Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Полякова Е.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Нижегородский институт управления»
В статье рассматривается проблема идеологической идентичности современного российского общества. Определяется актуальность ее разрешения для обеспечения социального единства, преодоления конфликтности и выработки стратегии модернизации, основанной на консенсусе ценностей. Предложены авторские интерпретации понятий «идеологическая идентичность», «идеологическая идентификация». В качестве важнейшего социального института, формирующего идентичность, выделяется образование. Обосновывается идея глубокой взаимосвязи идеологической идентичности и ценностей национальной системы образования. Образовательные ценности представлены как наиболее востребованные развитием современного общества и способные выступить в качестве основания идеологической идентичности. Определена новая задача для отечественной философии образования – формирование ценностных основ идеологической идентичности современного общества. Предложены практические меры по интеграции образовательных ценностей в государственную политику и решению проблем идеологической идентичности российского общества.
ценности
образование
идеологическая идентификация
идеологическая идентичность
1. Авакьян С. Ни одна страна не может жить без идеологии // Российская Федерация сегодня. – 2009. – №6. – С.2.
2. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С.342.
3. Гладышева В. А. Идеологическая идентичность в современном российском обществе (социально-философский анализ): Автореф. дис… канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2012. – 30 с.
4. Ивашевский С. Л. Образование и идеология // Педагогика. – 2010. – № 3. – С.36-40.
5. Кара-Мурза С. Г. Идеология и мать её наука. (Серия: Тропы практического разума.). – М.: Алгоритм, 2002. – 256 с.
Введение

Многочисленные реформы последних десятилетий в различных сферах жизни российского общества привели к разрушению ранее сложившихся и функционирующих форм идентичности. Разобщенность и конфликтность стали в этой связи негативными характеристиками нашего социума. Этот факт является серьезным препятствием на пути развития и процветания России. Из разнообразия проблем идентичности нам наиболее важной в сложившихся условиях представляется кризис идеологической идентичности. Этот кризис проявляется в отсутствии идеологии, способной быть осознанной на общегосударственном уровне в качестве наиболее прогрессивной, соответствующей интересам всего (или значительного большинства) российского общества. Идеологическая же идентичность на современном этапе либо не сформирована у многих россиян, либо чрезвычайно дифференцирована. Проработка данной проблемы в отечественной науке недостаточна [3]. Вместе с тем ее актуализация позволит на научно-теоретическом и практическом уровнях создать условия для определения идеологических оснований модернизации нашего государства и объединения на их основе всего российского общества.

По нашему мнению, идеологическая идентичность - это духовное состояние индивида (социальной группы, общества), определяемое его принятием ценностей и установок какой-либо идеологии и выражающееся в действиях, регламентированных системой идейных ориентаций. Посредством идеологической идентичности обеспечивается реализация интересов и потребностей человека (социальной группы, общества), обеспечивается сплочение в единую, жизнеспособную, эффективную социальную систему.

Идеологическая идентификация - это процесс единения (отождествления) личности (социальной группы, общества) с духовными ценностями, исторически определившимися в качестве приоритетных для отдельного социокультурного сообщества и нашедшими воплощение в форме теоретической конструкции. В процессе идеологической идентификации личность (социальная группа, общество) усваивает значимые культурные ценности, являясь объектом идеологического воздействия, и, одновременно, в практике своей жизнедеятельности - субъектом идеологизации.

Именно в ценностном своем поле и находят базу для единения политическая идеология и образование, первая - с целью распространения и закрепления определенных мировоззренческих установок, второе - для саморазвития, требующего четкости ориентиров и государственной поддержки. Таким образом, формирование идеологической идентичности с помощью системы образования предстает как естественный и даже необходимый процесс. Подкрепляя это выводами С. Авакьяна: «А можно ли жить без идеологии? Не только нельзя, но и невозможно!...  Идеология - это концепция сущности и путей развития общества и государства» [1], мы приходим к убеждению в необходимости целенаправленной государственной политики по формированию общественно признанной идеологии и идеологической идентичности.  Образование в решении этой задачи представляется наиболее действенным социальным механизмом. При этом политические приоритеты не должны доминировать над образовательными ценностями, а находиться с ними в гармоничном единстве, опираться на них и развиваться благодаря высокому потенциалу российской образовательной культуры. Для этого надо признать, что образование является самодостаточной сферой. Испытывая влияние политики и даже нуждаясь в ней, оно все же сохраняет самостоятельность в своем развитии и формирует ценности, способные усовершенствовать все сферы общественной жизни. 

