Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Ахметзянова А.И. 1
1 Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт педагогики и психологии
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение коммуникативной деятельности и психологического здоровья обучающихся. Еще острее проблема коммуникации стоит перед подростками, имеющими тяжелые нарушения речи. Это объясняется тем, что процесс межличностного общения осуществляется посредством речи. При нарушениях речи часто возникают барьеры общения. В свою очередь низкая общительность ведет к деформациям личности и снижает эффективность преодоления речевого нарушения. Проведена подробная диагностика тревожности подростков с тяжелой патологией речи по восьми факторам. Выявлено что у детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается некоторое увеличение уровня тревожности по факторам: переживание социального стресса, фрустрация в потребности достижения успеха, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями. Диагностика коммуникативных способностей показала, что у большинства подростков с тяжелой речевой патологией наблюдается низкий уровень коммуникативности.
коммуникативные способности.
тревожность
тяжелая патология речи
подростки
1. Астапова В. М. Тревога и тревожность / В. М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
2. Грибова О. Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. – 1995. – № 6. – С. 7-16.
3. Игнатьева С. А. Коммуникативная деятельность старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи / С. А. Игнатьева // Дефектология. – 2005. – № 6. – С. 21-27.
4. Калягин В. А. Логопсихология / В. А.Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 153 с.
5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. – М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
6. Ромицина Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е. Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.  Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение коммуникативной деятельности и психологического здоровья обучающихся. Еще острее проблема коммуникации стоит перед подростками, имеющими тяжелые нарушения речи. Это объясняется тем, что процесс межличностного общения осуществляется посредством речи. При нарушениях речи часто возникают барьеры общения. В свою очередь низкая общительность ведет к деформациям личности и снижает эффективность преодоления речевого нарушения.

Поэтому знания причин возникновения повышенной тревожности и коммуникативной деятельности приведет к созданию и своевременному проведению коррекционно-развивающей работы, способствуя снижению тревожности и развитию коммуникативных способностей у детей подросткового возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель исследования: изучить влияние нарушений речи на возникновение тревожности у подростков, страдающих тяжелой патологией речи.

В круг исследования вошли 60 человек: 30 из них подростки с нормальным речевым (КГ) и 30 с тяжелыми нарушениями речи (ЭГ).

Для исследования тревожности у детей была использована методика диагностики уровня  школьной тревожности по Филипсу. Для исследования уровня коммуникативных способностей  у детей была использована методика: «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявской, В. А. Федорошиной» (КОС).

По методике Филипса был определен уровень школьной тревожности у младших подростков с ТНР  и с нормальным речевым развитием (см. табл. 1).

Таблица 1

Количественный анализ уровня школьной тревожности детей ЭГ и КГ

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

абс.

%

абс.

%

Низкий

8

55

12

80

Повышенный

7

45

3

20

У большинства подростков с тяжелым нарушением речи преобладает низкий уровень тревожности, который составил 55 %,  у остальной части детей повышенный, который составил 45 %. У 80 % подростков без речевых нарушений выявился низкий уровень школьной тревожности и у 20 %  - повышенный.

Далее мы провели сравнительный анализ тревожности по восьми факторам, результаты которого представлены в таблицах 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9.

1 фактор «Уровень общей школьной тревожности» у обеих групп низкий.  Это свидетельствует о том, что у тех и у других подростков общее эмоциональное состояние в школе стабильно, без каких-либо эмоциональных срывов (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня общей школьной тревожности  детей ЭГ и КГ (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

75

78

Повышенный

25

20

Высокий

5

2

Далее изучался фактор переживания социального стресса - эмоционального состояния ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками) (см. табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ уровня переживания социального стресса детей ЭГ и КГ

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

35

98

Повышенный

68

2

Высокий

2

-

Детей с тяжелым нарушением речи с повышенным уровнем тревожности 68 %, что можно объяснить тем, что у детей этой категории существуют трудности в налаживании контактов со сверстниками. Детей без речевых нарушений, уровень социального стресса - низке, из 98 %. Мы предполагаем, что большая наполняемость классов (32 ученика), способствует их социализации и снижает социальный стресс.

3 фактор свидетельствует: фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. (см. табл. 4).

Таблица 4

Сравнительный анализ уровня фрустрации потребности в достижении успеха детей ЭГи КГ (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

55

95

Повышенный

40

5

Высокий

5

-

Дети с тяжелым нарушением речи и без речевых нарушений - низкий уровень фактора - 55 % и 95 %. Однако у 40 % детей с тяжелым нарушением речи обнаружился повышенный уровень тревожности. Можно предположить, что на это влияет характерная для детей с тяжелым нарушением речи неуверенность в свои силах.

