В последнее время в нашей стране значительное внимание уделяется процессам модернизации экономической системы. Политическое руководство страны предлагает минимизировать зависимость от углеводородных источников сырья за счет развития региональных социально-экономических систем с точки зрения кластерного подхода. Поставленная цель требует развития управленческих компетенций руководителей и повышения эффективности управления как на региональном и федеральном, так и на корпоративном уровнях.
Эффективность системы управления на различных уровнях зависит не только от квалификации высших государственных служащих и чиновников, но и от уровня профессионализма топ-менеджеров крупнейших предприятий, функционирующих в стратегически значимых отраслях экономики регионов, на базе которых и планируется создавать промышленные и сервисные кластеры. Отличительной чертой функционирования российского бизнеса в регионах является тот факт, что большинство стратегических предприятий были образованы в ходе интеграционных процессов конца XIX – начала XX в. В России корпоративные интеграционные процессы чаще всего принимают форму слияний и поглощений бизнеса. В таблице 1 представлена динамика рынка слияний и поглощений в России [2].
Как видно из таблицы 1, в период с 2001 по 2007 год наблюдался стабильный рост сделок по слиянию. Ухудшившиеся же показатели 2008–2009 годов можно объяснить финансовым кризисом, разразившемся в конце 2008 года во всем мире. Вместе с тем в последние 3 года наблюдается стабильный рост как стоимости сделок по слиянию и поглощению, так и доли указанных сделок в объеме ВВП страны.
Таблица 1. Динамика рынка слияний и поглощений в России
Показатель |
2003г |
2004г |
2005г |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Число сделок |
693 |
1229 |
1 384 |
1 442 |
1 353 |
1 184 |
752 |
872 |
723 |
Стоимость сделок, млн долл. |
32 314 |
26 961 |
60 405 |
61 926 |
127 745 |
117 839 |
57 209 |
55 650 |
79 320 |
Средняя стоимость сделки, млн долл. |
58,8 |
24,0 |
50,6 |
48,4 |
114,6 |
104,6 |
98,1 |
74 |
135 |
Отношение к ВВП, % |
7,5 |
4,6 |
7,9 |
6,2 |
9,3 |
6,6 |
4,5 |
3,8 |
6,5 |
С уверенностью можно сказать, что по итогам 2012 года будет достигнут новый рекорд за посткризисный период, поскольку только одна крупнейшая сделка по приобретению компанией «Роснефть» пакета «ТНК-ВР» оценивается в 61 млрд долл.
Вместе с тем в современной России нет однозначного определения терминам «слияние» и «поглощение». В мировой юридической практике для определения слияния принято использовать объединение двух или более компаний посредством бухгалтерского метода покупки или метода слияния активов. Юридическое определение слияния, принятое в США, означает прекращение существования одной компании и объединение ее с другой, что противоречит нормам отечественного законодательства. В России под слиянием принято понимать передачу всех прав и обязанностей двух или более компаний новому юридическому лицу в процессе реорганизации [1].
Таким образом, в юридическом смысле слияние – частный случай реорганизации, характерным признаком которого является изменение юридического статуса одного или нескольких субъектов. Но как свидетельствует российская и мировая экономическая практика, реализация интеграционных процессов возможна не только при условии изменения юридического статуса и прекращения деятельности юридического лица. Очень распространены процессы слияний и поглощений путем приобретения контрольных или блокирующих пакетов акций сторонних компаний.
В научной и деловой литературе по управлению интеграционными процессами даются различные определения понятиям слияния и поглощения. Так, преобладающим является подход, согласно которому под слиянием понимается объединение равных партнеров, в результате которого компания получает новое экономическое содержание без изменения юридического статуса. В контексте указанного определения необходимо различать разные формы или механизмы осуществления интеграционных процессов: слияния и поглощения. Целесообразным представляется разграничение данных процессов по следующим параметрам, представленным в таблице 2 [4, c.129].
Таблица 2. Основные черты слияний и поглощений
|
Слияния |
Поглощения |
Уровень хозяйственной самостоятельности |
Ограничение самостоятельности |
Частичное сохранение возможности принимать решения по оперативным вопросам |
Уровень юридической самостоятельности |
Ликвидация или ограничение |
Сохранению юридической самостоятельности |
Финансовая структура |
Единая |
Сохранение самостоятельности фирм |
Контрактные отношения |
Прекращаются |
Возможно сохранение |
Интеграционные процессы оказывают существенное влияние на внутрикорпоративную среду предприятия, которая, в свою очередь, начинает воздействовать на внешнюю институциональную среду, состоящую из экономической, социальной, политической и духовной составляющих конкретного региона, где реализуются указанные процессы.
