Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

Ахметшина Г.Р. 1
1 ФГОУВПО «Казанский (Поволжский) государственный университет» Казань, Россия (420021, г. Казань, ул. Татарстана, дом. 2)
В предлагаемой статье рассматривается один из аспектов развития способности к творческой самореализации у студентов вуза, связанный, в частности, с педагогическим потенциалом народного прикладного искусства. Автор раскрывает важнейшие составляющие данного образовательного потенциала, основанного на интеграции разных видов художественного творчества и его импровизации, позволяющее студентам лучше понимать национальное и общечеловеческое в культуре своего народа. В статье анализируются функции педагогического потенциала народного прикладного искусства и его компоненты, а также предлагается авторское определение понятия «педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза». В контексте данного определения раскрывается определенные образовательные ресурсы для создания творческой базы и условий, где студенты ощущали бы себя творцами своих идей и замыслов. Практическая реализация педагогического потенциала народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации представляет собой один из актуальных вопросов образовательной практики высшей школы, поскольку ее результаты углубляют, расширяют и конкретизируют современные представления о художественных возможностях творческой деятельности студенческой молодежи.
образовательная практика.
творческая деятельность
народное прикладное искусство
познавательная деятельность
педагогический потенциал
1. Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. – СПб., 1993.
2. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. – М., 1995.
3. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. – М., 1981.
4. Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. – М., 1984.
5. Чернышова И. В. Творческая самореализация личности в художественно-образовательной деятельности // Искусство и образование. – N 1(51). – 2008.
Введение

Проблемы современного высшего образования, приведшие к необходимости его реформы, связаны не только с изменением социальных реалий, но и с обострением определенных противоречий самого образовательного процесса, одним из которых является отчуждение содержания образования от субъекта образовательной деятельности. Это отчуждение заключается, в частности, в том, что образование часто проявляет свою отстраненность к индивидуальности и утрачивает важнейшую составляющую своей сущности, связанную с субъектностью его участников.

В современных социально-экономических условиях возможности народного  искусства вселяют надежду на преодоление этого отчуждения, поскольку оно расширяет диапазон образовательного пространства для реализации постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных потребностей учащейся молодежи. Отсюда, педагогический потенциал народного прикладного искусства приобретает значительный вес, выступая как мощное средство формирования мотивации к познавательной деятельности и расширения культурного пространства самореализации личности. Это связано еще с тем, что возрождение и развитие народного художественного творчества может стать очень сильным фактором воздействия на духовный мир человека. Таким образом, заботясь о сохранении народного прикладного искусства, вуз формирует у студентов чувство принадлежности к своему народу, сохраняя тем самым нравственные нормы, выработанные предшествующими поколениями. Это относится и к развитию национальных чувств. Однако действительность такова, что сегодня народная культура постепенно утрачивает свои позиции в передаче нравственных норм и ценностей, значит, и в регулировании социального поведения. Она уже не так эффективно обеспечивает решение проблем, связанных, например, с социализацией личности, в то время как воздействие ее на индивида могло бы быть значительно выше.

Тем не менее  в современной образовательной парадигме, наконец, начинает  наблюдаться интерес к творческому началу личности; и одним из аспектов профессиональной подготовки будущего специалиста является развитие  у него способности к творческой самореализации на основе полученных знаний, умений и навыков. Поиск педагогических средств актуализации творческого потенциала студентов и ставит во главу угла критерий культуросообразности образовательного пространства вуза. Таким образом, единство культурного и образовательного пространства должно стать необходимым условием формирования не просто исполнителя в той или иной профессиональной сфере, но активной творческой личности. Об этом говорит и то обстоятельство, что культурное пространство России как творческий потенциал образования всегда представляло собой живое многообразие национальных культур, культурных традиций и региональных особенностей.

На основе этого рассмотрим суть педагогического потенциала народного прикладного искусства в контексте воспитания творчески активной личности, поскольку проблема самоопределения молодых людей является сегодня одной из самых актуальных в педагогической науке и практике.

