Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

К ВОПРОСУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА

Аубакирова Г. М. 1
1 Карагандинский государственный технический университет
В настоящее время рост экономики Республики Казахстан во многом зависит от создания инновационно-инвестиционного климата, который позволит ей стать технологически развитой страной. В статье приводятся результаты анализа инвестиционной деятельности промышленных предприятий Казахстана в 2007–2011 гг. Внимание акцентировано на направлениях инвестиционной деятельности, источниках финансирования инвестиций в основной капитал и технологической структуре инвестиций. Выявлены наиболее востребованные механизмы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Показана роль государственного регулирования инвестиционных процессов, приведены конкретные инвестиционные решения. Сформулированы приоритетные направления деятельности государственных органов в области привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Казахстана.
Республика Казахстан
промышленное предприятие
инвестиционная деятельность
государственное регулирование.
1. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. – М.: Дело, 2008.
2. Глазьев С. Региональная интеграция – основа повышения инвестиционной привлекательности стран Сообщества. Выступление на III Международном инвестиционном форуме «Astana Invest 2012», Астана, 24 мая 2012 г. // www.astana.kz
3. Государственная программа форсированного индустриально- инновационного развития на 2010–2014 гг. Утверждена Указом Президента РК от 19 марта 2010 года № 958.
4. Карта индустриализации РК на 2010–2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 14 апреля 2010г. №303 //http:online.prg.kz
5. Комплексная оценка макроэкономического эффекта различных форм глубокого экономического сотрудничества Украины со странами Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС (итоговой научно-технический отчет). – Центр интеграционных исследований, Санкт-Петербург, 2012. – 56 с.
6. Программа по привлечению инвестиций, развитию специальных экономических зон и стимулированию экспорта в РК на 2010–2014 гг. Утверждена постановлением Правительства РК от 30 октября 2010 г. № 114.
7. Программа «Производительность 2020». Утверждена постановлением Правительства РК от 14 марта 2011 г. № 254 // http:online.prg.kz
8. Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в Республике Казахстан на 2010–2014 гг. Утверждена Постановлением Правительства РК от 14 апреля 2010 г. № 302 // http:online.prg.kz
9. Сайт Министерства индустрии и новых технологий РК // www.mint.gov.kz (дата обращения 19.09.2012).
10. Сайт Национального агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» // www.kaznex.kz (дата обращения 24.08.2012 г.).

Введение

Выступая на III Международном инвестиционном форуме «Astana Invest 2012» заместитель генерального секретаря Евразийского экономического сообщества С. Глазьев акцентировал внимание на повышении инвестиционной привлекательности членов Таможенного Союза. Было подчеркнуто, что в перспективе усилится конкуренция юрисдикций внутри единой таможенной территории за привлечение инвестиций в развитие экономического потенциала интегрируемых государств [2].

Как известно, в соответствии с концепцией М. Портера необходимо одновременное сочетание двух типов развития - инвестиционного и инновационного. Концепция инновационного развития Республики Казахстан (далее - РК) должна обеспечивать развитие экономики на основе государственно-частного партнерства, трансформации сбережений граждан и предприятий в прямые производственные инвестиции, причем - инвестиции в высокотехнологичные производства и инновационно-активные предприятия. Модель развития экономики призвана мобилизовать силы общества для достижения передового уровня эффективности и конкурентоспособности, гарантировать проведение сбалансированной кредитно-финансовой политики не только государством и банками, но и всеми экономическими агентами.

Результаты и обсуждение

По оценке специалистов РК уже к середине 2000-х годов выполнила задачу преодоления спада начала 90-х годов и продолжает наращивать объемы валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В этот период достигнуто существенное увеличение ВВП на душу населения, измеренного по паритету покупательной способности, данный показатель увеличился с 5115 долл. США на человека в 1990 г. до 12050 долл. США в 2010 г. Улучшились характеристики эффективности производства: энергоемкость ВВП снизилась на 31 %, рост производительности труда составил 20 % [5].

