Многие ученые занимаются исследованием и интеграции в целом, и отдельных ее элементов, взаимосвязей и проявлений. В отечественной экономической науке проблемы интеграции рассматриваются в трудах Е. М. Коростышевской, Е. Ф. Герштейна, Г. Р. Марголита, А. Маршака, А. Молотникова, А. Радыгина и др. Накоплен весьма существенный научно-практический потенциал, который сформировался в результате многолетнего дискуссионного изучения проблем интеграции. Однако среди исследователей этой проблематики нет однозначного мнения, а также единого теоретического подхода к толкованию ее природы и содержания.
Интеграция как явление существует давно и как понятие употребляется в научной литературе уже несколько десятилетий.
Как известно, термин «интеграция» впервые был применен в 30-х годах ХХ века рядом немецких и шведских ученных [5] и в переводе с латинского (от лат. integratio - восстановление, восполнение от integer - целый) интеграция означает объединение в целое каких-либо частей, элементов [8].
В данном исследовании интересующая нас проблематика связана с экономическим аспектом изучения интеграционных процессов и лежит в рамках экономической плоскости.
Приведем типичное определение интеграции, даваемое во многих учебниках по экономике и экономических словарях: интеграция - (от integer - целый) - это «объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними» [8].
Международная экономическая интеграция (МЭИ) - это «объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики» [5].
Основными признаками международной экономической интеграции являются:
- взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;
- структурные изменения в экономике стран-участниц;
- необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.
К преимуществам международной экономической интеграции:
- увеличение размеров рынка- проявление эффекта масштаба производства;
- рост конкуренции между странами;
- обеспечение лучших условий торговли;
- расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
- распространение новейших технологий.
Отрицательными последствиями международной экономической интеграции являются:
- отток ресурсов (факторов производства) более отсталых стран в пользу более сильных партнеров;
- повышение цен на товары в результате олигопольного сговора между транснациональными корпорациями стран-участниц;
- эффект потерь от увеличения масштабов производства.
Выделяют следующие формы международной экономической интеграции (с усилением интеграции к концу списка):
- Преференциальная зона;
- Зона свободной торговли;
- Таможенный союз;
- Общий рынок;
- Экономический союз;
- Экономический и валютный союз.
Преференциальная зона - форма международной интеграции. Преференциальная зона объединяет страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
Зона свободной торговли (ЗСТ) - тип международной интеграции, при котором в странах-участницах отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором.
Таможенный союз (ТС) - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.
Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка.
Экономический союз - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:
- Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран;
- Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала;
- Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.
Экономический и валютный союз (ЭВС) - один из видов торговых блоков, характеризующийся следующими признаками:
- Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран;
- Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть капитала и рабочей силы;
- Наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики;
- Наличие наднациональных органов управления и проведение единой макроэкономической политики.
В конце XX в. экономическая интеграция стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - участниц интеграционных группировок.
В последние годы Российская Федерация все активнее принимает участие в процессах интернационализации мировой экономики, что во многом связано с тем, что мировое сообщество научилось видеть в современной России полноправного партнёра. Объёмы внешней торговли и со странами СНГ, и со странами дальнего зарубежья непрерывно росли вплоть до наступления мирового экономического кризиса. В настоящее время после резкого спада вновь наметилась положительная динамика.
Увеличение открытости экономики России привело к росту объемов иностранных инвестиций, росту рейтингов финансовой устойчивости, снижению показателей рисков для иностранных инвесторов, наконец, к вступлению РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО).
К основным проблемам, препятствующим развитию интеграционных процессов в экономике России, с нашей точки зрения, следует отнести:
1. Недостаточный уровень внутренней интеграции национальной экономики. Ни одно государство федеративного типа не может рассчитывать на эффективную экономическую интеграцию с другими странами при условии, что внутри страны еще не достигнут достаточный уровень экономической интеграции. В случае с Россией это выражается в чрезвычайно неравномерном развитии экономик регионов страны (а это большой разрыв в уровне жизни населения и развития производительных сил), а также в низком уровне межрегионального экономического сотрудничества. Подавляющее большинство мелких и средних предприятий работают лишь на внутренний рынок региона, без установления деловых контактов за его пределами.