Следует отметить, что педагогика народного художественного творчества всегда являлась частью педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта и предлагающей, в частности, способы воспитательного воздействия на личность средствами народного прикладного искусства. Специфика осуществления преемственности народной культуры, где традиции национальных и этнических культур являются определяющими, заключается в создании культурной среды вуза через «погружение» в культурные отношения, наработанные и закрепленные многовековой историей общественного развития [1, с.134]. Важно, чтобы атмосфера многообразных культурных традиций окружала студента с первых дней пребывания его в вузе и в течение всей его учебы в нем. При этом народное прикладное искусство должно представлять единое целое со всей совокупностью материально-духовных связей молодого человека с окружающим миром и быть неразрывно связано со всеми сторонами его познавательной и творческой деятельности. В этих условиях воздействие на различные сферы сознания студента происходит уже естественным путем, без навязывания извне и осуществляется самой его жизнедеятельностью.

Отсюда, педагогический опыт обращения к народному прикладному искусству на основе интеграции разных видов художественного творчества и его импровизации позволяет студентам лучше понимать национальное и общечеловеческое в культуре своего народа; развивать творческую направленность в любом виде деятельности; повышать творческий потенциал и эвристическое воображение. Однако это будет происходить только посредством единства эстетических вкусов, нравственных позиций и познавательно-творческой мотивации, что на основе решения различных творческих и художественных задач может привести, в конечном счете, к творческой самореализации.

В этой связи процесс подготовки будущего специалиста в контексте развития его способности к творческой самореализации становится более эффективным, если:

- педагогический потенциал народного прикладного искусства рассматривается как одно из средств по формированию мировоззренческих установок; по обогащению личностных характеристик, а также формированию профессиональных компетенций с взращиванием творческого начала;

- в содержание образования студентов вуза включено изучение народного прикладного искусства во всем многообразии его функций;

- процесс освоения народного прикладного искусства в рамках его аксиологического, художественно-творческого и методического компонентов рассматривается с позиции художественно-практической подготовки студентов;

- система форм и методов педагогического потенциала народного прикладного искусства имеет целью личностное, профессиональное и художественное становление будущего специалиста и предполагает вовлечение студентов в различные виды художественной деятельности по дальнейшему развитию традиций народной художественной культуры.

Исходя из этого, педагогический потенциал народного прикладного искусства складывается из потенциала таких его функций, как: ценностная функция (природосообразная, культуросообразная, мировоззренческая и т. д.); социально-культурная функция (этнокультурная, эстетическая, утилитарная, сувенирная, коммуникативная, досуговая и т.д.); образовательная функция (информационная, познавательная, воспитательная, экологи-ческая, этнорегиональная и т.д.). Каждая из этих функций по-своему влияет на различные сферы личности будущего специалиста и на развитие способности к творческой самореализации.

К рассмотренным выше функциям народного прикладного искусства мы относим такие компоненты, как: аксилогический (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса); художественно-эстетический (развитие художественно-эстетической культуры личности на материале этнических художественных традиций); коммуникативный (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов) и др.

К рассмотренным выше функциям народного прикладного искусства мы относим такие компоненты, как: аксилогический (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса); художественно-эстетический (развитие художественно-эстетической культуры личности на материале этнических художественных традиций); коммуникативный (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов) и др.

Отметим в этой связи и значение взаимосвязи вуза и учреждений культуры в процессе развития способности к творческой самореализации у студентов. Эта связь целесообразна как в художественно-творческом, так и в культурно-просветительском аспектах, поскольку конкретные произведения народного прикладного искусства способны воздействовать на формирование у студентов эстетических предпочтений и представлений о различных сферах искусства. Определенная ответственность здесь лежит на преподавателях, образовательная деятельность которых обусловливает ключевой характер этнографических дисциплин, раскрывающих связи конкретного ремесла с культурными традициями жизни народа. Отсюда, становится весьма важной проблема обоснования содержания этнохудожественного образования, соотнесения его с культурологией и педагогикой, а также  историко-культурными особенностями данного региона. В этой связи важно, чтобы в вузе внедрялись деятельностные формы постижения основ народного прикладного искусства. Необходимо отказаться от односторонней ориентации на унифицированное изучение лишь академического искусства и стремиться к поиску путей приобщения обучающихся ко всем видам и жанрам народной художественной культуры [2, с.358].

