Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ КОММУНИКАЦИЙ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МЕДИАТИЗАЦИИ

Лебедева Н.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства»
Появление новых форм информационного сообщения, популяризация и распространение Internet-технологий сопряжены с необходимостью адаптации образовательной среды ВУЗа под потребности внешнего окружения и формирования в нем современной профессионально-ориентированной системы коммуникаций. Существующие на сегодняшний день профессионально-ориентированные системы ком-муникаций в высших учебных заведениях рассматриваются в основном как информационно-учебная среда или инструмент трудоустройства студенчества и не учитывают возможности технико-технологических достижений, а также особенности информационного восприятия молодежи. Для реше-ния обозначенных проблем автором статьи предложена организационная модель управления профессио-нально-ориентированной системой коммуникаций в ВУЗе, созданная на основе взаимодействия учебно-го заведения (кафедры) и малого предприятия (социальной инновационно-образовательной сети). В ней в качестве одного из основных средств построения профессионально-ориентированной системы комму-никаций в ВУЗе в условиях информатизации и медиатизации выделяется виртуальная среда, а плат-формой для проектирования служит инновационно-образовательная сеть, особенность которой заключа-ется в системном подходе и интеграции разрозненных образовательных Internet-ресурсов.
информационное пространство ВУЗа
инновационно - образовательная сеть
профессионально - ориентированная система коммуникаций
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О госу-дарственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образова-тельных учреждениях высшего профессионального образования».
2. Тапскотт Д. Электронно-цифровое общество. – М.: Рефл-бук, 1999. – С.120-122.
3. Федеральный закон № 217 – ФЗ от 02.02.2009 «О внесении изменений в отдельные зако-нодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического примене-ния (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
4. Студенческая городская биржа труда [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://embit.ru/partners.php (дата обращения 17.09.2012).
5. Студенческая биржа труда «Электронного корпоративного университета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.sbt-univer.ru (дата обращения 17.09.2012).

Появление новых форм коммуникационного и информационного сообщения, механизмов формирования мировоззрения молодежи, популяризация и распространение Internet- технологий диктуют необходимость адаптации образовательной среды ВУЗа под потребности внешнего окружения и представителей реального сектора экономики, то есть формирования современной профессионально-ориентированной системы коммуникаций в высшем учебном заведении.

В современной научной литературе существует немало сведений относительно применения в системе образования различных инструментов коммуникации, в том числе и Internet-технологий, предназначенных для построения профессионально-ориентированной системы взаимодействия в процессе обучения. Однако данный вопрос в большинстве случаев рассматривается с позиции организации взаимосвязи «учителя» и «ученика» в процессе получения общего образования, развития коммуникативных навыков путем определения значимости изучения иностранных языков или выбора области дальнейшей профессиональной деятельности. В сети Internet профессионально-ориентированные системы коммуникаций представлены такими элементами, как: электронные биржи труда, профориентационные информационные ресурсы для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательные системы и сети, основными недостатками которых являются: узкая специализации (выполнение одной или двух функций), направленность на определенный потребительский сегмент, локальный характер и отсутствие взаимосвязи с иными профессионально-ориентированными и образовательными системами и сервисами [2]. Одними из наиболее ярких примеров профессионально-ориентированных систем коммуникации в сетевом пространстве являются студенческие биржи труда, например: портал Студенческой биржи труда, созданной на базе ряда высших учебных заведений г. Казань, ее главная цель заключается в оказании содействия студентам (выпускникам) в поисках достойной работы [5]; городская студенческая биржа труда – создана на базе Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (ГСБТО СПГУТД) и объединяет ряд высших учебных заведений Санкт-Петербурга, ее основная цель – создание в системе образования Санкт-Петербурга службы профессиональной ориентации, помогающей в выборе специальности, образовательного учреждения, сферы деятельности [4]; студенческая биржа труда Санкт­-Петербургского государственного университета сервиса и экономики (СПбГУСЭ).

Данные ресурсы представляют собой отдельные элементы профессионально-ориентированной системы коммуникаций, которые выполняют ограниченный набор функций. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что профессионально-ориентированная система коммуникаций в высшем учебном заведении рассматривается в основном как информационно-учебная среда или инструмент трудоустройства студенчества.

Однако в современных социально-экономических условиях подобного определения уже не достаточно, так как профессионально-ориентированная система коммуникаций в ВУЗе является более сложной и многокомпонентной структурой и представляет собой совокупность технико-технологических процессов, механизмов, способов, условий: получения, хранения, обработки, использования и передачи информации; взаимодействия в виртуальном пространстве и применения информационно-коммуникационных каналов, которые предназначены для формирования профессиональных, личностных компетенций индивидов, испытывающих потребность в актуальных знаниях, саморазвитии и самореализации; подготовки специалистов инновационной экономики; формирования инновационной инфраструктуры вокруг высшей школы; развития долгосрочных отношений с субъектами реального сектора экономики с целью коммерциализации результатов научно-инновационной деятельности, разработки и выведения на рынок инновационного продукта.

