |
3 4,5 % |
11 16,7 % |
0 0,0 % |
52 78,7 % |
66 32,7 % |
Недоминантная специфическая |
18 15,9 % |
10 8,8 % |
1 0,9 % |
84 74,3 % |
113 55,9 % |
Недоминантная неспецифическая |
3 13,0 % |
2 8,7 % |
3 13,0 % |
15 65,2 % |
23 11,4 % |
Всего |
24 11,9 % |
23 11,4 % |
4 2,0 % |
151 74,8 % |
202 100,0 % |
Напомним, что мы рассматриваем интерэтнокультурный брак в качестве показателя готовности принять в этнокультурную ингруппу представителя этнокультурной аутгруппы, т. е. показателя герметичности / транспарентности и толерантности этнокультурной группы. «Расисты», «противники мультикультурализма» и «изоляционисты» с неодобрением относятся к бракам между этнокультурными группами, поддерживая герметичность границ этнокультурных ингрупп и этнокультурную интолерантность. Объединяет их также то, что эти три кластера вместе не составляют и одной четверти американской выборки.
Значение критерия хи-квадрат Пирсона = 23,609, для 6 степеней свободы р = 0,00062, т. е. различия между кластерами статистически достоверно существуют. Статистически достоверные различия подкрепляют мысль о том, что в американском поликультурном обществе существует сознательная приверженность мультикультурализму.
Вывод
Три четверти американских респондентов - приверженцы мультикультурализма. Выделение «изоляционистов» в особый кластер подтверждает нашу мысль о существовании внутри американского поликультурного общества внятных границ между этнокультурными группами, но, поскольку этот кластер немногочисленный, мы заключаем, что границы прозрачные.
Рецензенты:
Тетюев Леонид Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры этики и эстетики философского факультета Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.
Печерский Владимир Григорьевич, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой консультативной психологии факультета психологии Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Ставропольский Ю.В. КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ЭКСПЛИЦИТНОЙ ГРУППОВОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЭТНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8464 (дата обращения: 14.12.2024).