Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАЧЬИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Кашина Н.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Сегодня в России осуществляется возрождение и развитие казачьего образования. Этнокультурная составляющая учебных заведений с казачьим кадетским компонентом образования предполагает ориентацию целей, задач, содержания и используемых в обучении и воспитании педагогических технологий на этнокультурную социализацию и инкультурацию подрастающего поколения казаков, которые неотделимы от сформированной у них этнокультурной идентичности. Автор статьи предлагает осуществлять формирование этнокультурной идентичности казаков-кадетов средствами музыкальной культуры. В статье выявляются и описываются культурологический, гендерный, аксиологический, метаметодический, деятельностный, личностно ориентированный и этнопедагогический методологические подходы, на которые опирается музыкальное образование казаков-кадетов в казачьих учебных заведениях.
методологический подход
принципы
этнокультурная идентичность
музыкальное образование
казачество
казачье образование
этнокультурный компонент образования.
1. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. – М. : Наука, 1973. – 271 с.
2. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич. – Ростов-н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. – 560 с.
3. Валицкая А.П. Урок-событие в культуротворческой школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2009/Valickaya_09.htm.
4. Воюшина М.П. Метаметодический подход к формированию культурного поля школьника : учебно-методическое пособие / М.П. Воюшина, С.А Кислинская. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 32 с.
5. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к музыкальному образованию учащихся общеобразовательных учреждений : монография / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – 128 с.
6. Карпушина Л.П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 12.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М. : Народное образование, 2000. – 272 с.
8. Кудрявцев В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр // Известия РАО. – 2001. – № 4. – С. 4-46.
9. Лукаш С.Н. Педагогика казачества: прошлое и настоящее Юга России : монография. – М. : ООО «ЦИУМиНЛ», 2008. – 301 с.
10. Яковлев Е.В. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева. – Челябинск : Изд-во РБИУ, 2010. – 316 с.
В настоящее время в России происходит возрождение уникального субэтноса - казачества, с 90-х годов XX века развивается система казачьего образования, которая, согласно Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах (2011 г.), призвана педагогическими средствами воссоздавать внутри себя казачью культуру и стать социально открытой педагогической системой, транслирующей в окружающий социум значимые для современного общества базовые казачьи ценности.

Содержание казачьего образования связано с социальным заказом со стороны государства, казачьих обществ, общественных организаций казачества, Русской православной церкви и общественности, который определяется необходимостью духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, достижения социокультурного и духовного единства нации, упрочения единства и дружбы народов России, модернизации Российской армии, поднятия у подрастающего поколения престижа военной службы, формирования у него готовности к выполнению гражданского долга по защите Родины; необходимостью обновления и реформирования российского социума и формирования в России гражданского общества.

В Приказе МОиН РФ от 5.08.2011 № 2190 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательных учреждениях - казачьих кадетских корпусах», в «Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся в казачьих кадетских корпусах» и в других документах федерального и регионального значения, касающихся казачьего образования, речь идет о необходимости социализации учащихся, неотделимой от формирования базовых социокультурных идентичностей, одной из которых является этнокультурная идентичность. Кроме того, социализация связана с инкультурацией, - процессом приобщения человека к этнической культуре и обретения им необходимых для жизни культурных навыков. В современной научной литературе существует понятие «этнокультурная социализация» (двусторонний процесс становления личности в ходе усвоения ею этнических и общечеловеческих ценностей, этнических норм поведения, установок и активное взаимодействие личности со своим этносом и другими этническими общностями), главным механизмом формирования которой является школа, поскольку ни семья, ни этническая группа сегодня не могут целиком и полностью передавать этнические ценности и этнокультурные традиции [5].

Немногочисленность исследований, посвященных музыкальному образованию в казачьих учебных заведениях, резко контрастирует с множественностью авторских подходов к изучению различных аспектов бытования музыкальной культуры казачества (В.А. Бахвалова, Н.И. Бондарь, Е.М. Бородина, Т.И. Калужникова, Е.И. Коротин, Г.Н. Марахтанова, Т.С. Рудиченко и др.). Но данные исследования нуждаются в педагогическом преломлении для их использования в образовании казаков-кадетов. Необходимо выявить методологические подходы к музыкальному образованию казаков-кадетов в формировании у них этнокультурной идентичности - осознании индивидом или группой общности с локальной группой на основе разделяемой культуры, реализации психологического переживания этой общности, индивидуальных и коллективных формах ее манифестации посредством культурных маркеров, демонстрирующих самобытность данной этнокультурной общности - языка, мифологии, ритуалов, обычаев, религии, идеологии, гуманитарной рефлексии, художественного творчества и т.д. (И.В. Малыгина, Ю.А. Шубин).

