Изучение творческого потенциала имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно индивидуальное своеобразие и творческая инициатива каждого человека, реализуемые им в личной, профессиональной и общественной сферах, являются существенным ресурсом развития общества.
Проявление и воплощение творческого потенциала людей, по мнению Е.П.Варламовой., С.Ю.Степанова, являются основным источником социально-экономического совершенствования, поступательного развития истории, культуры и цивилизации в целом. Это конкретно проявляется, например, в том, что с развитием общества повышается степень инновационности рабочих мест, то есть растет востребованность творческих людей [1].
Для выживания, саморазвития и творческой самореализации в сложнейших современных социально-экономических условиях будущему специалисту необходимо осмысливать, переосмысливать и успешно преобразовывать свой прошлый опыт. Для этого ему важно уметь выходить за рамки общественных стереотипов, общепринятых заблуждений, социальных шаблонов и реализовать себя как творческую личность. Жизнь творческого субъекта можно представить как единство процессов актуализации и потенциализации, то есть реализации творческого потенциала и его наращивание одновременно
Гуманистическая психология признает своим главным предметом изучения личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку [Jackins H., Maslow A.H., Rogers C.R., Satir V. и др.]. Разделяя данную точку зрения, признаем, что каждый студент уникален и наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, при этом обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе.
При изучении личностной и культурной обусловленности актуализации творческого потенциала будущего специалиста выделяются различные аспекты творческого мышления: эмоциональный, мотивационный, рефлексивный, ценностный, интуитивный и п.т. Они все выполняют определенные функции. Некоторые ученые считают, что главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивация, ценности, личностные черты (А.Дж. Танненбаум, А.Олах и др.). К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в определенных ситуациях. Не отрицая значимость данных черт, мы обращаем внимание на то, что рост и развитие творческого потенциала студента как будущего специалиста представляет собой его индивидуальное своеобразие, формирующееся в процессе его собственной творческой активности [1]. Исследование взаимосвязи, существующей между творческим потенциалом, творческой активностью и творчеством - с одной стороны, а с другой взаимоотношений, складывающихся между профессиональной системой и личностью, способствует пониманию творческой сущности человека, его преобразовательной, профессиональной деятельности.
Исследователи творческой активности будущего специалиста выделяют два ее аспекта: операционный (креативность, творческие способности) и ценностный (жизненная позиция, социальная ответственность, мировоззрение). Кроме того, гуманистический подход утверждает наличие врожденной потребности будущего специалиста в творческой самореализации, которая детерминирована творческой активностью. Творческая активность понимается традиционно как конструктивная, инициативная, преобразующая активность, которая противопоставляется реактивному, адаптивному и репродуктивному поведению (А.М. Матюшкин). Все это дает возможность сделать вывод, что творческую активность необходимо рассматривать как один из важных критериев актуализации творческого потенциала личности.
Осмысление будущим специалистом себя как творческого субъекта актуализирует его потребности в творческой самореализации. Решение данной задачи связывается нами с его способностью мобилизовать ресурсы личности, что обозначается понятием «самоэффективность». Самоэффективность рассматривается в справочной литературе и психолого-педагогических исследованиях как способности данного человека достичь определенного уровня выполнения задач.
Следовательно самоэффективность выступает в качестве также важнейшего критерия актуализации творческого потенциала будущего специалиста. Таким образом, актуализация творческого потенциала будущего специалиста рассматривается в связи с критериями: творческая активность, самоэффективность, в зависимости от уровня проявленности которых возможно выявить уровень актуализации данного потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Психология творческой уникальности. - М.: Институт психологии РАН, 2002. - 256 с.
Библиографическая ссылка
Мартыновская С.Н. О КРИТЕРИЯХ АКТУАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=81 (дата обращения: 15.10.2024).