Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ССУЗА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА

Сулейманова П.В. 1
1 ГАОУ СПО «Казанский педагогический колледж»
В статье проанализированы подходы к формированию социокультурной компетентности студентов в условиях этнокультурной среды многонационального региона республики Татарстан. Актуализируется важность организации воспитательного процесса со студентами в учебном заведении системы среднего профессионального образования. Дается обоснование важности формирования этнической толерантности в студенческом возрасте, поэтому она рассматривается с точки зрения социального заказа. Рассматриваются характеристики среды и образовательной среды как педагогического явления, даются их характеристики. Отмечается специфика образовательной среды многонационального региона. Анализируется этнопедагогическая среда, ее структурные блоки с позиции личностно-ориентированного подхода. Дается характеристика особенностей этнопедагогической среды Татарстана. Обосновывается выбор категории этнопедагогической среды в формировании социокультурной компетентности по сравнению с образовательным пространством. Рассматриваются признаки образовательного пространства, его группы (территориально-административные образования; поселения – городские и сельские; пространства, занимаемые педагогическими системами – образовательные учреждения и семьи). Характеризуется этнопедагогическое пространство ссуза.
многонациональный регион
система среднего профессионального образования
этнокультурный потенциал
этнопедагогическая среда
образовательная среда
социокультурная компетентность
1. Григорьева А. А. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха: автореф. дис… д-ра пед. наук. – М., 1999.
2. Давлекамова Г. В. Подготовка студентов педагогического вуза к изучению этнопедагогической среды в полиэтническом регионе : дис. … канд. пед. наук. – Астрахань, 1998.
3. Менг Т. В. Педагогические условия построения образовательной среды вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1999.
4. Нурмакова М. С. Совершенствование этнопедагогической подготовки студентов творческого вуза: дис. … канд. пед. наук. – М., 1997.
5. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2003.
6. Полонский В. М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. – 1999. – № 8. – С. 16-22.
7. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / под ред. В. А. Петровского. – М., 1992. – 98 с.
8. Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки: Материалы междунар. науч. конф. (6–7 декабря 2001 г.). – Элиста, 2003.

Анализ работы профессиональных образовательных учреждений показывает, что технология использования материалов этнографии и народной педагогики в образовательном процессе не разработана достаточно полно, не определены и не обоснованы педагогические условия эффективного использования этнокультурного потенциала образовательной среды в современных социокультурных условиях. Особое место в реализации различных воспитательных и учебных задач имеет полиэтническая этнопедагогическая среда.

Актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания, осуществляемых в образовательных учреждениях, в семье, этнической среде средствами народной педагогики. Это важно для формирования этнического менталитета подрастающих поколений, воспитания любви к родному наро­ду, гражданственности.

В настоящее время возникает сложная ситуация: образовательный процесс по своей природе устраняет этническую специфику, а развитие этнической идентификации, если оно закладывается как цель в образовательные программы и стратегии, достижимо только за счет снижения качества образования.

Профессиональное обучение - сложный и многоплановый процесс, обусловленный объективными явлениями, происходящими в обществе: научно-технический и социальный прогресс, социально-экономическая и политическая обстановка и др. В период профессионального обучения учебное заведение имеет широкие возможности по оказанию влияния на подрастающее поколение. Оно формирует знание и уважение истории своей страны в целом и региона в отдельности, культуры, национальных традиций и обычаев, религии представителей разных национальностей.

В настоящее время психологи отмечают, что студенческий возраст - важнейший этап формирования этнического самосознания, поэтому в случае целенаправленного воздействия, что чаще всего проявляется через систему образования, появляется возможность формировать у них этническую толерантность, духовную связь с малой родиной, знание и уважение ее истории, культуры, национальных традиций, адаптированность к региональным условиям, потребность быть востребованным на региональном рынке труда. Приобретенные в процессе профессиональной подготовки знания и навыки общения должны способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, осознал себя как представителя конкретного народа, носителя культурных, национальных, религиозных ценностей, а с другой - привить ему уважение и интерес к другим культурам, умения эффективно сотрудничать с их представителями.