Но уже к середине 2000-х экономика РК столкнулась с определенным вызовом, т.к. восстановительный рост не носил инвестиционного характера, а достигнутые экономические результаты опирались на производственный капитал, созданный еще в советские годы. Кризис 2008-2009 гг. несколько снизил остроту проблемы ограничений по основному капиталу, но не разрешил ее. Представляется, что в ближайшие годы ограничения по капиталу, которые могут быть сняты единственным способом - значительным ростом инвестиционной активности, станут основным сдерживающим фактором развития не только экономики РК, но и других государств постсоветского пространства.

Несмотря на то, что в 2007-2011 гг. возросли инвестиции в основной капитал горнодобывающей и обрабатывающей промышленностей, экономика в значительной степени остается зависимой от динамики добычи углеводородного сырья (таблица 1). Во многом такая ситуация связана с тем, что сохраняется высокий потенциал наращивания добычи нефти и газа, а экспорт в страны ЕЭП хотя и увеличивается, но остается на относительно низком уровне по отношению к ВВП. В то же время интеграционные процессы за счет сближения технологического уровня производства, процессов снижения его энергоемкости и материалоемкости позволяют получить дополнительный объем ВВП.

Таблица 1. Направления инвестиционной деятельности, млн тенге

Направления

2007г.

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Ввод в эксплуатацию основных средств

1519 892

262515

214 462

3314 988

2725 968

Инвестиции в основной капитал, всего

3392 122

4210878

4585 298

4653528

4985947

в т.ч. строительно-монтажные работы

1789 889

1995654

1880638

2203536

2232927

Инвестиции в жилищное строительство

490375

468039

310848

335655

417142

Инвестиции в основной капитал промышленности, всего

1613082

1708102

2248899

2586800

2607502

в т.ч. горнодобывающая промышленность и разработка карьеров

1 096146

1061160

1493 091

651953

1560215

- обрабатывающая промышленность

320 414

356 944

377 912

413 146

471 690

Данные сайта Агентства РК по статистике: http: //www.stat.kz

Отказ от сырьевой модели развития требует модернизации и одновременного перехода к инновационной экономике, поскольку РК отстает от развитых стран в области высоких технологий, износом производственного аппарата, инфраструктуры. Программа по снижению сырьевой зависимости отечественной экономики пока не приносит ожидаемых результатов. Продажа минеральных продуктов и металлов невысоких переделов в общем экспорте в 2011 г. выросла до 91 %, на все остальные товары приходится только 9 % экспорта, из которых лишь 0,9 % отнесены на машины и оборудование, т.е. товары с высокой долей добавленной стоимости. Ожидается, что в структуре экономики будет наблюдаться постепенное уменьшение доли добывающих секторов и металлургии, а опережающие темпы роста в секторе услуг, машиностроении, транспорте и связи обеспечат рост их доли в объемах валового выпуска [5].

В источниках финансирования инвестиций в основной капитал удельный вес иностранных инвестиций оказался наибольшим в 2009 г. (37,02 %), затем он уменьшился до 20,85 % в 2011 г. (таблица 2). При этом иностранный капитал сконцентрирован в отраслях, где производится продукция, реализация которой гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке. Отсюда наибольшая его активность в регионах с размещением месторождений углеводородного сырья (Атырауская, Западно-Казахстанская, Мангистауская области). Приток иностранных инвестиций в обрабатывающий сектор в 2011 г. составил 2868,3 млн долл. США, в сравнении с соответствующим периодом 2010 г. возрос на 39 %, однако в 2012 г. показатели в базовых отраслях реального сектора ухудшились: объем инвестиций в основной капитал за первый квартал снизился на 3,1 %, доля иностранных инвестиций сократилась до 21,9 % [9].

В соответствии с Программой по привлечению инвестиций, развитию свободных экономических зон и стимулированию экспорта на 2010-2014 гг., отечественные и иностранные инвестиции в несырьевые секторы экономики увеличатся к концу 2014 г. не менее чем на 15 % [6]. Для достижения данного показателя необходим темп прироста прямых иностранных инвестиций (далее - ПИИ) на уровне 3,8-4 %. В этих целях предусмотрен комплекс законодательных и системных мер, в т.ч. процедурные и визовые послабления, создание благоприятных условий для нахождения, поддержки и сопровождения инвесторов на центральном и региональном уровнях.

