Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

РЕПРОДУКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ

Васильченко О.Н. 1
1 Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля кафедра психологии, Луганск
В статье анализируются результаты эмпирического исследования Я-концепции респондентов четырех возрастных групп – дети, подростки, молодежь, взрослые. Фокус исследовательского интереса сосредоточен на месте и значении репродуктивной и семейной идентичности в актуальной и проспективной идентификационной матрице респондентов. Репродуктивная идентичность является составляющей идентичности социальной и обычно включается исследователями в идентичность семейную. Для исследования актуальной и проспективной репродуктивной идентичности был применен тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» и его модификация, с помощью которого были решены такие задачи исследования: определена группа идентичностей, которые доминируют в коллективной идентификационной матрице респондентов, определено место и актуальность репродуктивной и семейной идентичности в структуре коллективной идентификационной матрицы респондентов; описаны особенности проспективной идентичности респондентов. Зафиксированное статистическое значащее преобладание проспективных репродуктивных идентичностей над актуальными свидетельствует о длительном латентном периоде формирования репродуктивных и семейных идентичностей, конструирования соответствующих социальных ролей и построения репродуктивных сценариев как части сценария жизненного. Проспективные репродуктивные идентичности являются важным элементом построения репродуктивного сценария и соответственно жизненного пути, детерминируют репродуктивное поведение личности.
репродуктивный сценарий.
репродуктивное поведение
семейная идентичность
репродуктивная идентичность
идентичность проспективная
идентичность актуальная
Я-концепция
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М. : Мысль, 1991. – 301 с.
2. Белинская Е.П. Идентичность личности в условиях социальных изменений : дис.. ... д-ра псих. наук : 19.00.05. – М., 2006. – 479 с.
3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
4. Титаренко Т.М. Жизненный мир личности: структурно-генетический поход : дис. … д-ра псих. наук : 19.00.01 / АПН Украины, Институт психологии. – Киев, 1994. – 305 с.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб. : Питер Пресс, 1997. – 608 с.
Введение. Я-концепция - системное структурированное образование, которое существует в сознании индивида и состоит из представлений о собственных характеристиках и способностях, из представлений о возможности взаимодействия субъекта с другими людьми и окружающей средой, из ценностных представлений и представлений о целях и идеях, имеющих положительную или отрицательную направленность. Включает как собственное «Я», так и взаимодействия, в которые оно может вступать, а также оценки, связанные с качествами и взаимодействиями «Я» - в прошлом, будущем и в нынешний момент. Основа идентификационной матрицы человека состоит из множества идентичностей.

Целью настоящего исследования (в рамках комплексного исследования репродуктивного поведения личности) было изучение места и роли репродуктивной и семейной идентичности (актуальной и проспективной) в структуре Я-концепции личности.

Мы рассматриваем репродуктивное поведение личности как сложный, интегральный, многоуровневый феномен, который имеет две составляющие - биологическую и психологическую. Биологическая составляющая традиционно изучается в рамках таких наук, как физиология, медицина, анатомия. В центре научного интереса исследования психологического компонента репродуктивного поведения личности находится образованный в результате фило- и социогенеза дизайн психологических механизмов, который определяет всю систему репродуктивных событий в жизни личности. Предметом исследования есть детерминанты, механизмы, структура и функции репродуктивного поведения личности.

Для выяснения сущности явления феномена репродуктивного поведения, которое реализуется в процессе воспроизводства человека, мы вводим два классификационных параметра. С одного стороны, различая функциональную нагрузку активности в системе репродуктивного и семейного поведения, мы привлекаем понятие субъектности и объектности, а с другой - различаем уровни и типы организации взаимодействия в системе репродуктивного поведения, которые представлены как родственники, семья и индивид. Определяющим классификационным параметром выступает признак репродуктивной направленности индивида. Соответственно этому, определяя направленность активности индивида в структуре репродуктивного поведения, мы вводим такие ее виды: объект-родственная (поведение внуков, племянников и т.п.), субъект-родственная репродуктивная (поведение прародителей), субъект-семейная (поведение членов семьи, которые не являются супругами или родителями и детьми - тети (дяди)), объект-семейная (поведение детей), субъект-семейная репродуктивная (поведение родителей - материнская, отцовская), субъект-семейная (поведение матримониальное - жены, мужа).