Как показывает образовательная практика, спрос на предметы традиционных народных промыслов сосуществует подчас с отсутствием элементарных знаний в области народного прикладного искусства. В этом случае особую актуальность приобретает формирование у будущего специалиста представлений о том, что традиционная культура не ограничивается в своем значении некоей потребительской стоимостью представленного изделия в колоритном исполнении с учетом данной местности, а является основой этноса. Поэтому формирование у студентов способности видеть истинную красоту народного творчества, умения отличить ее от современного «китча» требует определенного опыта общения с подлинными образцами народной культуры. Однако такой опыт сегодня студенты часто не могут приобрести самостоятельно, поскольку народная традиция в ее исконной форме практически вытеснена из повседневной жизни. Именно поэтому этот пласт культуры нуждается в актуализации. В этом отношении образовательный процесс в вузе требует определенной организации культурологического и гуманитарного пространства. Это обусловливает особую роль, например, музейной среды, художественных выставок, вернисажей и т.д., так как у них не просто имеются вещи, предметы, образцы художественного творчества, но воссоздается культурная атмосфера, свойственная данной региональной народной культуре.

Педагогический потенциал народного прикладного искусства заключается еще и в том, что осуществляется взаимодействие чувств и эмоций студента в неразрывной связи с его конкретной творческой и духовной деятельностью. Эта взаимосвязь хорошо прослеживается, например, при наблюдении обрядов и праздничных действий в народной культуре, когда те или иные жанры народного художественного творчества, включая и декоративно-прикладное, не выступают в качестве некоего автономного культурного компонента, а составляют органичную часть единого целостного культурного явления творческого характера. При этом в качестве факторов эмоционально-чувственного воздействия на студента выступает не только духовная составляющая художественного творчества, но и его предметно-материальная атрибутика (одежда, утварь, поделки и т.д.). Все это, собственно, и способствует более свободному вхождению студента в атмосферу творческого действа, например, в процессе выполнения творческих работ или будучи участником какого-нибудь обряда, народного праздника. Тем самым создаются предпосылки для раскрепощения его творческого потенциала на основе личного интереса и способностей.

А для этого необходимо создание определенной творческой базы и условий, где студенты ощущали бы себя творцами своих идей и замыслов. Этому, в частности, могут способствовать следующие образовательные ресурсы:

- преподавателю необходимо избегать чисто повествовательного, на основе информации, способа передачи знаний;

- все занятия должны выстраиваться по алгоритму: «прочувствовать образ - осознать смысл его - выявить к нему свое отношение»;

- учебные занятия проводить в комбинированной организационной форме (сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм организации творческой деятельности);

- признать важность включения в занятия элементов эвристической дискуссии;

- культивировать целостное представление о художественной образности народного прикладного искусства, которое складывается на основе комплексного воздействия разных видов искусства [3, с.67].

Следует отметить, что педагогический потенциал народного прикладного искусства, отражающий, в широком смысле слова, занятия творчеством, развивают у студентов индивидуальность и самобытное видение мира, формируют творческие задатки и способности. Хотя и понятно, что объем освоенного студентами культурно-художественного материала и диапазон проявлений их творческого «Я» у всех будет разным. А поскольку нет студентов, одинаковых по характеру и результатам обучения, то в этом случае на помощь приходят проблемно-творческие ситуации, которые на занятиях искусством могут служить своего рода диагностическими ситуациями [4, с.95].

