Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Субаева А.К. 1 Нуруллин А.А. 1 Миннеханова Р.Р. 1
1 Филиал ФГАОУ ВПО«Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г.Чистополе
В работе проведена оценка методов ценообразования на сельскохозяйственную технику. А именно рас-смотрены методы ценообразования на рынке сельскохозяйственной техники. Выявлены этапы форми-рования ценовой политики отрасли сельхозмашиностроения. Анализ цен показал снижение цен по со-стоянию на 1 января 2012г., по сравнению с 1 января 2011г., в частности, снизились цены на трактора ДТ-75 (на 1,8 %), ВТ-100 (на 24,2 %), К-744Р (на 2,2 %), комбайны МАРАЛ-125 (на 0,5 %). Определено, что без серьезной финансовой поддержки со стороны государства основная масса сельхозпредприятий только за счет собственных финансовых средств не в состоянии осуществлять воспроизводство своей материально-технической базы. Проанализирован опыт зарубежных стран, которые затрачивают значи-тельную долю своих бюджетов на поддержку аграрного сектора, поскольку от этого зависит их продо-вольственная безопасность. Вступление страны в ВТО означает снижение ввозных пошлин на продук-цию импортных марок, при этом отечественные предприятия должны решить, в какой плоскости бо-роться с иностранной экспансией: снижать цены, подвергая риску рентабельность производства, осваи-вать новые рынки, предлагать особые условия, опираясь на господдержку.
государственная поддержка.
ВТО
сельскохозяйственная техника
ценообразование
1. Алферьев В. П. Маркетинг как метод совершенствования рынка ресурсов для села // АПК: экономика, управление. – 2008. – № 8. – С.15-17.
2. Круглова Н. Е. Анализ рынка сельскохозяйственной техники России и республики Татар-стан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2012/5/87.pdf (дата обращения: 15.1001.2013).
3. Рынок сельхозтехники: как играть по новым правилам [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://www.idpr.ru/projects/2221/2174/2686/_p1_aview_b64934 (дата обращения: 16.1001.2013).
4. Субаева А. К. Повышение конкурентоспособности мясопродуктового подкомплекса Рес-публики Татарстан (монография) / А. К. Субаева. – Казань: Изд-во «Отечество», 2010. –С.117-120.
5. Ценообразование на рынках сырья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/economy/2c0b65635b3ac78b4c43a88521306d37_0.html (дата обра-щения: 14.1001.2013).
Процесс ценообразования включает в себя процессы формирования уровней, структуру, динамику цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Решение этой проблемы предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.

Анализируя методы ценообразования на рынке сельскохозяйственной техники, необходимо обратить внимание на сочетание элементов рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется спросом, на каждом предприятии, специализирующимся на производстве сельхозтехники, проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.

Ценообразование в сельхозмашиностроении включает совокупность организацион-ных и методологических мер по определению цен на сельскохозяйственную технику, вступающую после производства в сферу обращения. Следует обратить внимание на сложность процесса ценообразования, поскольку в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути сельскохозяйственной техники от производителя к потребителю.

Ценообразование в сельхозмашиностроении - это формирование величины цены сельхозтехники, выраженной в определенной сумме денег. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения. Спрос на сельхозтехнику определяет максимальную цену, которую способен уплатить потребитель. Ее называют ценой спроса [5].

Минимальная цена, по которой производитель сельхозтехники согласен реализовать свой товар, называется ценой предложения. Как правило, эти две цены не совпадают. Поэтому производители сельскохозяйственной техники, манипулируя ценами и объемами реализации, стремится продать имеющийся товар, не неся убытков. При низкой платежеспособности аграрных предприятий производители будут пытаться снизить себестоимость товара либо сократить производство. Сокращение производства невыгодно, т.к. недогрузка основных производственных фондов удорожает товар, а сокращение рабочих мест порождает безработицу, что еще больше снижает покупательную способность [5]. Наиболее выгодными оказываются меры по снижению затрат на единицу техники. Это усиливает ее конкурентоспособность на рынке сельскохозяйственной техники, хотя и требует дополнительных капиталовложений.

