Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Цагарелли Е.Б. 1
1 ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права»
Обоснована значимость основных положений интегративного подхода при проектировании системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе. Описаны особенности проявления сущностных признаков интеграции в проектируемой системе психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе. В ней интегрированы такие разнородные и в тоже время взаимодополняющие виды деятельности, как диагностика и коррекция. Каждый из них представляет собой достаточно разработанную и самостоятельную научно-практическую область, но именно их интеграция придает целостность системе, существенно повышая тем самым ее эффективность. Реализация основных положений интегративного подхода в системе психолого-педагогичекой диагностики и коррекции личности в образовательном процессе способствует достижению основной ее цели – обеспечению эффективности высшего профессионального образования путем психолого-педагогического сопровождения личностного и профессионального становления будущего специалиста.
личностное и профессиональное становление
коррекция личности
психолого-педагогическая диагностика
интегративный подход
1. Большая советская энциклопедия / гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10. - С. 307.
2. Сластенин В. А. и др. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
3. Цагарелли Е. Б. Личностно-ориентированный подход в проектировании и реализации системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 6. - C. 73-76.
4. Цагарелли Е. Б. Системный подход как теоретико-методологическая основа системы психолого-педагогической диагностики и коррекции // Мир образования - образование в мире. - М.,2011. - № 4. - C. 165-172.
5. Цагарелли Е. Б. Структура системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 2; URL: www.science-education.ru /102-5708.
В настоящее время в период интеграции России в мировое образовательное пространство, глобальной модернизации системы образования, принятия закона «Об образовании», введения государственных образовательных стандартов третьего поколения среднего и высшего профессионального образования возрастает  актуальность проблемы подготовки мобильных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда. Профессиональная подготовка таких специалистов - сложная и наиболее значимая  проблема среднего и высшего профессионального образования.

Разрабатываемая нами система психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности в образовательном процессе позволяет существенно продвинуть решение этой проблемы. Фундаментом для ее построения послужили основные положения системного подхода (системно-функционального, системно-структурного, системно-генетического) [4]. Теоретическим основанием для создания СППДК личности в образовательном процессе послужили также личностно-ориентированный, интегративный и компетентностный подходы в педагогике [3].

В данной статье мы рассмотрим реализацию интегративного подхода в СППДК личности в образовательном процессе.      

«Интеграция - это состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое» [1, с. 307]. В процессе интеграции возрастает объем и интенсивность взаимодействия между элементами системы, повышается ее целостность, устойчивость и эффективность действия. Интегративный подход в педагогике подразумевает связанность различных форм и систем обучения, воспитания  и развития, что способствует более эффективным, комплексным решениям методологического обеспечения образовательного процесса. В. А. Сластёнин полагает, что «...интеграция - не эмпирическое объединение произвольного множества элементов процесса обучения, связанных лишь ситуативно, а переход количества в качество. Это внутренняя взаимосвязанная и взаимообусловленная целостность процесса обучения, обладающая свойствами, отсутствующими у составляющих её компонентов (целей, содержания, методов, форм и т.д.). Это открытие новых связей и отношений между компонентами путём включения в новые системы связей» [2].

Наибольшее развитие интегративного подхода в педагогике приходится на 80-90-е годы ХХ в. Интегративный подход стал рассматриваться в качестве дидактического принципа, определяющего организацию образовательных систем. На его основе стали проводиться научные исследования на уровне системных внутрипредметных отношений, анализироваться и синтезироваться отдельные процессуальные и функциональные составляющие образования. На сегодняшний день интегративный подход в педагогике являет собой стремление к объединению, максимальному и согласованному использованию усилий и возможностей как можно большего числа участников образовательного процесса  при решении проблемы профессиональной подготовки специалистов, отвечающих требованиям современного общества.  

Как системное явление интегративный подход в образовательном процессе проявляется во внутренних связях между составляющими его процессами обучения, воспитания и развития, в целом средствами и методами обучения, предметной и ценностно-смысловой деятельностью субъектов образовательного процесса в частности. Именно эти основные проявления интегративного подхода обнаруживаются при  практической реализации системы психолого-педагогической диагностики и коррекции (СППДК) личности в образовательном процессе.

Рассмотрим более подробно проявление сущностных признаков интеграции в проектируемой нами СППДК личности в образовательном процессе.

Первое, что обнаруживается в интеграции, - это взаимодействие разнородных, ранее разобщенных элементов, частей, фрагментов, сторон и т.п. Именно наличие разнородных элементов делает возможным зарождение качественно новых образований.

В СППДК личности в образовательном процессе интегрированы такие, с одной стороны, разнородные, а с другой, взаимодополняющие виды деятельности, как диагностика и коррекция. Каждый из них представляет собой достаточно разработанную и самостоятельную научно-практическую область, но именно их интеграция придает целостность системе, существенно повышая тем самым ее эффективность. Психолого-педагогическая диагностика личности на начальном этапе образовательного процесса в высшей профессиональной школе позволяет разработать индивидуальную программу личностного и профессионального развития, включая психолого-педагогическую коррекцию. Текущий мониторинг позволяет оценить эффективность проводимых коррекционных программ и при необходимости своевременно провести их корректировку. На заключительном этапе образовательного процесса результаты итоговой психолого-педагогической диагностики позволяют разработать индивидуальные рекомендации для дальнейшего личностного и профессионального становления специалиста высокой квалификации.