Таблица 2. Источники финансирования инвестиций в основной капитал

Источник

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

млн

тенге

уд.

вес,

%

млн

тенге

уд. вес,

%

млн

тенге

уд. вес,

%

млн

тенге

уд. вес,

%

млн

тенге

уд. вес,

%

Всего

3 392

122

100,00

4 210

878

100,00

4 585 298

100,00

4 653 528

100,00

4 985 947

100,00

в т.ч.

-республиканский бюджет

433

405

12,78

604

711

14,36

712 441

15,54

834 721

17,94

734 831

14,74

-местный бюджет

102

984

3,03

183

590

4,36

154 892

3,38

180

505

3,88

239 687

4,81

- собственные средства

1 656

142

48,82

1 706

104

40,52

1 491 433

32,53

1 895 953

40,74

2 441 474

48,97

- иностранные

инвестиции

 

622

512

18,35

1 064 839

25,29

1 697

493

37,02

1 240 887

26,66

1 039 524

20,85

-заемные средства

577

079

17,02

651

634

15,47

529 039

11,53

501 462

10,78

530 431

10,63

Данные сайта Агентства РК по статистике: http: //www.stat.kz

В условиях возрастающей конкуренции, интернационализации бизнеса, расширения информационного и рыночного пространства инновационная экономика требует роста инвестиционной активности предприятий. Как свидетельствуют данные, в источниках финансирования удельный вес собственных средств, за исключением 2009 г., всегда был наибольший, а в 2007 г. и 2011 г. эти инвестиции составляли почти половину всех капиталовложений. Предприятия вынуждены чаще всего самостоятельно заниматься инвестиционной деятельностью, т.к. не в состоянии открывать научно-исследовательские подразделения и ориентируются лишь на использование опыта и знаний своих специалистов. Сотрудничество с научными учреждениями из-за финансовых ограничений, высокой наукоемкости и затратности инноваций сведено к минимуму.

Анализ технологической структуры инвестиций в основной капитал показал, что за последние годы наблюдается стабильный рост инвестиций в оборудование, инструмент и инвентарь (таблица 3). Удельный вес работ по строительству и капитальному ремонту зданий и сооружений с 2007 г. по 2011 г. уменьшился с 57,11 % до 47,34 %, вместе с тем этот показатель 2011 г. выше значения 2009 г. на 3,3 %.

В целях стимулирования предприятий внедрять технологические инновации за счет собственных средств, в программе «Производительность 2020» предполагается софинансирование проектов по закупу инжиниринговых услуг, внедрение современных управленческих и производственных технологий, привлечение зарубежных специалистов

Таблица 3. Технологическая структура инвестиций в основной капитал

 

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

млн

тенге

уд. вес,

%

млн

тенге

уд.

вес,

%

млн

тенге

уд.

вес,

%

млн

тенге

уд.

вес,

%

млн

тенге

уд.

вес,

%

Инвестиции в основной

капитал, всего

3392

122

100,00

4210

878

100,00

4585

298

100,00

4653

528

100,00

4985

947

100,00

в т.ч.

- работы по строительству и капитальному ремонту

1937

552

57,11

2120 790

50,37

2018 927

44,04

2368

284

50,89

2360

594

 

47,34

- оборудование, инструмент инвентарь

845 205

24,92

1216 760

28,89

1326 236

28,92

1231

592

26,47

1574 818

31,58

- прочие капитальные затраты

609 365

17,97

873 328

20,74

1 240

135

27,04

1 053

652

22,64

1 050

535

 

21,08

Данные сайта Агентства РК по статистике: http: //www.stat.kz

и трансферт технологий. Планируется создание отраслевых центров производительности и инноваций для активизации инновационной деятельности предприятий. Предусмотрена линейка инструментов, начиная от поддержки разработки плана модернизации, внедрения современных управленческих технологий и заканчивая предоставлением долгосрочного лизинга на поставку современного оборудования, возмещением затрат на привлечение необходимых квалифицированных кадров, инновационных грантов [7].