Идентичность личности формируется по мере осознания и отрефлексирования своего места, роли и степени активности в системе репродуктивного взаимодействия. Соответственно мы можем говорить о соответствующих видах идентичности: родительской (материнская, отцовская), прародительской (дедушка, бабушка). Репродуктивную идентичность мы понимаем как осознание человека себя субъектом репродуктивного процесса; она возникает и формируется в процессе осуществления репродуктивного поведения. Репродуктивная идентичность, с одной стороны, выполняет детерминирующую роль в репродуктивной активности субъекта, а с другой, в ней формируется и развивается. Репродуктивная идентичность традиционно включается исследователями в состав идентичности семейной.

Основные подходы к пониманию социальной идентичности сформировались в ходе изучения группового и межгруппового поведения и условно могут быть разделены на психоаналитическое, когнитивное, бихевиористское, деятельностное психологические направления и интеракционистское, конструктивистское и социологическое течения. Как психологическая проблематика «идентичность» возникла на стыке как минимум трех направлений в психологии: общей, социальной и когнитивной. Со временем, под влиянием расширения объекта и предмета исследований идентификационных характеристик в разных областях психологической науки, появилась необходимость привлечения в процедуру анализа, интерпретации и прогнозирование данных сопредельных наук - этнологии, истории, культурологии и др.

Признанными авторитетами в разработке проблемы идентичности являются Р. Берн, Дж. Марсиа, Э. Эриксон и др. Исследование идентичности и процессов идентификации на стыке психологии и социологии привело к операционализации понятия «социальная идентичность». Основоположниками исследования социальной идентичности являются - Дж. Тернер, A. Тешфел (основатели теории социальной идентичности и самокатегоризации); И. Гоффман, Дж. Мид (интеракционистская школа), М. Заваллоне, C. Московичи (школа социальных представлений).

Современной тенденцией исследований идентичности является поиск интегративных компонентов когнитивной системы, которые играют роль регуляторов поведения, мышления и познания в определенных условиях, а также вопрос о закономерностях ее динамики, о поддержке личностью своей положительной социальной идентичности.

Предположение о наличии в структуре Я-концепции временных модусов традиционно для психологических исследований. Начиная с работ У. Джемса понятие Я-концепции содержало не только актуальное представление о себе, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем. Как отмечает Е.П. Белинская [1], идея времени в Я-концепции явно или неявно присутствовала в анализе возможных факторов представления о себе - в зависимости от конкретных теоретических вкусов исследователя изменялись лишь акценты. В научных работах применяется понятие «возможного (вероятного, потенциального) Я». Большинство исследователей Я-концепции все чаще выделяют в ее структуре не только «реальное» и «идеальное», «прошлое» и «будущее Я», но и потенциальное, возможное - то, которым «Я», скорее всего, будет. Проблема психологического времени в психологии рассматривается как «временная перспектива личности» (К. Левин) [5], «временной кругозор» (П. Фресс) [3], «концепция времени личности в масштабах ее жизни» (А.А. Кроник, Е.И. Головаха) [3], «временная перспектива» (К.А. Абульханова-Славская) [1], «временная организация жизни» (Т.М. Титаренко) [4].