4 фактор  «Страх самовыражения» - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей  (см. табл. 5).

Таблица 5

Сравнительный анализ уровня страха самовыражения детей ЭГ и КГ (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

50

25

Повышенный

25

50

Высокий

25

25

Детей с тяжелым нарушением речи и низкой тревожностью 50 %, а с повышенной и высокой тревожностью - 25 %. Мы полагаем, что это может быть связано с разными типами черт характера, темперамента и типа личности подростка, а также с благоприятными условиями для самовыражения при обучении в малой группе (4-6 ученика).

Если же взять подростков без речевых нарушений, то прослеживается обратная взаимосвязь. 50 % детей - с повышенным уровнем тревожности в самовыражении, также с низким и высоким уровнем - 25 %. Это можно объяснить тем, что в классе находится 32 ученика, у которых для самовыражения нет времени и условий.

5 фактор «Страх ситуации проверки знаний» - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей (см. табл. 6).

Таблица 6

Сравнительный анализ уровня страха в ситуациях проверки знаний детей ЭГ и КГ  (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

50

40

Повышенный

45

35

Высокий

5

25

Примерно около 50 - 60 % детей обладают повышенной тревожностью, что может быть обусловлено возрастанием ответственности за результаты обучения, участия подростков.

6 фактор - это страх не соответствовать ожиданиям окружающих, т.е. ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок (табл. 7).

Таблица 7

Сравнительный анализ уровня страха в несоответствии ожиданиям окружающих детей экспериментальной и контрольной группы (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

78

75

Повышенный

20

5

Высокий

5

20

У обеих групп испытуемых преобладает низкий уровень тревожности (дети с тяжелым нарушением речи - 78 %, дети без речевой патологии - 75 %), что свидетельствует о том, что у детей нет тревоги по поводу своих негативных оценок перед окружающими.

7 фактор - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу, т. е. особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды (табл. 8).

Таблица 8

Сравнительный анализ уровня низкой физиологической сопротивляемости стрессу детей ЭГ и КГ (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

80

78

Повышенный

20

20

Высокий

-

2

В обеих группах детей преобладает низкий уровень. 20 %  занимает повышенная тревожность, что может приводить школьников к повышению стрессовых ситуаций и повышенному реагированию на факторы среды.

8 фактор - проблемы и страхи в отношениях с учителями, т.е. общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка  (табл. 9).

Таблица 9

Сравнительный анализ уровня проблем и страхов во взаимоотношении с учителями детей экспериментальной и контрольной группы (%)

Уровни тревожности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Низкий

43

85

Повышенный

50

15

Высокий

7

-

Исследование детей с тяжелым нарушением речи выявили, повышенную тревожность. Это можно объяснить тем, что в классах находится по 4 - 6 человек, и количество контактов между учеником и учителем увеличено. У детей без речевых нарушений преобладает низкая тревога в общении с учителями.

Что касается коммуникативных способностей, то испытуемые, получившие высшую оценку - "5" (0,76-1,0), это 75 % детей с нормальным речевым развитием, обладают очень высоким уровнем коммуникативных способностей (см. табл. 10). В то же время большая часть детей с тяжелыми нарушениями речи проявили низкий уровень развития коммуникативных способностей в величине оценочного коэффициента от 0,10-0,45 оценка "1".

Таблица 10

Сравнительный анализ уровня коммуникативных способностей детей ЭГ и КГ (%)

Уровень и оценка коммуникативных способностей

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Кол-во человек

%

Кол-во человек

%

Низкий - 1

10

75

0

-

Ниже среднего - 2

2

10

2

10

Средний - 3

1

5

2

10

Высокий - 4

1

5

1

5

Очень высокий - 5

1

5

10

75

Таким образом, наблюдается увеличение тревожности у детей с тяжелым нарушением речи по факторам: переживание социального стресса, фрустрация в потребности достижения успеха, а также проблемы и страхи в отношениях с учителями, что объясняется особенностями их уровня развития и обучения в школе - интернат.

Дети с тяжелыми нарушениями речи не испытывают потребность в коммуникативности и не стремятся к ней, плохо ориентируются в трудных ситуациях, скованно ведут себя в новом коллективе, не инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации не принимать самостоятельных решений.

Рецензенты:

Мухаметзянова Ф. Г., д. п. н., профессор, начальник научно-исследовательского отдела ЧОУ ВПО «Академия социального образования», г. Казань.

Грязнов А. Н., д. псх. н., профессор., заведующий лабораторией психологии личности  Института педагогики и психологии профессионального образования РАО, г. Казань.


Библиографическая ссылка

Ахметзянова А.И. ИЗУЧЕНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8279 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074