Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В МИКРОСРЕДЕ

Баймуканова М.Т. 1 Кендирбекова Ж.Х. 1 Боброва В.В. 1 Олексюк З.Я. 1
1 Карагандинский государственный университет им. Е. А. Букетова
Успешная реализация задач, обусловленных социальной политикой государства, зависит, прежде всего, от качественной профессиональной подготовки специалистов нового профиля - социальных педагогов, от их компетентности, готовности к работе. Вопрос подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микрорайоне на сегодняшний день является одним из важнейших в современной профессиональной педагогике. Автору удалось достаточно убедительно обосновать всем содержанием своей статьи необходимость внимания педагогов к практической подготовке социальных педагогов, как к важному компоненту профессиональной готовности специалиста, а также указать место и роль практики в системе подготовки социальных работников к социально-педагогической деятельности. Исходя из этого, автором на первый план выдвигаются проблемы формирования исследуемой готовности социального педагога в процессе подготовки в вузе, а также представлен анализ совокупности социальных, социально-педагогических и других существенных элементов, сторон, определяющих формирование операционно-деятельностной готовности социального педагога при прохождении практики в социальных службах микрорайонов.
готовность к профессиональной социально-педагогической деятельности.
социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микросреде
практика
социально-педагогическая деятельность
1. Клушина Н. П., Ткаченко В. С. Организация практики студентов по социальной работе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа». - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 127 с.
2. Копытина И. О. Роль практики в становлении специалиста по работе с молодежью // Университеты и современная образовательная политика: Материалы междунар. научно-практич. конф. - Курган: РИЦ КГУ, 2005. - С. 137-138.
3. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. Галагузовой М. А., Мардахаева Л. В. - М., 2002. - 168 с.
4. Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу; Пер. с англ. под ред. Ю. Б. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.
5. Социальная педагогика. Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2003. - 402 с.
6. Offer D. The Psychological World of the Teenager (revd ed.). - New York: Basic Books, 2001. - 186 р.

Обучение социально-педагогической деятельности, как и образование в целом, в любом обществе должно соответствовать историческому контексту и одновременно отвечать насущным потребностям людей разных возрастов, в том числе детей и подростков. Эти вопросы имеют не только локальный, но и глобальный характер, а также затрагивают процесс практической подготовки специалистов на микроуровне. Немаловажную роль в этой системе занимают профессионально-образовательные программы подготовки социальных работников, в том числе к социально-педагогической деятельности в микросреде [1].

Полная программа подготовки таких специалистов включает как теоретический курс, читаемый в университете, так и курс практической подготовки, осуществляемый в учреждениях социальной работы с детьми и подростками по месту жительства. В идеале знания и умения, полученные в теоретическом курсе обучения, дополняются знаниями, полученными в практическом курсе и наоборот. Это помогает сформировать профессионала, хорошо чувствующего все аспекты социально-педагогической работы. Но для достижения подобной гармонии нужна координация усилий университета и социальной службы, иначе студенты не получат четкого и целостного представления о своих профессиональных функциях. В такой деятельности, как социально-педагогическая, важную роль играют практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им. Только в условиях непосредственной работы с детьми и подростками под  руководством наставников студенты получают возможность развивать и совершенствовать свои способности.

В соответствии со стандартом высшего профессионального образования к специалисту, прошедшему обучение по специальности «Социальная педагогика и самопознание», предъявляется ряд требований. При этом специалист не только должен получить научные и практические знания и представления о социально-педагогической деятельности, но и приобрести  определенные умения, среди которых в качестве основных можно выделить следующие:

  • аналитические, необходимые как для анализа процессов, происходящих в микроокружении ребенка, так и для анализа результатов профессиональной социально-педагогической деятельности;
  • коммуникативные, обеспечивающие владение инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации;
  • прогностические, обеспечивающие способность специалиста прогнозировать развитие событий, процессов;
  • организационные, позволяющие успешно организовывать социально-педагогическую деятельность с детьми и подростками в различных социокультурных условиях микросреды;
  • координационные, предусматривающие использование достижений различных областей знаний в решении проблем детей и подростков;
  • методические, направленные на изучение опыта деятельности учреждений социальной сферы, обобщение и применение опыта их работы, систематизацию информационных материалов.

Очевидно, что приобрести такие умения на высоком уровне  только в процессе изучения теоретических дисциплин невозможно, поэтому практика рассматривается в качестве интегрирующего компонента личностно-профессионального становления специалиста. Она имеет многоуровневый и многоаспектный характер и является связующим звеном между теоретическим обучением будущих специалистов и их самостоятельной работой в учреждениях [2].