Среди запланированных государством действенных мер, направленных на рост производительности труда в несырьевом секторе, наряду с повышением квалификации и профессионального уровня управленческих кадров, большое внимание уделяется модернизации действующих производств и реализации инвестиционных проектов. В 2011 г. из 27 инвестиционных проектов в рамках программы «Производительность 2020», представляющих в основном машиностроение и индустрию строительных материалов, на модернизацию или приобретение нового оборудования были направлены 10 (37 %) проектов, на строительство новых или реструктуризацию действующих предприятий - 17 (63 %) [9].

ПИИ являются важным механизмом наращивания технологического потенциала и расширения участия казахстанских предприятий в глобальных производственных сетях, через которые распространяются научно-технические знания. Приток иностранных инвестиций, в том числе из соседних стран СНГ, зависит от общих условий, включая состояние бизнес-среды и динамику развития интеграционных процессов. Вместе с тем потребуются дополнительные меры по привлечению наукоемких инвестиций, что обеспечит максимальное использование выгод от ПИИ.

Безусловно, наличие прямых иностранных инвестиций еще не является гарантией успешного накопления технологий. Политика открытости ПИИ должна подкрепляться реализацией активной политики привлечения технологий, направленной в первую очередь на развитие отраслей химической промышленности, машиностроения, микроэлектроники, банковской сферы, науки и исследований. Субконтрактация служит важным дополнительным каналом доступа к технологиям, подчас даже более значимым, чем прямые иностранные инвестиции. Отечественные предприятия должны иметь возможность интеграции в систему экономических связей международных корпораций, мировые производственные цепочки и кластеры, что позволит расширить доступ к знаниям, технологиям, ресурсам и рынкам.

В целях привлечения инвестиций и технологий, повышения инвестиционной активности предприятий приняты Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации в РК на 2010-2014 гг., межотраслевой план научно-технологического развития РК до 2020 г., ведется работа по выдаче инновационных грантов, технопарками предоставляются инструменты технологического бизнес-инкубирования, запущен Национальный инновационный интернет-портал INNOVUS.KZ, который должен стать коммуникационной и диалоговой площадкой для всех участников национальной инновационной системы, проведен IV Инновационный конгресс, в рамках которого работала выставка инновационных проектов, где были представлены 20 инновационных разработок [8].

Ключевая роль в реализации Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития и принятии обоснованных инвестиционных решений отводится Карте индустриализации, которая включает значимые для экономики РК проекты с высокой степенью проработки [3,4]. В 2010-2011 гг. запущены 389 проектов на сумму 1,8 трлн тенге, создано более 90 тыс. рабочих мест, 97 проектов получили поддержку в рамках программ «Дорожная Карта Бизнеса - 2020» и «Производительность - 2020», 44 проектам предоставлены преференции в рамках Закона об инвестициях, 3 проекта получили гранты на приобретение инновационных технологий, 6 проектов имеют визовую поддержку, 13 проектам возмещаются экспортные затраты, ряду проектов выделены земельные участки, оказывается помощь в ускорении разрешительных процедур. Все инвестиционные проекты предполагают увеличение производительности труда в приоритетных секторах экономики от 1,5 до 3 раз, снижение энергопотребления в среднем на 30-40 %, увеличение загрузки мощностей до 80 %.

Анализ инвестиционной деятельности предприятий показывает, что в будущем им необходимо больше внимания уделять не только объемам планируемых инвестиций, но и оценке эффективности инвестиционных проектов, в т. ч. проводить анализ технических и производственных параметров, маркетинговых стратегий, рыночных факторов, оперируя полной и достоверной информацией. Важно оценить реализуемость проекта, выяснить, насколько он удовлетворяет всем объективно имеющимся экзогенным ограничениям технического, социального, экологического, финансово-экономического и другого характера. Требуется оценка абсолютной и сравнительной эффективности проекта с позиции сопоставления совокупных результатов и затрат, преимуществ и недостатков по сравнению с альтернативными проектами, проверка чувствительности полученных оценок эффективности [1]. Такой подход к оценке проектов будет способствовать росту научно-технического потенциала предприятий и повышению их инвестиционной активности.