Отметим также то, что для достижения будущими специалистами личностного и профессионального совершенствования в образовательной среде СППДК личности тесно интегрирует процессы обучения, воспитания и развития для достижения этой цели.

Интегративный подход в СППДК личности реализуется также в организации активного взаимодействия всех участников образовательного процесса - преподавателей, воспитателей, психологов и самих  будущих специалистов для достижения цели личностного и профессионального становления.

Во-вторых, интеграция проявляется в качественных и количественных преобразованиях взаимодействующих элементов. Реализация СППДК личности в образовательном процессе позволяет создавать индивидуальные программы личностного и профессионального совершенствования будущего специалиста. На протяжении образовательного процесса в эти программы предполагается внесение корректив как в процесс психолого-педагогической диагностики, изменяя как количество, так и качество измеряемых параметров, так и в процесс коррекции,  увеличивая или сокращая количество коррекционных мероприятий и изменяя их качество, варьируя интенсивность воздействий. 

В-третьих, интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основу. Это своего рода программа, ориентирующая в главных чертах на то, что должно воспроизводиться в образовательном процессе высшей профессиональной школы в соответствии с поставленной целью - формированием компетентных, конкурентоспособных специалистов на рынке труда.  Именно для достижения этой цели практическая реализация СППДК личности в образовательном процессе предполагает разработку индивидуальных программ личностного и профессионального совершенствования будущих специалистов, в которых связаны воедино процессы обучения, воспитания и развития.

В-четвертых, интегративный процесс имеет собственную структуру, в которой можно выделить относительно обособленные и вместе с тем соподчиненные между собой связки, уплотнения, имеющие более высокую концентрацию корреляций. Структура интегративного процесса подчинена логике развертывания целостности. Предметом психолого-педагогической диагностики и коррекции в образовательном процессе профессиональной школы является личность будущего специалиста.  В этой связи структура СППДК личности в образовательном процессе должна соответствовать и быть своеобразным отражением структуры личности, так как только в этом случае функции данной диагностико-коррекционной системы будут соответствовать цели, для достижения которой она создана. В основу СППДК личности в образовательном процессе положена структура личности, включающая следующие иерархически расположенные уровни: психофизиологический, психических состояний, психических процессов, психологических свойств, социально-психологических свойств [5]. Все эти уровни интегрированы в единой системе с различной степенью связанности, которая определяется наличием большего или меньшего количества коррелятов.

В-пятых, следует отметить педагогическую целенаправленность и относительную самостоятельность процесса интеграции. Развертывание на единой логико-содержательной основе взаимодействия разнородных элементов образовательного процесса ведет к возникновению определенной целостности, выполняющей свои относительно самостоятельные функции. С другой стороны, реализация процесса интеграции детерминирует возникновение новых взаимодействий, новых систем с новыми качествами.

Основные составляющие СППДК личности в образовательном процессе - психолого-педагогическая диагностика и коррекция личности - достаточно самостоятельные области научного знания, имеющие свои специфические функции. Проектируемая нами система, в основе которой лежат диагностика и коррекция личности, обнаруживает новые функции, выполнение которых  становится возможным только тогда, когда эти составляющие тесно интегрированы.

Реализация проектируемой нами системы СППДК личности в образовательном процессе, в основном, осуществляется с помощью аппаратурно-программного комплекса (АПК) «Активациометр». Во-первых, именно в этом АПК интегрированы возможности осуществления как психолого-педагогической диагностики, так и коррекции личности в образовательном процессе. Во-вторых, в АПК интегрированы диагностические и коррекционные методики, охватывающие все уровни структуры личности: психофизиологический, психических состояний, психических процессов, психологических свойств, социально-психологических свойств.  В-третьих, обработка результатов психолого-педагогической диагностики и коррекции осуществляется с помощью программного обеспечения, позволяющего интегрировать отдельные исследуемые параметры в единое развернутое заключение.   

В СППДК личности в образовательном процессе, наряду с АПК «Активациометр», включены и бланковые диагностические методики, которые  в основном охватывают уровень социально-психологических свойств. Результаты диагностики с помощью бланковых методик также тесно интегрированы с результатами аппаратурной диагностики в общем заключении (характеристике).   

Таким образом, при проектировании  системы психолого-педагогической диагностики и коррекции личности в образовательном процессе мы опирались на  основные положения интегративного подхода в педагогике, представленные выше. Реализация этих положений в СППДК личности в образовательном процессе способствует достижению основной ее цели -   обеспечению эффективности высшего профессионального образования путем его психолого-педагогического сопровождения.

Рецензенты:

Ахметова Дания Загриевна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию  ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права», г. Казань.

Уткин Василий Евгеньевич,  доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института) Минобороны РФ, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Цагарелли Е.Б. ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8328 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074