Внимание ученых к значению среды в развитии, обучении и воспитании связано с тем, что управление развитием неэффективно, если среда затрудняет деятельность. Среда органично включена в процесс жизнедеятельности человека и служит важным фактором регуляции его поведения. С одной стороны, среда через свои структурные компоненты воздействует на личность, с другой - личность, вступая во взаимодействие с окружающими людьми, предметами и явлениями, создает эту среду, придавая ей определенное качество [3].

Образовательная среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса. Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, исследователи имеют в виду конкретную среду учебного заведения, т. к. образовательная среда составляет совокупность материальных факторов; пространственно-предметных факторов; социальных компонентов; межличностных отношений. Все данные факторы и компоненты взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.

В нашем исследовании речь идет о специфической образовательной среде - образовательной среде многонационального региона, которая, несомненно, в силу этих особенностей оказывает определенное влияние на обучение и воспитание студентов ссузов. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения, т. к. среда - своеобразный показатель интериоризации учащимся культуры, показатель уровня его социального развития, уклада жизни, меры участия в жизни общества.

Образовательная среда в многонациональном учебном заведении - это личностно-развивающая среда, представляющая собой воспитательное пространство, которое включает образовательные, научные, культурные, этиче­ские и другие ценности. При участии всех компонентов образовательной среды, представляющей собой часть социокультурного пространства, зону образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов создаются условия для профессионального развития личности учащихся [7].

Этнические особенности окружающей среды накладывают отпечаток на личность человека, на его характер, сознание, на отношения с людьми своей и другой национальности. Основываясь на представлениях Г. В. Палаткиной, Г. В. Давлекамовой, этнопедагогическую среду можно определить как часть педагогической среды, которая окружает личность, влияя на ее развитие, и представляет собой совокупность всех условий жизни, в которых отражены этнические особенности, выражающихся в мировоззрении людей, взглядах, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д. Этнопедагогическая среда формирует личность человека - носителя национальной культуры, но в то же время способного усваивать традиции, культуру, язык других наций, формировать человека как субъекта и носителя межнациональной культуры [2; 5].

Совокупность этнопедагогических возможностей среды (способность системы структурных компонентов этнопедагогической среды образовывать, развивать и осуществлять функции этнопедагогической среды), под воздействием которых происходит развитие и формирование личности как носителя определенной национальной культуры, определяет педагогический потенциал этнопедагогической среды.

При анализе структуры этнопедагогической среды как динамической системы, учитывая личностно-ориентированный подход (Е. Н. Бондаревская, В. В.Сериков и др.),  исследователи (Г. В.Палаткина, Г. В.Давлекамова) выделяют ряд компонентов, которые объединили в следующие блоки: личность и общество (религия, этнос, родной язык, учебное заведение, средства массовой информации, средства и методы народной педагогики); личность и семья (родители, семейные обряды, обычаи, традиции); личность и общество сверстников (инициации, сверстники и их взаимоотношения, правила поведения).

Этнопедагогическая среда различных регионов имеет свои особенности (Г. В. Палаткина). Можно выделить следующие основные особенности этнопедагогической среды Республики Татарстан: полиэтничный состав населения (в регионе проживает 105 представителей различных этносов); этносы Республики Татарстан сохранили исторически сложившийся мир и взаимопонимание; рост школ, имеющих статус образовательного учреждения с этнокультурным татарским компонентом образования, изучающие национальные языки (21 школа в Республике); повышение интереса к религиозным праздникам, обычаям (в связи с ростом числа верующих), а также интерес к национальной культуре (в Республике Татарстан создано более 20 национально-культурных обществ, призванных сохранять и развивать национальную культуру).

Процесс этнопедагогической подготовки состоит в преодолении и расширении жизненных ситуаций и противоречий, проблем, вопросов, конфликтов и столкновений, которыми так полон прошлый и настоящий народно-педагогический опыт. Противоречивость содержания нравственной жизни людей, отраженной в фольклоре, народной поэзии, философских размышлениях, следует рассматривать как главный объект образовательного процесса, необходимо систематически и постоянно работать, сосредотачивая усилия на умелом, в ряде случаев, коллективном разрешении этих противоречий, сопровождая это каждый раз формированием у студентов нравственного чувства, сознания, привычек, привычных норм поведения [4].