Как отмечает Е.П. Белинская, сегодня традиционная проблема времени Я-концепции в ее мотивационном значении все больше реализуется через исследование так называемой проспективной идентичности - тех идентификационных характеристик личности, которые отнесены в будущее. «Проспективная идентичность понимается, как образ "Я в будущем", и содержит в себе будущие персональную и социальную идентичности субъекта. По сути, это актуализация одного из "возможных Я", взятого в социальном окружении. Проспективная идентичность является информацией для самоконструирования, построения своего жизненного пути, как своего рода Я-проекция, как иррациональная "картинка" самого себя в "интерьере" будущего» [2, с.15].

Г.М. Андреева подчеркивает необходимость дифференциации проблемы временных аспектов Я-концепции, идентичности и проблему психологического времени личности [3].

Обращение к концепту проспективной репродуктивной идентичности перспективно в исследовании репродуктивного поведения личности. «Будущее время личности» традиционно связывает с понятиями жизненного плана, жизненной перспективы, субъективной картины жизненного пути (Б.Г. Ананьєв, К.А. Абульханова-Славська, О.О. Кроник, Т.М. Титаренко и др.). Жизненный план включает репродуктивные планы и намерения. Репродуктивные планы являются результатом осознанных нужд и строятся на основе рефлексии реальных жизненных событий, фиксируя их причинно-следственные связи, учитывая динамику реализации жизненных целей, стремясь к целостности и непротиворечивости. Образ «Я в будущем» является результатом рефлексивной переработки человеком огромного массива информации - о реальных результатах собственной деятельности, об объективных возможностях самореализации, которые существуют на данный момент в социуме, о моделях «самоосуществления», представленных в ближайшем социальном окружении.

Материалы и методы исследования. Для исследования актуальной и проспективной репродуктивной идентичности был применен тест М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?». С помощью теста М. Куна, Т. Макпартленда «Кто Я?» мы решили такие задачи нашего исследования: определили группу идентичностей, которые доминируют в коллективной ИМ (идентификационной матрице) респондентов, определили место и актуальность репродуктивной и семейной идентичностей в структуре коллективной ИМ респондентов; определили особенности проспективной идентичности респондентов.

Респондентам предлагалось дать двадцать ответов на вопрос «Кто Я?». Второй раз инструкция была изменена: «Вообразите, что уже прошло двадцать лет. Снова ответьте на вопрос "Кто Я?"». Идентификационные категории респондентов, полученные по классической процедуре выполнения теста «Кто Я» М. Куна и Т. Макпартленда в дальнейшем будем называть «актуальной идентичностью», а идентификационные категории респондентов, полученные при выполнении теста с измененной инструкцией - «проспективной идентичностью». Полученная в результате опроса совокупность свободных самохарактеристик была проанализирована с помощью контент-анализа и разделена на две группы (составленные из нескольких категорий) - объективные (входят в структуру социальной идентичности) и субъективные (входят в структуру персональной идентичности).

Для исследования было сформировано четыре возрастные группы респондентов:

  • младшая группа -  ученики 5 класса (11-12 лет, средний возраст 11,7) - 400 человек (200 мальчиков и 200 девочек);
  • средняя группа - ученики 10-11 классов (16-17 лет, средний возраст 16,5) - 400 человек (200 юношей и 200 девушек);
  • студенты 4-5 курсов (20-26 лет, средний возраст 21,7) - 400 человек (200 юношей и 200 девушек);
  • родители, которые имеют детей от 10 до 17 лет (от 31 до 54 лет, средний возраст 38,7) - 400 человек (200 мужчин и 200 женщин).

Результаты исследования и их обсуждение. Общее количество слов-самоописаний, полученных в каждой группе - 4000 (каждый респондент назвал 20 слов). Для того чтобы определить процентную часть каждой категории в общей матрице, необходимо количество слов определенной категории помножить на процент одного слова - 0,025% (4000 слов - 100%). В дальнейшем, в тексте мы будем указывать процентную часть категории. Учитывая задачи исследования, в отличие от традиционного выделения обобщенной категории «семья» (или «семья родительская» и «семья собственная»), нами были тщательно выделены все возможные семейные и репродуктивные категории. В табл. 1 представлены результаты исследования актуальной и проспективной идентичностей респондентов четырех возрастных групп.