Формирование этнокультурной идентичности казаков-кадетов в процессе музыкального образования опирается на культурологический, гендерный, аксиологический, метаметодический, деятельностный, личностно ориентированный и этнопедагогический методологические подходы. Комплексность применения данных подходов связана со сложностью, многоаспектностью поставленной проблемы и взаимодополняемостью и органической связью общенаучных подходов друг с другом (Н.М. Яковлева, Э.П. Семенюк).

В данной работе мы будем придерживаться точки зрения И.В. Блауберга и Э.Г. Юдина, подразумевающих под методологическим подходом «принципиальную методологическую ориентацию исследования, как точку зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта), как понятие или принцип, руководящий общей стратегией исследования» [1, с. 74].

Применение метаметодического подхода (А.Б. Афанасьева, Н.С. Подходова и др.) в учебно-воспитательном процессе казачьих учебных заведений обусловлено целостностью и неразрывной взаимосвязью элементов казачьей музыкальной культуры и целостностью структурной модели казачьего кадетского компонента образования. Данный подход призван сформировать целостное представление казаков-кадетов о казачьей музыкальной культуре, освоить ее комплексно и способствовать формированию у них культурного поля (части культурного пространства, которую освоил конкретный человек) [4]. Реализация метаметодического подхода подчиняется принципам целостности, интеграции и ценностного знания (Н.С. Подходова). Метапредметным компонентом в реализации данного подхода является музыкальная культура, содержащая: казачий музыкальный фольклор, включая обрядовый фольклор - вокальное, инструментальное, вокально-инструментальное и музыкально-танцевальное творчество; образцы этнического искусства - фольклор, любительство, художественная самодеятельность (на Урале и в Оренбуржье - творчество Г. Шиндяева, А. Нихаева, В. Карсканова и др.), инструментальные произведения, тематически связанные с казачеством; музыкальную символику (гимн) войскового казачьего общества, под патронажем которого функционирует учебное заведение с казачьим кадетским компонентом, и самого казачьего учебного заведения; субъектов музыкальной культуры - аутентичных исполнителей казачьего музыкального фольклора, участников профессиональных и самодеятельных фольклорных коллективов, самих учащихся казачьих учебных заведений как потребителей этномузыкальных ценностей и т.д.

В структурную модель казачьего кадетского компонента образования входит ряд блоков, содержание каждого из которых основывается на системе ценностей и традиций казачества в их преломлении современной социокультурной российской ситуации. Метапредметный компонент (музыкальная культура) включается в содержание каждого блока для реализации соответствующих задач. Поэтому построение учебно-воспитательного процесса в казачьих учебных заведениях основано на принципе целостности. Так, в блоке военно-физической подготовки музыка включается в процесс начальной военной подготовки, в казачьи военно-спортивные игры, музыкальное оформление торжественных военных ритуалов, событий, конкурсов строя и песни и т.д. В духовно-нравственном блоке музыкальный казачий фольклор играет большую роль, являясь средоточием духовно-нравственных традиций казачества и средством актуализации самовоспитания личностью духовно-нравственных качеств, традиционных для казачества. Этнокультурный и художественно-эстетический блоки предполагает включение казаков-кадетов в контекст казачьей этнокультуры - организация народных казачьих праздников, обрядов и т.д., необходимым элементом которых является музыкальный фольклор. Гражданско-патриотический блок предполагает демонстрацию и последующую интериоризацию казаками-кадетами антропо-образов, образцов и норм, содержащихся в казачьей музыкальной культуре и наполненных примерами высокого патриотизма, доблести, гражданственности и т.д.

Принцип интеграции является для современного образования необходимым требованием. Он выделяется в качестве одного из основных принципов в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2010 г.). В казачьих учебных заведениях осуществляется интеграция межпредметного содержания обучения; детского и взрослого сообщества на основе демократического правового пространства казачьего учебного заведения; партнерских взаимодействий и равноправия субъектов образования - учащихся, родителей, педагогов и т.д. [7]. Принцип интеграции определяется взаимопроникновением и единством целей, задач и содержания в учебно-воспитательном процессе казачьих учебных заведений. Содержательная интеграция осуществляется посредством метапредметного компонента (музыкальной культуры). Организационно-методическая интеграция осуществляется на отдельных уроках внутри содержания предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования, специальных курсов и дисциплин и во внеучебной деятельности.

Принцип ценностного знания реализуется через формирование у казаков-кадетов ценностного отношения к казачьей музыкальной культуре. В учебном процессе уроков музыки осуществляется включение у казаков-кадетов механизмов идентификации, обособления и рефлексии, посредством которых в процессах сопереживания, вчувствования, деятельной сопричастности, личностного участия в «событийной процессуальности музыкального искусства» казаками-кадетами обретается ее ценностная содержательность [3, с. 1-2].