По этой причине на социально-экономическое развитие региона и внутрирегиональных кластеров воздействуют бизнес-структуры, трансформируя структуру и систему бюджета региона, а также показатели его стратегического развития в целом через механизм реализации интеграционных процессов. Подобное воздействие корпоративных интеграционных процессов на социально-экономическое развитие регионов представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Воздействие интеграционных процессов на социально-экономическое развитие региона
Вместе с тем, очевидно, что подобные интеграционные процессы на корпоративном уровне оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие стратегических отраслей региона, региональных кластеров и страны в целом. Поэтому уровень квалификации лиц, реализующих данные изменения, их эффективность и продуктивность крайне важны для достижения поставленных руководством страны целей.
В результате построение эффективной системы взаимодействия топ-менеджеров стратегически значимых компаний с администрацией регионов позволит не просто констатировать факт наличия интеграционных процессов на корпоративном уровне, но и создать положительный экономический эффект для региональной экономической системы.
Вместе с тем в настоящее время наблюдается достаточно невысокое качество взаимодействия бизнес-структур с властными элитами, обусловленное в первую очередь различными интересами участников социально-экономических и политических отношений. Противоречия интересов бизнеса и региональной власти проявляются в деформации основных принципов их взаимодействия, которые объясняют реальные причины недейственности существующего механизма взаимодействия управленческих и хозяйствующих субъектов на современном этапе развития в России (табл.3).
Таблица 3. Соотношение формализованных принципов с их реальным воплощением
Формализованные принципы |
Реальное воплощение принципов |
1. Организация процесса взаимодействия исключительно на законных основаниях |
1. Выстраивание взаимодействия за рамками принятого законодательства, персонифицированность отношений. |
2. Ориентация на сотрудничество, партнерские отношения, где обязательным является исполнение принятых на себя обязательств. |
2. Частое невыполнение обязательств, наличие «двойной игры» (бизнес – сокрытие налогов; власть – неэффективное расходование средств) Ведение формального двустороннего диалога. |
3. Взаимозаинтересованность при заключении договорных обязательств. |
3. Существование практики заключения взаимовыгодных соглашений, основанных на теневых практиках. |
4. Декларация коллективного способа принятия решений по поводу стратегии дальнейшего развития предпринимательства. Активная позиция бизнеса и власти |
4. Отсутствие консолидации бизнес-структур, нечеткое представление позиции бизнеса при принятии решений |
5. Поддержка перспективных видов бизнеса |
5. Предоставление поддержки узкому кругу предпринимателей. |
Преодоление проблем неэффективного сотрудничества властных и бизнес-структур, главным образом, зависит от ликвидации дефицита доверия и соблюдения декларируемых принципов и методов партнерства, смены стереотипов в отношениях, от повышения социальной и личной ответственности каждой стороны.
Чтобы добиться взаимопонимания, как со стороны власти, так и со стороны бизнеса, необходимо сформулировать согласованную цель, что позволит сформировать общую модель. Модель становится основой для обсуждения при поиске решений. В этом случае решения рассматриваются через их последствия на достижимость целей. Обсуждается не просто вопрос, нужно ли и можно ли изменить налоги, а как это скажется на достижении согласованной цели.
Надо подчеркнуть одну существенную позицию: решения в области законодательства имеют долговременные последствия. Это требует принятия программ развития на длительный период. Согласование целей власти и бизнеса происходит в ходе совместной разработки стратегий развития регионов, государства в целом и по отдельным направлениям экономико-социального развития.
В сложившихся условиях ни одна сколько-нибудь серьезная социально-экономическая проблема не может быть решена государством без участия бизнеса.
Необходимость в партнерстве государства и бизнеса в России возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность. Невозможность полного отказа от присутствия в этих сферах экономики и постоянная потребность в привлечении дополнительных средств для их поддержания и развития обуславливают потребность государства в привлечении частного капитала.
В сложившихся условиях встроиться в сотрудничество с государством могут в основном только крупные корпорации, но даже их усилия, предпринимательская активность, планирование и реализация крупных интеграционных проектов не рассматриваются федеральными и региональными властями в качестве основы для построения прогнозов социально-экономического развития территорий.
Для успешного развития партнерских отношений необходимо восстановить доверие предпринимательских структур к государству как партнеру по совместному бизнесу. Это, в свою очередь, требует законодательного обеспечения партнерства в части доступа к участию в нем различных предприятий, а также определенные правовые гарантии, открытый рынок, право на свободный выбор, равные конкурентные условия. Все названные положения известны, но их выполнение на практике зависит от власти: государство обязано проводить институциональные реформы, обеспечивая формирование благоприятных условий для партнерства с бизнес-структурами и, прежде всего, учитывать при территориальном стратегическом планировании потенциал бизнеса и его воздействие на экономическую обстановку в регионе.
Рецензенты:
Разумовская Е. М., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента сферы услуг ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Рудольф К. В., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления ФГАО УВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Глебова И.С., Роднянский Д.В. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8244 (дата обращения: 07.05.2025).