Таблица 1 - Ведущие социальные идентичности (процентная часть категории в коллективной идентификационной матрице)

Идентификационная категория

Младшая группа

Средняя группа

актуальная

проспектив-ная

актуальная

проспектив-ная

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Сын /дочка

4,90

4,88

4,30

3,23

4,50

4,60

4,30

3,03

Внук (чка)

4,30

3,03

1,62

1,52

3,20

2,63

2,10

1,20

Брат / сестра

2,15

3,45

4,03

2,37

2,75

3,37

2,45

2,00

Племянник (ца)

1,25

1,62

1,15

2,47

Дядя / тетя

0,50

 -

0,07

Отец / мать

0,00

4,20

5,25

4,65

5,45

Муж / жена

2,75

4,03

3,20

3,52

Крестный (ая)

0,05

0,70

0,20

0,80

Кум (а)

0,05

0,10

Дедушка / бабушка

0,05

0,02

Обобщенные идентификационные категории

Семейная

13,10

12,98

17,00

17,10

11,67

13,07

17,05

16,02

муж/жена

-

-

2,75

4,03

-

-

3,20

3,52

Репродуктивная

-

-

4,20

5,25

-

-

4,93

5,47

родительская

-

-

4,20

5,25

-

-

4,65

5,45

прародительская

-

-

0,00

0,00

-

-

0,05

0,02

Студенческая/учени-ческая

4,55

4,95

1,25

0,50

4,40

4,12

0,03

Профессиональная

6,75

5,30

1,25

6,75

6,25

Пол (гендерная)

4,65

4,12

4,65

4,03

4,30

5,15

4,88

4,95

 

Идентификационная категория

Группа студентов

Группа родителей

актуальная

проспектив-ная

актуальная

проспектив-ная

м

ж

м

ж

м

ж

м

ж

Сын /дочка

4,45

3,50

3,85

3,70

4,12

4,12

3,00

3,23

Внук (чка)

3,77

2,38

2,00

1,20

1,25

1,63

0,68

0,90

Брат / сестра

3,52

2,13

2,18

2,10

3,53

2,75

2,88

2,75

Племянник (ца)

Дядя / тетя

0,10

Отец / мать

0,80

1,85

4,88

7,25

4,88

10,63

4,40

4,25

Муж / жена

0,85

2,10

3,50

4,12

4,15

3,03

4,20

4,15

Крестный (ая)

0,23

1,15

0,50

1,55

0,50

1,55

Кум (а)

0,18

0,75

0,80

1,12

0,80

Дедушка / бабушка

0,12

0,05

0,25

0,30

4,88

4,65

 

Обобщенные идентификационные категории

Семейная:

13,49

11,96

16,94

19,57

19,43

24,81

21,66

22,28

муж/жена

0,85

2,10

3,50

4,12

4,15

3,03

4,20

4,15

Репродуктивная всего:

0,80

1,85

5,00

7,30

5,13

10,93

9,28

8,90

родительская

0,80

1,85

4,88

7,25

4,88

10,63

4,40

4,25

прародительская

-

-

0,12

0,05

0,25

0,30

4,88

4,65

Студенческая/ученическая

5,28

4,90

0,25

0,10

Профессиональная

3,92

4,12

5,97

4,80

7,88

4,30

3,12

3,70

Пол (гендерная)

4,90

4,88

4,73

5,00

1,62

3,52

1,62

2,87

Анализируя результаты, представленные в таблице 1, можно сделать вывод, что ведущими социальными идентичностями являются:

  • у мальчиков - актуальная - семейная, гендерная, ученическая, проспективная - семейная, профессиональная, гендерная, родительская, матримониальная; у девочек - актуальная - семейная, ученическая, гендерная, проспективная - семейная, профессиональная, родительская, матримониальная, гендерная;
  • у подростков-юношей - актуальная - семейная, ученическая, гендерная, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная; у подростков-девушек - актуальная - семейная, гендерная, ученическая, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная;
  • у студентов - актуальная - семейная, студенческая, гендерная, профессиональная, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная; у подростков-девушек актуальная - семейная, гендерная, ученическая, проспективная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная;
  • у мужчин - актуальная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, проспективная - семейная (прародительская, родительская, матримониальная), профессиональная; у женщин актуальная - семейная (родительская, матримониальная), профессиональная, проспективная - семейная  (прародительская, родительская, матримониальная), профессиональная, гендерная. В таблице 2 представлены результаты статистической проверки достоверности различий между актуальной и проспективной идентичностями респондентов.

Таблица 2 - Статистическая значимость отличий актуальной и проспективной идентичности

Идентичность

Мужчины

Женщины

Груп. 1

Груп. 2

Груп. 3

Груп. 4

Груп. 1

Груп. 2

Груп. 3

Груп. 4

%

%

%

%

%

%

%

%

Семейная  идентичность

актуальная

13,1

11,67

13,49

19,43

12,98

13,07

11,96

24,81

прокреативная

17

17,05

16,94

21,66

17,1

16,02

19,57

22,28

Критерий φ Фишера*

1,09

1,55

0,96

0,55

1,42

0,84

2,1

0,61

Репродуктивная   идентичность

актуальная

0

0

0,8

5,13

0

0

1,85

10,93

прокреативная

4,2

4,93

5

9,28

5,25

5,47

7,3

8,9

Критерий φ Фишера*

-

-

2,72**

1,61

-

-

2,74**

0,68

Родительская   идентичность

актуальная

0

0

0,8

4,88

0

0

1,85

10,63

прокреативная

4,2

4,65

4,88

4,4

5,25

5,45

7,25

4,25

Критерий φ Фишера*

-

-

2,66**

0,22

-

-

2,72**

2,49**

Прародительская   идентичность

актуальная

0

0

0

0,25

0

0

0

0,3

прокреативная

0

0,05

0,12

4,88

0

0,02

0,05

4,65

Критерий φ Фишера*

 

 

 

1,95*

 

 

 

3,25**

Матримониальная   идентичность

актуальная

0

0

0,85

4,15

0

0

2,1

3,03

прокреативная

2,75

3,2

3,5

4,2

4,03

3,52

4,12

4,15

Критерий φ Фишера*

 

 

1,91*

0,03

 

 

1,18

0,6

* - статистически значимые отличия при р ≤ 0,05;

** - статистически значимые отличия при р ≤ 0,001.

Из результатов, представленных в таблице 2, можно сделать вывод, что родительская проспективная идентичность значимо больше актуальной в группе студентов; прародительская проспективная идентичность значимо больше актуальной в группе взрослых; проспективная родительская идентичность занимает ведущее место в группах детей и подростков, однако определить ее значимость не представляется возможным вследствие ограничения, налагаемого критерием углового преобразования Фишера. Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что эскиз собственного репродуктивного поведения создается и проигрывается еще до наступления конкретных репродуктивных событий.

Выводы. Зафиксированное, статистически значимое преобладание проспективных репродуктивных идентичностей над актуальными свидетельствует о длительном латентном периоде формирования репродуктивных и семейных идентичностей, конструирования соответствующих социальных ролей и построения репродуктивных сценариев, как части сценария жизненного.

Рецензенты:

Панок Виталий Григорьевич, доктор псих. наук, профессор, директор центра практической психологии и социальной работы «Монмолодьспорт», г. Киев.

Полунин Алексей Васильевич, доктор псих. наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологии политического участия Института социальной и политической психологии НАПН, г. Киев.


Библиографическая ссылка

Васильченко О.Н. РЕПРОДУКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ В СТРУКТУРЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8225 (дата обращения: 16.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074