Культурологический подход (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова и др.) - основа культуроцентристской парадигмы образования, одним из аспектов которой является идея о возможности человека обретать национально-культурную идентичность средствами этнокультурного образования. Его суть заключается в построении образовательного процесса с учетом культурного наследия, норм, ценностей, доминировании культурно значимого взаимодействия между субъектами образовательного процесса [10, с. 124]. К основным принципам данного подхода относятся принципы культуросообразности и природосообразности.

Принцип культуросообразности предписывает создание в образовательном пространстве различных сред, составляющих в совокупности единое культурно-образовательное пространство школы, где осуществляется развитие ребенка, приобретение им опыта культуросообразного поведения и оказание ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации своих творческих задатков и способностей [2]. Данный принцип реализуется в создании в казачьих учебных заведениях этнокультурной образовательной среды, так называемого этнического поля, которая воссоздает разрушенный механизм естественной культурной преемственности и утраченные элементы казачьей культуры, обеспечивает казаков-кадетов базовыми культурными ориентирами, самобытными образами идентичности, этнически окрашенными способами манифестации уникальности и самобытности казачьей культуры, предоставляет подрастающему поколению казаков идеал-образ человека казачьей национальной культуры, реализует их потребность в укорененности и принадлежности к казачьей традиции через осознание и переживание единства с ней, реализует их духовные и музыкальные потребности, способствует освоению казаками-кадетами этнических духовных и музыкальных ценностей казачества. «Культурным ядром» (термин Е.В. Бондаревской) данной среды, выполняющим главенствующую, средообразующую роль, является музыкальная культура.

Культуросообразность предполагает репродуцирование, воссоздание и создание культуры содержанием, формами и методами образования [7]. Поэтому музыкальное образование в казачьих кадетских учебных заведениях осуществляется как культуросозидающий процесс воспроизводства и созидания этномузыкальных смыслов, ценностей народной музыкальной культуры [3], его содержание отражает и выражает ценности казачьей культуры, образовательные формы соответствуют традиционным культурным образцам казачьей культуры и способствуют созданию новых артефактов - продуктов и образцов (например, продукты детского музыкального творчества, получаемые в результате реализации вариативного метода освоения музыкального фольклора, метода досочинения песни и т.д.).

Принцип природосообразности реализуется в опоре на возрастные закономерности развития учащихся (контингент казачьих кадетских классов и корпусов составляют в основном подростки 5-9-х классов). Процесс формирования этнокультурной идентичности имеет ярко выраженную возрастосообразность - именно в подростковом возрасте закладываются базовые культурно-идентификационные свойства личности, формируется содержание этнокультурной идентичности, активно работают психокультурные механизмы идентификации, происходит процесс инкультурации личности (Т.Г. Стефаненко, М.В. Шакурова и др.). Процесс формирования этнокультурной идентичности казаков-кадетов осуществляется посредством включения механизма идентификации, который в подростковом возрасте имеет ключевое значение, т.к. в этот период происходит формирование более высокого уровня самосознания, самооценки и появление острого интереса человека к самому себе, расширяются связи подростка с окружающими его людьми, что влечет необходимость освоения новых социальных ролей и культурных паттернов (Р.С. Попов).

Принцип природосообразности проявляется в гендерном подходе, предполагающем такую организацию учебного процесса, которая предоставляет учащимся возможность самореализоваться с присущими им индивидуальными особенностями и усвоить социальный опыт, обеспечивающий их успешную социализацию в обществе и социальную идентификацию по признаку пола (О.А. Константинова).

Сегодня контингент современных казачьих учебных заведений составляют и мальчики, и девочки. Казачество выступает носителем уникальной для России культуры гендерного типа, где центральное место занимает мужчина-воин [9], поэтому в культуре казачества сложилась уникальная система воспитания истинно мужских черт характера: человека-воина, защитника Отечества и т.д. В учебно-воспитательном процессе современных казачьих учебных заведений актуализируются эталонные традиционные представления о мужском гендерном образе, аккумулирующем в себе такие качества, как смелость, мужество, ответственность, упорство, любовь к Родине, жертвенность, товарищество, сила воли и т.д. Женское воспитание традиционно направлено на «становление свободной, активной, всесторонне развитой личности, осознанно принимающей свою долю жизненной ответственности за продолжение рода, духовно-нравственную традицию, верность идеалам и ценностям казачьей культуры» [10, с. 280]. То есть гендерный подход реализуется как ориентирование мальчиков и девочек на исполнение традиционных мужских и женских социальных ролей.

Общим способом построения культуросообразного образования является проектирование личностно ориентированного образования [8], основанного на личностно ориентированном подходе (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), духовно-историческим истоком которого является педагогика казачества. В основе данного подхода лежит признание в казачьем социуме за ребенком статуса субъекта воспитательного процесса и общая направленность воспитания на его личностное развитие. Конечным «продуктом» в процессе воспитания молодого поколения казаков является личность, признающая гуманистические нормы и ценности, проникнутые идеалами служения Отечеству, духом патриотизма и коллективизма (Н.Н. Гомзякова).

