Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

К ПРОБЛЕМЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРЕДШКОЛЫ

Аубакирова Р. Ж. 1
1 Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
В работе дано описание технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки детей. Предшкольная подготовка призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формирование у детей умения и желания учиться. Безусловно, в педагогическом процессе огромную роль играют инновационные технологии, с помощью которых обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Автором раскрыты стадии технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки с учетом развертывания во времени: эпизодическая, трансфертная, систематическая. Дано описание принципов и технологических процессов.
технологизация педагогического процесса
предшкола
стадии технологизации
технологическая культура.
1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. – М.,1996. – 112 с.
2. Зайцев В. И. И снова Лебедь, Рак да Щука: Педтехнологии – это не методика // Учительская газета. – 1995. – № 3. – С. 14.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: ШКОЛА-Пресс, 2000. – 512 с.
4. Светловская Н. Н. О методике педагогического труда и педагогическом творчестве // Начальная школа. – 1991. – № 2. – С.67-72.
5. Хмель Н. Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. – Алматы: Ғылым, 1998. – 320 с.

Характеристика актуальных проблем и задач инновационных образовательных процессов в дошкольном образовании невозможна без учета изменений, связанных с технологизацией педагогического процесса. Важно отметить, что способы создания и восприимчивости инновации не осуществляются автоматически. Пути восприятия инновации могут быть разные и могут привести не только к положительным результатам, но и негативным. Возникает страх перед изменениями, который тормозит внедрение инноваций. Возможность развития инноваций в дошкольном образовании зависит от способностей личности или педагогического сообщества технологизировать педагогический процесс ДОУ таким образом, чтобы снять безболезненно существующие противоречия. В данной статье предпринята попытка раскрыть особенности технологизации педагогического процесса предшколы.

Инновации и технологии очень тесно связаны между собой. Инновационные процессы в системе дошкольного воспитания выполняют следующие задачи: способствуют созданию сети образовательных учреждений разного типа, формируют организационно-нормативную и учебно-методическую базу, создают благоприятные условия для обучающихся и педагогов, воспроизводят и развивают научный потенциал общества и др.

Существенную роль в нашем исследовании сыграла концепция целостного педагогического процесса, разработанная Н. Д. Хмель [5;111], так она отражает все структурные компоненты целостного педагогического процесса. В графической модели ЦПП выделены два системных компонента - «Педагоги» и «Учащиеся». Кроме них выделяются также такие элементы, как цель, задачи, содержание, средства, формы, методы и приемы, результаты. Н. Д. Хмель отмечает, что в схеме ясно прослеживается относительная независимость человеческого фактора, и в то же время взаимообусловленность и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса. Также ученый обращает внимание на закономерности, проявляющиеся в функционировании ЦПП: длительность во времени, целенаправленный характер, целостность и взаимосвязь структурных компонентов педагогического процесса. Опираясь в своем исследовании на эту модель, мы попытались изучить феномен технологизации с учетом структурных элементов педагогического процесса. То есть, нужно выявить, как срабатывает механизм взаимодействия всех структурных компонентов, направленных на получение эффективных результатов? Следует отметить, что ученый, выделяя воспитательные механизмы ЦПП, четко очерчивает принципы их жизнеспособности: механизмы «возникают и действуют с положительным результатом только тогда, когда есть деятельность, причем деятельность коллективная и тщательно организованная, когда создаются предпосылки для формирования отношений делового сотрудничества и ответственной зависимости» [5;126].

Такие ученые, как В. В. Гузеев [1], В. И.Зайцев [2], В. А. Сластенин, А. И. Мищенко, Е. Н.Шиянов и И. Ф. Исаев [3], Н. Н. Светловская [4] и другие рассматривают теорию педагогического процесса с позиции технологического подхода. В их исследованиях нашли свое отражение вопросы педагогической технологии и педагогического мастерства, технологии конструирования педагогического процесса, технологии осуществления педагогического процесса, технологии педагогического общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений. Ученые определяют педагогическую технологию как строго научное проектирование и точное вопроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Ученые выявили существенные признаки технологии обучения:

  1. Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел. Можно различать технологию передачи знаний и технологию развития личности.
  2. Технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата.
  3. Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся, диалогического общения.
  4. Элементы педагогической технологии должны, с одной стороны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой - гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками.
  5. Органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Таким образом, ученые считают, что в соответствии с целостным подходом при разработке и реализации педагогического процесса как системы необходимо стремиться к обеспечению органичного единства всех его компонентов, имея в виду, что изменения в одном из них автоматически вызывают изменения других.

Следовательно, технологизация педагогического процесса в условиях предшколы - это механизм поэтапной реализации совокупности системных элементов целостного педагогического процесса, ведущий к эффективным результатам обучения и воспитания детей предшкольного возраста.