В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего.

Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об­разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто­му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз­можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост­ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви­тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. Сегодня стало очевидно, что это не только вопрос образования, но и вопрос политический.

Образование исторически было призвано концентрировать в себе лучшие достижения человечества, которые признаны обществом как необходимые для передачи следующим поколениям. Ценности российского образования - гуманизм, патриотизм, научность, духовность, - следует признать аксиологической основой современных идентификационных процессов.

Идеологическая идентификация на основе образовательных ценностей есть целенаправленное развитие в обществе ценностей образовательной культуры и возможна только при внутренней осознанности самой образовательной системой существа этих ценностей, их действительной социальной значимости и прогрессивности. Выявление и аргументированное обоснование перспективных культурных ценностей, преобразование их совокупности в логически выстроенную систему идей и взглядов являются прерогативой науки, в нашем случае, прежде всего, философии образования. В этом смысле мы поддерживаем мнение Б. С. Гершунского о том, что  «без включения философско-образовательного видения перспектив развития российского социума в общую политическую доктрину всестороннего, долговременного реформирования России вряд ли удастся добиться столь необходимой образовательной поддержки проводимых социальных преобразований и прогрессивных реформ» [2].

Мы убеждены, что, в первую очередь, эта поддержка должна быть направлена на формирование идеологической идентичности общества на основе образовательных ценностей. Во многом уровень развития современной философии образования может оцениваться  по уровню развития идеологической идентичности, ее общественной укорененности и степени влияния на государственную политику. Если передовая наука будет формировать прогрессивную идеологию, которая посредством государственного признания будет формировать общественное сознание и направлять граждан страны на позитивные достижения, мы убедимся в действительной силе научно-образовательного фактора в современной жизни. Все предпосылки для подобного результата уже есть. Так,     С. Г. Кара-Мурза отмечает, что  идеология сегодня сама становится фактором формирования человека, и созданные ею мифы, особенно если они внедряются с помощью системы образования и средств массовой информации, лепят человека по образу заданной формулы. А формулы идеологии, как и ее язык, создаются по образцу научных формул и научного языка [5]. Важно, чтобы современная образовательная идеология была все же основана не на «чисто идеологических утверждениях», а на передовых достижениях науки, используемых в идеологических целях.

Таким образом, считаем возможным образовательные ценности, как по природе своей наиболее гуманистичные, рассматривать в качестве альтернативы существующим традиционным ценностям либерализма, консерватизма, социализма, других политических идеологий. Образование на стыке с политикой рождает образовательную идеологию, отвечающую интересам общественного развития, а значит имеющую легитимность существования, влияния на  социальную реальность и более - формирования нормативно-ценностной системы общества XXI века [4].

Широкое вовлечение различных социальных групп, слоев общества в образовательные отношения, формирование у них способности к осознанию реально-позитивных эталонов образованности, создание условий для активного, творческого выражения своих образовательных потребностей предполагает развитие идеологической идентификации в направлении соответствия интересам и потребностям современного общества.

К числу «внешних угроз» решению проблемы формирования идеологической идентичности России, на наш взгляд, необходимо отнести усиливающееся воздействие иностранной идеологии и практики организации деятельности образовательной системы. Актуальной проблемой, в данном случае, является вопрос о соотношении международного и национального законодательства в сфере образования. В идеале  изменение международного законодательства должно выступать основой для приведения в соответствие с ним путей решения национальных проблем, правовых норм и механизмов. Однако на практике данный процесс осуществляется с большими сложностями. Различные социальные системы не одинаково восприимчивы к введению новых законов и других установлений, в том числе и в сфере образования. Неодинаковы для этого и экономические возможности государств. Но самое сложное - это специфика национальной образовательной культуры, которая вынуждена исчезнуть или выступить оппозицией проявленной политической воле.