Концептуальной целью инвестиционной деятельности предприятий является увеличение масштабов реального объема производства за счет привлечения инвестиций в эффективные, конкурентоспособные виды деятельности, способные обеспечить наиболее полное использование инвестиционного потенциала, что позволит им достичь экономического, научно-технического и социального эффекта от предполагаемых мероприятий.

Наиболее востребованы три механизма привлечения инвестиций на предприятия:

- формирование систем инвестиционного менеджмента, повышение инвестиционной привлекательности и кредитоспособности;

- использование современных механизмов инвестиционного обеспечения реализации программ развития (в т.ч. мобилизация собственных средств инвестирования, привлечение инвестиционных ресурсов через фондовые рынки, использование финансовых ресурсов кредитно-инвестиционной системы, привлечение иностранных инвестиций, совершенствование управления рисками);

- регулирование и поддержка инвестиционного обеспечения инновационных процессов на уровне отраслей и регионов.

Нереализованный инвестиционный потенциал РК сейчас составляет около 10 млрд долл. США, в ближайшем будущем спрос на инвестиции увеличится до 30 млрд долл. Более 70 % от общего объема привлеченных в экономику иностранных инвестиций приходится на страны Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР).

По информации Национального агентства по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST» 15 марта 2012 г. на презентации обзора по инвестиционной политике РК, проводимого в рамках реализации Программы ОЭСР по повышению конкурентоспособности стран Евразии, руководитель инвестиционного департамента ОЭСР Стивен Томсен отметил, что РК добилась значительных успехов в привлечении инвестиций [10].

Обзор инвестиционной политики РК, подготовленный специалистами ОЭСР, подтверждает, что реформы, проведенные в стране после объявления независимости, оказали благоприятное воздействие на устойчивый экономический рост, в частности за счет сокращения бюрократических препятствий для инвесторов и разрешения свободной репатриации прибыли. Для увеличения объемов ПИИ и диверсификации экономики необходимо оптимизировать режим иностранных инвестиций, усовершенствовать инвестиционный климат и оказать содействие развитию ответственного делового поведения.

По мнению специалистов ОЭСР, ключевыми причинами незначительного объема иностранных инвестиций в другие отрасли, кроме нефтяной, являются низкая доходность по сравнению с нефтегазовым сектором, слабая заинтересованность в развитии промышленности и инфраструктуры вкупе с проблемами транспортной и логистической инфраструктуры. Данные компании «Ernst & Young» показывают, что более половины иностранных инвесторов оценивают законодательство РК как недостаточно стабильное с точки зрения инвестиционной привлекательности. В числе конкретных барьеров отмечается неразвитая инфраструктура (19 %), сложность административных процедур 9 %, политические факторы (8 %) и коррупция (7 %).

Заключение

Для решения проблем, связанных с привлечением ПИИ в экономику РК, представителям государственных структур целесообразно сосредоточить деятельность на трех приоритетных направлениях:

- оптимизация режима иностранных инвестиций, а именно использование международной практики в области инвестиций, связанных с обеспечением безопасности, и упрощение доступа к земельным ресурсам для иностранцев;

- улучшение общего инвестиционного климата, в том числе за счет реформирования корпоративного управления государственными предприятиями, активизации участия частного сектора в развитии инфраструктуры и упрощения доступа к финансированию для малого и среднего предпринимательства;

- разработка всесторонней политики, содействующей развитию ответственного делового поведения и обеспечению надлежащей проверки цепочек снабжения минеральным сырьем.

Тема исследования далеко не исчерпана. Необходимы дальнейшие научные исследования и разработки, опирающиеся на реальную оценку инвестиционных процессов предприятий, а также прогноз инновационно-инвестиционного развития экономики постсоветских стран в условиях развертывания мировых интеграционных процессов.

Рецензенты:

Есенгельдин Б.С., д.э.н., декан экономического факультета Карагандинского государственного университета им. Е. А. Бекетова, г. Караганда.

Селезнева И. В., д. э. н., зав.кафедрой «Финансы» Университета ТУРАН, г. Алматы.


Библиографическая ссылка

Аубакирова Г. М. К ВОПРОСУ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАЗАХСТАНА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8258 (дата обращения: 11.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074