Технологизация педагогического процесса представляет собой совокупность взаимосвязанных технологических процессов, направленных на достижение эффективных результатов в условиях предшкольной подготовки. К ним относятся технология установления педагогически целесообразных отношений, технология моделирования педагогического процесса, технология осуществления педагогического процесса, технология управления педагогическим процессом, анализ осуществленной технологии педагогического процесса и моделирование новой для решения другой педагогической задачи. Названные процессы характеризуют поэтапное развертывание педагогического процесса во времени и имеют циклический характер.

Технологические процессы обеспечивают поэтапное внедрение инновационных процессов практически во всех сферах и механизмах образовательного пространства в ДОУ.

Технологизация педагогического процесса реализуется в соответствии с принципами, то есть основными правилами, которыми руководствуются в профессиональной педагогической деятельности.

Таблица 1. Принципы технологизации

Принципы

Содержательный аспект принципов технологизации

1

Оптимальность

Реализация целевых ориентиров в установленные сроки

Вариативность в использовании технологии с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста

2

Технологичность

Поэтапная реализация педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы

Последовательность, логичность и систематичность в реализации педагогической технологии

3

Адаптивность

Возможность адаптировать технологии, исходя из области применения

Масштабность распространения педагогических технологий

4

Модернизация

Постоянное обновление педагогической системы посредством внедрения новых технологий

Совершенствование инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов

5

Результативность

Эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса

Можно мысленно выделить несколько стадий технологизации педагогического процесса в условиях предшкольной подготовки с учетом развертывания во времени: эпизодическая, трансфертная, систематическая.

Стадия эпизодической технологизации характеризуется неполной реализацией целевых ориентиров в установленные сроки, малой вариативностью в использовании технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста, частичной реализацией педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы. Для эпизодического уровня характерны не всегда последовательные, логичные и систематичные шаги в реализации педагогической технологии, невозможность полной адаптации технологии, исходя из области применения, частичная распространенность педагогических технологий, непостоянное обновление педагогической системы посредством внедрения новых технологий. Не всегда происходит совершенствование инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов. Невозможность отследить эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса.

Стадия трансфертной технологизации характеризуется ориентацией на реализацию целевых ориентиров в установленные сроки, достаточной вариативностью в использовании технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста, реализацией педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы. Для трансфертного уровня характерны достаточно последовательные, логичные и систематичные шаги в реализации педагогической технологии, невозможность полной адаптации технологии, исходя из области применения, частичная распространенность педагогических технологий, курс на постоянное обновление педагогической системы посредством внедрения новых технологий. Не всегда происходит совершенствование инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов, однако возможность отследить эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса.

Стадия систематической технологизации отличается полной реализацией целевых ориентиров в установленные сроки, вариативностью в использовании технологии с учетов возрастных и индивидуальных особенностей детей предшкольного возраста. Для систематического уровня характерны поэтапная реализация педагогических целей на разных уровнях целостного педагогического процесса предшколы, а также последовательность, логичность и систематичность в реализации педагогической технологии. На систематическом уровне отслеживается постоянная возможность адаптировать технологии, исходя из области применения и масштабов распространения. Также систематический уровень характеризуется постоянным обновлением педагогической системы посредством внедрения новых технологий, совершенствованием инструментария педагогического процесса с учетом внедрения новых технологических средств, методов и приемов. Присутствует возможность получать эффективные результаты на каждом отрезке педагогического процесса.

Технологизацию педагогического процесса невозможно осуществить без сформированности технологической культуры педагога как важного фактора, влияющего на эффективность результатов педагогической деятельности. Технологическая культура педагога - это совокупность знаний, умений и опыта целенаправленной работы педагога по комплексному внедрению и всестороннему освоению педагогической технологии в условиях предшкольной подготовки. Педагогу необходимо уметь определять перспективы и приоритеты той или иной технологии, прогнозировать желаемые результаты; уметь моделировать стратегию и тактику достижения прогнозируемых результатов; обладать педагогическим мастерством, креативностью.

Таким образом, знание основ технологизации педагогического процесса позволяет совершенствовать инновационные процессы в системе дошкольного воспитания.

Рецензенты:

Джанбубекова М. З., доктор педагогических наук, и.о. доцента кафедры педагогики Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семей.

Мукушев Б. А., доктор педагогических наук, и.о. доцента кафедры физики Семипалатинского государственного педагогического института, г. Семей.


Библиографическая ссылка

Аубакирова Р. Ж. К ПРОБЛЕМЕ ТЕХНОЛОГИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРЕДШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8121 (дата обращения: 14.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074