Однако в процессе развития творческих способностей студентов, получения ими навыков в той или иной сфере художественного творчества, обучение часто остается ориентированным скорее на формирование инструментальных компонентов интеллекта студента, чем на образных [5]. Данное размышление подкрепляется тем, что в процессе обучения в вузе учебно-творческие задания подчас не дают возможность студентам использовать создаваемые ими художественные образы для творческого самовыражения и актуализации накопленного опыта в виде зрительных впечатлений, чувственных переживаний, ассоциаций и представлений. В то время как способы художественного выражения могут создаваться только в процессе развития художественного и творческого отношения к окружающей действительности. Результатом этого впоследствии становится открытие новых сторон и граней действительности, которые и превращаются далее в художественную реальность. Поэтому так важно, чтобы на вузовском развивающем пространстве создавался этот смысловой алгоритм: личностное отношение к действительности - выявление художественных качеств действительности - превращение ее в художественную реальность. Это может стать, как нам представляется, ключом в поиске способов самореализации творческой личности. Кроме овладения профессиональными навыками и определенной академической грамотностью, во многих вузах и создают сегодня для студентов возможности для формирования у них образности мышления и умения созидать художественную реальность.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, мы пришли к следующему определению «педагогического потенциала народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза», под которым мы понимаем педагогический ресурс, связанный с ценностными, мировоззренческими, художественно-эстетическими и  воспитательными средствами, которыми обладают народные образы прикладного искусства как полифункциональное явление народной художественной культуры, влияющей на активизацию мотивации студентов к самовыражению в творческой деятельности и реализации в ней своего культурологического потенциала.

Педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации может быть реализован  при активном содействии в процессе обучения преподавателя, который призван не просто тонко руководить на занятии ходом творческой работы, но и направлять деятельность студентов в нужное русло в зависимости от тех задач, которые перед ними поставлены. Более того, преподавателю необходимо создавать определенную творческую обстановку, содействующую установлению эмоциональной атмосферы при работе, например, над художественной композицией, и рационально помогать студентам в организации деятельности, связанной, в частности, с техникой работы с предметами народного прикладного искусства, чтобы поддерживать интерес студентов к созданию оптимальной композиции конкретной творческой работы. Создаваемая преподавателем эмоциональная атмосфера, в которой проявляются личностные качества студента, его эмоции, переживания, а также индивидуальные психологические и физиологические особенности составляют уже понятие психологической атмосферы, существенным образом влияющей на развитие творческой самореализации студентов и, как результат, на получение творческого продукта.

При этом,  какой бы вид народного прикладного искусства мы не взяли,  теоретические знания, которые студенты приобретают на занятиях по декоративно-прикладному искусству, являются исходной базой для глубокого понимания ими законов и принципов любой художественной композиции. Эти же теоретические знания дают студентам возможность грамотно судить об эстетической и художественной ценности произведений народного искусства с их композиционным началом, проникать в сущность их гармонического построения.

Важно отметить в этой связи, что систематичность и последовательность в развитии творческой самореализации студентов выражаются в постепенно возрастающей доле их самостоятельности в процессе работы над тем или иным творческим проектом и уменьшении руководства преподавателем процессом творчества. Однако он исподволь помогает своим подопечным изучать натуру, наблюдать окружающую действительность и все те изменения, что происходят с ней.

Как показывает практика, педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза в процессе обучения не предполагает получение заранее известного результата, а помогает формировать определенные компоненты творческой самореализации, включая саморазвитие и композиционно-творческие способности. А это, как известно, способствует формированию положительной мотивации к творческой деятельности, когда осознанный поиск определенного творческого решения приносит учащейся молодежи особое эмоциональное удовлетворение. Именно на этой основе у студентов часто и возникает потребность в поиске таких условий, которые позволяли бы им проявлять свои творческие силы и способности.

В этом и заключается педагогический потенциал народного прикладного искусства в развитии способности к творческой самореализации у студентов вуза, который заложен в региональных и федеральных программах по  сохранению и развитию отечественной культуры и искусства; по возрождению народного художественного творчества; по поддержке одаренной молодежи. В заключение отметим, что народное прикладное искусство может занять важное место в формировании культурно образованной личности, благодаря чему на материале народного художественного творчества студенты усваивают колоритный язык своего народа, его обычаи и нравы и связанные с ними духовные ценности.

Рецензенты:

Валеева Роза Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.

Абдулхакова Айсылу Радифовна, доктор исторических наук, профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и книговедения ФГБЩУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Ахметшина Г.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНОГО ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8284 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074