«Внутренние угрозы» формированию идентичности, опирающейся на образовательные ценности, прежде всего, складываются из представления о подчиненной роли образования как системы, обслуживающей интересы более значимых сфер общественной жизни. Необходимо понять, что в современном мире происходит объективное  изменение приоритетов. Образование теперь задает тон общественному развитию, оно становится основой стабильности и процветания государств.

Движение по пути выхода из кризиса идеологической идентичности может исходить как из политической воли власти, так и ученого, педагогического сообщества. Поиск политико-философской стратегии развития современного общества является одним из важнейших направлений его модернизации. С особой остротой на передний план выдвигаются вопросы социального развития на новой философской основе, соответствующей вызову времени. Необходимым представляется выход за рамки традиционного восприятия образования как структурного элемента общества, зависимого и определяемого этим обществом. Актуальным видится осмысление образования как социокультурной системы, охватывающей и обеспечивающей жизнедеятельность общественного организма.

Доминантной задачей философии образования должно стать развитие философско-педагогического подхода, предполагающего рассмотрение  феномена образования в контексте человеческого существования. Исходным посылом для такого рассмотрения выступает важная антропологическая установка: человек - мера всего, цель общественного развития - человек, а не политика, экономика, технологии и др.

В российской системе образования всех видов и уровней должно происходить накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. Повышение качества образования, его соответствие требованиям государства и интересам граждан - условие включения образовательных ценностей в систему действенных мер по интеграции общественного сознания вокруг прогрессивной идейной основы. В качестве возможных практических мер по решению проблем идеологической идентичности общества на аксиологической базе российского образования мы можем предложить следующие:

- объединение всех общественных сил и граждан, обеспокоенных состоянием отечественного образования и усматривающих в нем главную силу общественного прогресса;

- создание условий для постоянного и конструктивного сотрудничества общественности, власти, научных и деловых кругов;

- выработка, совершенствование и осуществление долгосрочного политического курса России, ориентированного на развитие образования, повышения его качества и престижа как внутри страны, так и за ее пределами;

- развитие мировоззрения, соответствующего специфике  постиндустриального этапа развития общества, путем создания системы комплексного воздействия на сознание людей в повышении статуса образования и престижа образованности;

- создание условий стабильного повышения качества и уровня жизни граждан Российской Федерации путем проведения грамотной и конструктивной образовательной, законодательной, социальной и экономической политики;

- возрождение духовно-нравственных устоев общества, историко-культурных традиций народов России, создание условий для развития духовности и культуры граждан;

- действительное и максимально эффективное воплощение в жизнь позитивных результатов деятельности отечественной науки и образования. Всестороннее освещение реальных достижений во всех сферах деятельности общества;

- разработка, внедрение и развитие национальной идеологии, основанной на ценностях образовательной культуры российского общества. Использование всех средств воспитания, образования, агитации и пропаганды для позитивного развития образованности общества;

- сотрудничество, поддержка и поощрение деятельности общественных организаций, способствующих возрождению и усилению интеллектуального и духовного потенциала народов Российской Федерации;

- развитие патриотического воспитания подрастающего поколения с установками на постоянное совершенствование своих интеллектуальных, нравственных, физических качеств.

Развитие идеи формирования идеологической идентичности российского общества на основе ценностей отечественного образования, трансформация ее теоретических положений в практическое русло будут способствовать решению разнообразных проблем, связанных с задачами современной модернизации.

Рецензенты:

Треушников Илья Анатольевич, доктор философских наук, доцент, начальник кафедры философии, Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород.

Ивашевский Станислав Леонидович, доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии, Нижегородская академия МВД России, г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Полякова Е.С. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8282 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074