К профессионально-ориентированной системе коммуникаций относятся следующие элементы:

· субъекты коммуникационного процесса, распространяющие, потребляющие или преобразующие определенные данные и информацию;

· информация, стимулирующая: инновационные процессы, процессы активизации творческого и инновационного потенциала индивида, формирование и развитие профессиональных навыков, применение профессиональных знаний и опыта в создании реального продукта или в процессе трудовой деятельности;

· информационная инфраструктура и каналы коммуникаций.

Одним из основных средств формирования профессионально-ориентированной системы коммуникаций в современных условиях в ВУЗе можно назвать виртуальную среду. Следовательно, способом ее реализации может выступать социальная инновационно-образовательная сеть, особенность которой заключается в системном подходе и интеграции разрозненных образовательных Internet-ресурсов, а также брокеридже знаний в виртуальной среде.

Управление профессионально-ориентированной системой коммуникаций в ВУЗе, по сути, является процессом управления и интеграции социальной инновационно-образовательной сети, включающей в себя элементы профессиональной коммуникации с существующим информационным пространством учебного заведения. При этом стоит учитывать специфику организации процесса управления, обусловленную необходимостью выделения или создания, для реализации руководящих функций, отдельного исполняющего органа или малого предприятия. Это является возможным в силу получения высшими учебными заведениями права создавать малые инновационные предприятия, ориентированные на развитие конкурентных преимуществ ВУЗа и коммерциализацию результатов научно-инновационной деятельности [1,3].

На рисунке 1 представлена авторская организационная модель управления профессионально-ориентированной системой коммуникаций в ВУЗе, созданная на основе взаимодействия учебного заведения (кафедры) и малого предприятия (социальной инновационно- образовательной сети).

Рисунок 1. Организационная модель управления профессионально-ориентированной системой коммуникаций в Вузе, созданной на базе социальной инновационно­-образовательной сети

Ниже рассмотрены основные функции каждого из элементов структуры управления.

1. Наблюдательный орган. Его цель – осуществление контроля за соблюдением нормативных правил ведения деятельности организации и содействие ее развитию.

2. Президент организации осуществляет следующие полномочия: организация и координация деятельности предприятия; взаимодействие с внешними агентами (государственными органами) и наблюдательным советом; взаимодействие с внешними крупными потребителями, а также потенциальными потребителями и партнерами; разработка стратегии и перспектив развития предприятия; управление финансовыми потоками.

3. Исполнительный директор несет ответственность за: подбор персонала; нормальное функционирование сети, поддержание ее работоспособного состояния; актуализацию системы и адаптацию под изменяющиеся потребности потребителей; координацию деятельности службы маркетинга и продвижение сети; текущую деятельность персонала; мотивацию персонала и взаимодействие сети с внешними коммерческими и некоммерческими организациями; заключение договоров и партнерских соглашений; осуществление контроля деятельности сети; организацию взаимодействия с различными подразделениями базового ВУЗа; организацию мониторинга внешнего окружения.

4. Администратор по направлению «Образование» осуществляет: координацию деятельности электронного университета; учебно-методическое обеспечение образовательного процесса; привлечение преподавателей и тьюторов; организацию образовательного процесса (дистанционное образование); взаимодействие с индивидуальными корпоративными потребителями; первичное оформление договоров; мониторинг, поддержание нормального технического состояния образовательных сервисов системы.

5. Администратор по направлению «Сеть, биржа труда» осуществляет мероприятия по: обеспечению деятельности сети и поддержке ее работоспособного состояния; устранению технических неполадок в работе сети; актуализации и обновлению информации (библиотеки, справочные материалы и др.); разработке, обработке и распределению поступающей корреспонденции, запросов пользователей; организации, поддержанию, актуализации электронной биржи труда; координации деятельности персонала, отвечающего за текущее взаимодействие с потребителем (операторов сети); первичному оформлению договоров о сотрудничестве с организациями и биржами труда на предмет: предоставления персонала, вакансий, слияние баз данных и другое.

6. Администратор по направлению «Наука, проекты, консалтинг» осуществляет: организацию и поддержку системы консалтинга; привлечение и организацию деятельности специалистов-консультантов; мониторинг и анализ проектной деятельности и инновационных идей, размещаемых в рамках сети; анализ и экспертизу проектов; взаимодействие с потенциальными партнерами и инвесторами на предмет коммерциализации результатов научной деятельности.

7. В обязанности службы маркетинга включены: мониторинг и анализ внешнего окружения; разработка программ продвижения и сбыта продукта; постпродажное обслуживание потребителя.

