Несмотря на то, что отечественная система образования долгое время находилась в стагнации и пользовалась только разработками Советских ученых, не обращая внимание на зарубежный педагогический опыт большинства развитых стран, реформирование социально-экономических отношений последних десятилетий благоприятно сказалось на развитии принципиально новых образовательных структур нашей страны. Появились качественно новые виды и формы организации обучения, изменился подход к традиционным. Формирование конкурентной среды сыграли большую роль в трансформации данного сектора экономики. В итоге на современном этапе Россия выходит на качественно новый уровень образовательных процессов, характеризующийся внедрением инновационных методов.
Сеть Интернет и современные информационные технологии образования охватили все развитые страны мира и наносят удар по классической системе образования. Современного студента уже нельзя заинтересовать традиционным теоретическим курсом. Одним из нововведений сейчас стали частные платные вузы, в которых образовательная программа более модернизирована, но, во-первых, далеко не все абитуриенты способно оплатить образование в таком вузе, а во-вторых, есть опасность, что спустя какое-то время диплом данного вуза не будет котироваться на рынке труда. Исходя из этого, чаще всего отдается предпочтение государственным высшим учебным заведениям с традиционной программой обучения. Но, к сожалению, эта традиционная программа обучения не дает нужной подготовки молодым специалистам.
Соединение интенсивного и экстенсивного путей развития педагогических систем позволяет осуществлять так называемые «интегрированные инновации», которые строятся на стыке разноплановых, разноуровневых педагогических подсистем и их компонентов. Подкрепив «узкие» места новейшими технологиями, можно повысить общую эффективность педагогической системы. Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
- проектирование новых моделей образовательного процесса;
- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Также нужно отметить, что по характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические.
К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов.
К практическим - новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.
Инновации могут осуществляться на различных уровнях. К высшему уровню относятся инновации, затрагивающие всю педагогическую систему. Этот уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, которых ранее не было в теории. Происходит принципиальная смена точек зрения, выдвигается оригинальный подход, коренным образом отличающийся от известных представлений в данной области. В дидактике к этому уровню можно отнести исследования, которые обосновывают целостный подход к обучению.
Если говорить о сфере сервиса, которая также на протяжении многих десятилетий в нашей стране отставала от всего цивилизованного мира, то проблема подготовки квалифицированных кадров здесь стоит наиболее остро, поэтому внедрение инновационных методов в данном случае сверх актуально.
Для сокращения разрыва между образовательным процессом и развитием российского сектора услуг необходим качественно новый подход к образовательному процессу в целом. Существующие в российских вузах магистерские программы подготовки по управлению проектами, маркетингу, стратегическому менеджменту, управлению человеческими ресурсами и т.п. определенно выиграли бы от внесения практического опыта. Так как конкуренция на отечественном рынке услуг обостряется, в Россию приходит все больше высокопрофессиональных иностранных компаний, формирование стратегического сервисного мышления у молодых специалистов просто необходимо. Менеджеры сервисного предприятия не могут себе позволить мыслить как менеджеры производственных предприятий. В современной сфере услуг важную роль заняла «клиенториентированность», то есть максимально индивидуальный подход к клиенту, а этому может научить только специалист, который на практике систематически с этим сталкивается. В современной экономике, характеризующейся увеличением роли сферы услуг, увеличивается потребность в специалистах, владеющих практическими знаниями об особенностях сервисной деятельности, и отсутствие таких специалистов может стать серьезной проблемой при выходе российских компаний на международный уровень и обеспечении конкурентоспособности отечественных предприятий.
Для реализации такого подхода существует ряд методов:
- внедрение в систему обучения практического курса, связанного с развитием предприятий сферы услуг и управления ими;
- вовлечение «практиков» современной экономики из крупных предприятий сферы услуг в образовательный процесс;
- модернизация теоретических курсов, которые преподаются в ВУЗах на основании работ современных авторов;
- составление списка современных книг, обязательных для прочтения для студентов данной специальности;
- создание реальных возможностей для студентов проходить практику в крупных российских и зарубежных компаниях сферы услуг.
Но на данный момент, несмотря на все реформы отечественного образования, существенных изменений не происходит. Реформируются лишь количественные параметры образования, и не было попыток реформировать ядро, суть, смысл образования - его содержание с точки зрения его научной обоснованности и целесообразности. Учебные программы перегружены массой заведомо ненужной учащимся информации, и в то же самое время в них отсутствуют необходимые им знания о тех сферах жизни, в которые они войдут после вуза.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека. Проблема соотношения педагогической науки и практики, их взаимосвязи - это самая общая, можно сказать, глобальная проблема педагогики. От того, как она решается, зависит и развитие педагогической науки, и качество педагогических инноваций, и успех осуществляемой сейчас модернизации образования, в конечном счете - эффективность образовательной системы в целом.
Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. К таким методам принадлежит проблемное обучение, предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.
Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации. Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Этот метод ставит своей задачей выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.
Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе должны быть направлены на формирование нравственных ценностей и способствовать формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на профессиональной этике, выработке критического мышления, умения представлять и отстаивать собственное мнение.
Главная цель внедрения инновационных технологий в систему подготовки экономических кадров состоит в том, чтобы развернуть и реализовать интеллектуальный потенциал нации, государства, общества. Высшая школа должна готовить не узких специалистов, а скорее стратегов, способных на риск, предвидение, умеющих делать выбор, тех, кто готов к личной и социальной жизни. Только хорошо поставленное образование позволяет человеку (студенту, преподавателю, другим участникам технологического процесса подготовки экономических кадров) раскрыть свои таланты в полной мере.
Рецензенты:
Макареня Т. А., доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика» ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Таганрог.
Бондаренко О. В., доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой «Гуманитарные и социальные науки» ШИ ЮРГТУ (НПИ), г. Шахты.
Библиографическая ссылка
Чеснокова А.В., Радина О.И., Пономарев П.А. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИКЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ СЕРВИСА. // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8224 (дата обращения: 20.05.2025).