Успехи современной науки в России, на наш взгляд и по объективным показателям, как правило, касаются отдельных областей знаний и носят частный характер. Пример Жореса Алфёрова только подтверждает ситуацию. Научные исследования в последние десятилетия вообще потеряли стройность и известную систему, типичную для периода с начала образования Академии Наук СССР как государственной структуры и вплоть до окончания двадцатого столетия. Причём, это относится как к академической, так и к вузовской науке.
Объяснение такого положения кроется, по нашему мнению, в причинах экономического и субъективного толка. Среди них очевидным являются ниже перечисленные.
1. Необоснованное увеличение числа высших учебных заведений в стране и особенно периферийных, так справедливо назывыемых «однокомнатных университетов», по существу разрушило качественный уровень образования из-за недостатка опытных кадров высшей квалификации и беспорядочной работы совместителей или случайных преподавателей в составе таких «университетов».
2. Унизительно низкая оплата труда учёных (НИИ и вузов) не вызывает мотивации к пополнению рядов учёных талантливой молодёжью. Напротив, это порождает отток знающих себе цену учёных в другие страны, а почти искусственная компенсация этих рядов за счёт пополнения их скороспелыми специалистами с высшими степенями и званиями только усугубляет проблему. Известны нередкие случаи, когда степень и звания приобретаются в невероятно короткие сроки, что относится к субъективным причинам торможения науки и образования в целом.
3. Субъективной причиной является и бесконтрольность как в получении высшего образования, так и второго высшего и послевузовского образования (аспирантура, докторантура). При этом не соблюдаются не только требования к содержанию работ, но и время на подготовку диссертации. Часто не выполняется основное требование к соискателю -наличие базового образования.
4. Подчёркнутое невнимание к проблемам науки и образования со стороны государственных органов власти муниципального и федерального уровня.
5. Слабая и морально устаревшая материальная база (приборы, оборудование, вычислительно - измерительная техника, установки для проведения эксперимента, отсутствие достаточного количества вивариев, ботанических садов, специальных полигонов, химической посуды и реактивов и т.д.) и невозможность её обновления из-за дефицита субсидий для этих целей.
6. Утрата дифференсации в нормах учебной нагрузки и неоправданное её общее возрастание не позволяет вести планомерную подготовку и переподготовку кадров профессорско-преподавательского состава, в том числе и через некогда отлаженную систему ФПКиИПК.
7. Пренебрежение к целесообразности подготовки специалистов с высшим и со средне-специальным образованием в количественном соотношении 1:5.
8. Обучение студентов на договорной основе не только ведет к снижению качества выпускаемых специалистов, но и к проблемам социального характера.
9. Индеферентное отношение к состоянию науки и образования в России видных людей из сферы политики и бизнеса.
Очевидно, существуют и другие более глубинные причины, но указанные выше лежат на поверхности. Уверен, что это мнение разделяют многие учёные страны, однако мне хотелось настоящим сообщением привлечь внимание тех, от кого по-существу зависит положение дел в сфере науки и образования.
К счастью общественные организации, научные форумы, проводимые в том числе и Российской Академией Естествознания, смело ставят эту проблему на обсуждение, что позволяет сохранять надежду на изменение ситуации.
Библиографическая ссылка
Маршалкин М.Ф., Федотов Ю.С. СОСТОЯНИЕ И ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=82 (дата обращения: 15.10.2024).