Наиболее уместным, на наш взгляд, в процессе музыкального образования казаков-кадетов, является применение концепции личностно ориентированного образования В.В. Серикова. Главным условием проявления личностных способностей учащегося в образовательном процессе, согласно данной концепции, является создание личностно ориентированной ситуации, в которой востребуется проявление личностных функций, когда ребенок ищет смысл, думает о себе, строит образ и модель своей жизни, выбирает творческий вариант решения проблемы и т.д. Основой технологии создания подобных ситуаций является реализация трех основных характеристик: жизненной контекстности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии участников [2]. Вариантом создания данных ситуаций в процессе музыкального образования является включение механизмов идентификации, обособления и рефлексии. Казаки-кадеты, идентифицируясь с героями казачьего музыкального фольклора, представляющими собой определенный социальный эталон, познают их чувства, действия, поступки, ценности, идеалы и т.д., то есть выявляют в герое те черты, которые характерны для казачьей культуры в целом. Воспринимая ценностные нормы, которые аккумулирует в себе герой музыкального произведения, они узнают и самих себя. Образы музыкального казачьего фольклора помогают учащимся увидеть в другом человеке субъекта, подобного себе и отличного от себя (т.е. происходит процесс идентификации и обособления). Затем воспринятый материал осмысливается ими этически, познавательно и эстетически (осуществление рефлексии).

Аксиологический подход (А.В. Кирьякова, З.И. Равкин, В.А. Сластенин и др.) применяется только в совокупности с культурологическим подходом [10] и предполагает актуализацию системы ценностей казачьей культуры в процессе музыкального образования и приобщение к ним казаков-кадетов через содержание образования и посредством соответствующих методов и организационных форм педагогического процесса (З.И. Равкин). Этнокультурная самоидентификация казаков-кадетов проявляется не только в их сознательном отождествлении себя с субэтносом казачества, но и в интернализациии/интериоризации и воспроизведении ценностей, которые выработаны и характерны для казачества. Данные ценности зафиксированы в казачьей музыкальной культуре и искусстве, эпосе и других источниках казачьей культуры.

Деятельностный подход представляет собой методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности (В.Н. Сагатовский). Его реализация в процессе музыкального образования казаков-кадетов осуществляется в ходе создания ситуаций «проживания» ими форм традиционной культуры (А.Б. Афанасьева), реализации совместной со взрослыми деятельности-сотрудничестве по сохранению, развитию и пропаганде музыкальных традиций казачества и других культурных практик.

Этнопедагогический подход предполагает воспитание казаков-кадетов с опорой на национальные традиции культуры казачества и базируется на принципах этнокультурности, культуросообразности и народности.

Принцип народности в учебно-воспитательном процессе в казачьих учебных заведениях реализуется, во-первых, в содержании образования, в котором присутствует региональный и этнокультурный компонент во внеучебной деятельности - казачьи военно-спортивные игры, народные праздники и т.д. (например, на Урале и в Оренбуржье образование казаков-кадетов происходит на основе казачьих локальных традиций Оренбургского и Уральского казачества). Во-вторых, в направленности учебно-воспитательного процесса на воспитание у казаков-кадетов чувства патриотизма, любви к Родине, на идентификацию казаков-кадетов с социально значимыми ценностями и идеалами культуры казачества; на понимание ими современного казачьего воспитательного идеала и осуществления его в процессе жизнедеятельности. В-третьих, в создании в казачьих учебных заведениях системообразующего элемента традиционной культуры - соответствующего казачьей культуре уклада: особенностей символики и внешнего образа, основанного на традициях, обрядах, ритуалах, особом этикете казачества, создании особой атмосферы и т.д., в освоении/проживании практически-духовного компонента культурного опыта казачества, когда музыка включается в традиционные формы своего бытования в казачьей культуре и т.д.

Принцип этнокультурности предполагает формирование у казаков-кадетов гражданственности, патриотизма, этнического самосознания, толерантности, способности к поликультурному общению, развитию комплекса этноориентированных психических новообразований и способностей, освоение ценностей традиционной культуры, приобретение этнокультурных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают становление этнокультурной и поликультурной личности, гражданина России и мира [6, с. 302-303].

Таким образом, реализация данных подходов в музыкальном образовании учащихся учебных заведений с казачьим кадетским компонентом способствует формированию их этнокультурной идентичности, без которой невозможно достичь цели казачьего образования.

Рецензенты:

Тагильцева Наталия Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой музыкального образования Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.

Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, зав. кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Кашина Н.И. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАЧЬИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8266 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074