2. Отсутствие единой государственной системы оценки развития интеграционных процессов в национальной экономике, а также в экономиках субъектов Российской Федерации. Оценить уровень развития интеграционных процессов в виде количественного показателя достаточно сложно, что объясняется многофакторным характером рассматриваемых процессов. При этом для органов государственной власти наличие данных об уровне развития экономической интеграции очень важно, поскольку это значительно облегчает мониторинг интеграционных процессов и позволяет проводить более успешную внешнеэкономическую политику. На сегодня большинство регионов РФ либо вообще не имеют подобных систем оценки, либо используют разные методики расчета интегрального показателя оценки, что делает их результаты несопоставимыми.
3. Слабо развитая инфраструктура, в особенности неудовлетворительное состояние транспортных систем. Эффективность процесса международной экономической интеграции во многом зависит от уровня развития инфраструктуры в интегрирующих странах. В России состояние транспортных систем в целом неудовлетворительно, отдельные участки федеральных автомобильных дорог вообще непригодны для осуществления перевозок. Низким остаётся и уровень развития информационной инфраструктуры в регионах России.
4. Исторически сложившаяся роль России как безусловного лидера на постсоветском пространстве, что зачастую мешает руководству страны адекватно воспринимать своих партнеров из стран СНГ. Экономическая интеграция в подавляющем большинстве случаев предполагает равноправное партнерство, построенное на взаимовыгодном сотрудничестве, которое предполагает, что стороны учитывают интересы друг друга. Руководство же Российской Федерации зачастую не желает идти на уступки, привыкнув к роли безусловного лидера, способного диктовать свои условия. В частности, именно этот фактор значительно тормозит сотрудничество России и Белоруссии.
По мнению автора, названные проблемы можно решить путем проведения следующего комплекса мероприятий.
Во-первых, рациональной представляется разработка единой системы оценки уровня развития интеграционных процессов в национальной экономике и в экономиках субъектов РФ. Данный шаг позволит значительно облегчить задачу мониторинга процесса международной интеграции, откроет новые возможности для планирования мероприятий по развитию интеграционных процессов и контроля их исполнения. С разработкой такой системы органы государственной власти получат новый мощный инструмент проведения региональной политики, что должно позитивно сказаться на экономике страны в целом.
Во-вторых, необходимо совершенствование региональной политики, при этом стимулирование развития международных и межрегиональных процессов интеграции на федеральном уровне должно преследовать цель равновесного развития регионов. Органы власти каждого региона при регулировании межрегиональных экономических отношений должны иметь ориентиры построения международных и межрегиональных связей и понимать стратегические задачи развития экономической системы страны в целом.
Далее, государству стоит уделить больше внимания развитию транспортной и информационной инфраструктуры в регионах России. Выделяя больше средств на финансирование соответствующих программ, следует одновременно ужесточить контроль их целевым расходованием. Причем в данной сфере целесообразным нам видится разработка проектов на основе государственно-частного партнерства. Выгоду от этого получает как государство - от увеличения налоговых поступлений, так и бизнес - за счет снижения расходов и выхода на новые рынки сбыта.
И, наконец, руководству страны стоит сформировать несколько иное понимание процессов экономической интеграции со странами СНГ, уделять большее внимание потребностям своих партнеров и, возможно, чаще идти на компромисс, не диктуя свои условия напрямую. Это позволит укрепить экономические и политические связи на постсоветском пространстве и улучшить имидж Российской Федерации на международной арене.
В результате реализации предложенного комплекса мероприятий Россия должна преодолеть основные препятствия, мешающие ей в полной мере использовать тот огромный экономический потенциал, который предлагает международная экономическая интеграция. В свою очередь, развитие интеграционных процессов в Российской Федерации должно дать мощный толчок развитию национальной экономики в целом.
Рецензенты:
Позднякова Тамара Алексеевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Налоги и налогообложение» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.
Хекилаев С. Т., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономики и управления на предприятии» Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Таказова М.Т. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8431 (дата обращения: 04.10.2024).