Функционирование профессионально-ориентированной системы коммуникаций в ВУЗе, создаваемой на основе социальной инновационно-образовательной сети, предполагает организацию взаимодействия с внешним окружением и разработку механизмов взаимодействия с физическими и юридическими лицами – потенциальными потребителями. Автором настоящей статьи представлена модель организации взаимодействия социальной инновационной образовательной сети и внешней среды (рисунок 2).

Рисунок 2. Организационная модель и механизмы взаимодействия социальной инновационной образовательной сети и внешней среды

Важно отметить, что использование представленных механизмов взаимодействия с физическими и юридическими лицами позволяет решать следующие задачи: обеспечивать законность деятельности сетевого ресурса; формировать инновационную инфраструктуру; создавать виртуальную информационную среду, обеспечивающую возможность беспрепятственного взаимодействия научно-образовательных организаций и реального сектора экономики; создавать условия для активизации процесса приращения и распространения знаний; обеспечивать качество информационных ресурсов сети; повышать качество образования и подготовки специалистов; содействовать разработке и коммерциализации инновационной продукта и результатов научно-инновационной деятельности; способствовать удовлетворению потребностей и интересов потребителя; обеспечивать кастомизацию образовательного процесса и процесса предоставления, предлагаемых сетью услуг, т.е. осуществлять брокеридж знаний; обеспечивать максимальное вовлечения потребителей в процесс создания инновационного продукта/услуги, тем самым мотивируя его к дальнейшему сотрудничеству; формировать приоритет инновационной деятельности, образования и развития личности; создавать условия для реализации творческих инициатив и самореализации индивидов; содействовать поиску инвесторов для реализации проектов.

Эффективность интеграции социальной инновационно-образовательной сети и внешней среды определяется: главенством приоритета потребителя и его потребностей; использованием инновационных решений и подходов; индивидуальным подходом к потребителю; предоставлением качественного и конкурентоспособного продукта; практической применимостью результатов научно-образовательной и инновационной деятельности; количеством вовлекаемых в проект реальных компаний и организаций; имиджем и репутацией сетевого ресурса.

Рассмотрим более подробно механизмы взаимодействия социальной инновационно-образовательной сети и способов привлечения потенциальных потребителей и партнеров.

1. Механизмы взаимодействия с юридическими лицами. Взаимоотношения между социальной инновационно-образовательной сетью и потенциальными партнерами основаны на заключении взаимовыгодных договоров и соглашений: на оказание различных услуг, организацию и проведение совместных проектов, бенчмаркетинг, получение знаний (брокеридж знаний), навыков. Реализация совместных проектов в рамках виртуальной площадки сетевого ресурса позволит создавать условия для долгосрочного эффективного взаимодействия и совместной деятельности научно-образовательного учреждения и коммерческих и некоммерческих организаций. Также это является одним из способов вовлечения различных организаций в процесс создания инновационного продукта и научно-инновационные процессы, инструментом маркетинга, мотивации и формирования положительного восприятия деятельности социальной инновационно-образовательной сети у потребителя, способствует коммерциализации инноваций и созданию конкурентоспособных, направленных на повышение качества жизни продуктов, в том числе и социальных.

2. Механизмы взаимодействия с физическими лицами. Предполагают предоставление индивиду ряда возможностей по саморазвитию и самореализации в профессиональной, научно-образовательной сферах в рамках работы виртуальной площадки. Кроме того, предлагаемые механизмы позволяют осуществлять интеграцию индивида в различные социальные сообщества: профессиональные, научные, творческие, независимо от его территориальной привязки.

3. Способы организации взаимодействия и привлечения потенциальных партнеров и пользователей предполагают:

· Предоставление конкурентоспособного продукта потребителям (корпоративным и индивидуальным), посредством внедрения инновационных разработок, направленных на удовлетворение потребностей индивида и социума в целом. Продуктом может являться: качественная информация, услуга или товар, знания, навыки и опыт.

· Формирование общественного мнения и имиджа сетевого ресурса происходит посредством активной маркетинговой компании и непосредственной деятельности сети.

· Развитие системы маркетинговых мероприятий и информационной политики сети.

Развитие профессионально-ориентированной системы коммуникаций в ВУЗе – необходимое условие создания современного конкурентоспособного образовательного учреждения, и на сегодняшнем этапе научно-технического прогресса, в условиях информатизации и медиатизации – уже не мыслимое без использования современных информационных и Internet-технологий. Применение в качестве платформы для формирования профессионально- ориентированной системы коммуникаций в ВУЗе инновационно-образовательной сети является одним из наиболее перспективных решений, поскольку Internet-пространство наиболее востребовано среди молодежи и составляет значительную часть информационной системы, необходимой для развития инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения.

Рецензенты:

Королев Виктор Иванович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг» Всероссийской Академии внешней торговли, г. Москва.

Шленов Юрий Викторович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Управление и интегрированные маркетинговые коммуникации» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Лебедева Н.А. УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ КОММУНИКАЦИЙ В ВУЗЕ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И МЕДИАТИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8340 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074