 Однако до сих пор не решена проблема методического обеспечения практики. В то время как имеются довольно обширные списки рекомендованной литературы для теоретических дисциплин, библиографии по вопросам практического обучения социально-педагогической  работе с детьми и подростками в микросреде не достаточно. Видимо, считается, что литература по теоретическим курсам автоматически применима к практике, что не всегда соответствует действительности [3]. В таком случае преподаватели могут использовать дополнительный материал, заимствованный из различных источников: художественной литературы, периодики, официальных документов и т.д. Но подобная задача далеко не проста и лучше, если этим будет заниматься не каждый педагог-наставник в отдельности, а вузы и социальные службы, регулярно выпускающие соответствующие методические пособия.

 Полезные в этом отношении могут оказаться и материалы конференций по практике, если их соответствующим образом оформить. Ценный материал для совершенствования этого вида учебной работы могут представлять собой отчеты студентов о социально-педагогической практике, содержащие анализ исходного уровня готовности, процесса приобретения новых знаний, умений и навыков, а также общую оценку достижений за период практики. 

Сама программа практики составлена таким образом, чтобы студент имел возможность самостоятельно разобраться в структуре социально-педагогической службы, содержании её работы,  организационных аспектах ее деятельности. Только при таких условиях практика поможет каждому студенту четко определить для себя, кто такой специалист по социально-педагогической работе, выявить качества, необходимые специалисту, более углубленно изучить структуру и принципы работы социально-педагогических служб.

Но поскольку профессией социального педагога  по организации социально-педагогической деятельности с детьми и подростками  в микросреде можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, напрашивается вывод о необходимости ориентировать профессиональную подготовку  специалиста на формирование его личности [4].

 Одна из базовых характеристик личности социального педагога по организации работы с детьми и подростками - его готовность к профессиональной социально-педагогической деятельности с этой категорией населения в микросреде, микрорайоне. Она может быть интерпретирована как целостное образование, ядром которого  в соответствии с основными потенциалами личности выступает практическая, операционно-деятельностная готовность [5]. Процесс формирования этой готовности в его различных технологиях и модификациях составляет объект анализа и организационно-педагогических решений. Поэтому, в каких бы формах не осуществлялась социально-педагогическая деятельность с детьми и подростками в микросреде, микрорайоне  - с отдельными детьми, семьями, группами; с акцентом на помощь, поддержку, защиту, консультирование или социальное развитие, она всегда сохраняет свой практический характер. Обучение на рабочем месте дает возможность студентам не только овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой, почувствовать себя специалистами и по-настоящему осознать ценности социально-педагогической работы.

Успешная реализация задач, обусловленных социальной политикой государства, зависит, прежде всего, от качественной профессиональной подготовки специалистов нового профиля - социальных педагогов, от их компетентности, готовности к работе. Вопрос подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микрорайоне на сегодняшний день является одним из важнейших в современной профессиональной педагогике.

Плодотворность практического обучения зависит от обеспечения ряда  важных условий.

  • Во-первых, нужно, чтобы студенты имели возможность, пусть под руководством, но полностью выполнять задания, включающие фазы планирования, воздействия, оценки и подведения итогов. Если они всего лишь наблюдают за работой других, не получая возможности действовать самостоятельно, то обучение не будет полноценным. В обучении социально-педагогической работе имеют место и наблюдение, и подражание, но этого совсем недостаточно для того, чтобы научиться самому выполнять соответствующий вид профессиональной деятельности, - нужна реальная практика.
  • Во-вторых, каждому студенту необходим педагог-наставник. Обычно каждый наставник имеет одного подопечного, хотя существует и другая модель, когда каждый педагог-наставник работает с несколькими студентами одновременно. Но в любом случае между педагогом и учеником устанавливаются очень тесные отношения: наставник чутко следит за тем, что требуется его подопечному, и постоянно оказывает ему необходимую помощь. Это отличается от обычных форм обучения в высшей школе, где студенты редко входят в тесный личный контакт с преподавателями.

Исходя из этого, на первый план выдвигаются проблемы формирования исследуемой готовности социального педагога в процессе подготовки в вузе, а также представлен анализ совокупности социальных, социально-педагогических и других существенных элементов, сторон, определяющих формирование операционно-деятельностной готовности социального педагога при прохождении практики в социальных службах микрорайонов [6]. Вопрос подготовки социальных педагогов к социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в микрорайоне на сегодняшний день является одним из важнейших в современной профессиональной педагогике.

Таким образом, овладение практикой социально-педагогической работы - это процесс, в ходе которого в результате активного общения с детьми, подростками, членами их семей, а также более опытными коллегами происходит формирование специалиста.  Профессиональный опыт пропускается через собственное «я» специалиста, и благодаря этому профессиональный рост сопровождается ростом его как личности.

Рецензенты:

Абильдина С. К., доктор педагогических наук КарГУ им. Букетова Е. А., г. Караганда.

Мухтарова Ш. М., доктор педагогических наук КарГу им. Букетова Е. А., г. Караганда.


Библиографическая ссылка

Баймуканова М.Т., Кендирбекова Ж.Х., Боброва В.В., Олексюк З.Я. ЗНАЧЕНИЕ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ В МИКРОСРЕДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8440 (дата обращения: 09.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074