С понятием среды тесно связано появившаяся в последние годы категория образовательного пространства. Каждый регион имеет свою этнопедагогическую среду, и каждый ссуз и вуз - свое этнопедагогическое пространство. Можно говорить об образовательном пространстве, имея в виду территорию, в пределах которой действуют федеральные государственные образовательные стандарты. Что касается пространства воспитательного, то оно по определению входит в образовательное [6].

Исследователи выделяют такие признаки образовательного пространства, как: единство, целостность; компонентный (элементный) состав, включающий как индивидуальные, так и коллективные (совокупные) субъекты; взаимосвязь, структурированность этих элементов; событийность; открытость пространства (связь со средой, включая семьи, молодежную субкультуру, различные институты социально-культурной среды, общественные организации и т.д.); значимость для субъектов (личности обучаемого и воспитуемого) за счет разнообразия, открытости (известности) предложений, подвижности, лабильности содержания, гибкости структуры и т.д.; преднамеренность создания образовательного пространства и способность его к изменению; наличие возможностей (например, количество информации), превосходящих запрос субъекта в данный момент времени, что обеспечивает возможность выбора; педагогическая целесообразность организации образовательного пространства.

Характеристика традиционной педагогической культуры в системе непрерывного образования, являющейся этнопедагогическим пространством, представляет собой синтез общечеловеческого и этнического, субъектом которого являются учителя, учащиеся, родители.

Г. Н. Волков употребляет это понятие в своих работах, но не определяет его и говорит о расширении этнопедагогического пространства. Воспитательное пространство всегда является этнопедагогическим и не может конструктивно и эффективно функционировать без этнических параметров, характеристик, критериев [8]. Оно всегда представляет собой синтез общечеловеческого и этнически особенного. Субъектами этого пространства являются взрослые, которые, так или иначе, занимаются воспитанием, и воспитанники (дети, внуки, правнуки), нуждающиеся в воспитательной заботе.

Выделяются 3 группы воспитательных пространств: 1) территориально-административные образования (страны, регионы, районы); 2) поселения - городские и сельские; 3) пространства, занимаемые педагогическими системами, - образовательные учреждения, семьи и т.п. [1]. Все они входят в структуры тех или иных воспитательных пространств как своеобразных территориальных социально-педагогических целостностей, под суммарным, обобщенным влиянием которых и происходит развитие подрастающих поколений. Воспитательное пространство семьи - малая часть этнопедагогического пространства.

Этнопедагогическое пространство ссуза - это один из видов воспитательного пространства, которое относим к третьей группе, оно рассматривается как педагогическая система, при функционировании которой порождается целенаправленный процесс воспитания и обучения. Оно представляет собой территории, на которых осуществляются процессы воспитания, и как их модификации - процессы обучения, образования, самовоспитания и т.п. Они организуются обществом для формирования подрастающих поколений, т.е. той части населения, которая нуждается в педагогической заботе до совершеннолетия и получения профессии. Вместе с тем в условиях постоянного возрастания требований общества к своим членам возникает потребность в непрерывном образовании взрослого населения, которое также входит компонентом в это пространство.

Итак, можно говорить о многонациональном ссузе как о пространстве этнопедагогическом, в котором развивается этническое самосознание человека, в нем он приобщается к традициям своего народа. Нет воспитательных пространств, которые не имели бы этнической характеристики. Вместе с тем нельзя не видеть и другого: любой человек, любая человеческая общность, любой этнос всегда есть единство этнически особенного и общечеловеческого [1].

Этнопедагогическая среда Татарстана является в первую очередь полиэтнической педагогической средой. Целенаправленное использование особенностей этнопедагогической полиэтнической среды в работе педагога ссуза поможет обеспечить для студента адекватное восприятие своей национальности и сформировать у него позитивное, толерантное отношение к представителям других национальностей, развить социокультурную компетентность в условиях опыта общения и сотрудничества, овладения культурой своего и других, рядом проживающих народов.

Рецензенты:

Помелов Владимир Борисович, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.

Александрова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики НОУ ВПО «Вятский социально-экономический институт», г. Киров. 


Библиографическая ссылка

Сулейманова П.В. ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ССУЗА МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8353 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074