Формирование ценовой политики отрасли сельхозмашиностроения  требует большой предварительной работы. На первом этапе необходим анализ конъюнктуры рынка, его структуры, эластичности спроса и др. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменится спрос на данную технику при изменении цены на 1 %. Изменение цены является наиболее простым способом учета изменения в спросе, издержках, в конкурентной борьбе. На втором этапе ставится задача формирования четкой стратегии предприятия на рынке, которая обеспечит не только его выживание, но и высокие доходы. Основой стратегии служит ценовая политика, использующая различные методы ценообразования:

1) начисление небольшой наценки на себестоимость техники (10-12 %). Это самый простой метод, используемый практически всеми предприятиями в условиях дефицитной экономики, когда спрос всегда превышает предложение;

2) крупные компании, имеющие отделы маркетинга, путем анализа различных уровней цен и объемов производства выбирают тот вариант, который обеспечивает наибольшие прибыли;

3) некоторые фирмы определяют «потолок цен» на товар, близкий к цене спроса, и обеспечивают максимальную прибыль путем управления себестоимостью. Снижение себестоимости достигается с помощью новой техники, более высокой производительности труда и т. д.;

4) используется метод следования за конкурентом, ориентированным на текущие цены;

5) все большее количество фирм рассчитывают цену на товар с предоставлением скидок и льгот в зависимости от условий и места его реализаций, изменения веса товара или дополнительных сервисных услуг [5].

Ценообразование, таким образом, - сложный процесс, учитывающий не только издержки, спрос и предложение, конкуренцию, но и многие другие факторы [5].

По данным Минсельхоза РФ, по состоянию на 1 января 2012 г., по сравнению с 1 января 2011 г., в России подешевела спецтехника, в частности, трактора, комбайны (таблица 1). К 1 января 2012 г. снизились цены на трактора ДТ-75 (на 1,8 %), ВТ-100 (на 24,2 %)   К-744Р (на 2,2 %), комбайны МАРАЛ-125 (на 0,5 %).

Однако стоит учитывать тот факт, что представленная Минсельхозом динамика цен на сельхозтехнику учитывает также цены на вторичном рынке. 

В условиях российского сельского хозяйства реальный технологический спрос на технику и ресурсы намного превышает уровень платежеспособности основной массы хозяйств.

Так, в 2011 г. 21,9 % сельскохозяйственных предприятий России были убыточны. Убыток вызывает недостаток собственных оборотных средств в хозяйствах и намного осложняет прогнозирование платежеспособного спроса предприятий на материально-технические средства даже с учетом амортизационных отчислений, выручки от реализации подержанной техники и другого имущества, а также возможного приобретения машин по лизингу [1].

При такой ситуации достоверность прогноза платежеспособного спроса хозяйств на ресурсы (и особенно долгосрочного) невелика и не может определить обоснованный объем заказа на технику и другие ресурсы [1].

Это означает существенное снижение платежеспособного спроса сельских товаропроизводителей на материально-технические ресурсы в ближайшие годы и дальнейший отрыв этого спроса от реальной потребности в ресурсах.                  

Таблица 1. Динамика цен приобретения сельхозтехники в среднем по России 
(включая вторичный рынок) с 1 ноября 2011 по 1 января 2012 (цена за единицу продукции тыс. руб.)

 

Средние цены приобретения

Изменение средние цены приобретения

01.12.2011

01.01.2012

01.02.2012

В отчётном периоде, %

К предыдущему периоду, %

Трактора

 

 

 

 

 

ДТ-75

1109

1111

1089

98,0

98,2

Т-150 К

1808

1811

1814

100,2

100,3

ВТ-100

1411

1430

1070

74,8

75,8

Т-4 А

--

--

--

--

--

К-744Р

4976

4967

4869

98,0

97,8

Т-30

--

--

--

--

--

ЛТЗ-155

--

--

--

--

--

ЛТЗ-60

445

445

467

104,9

104,9

Комбайны

 

 

 

 

 

Нива Эффект

2386

2382

2392

100,4

100,3

Акрос

5063

5238

5271

100,6

104,1

ЕНИСЕЙ-1200

2497

2512

2534

100,9

101,5

ДОН-680

3986

3989

4077

102,2

102,3

КСС-2,6

3766

3783

3766

99,6

100,0

МАРАЛ-125

2999

3032

2985

98,4

99,5

КСК-100 А - 1

2665

--

2740

--

102,8

Автомобили

 

 

 

 

 

ЗИЛ-5301

580

585

588

100,5

101,4

ГАЗ-3307

711

710

712

100,3

100,1

ГАЗ   САЗ-35121

796

798

802

100,5

100,8

КАМАЗ-5410

1867

1873

1885

100,6

101,0

УРАЛ-5557

--

--

--

--

--

Отсюда можно сделать вывод, что без серьезной финансовой поддержки со стороны государства основная масса сельхозпредприятий только за счет собственных финансовых средств не в состоянии осуществлять воспроизводство своей материально-технической базы [1].

Государственным регулированием будет являться рост доходов производителей, которым будет оказана государственная поддержка.

Опыт европейских стран с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия, Голландия, Дания и др.) показывает, что меры государственного воздействия можно разделить на две группы:

- прямое воздействие государства на развитие сельского хозяйства, вклю­чающее принятие директивных, административных и плановых мер по регулированию данной отрасли;   

- косвенное воздействие - ценовые, кредитно-финансовые, налоговые и инвестиционные механизмы [4].         

Необходимо отметить, что основными принципами госрегулирования должны стать аграрный протекционизм; единство правовых, экономических, социальных целей. Основными принципами экономического регулирования являются: налогообложение, финансово-кредитная политика, антимонопольное регулирование.

Между тем зарубежный опыт показывает, что уже давно выработан механизм противодействия росту затрат аграрного сектора в связи с удорожанием новой техники, удобрений, ГСМ и других ресурсов.

Все страны с развитой рыночной экономикой затрачивают значи­тельную долю своих бюджетов на поддержку аграрного сектора, поскольку от этого зависит их продовольственная безопасность, и ни одна из них не хочет попадать в зависимость от завоза решающих видов продовольствия из-за рубежа. Несмотря на высокие затраты бюджетных средств, ни в одной из этих стран сельское хозяйство не приносится в жертву, и расходы на его поддержку носят приоритетный характер.

Во всех развитых странах государства регулируют верхний предел цен на энергоносители и ряд других видов продукции и услуг. Так, в США, Италии, Испании и Англии регулируются цены на электроэнергию. В Англии также регулируются цены на газ и железнодорожные тарифы.

Для этих целей созданы соответствующие государственные структуры: в Испании - Высший совет по ценам, Японии - Департамент цен Управления экономического планирования, в Швеции - Национальный совет по ценам, в США - Комиссии по ценам на федеральном уровне и уровне штатов. Повышение цен монополистами более чем на 1 % утверждается конгрессом США [1,4].  

Рынок техники для нужд агропромышленного комплекса - один из наиболее стабильных и зрелых в сегменте специальных машин. На российском рынке с его огромной ёмкостью представлена практически вся линейка отечественной и импортной техники. Главная тема взаимодействия российских и зарубежных производителей сельскохозяйственной техники - вступление в ВТО, которое означает снижение ввозных пошлин на продукцию импортных марок. Прежде отечественным предприятиям за счёт государственной поддержки удавалось удерживать около 50 % рынка. Теперь же аналитики поспешили спрогнозировать падение доли собственных машин до 15 % к 2020 году. Но эффект от снижения будет заметен примерно с февраля 2013 года. За это время отечественные предприятия должны решить, в какой плоскости бороться с иностранной экспансией: снижать цены, подвергая риску рентабельность производства, осваивать новые рынки, предлагать особые условия, опираясь на господдержку.

Сегодня российская техника отвечает современным требованиям по техническим условиям, качеству сборки, безопасности, цене. И зарубежный потребитель готов купить российскую технику, но существующие финансовые институты пока не в состоянии составить конкуренцию зарубежным банкам, поскольку у них процентная ставка в разы ниже [3].

Реформирование ценообразования на научной основе лежит в плоскости совершенствования экономических отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, на этой основе для решения проблемы эффективного развития отрасли сельского машиностроения в целом необходимо пересмотреть структуры расходной части бюджета в сторону уве­личения доли, расходуемой на сельское хозяйство, и определять приоритетные направления финансово-кредитной поддержки с учетом реальных возможно­стей бюджета страны.

Рецензенты:

Сушкова Т. Ю., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление на предприятиях АПК» ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П. А. Столыпина», г. Ульяновск.

Шарифуллин С. Н.,  д.т.н.,  профессор кафедры «Механизация АПК»  Филиал ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в г. Чистополе.


Библиографическая ссылка

Субаева А.К., Нуруллин А.А., Миннеханова Р.Р. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8281 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674