Педагогический принцип - это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности [2].
Педагогические принципы служат основой организации успешного, продуктивного образовательного процесса и определяют основные пути формирования конкурентоспособной личности.
В контексте компетентностного подхода к основным принципам, формирующим конкурентоспособную личность, на наш взгляд, могут относиться: принцип сотрудничества, принцип индивидуально-личностной ориентации обучения, принцип активности, принцип формирования позитивной Я-концепции студента, принцип ориентации студента на саморазвитие ключевых компетенций.
Основным методологическим принципом в формировании конкурентоспособной личности, по нашему мнению, является принцип сотрудничества преподавателя и студентов. Для полноценного его раскрытия следует рассмотреть понятие сотрудничество и принцип сотрудничества. Сотрудничество по своему названию предполагает совместный труд, совместные действия, совместную деятельность или участие в каком-либо общем деле или процессе.
Основной целью принципа сотрудничества является привлечение субъекта и объекта учебного процесса - преподавателя и студента - к совместной деятельности для достижения успеха обучения. Отношения в контексте принципа сотрудничества становятся субъект-субъектными.
Принцип сотрудничества предполагает формирование различных компетенций, которые приобретаются непосредственно в процессе взаимодействия и общения воспитанника и воспитателя. Сотрудничество преподавателя и студента предусматривает также обмен нравственными ценностями. Два главных героя в образовательном пространстве ССУЗа - это преподаватель и студент. Важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса и условием формирования конкурентоспособной личности является общение преподавателя и студента на занятиях, во внеклассной работе и на досуге.
Преподаватель, прежде всего, должен создавать развивающую среду, которая побуждает студента учиться. Роль преподавателя заключается не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать студентам учиться. Используя принцип сотрудничества на занятиях, деятельность преподавателя должна быть направлена на определение у студентов творческих способностей, подталкивать к активизации их умственных способностей, используя их психические ресурсы для формирования ключевых компетенций. Основной задачей преподавателя становится содействие личностному росту обучаемого, выявление и развитие у него качеств конкурентоспособной личности, содействие развитию коммуникативной компетенции студентов, умению общаться с людьми и налаживать контакты. Основными аспектами здесь становятся оптимистическая вера в успех студента, положительное стимулирование, терпимость к студентам, мастерство общения преподавателя. Требовательность основывается на доверии, принуждение отсутствует, у студента возникает увлеченность, вызванная интересным преподаванием, важную роль начинает играть самостоятельность.
При использовании принципа сотрудничества на занятиях по иностранному языку основная форма учебной деятельности заключается в совместной увлечённости коммуникативно-познавательной деятельностью и соответственно живом общении преподавателя со студентами. Студенты не боятся делать языковые ошибки, не испытывают страха быть не понятыми, чувствуют и ведут себя раскрепощено и свободно благодаря хорошим и благоприятным взаимоотношениям с преподавателем. Здоровая коммуникация между преподавателем и студентом, сопереживания успехов и неудач, единство мнений и идей имеют огромное значение для успешного формирования конкурентоспособной личности. Принцип сотрудничества подразумевает направленность преподавателя не на функции ребёнка как ученикa, a на его личнoсть и перспeктивы её рaзвития. Часто такое сотрудничество выходит за рамки учебного процесса и осуществляется в различных видах деятельности, например, в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, конференций и др.
Важнейшими условиями сотрудничества, по нашему мнению, являются:
- умение воспринимать друг друга и прислушиваться друг к другу;
- способность принимать совместные решения;
- умение доверять друг другу;
- способность понимать свою ответственность за работу группы;
- возможность самообразования;
- стимулирование студентов к деятельности, к собственным открытиям.
Все эти условия, так необходимые в процессе сотрудничества, при успешном их выполнении, являются основой для формирования конкурентоспособности студентов, так как они преследуют основную цель - формирование ключевых компетенций. Основным фактором реализации этих условий при формировании конкурентоспособности студентов ССУЗ является принцип индивидуально-личностной ориентации обучения.
Приступая к рассмотрению данного принципа, следует объяснить понятия личность, индивидуальность и соответственно индивидуально-личностная ориентация.
Исходя из изученных определений понятия личность, мы заметили, что многие исследователи (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. В. Петровский, Б. Д. Парыгин и др.) сходятся в одном мнении, что личность представляет собой единое целое, наделенное сознанием. Мы согласны с мнением К. К. Платонова, который считает, что индивидуальность - это особенное в индивиде, совокупность только ему присущих особенностей (в частности, свойств личности), которая делает человека и его личность единичным воплощением типичного и всеобщего. Индивидуальность нельзя ни отождествлять с личностью, что нередко делается, ни отрывать от нее. Личность всегда неповторима и, следовательно, индивидуальна [4].
Исходя из данных определений, мы приходим к мнению, что индивидуально-личностная ориентация - это направленность действий на определенную личность, личность индивидуальную, имеющую свои потребности, мнения, интересы.
Следует отметить, что сложившееся в ССУЗах в течение многих десятков лет авторитарное преподавание делает студентов несамостоятельными, обезличивает их, студенты становятся безвольными, безынициативными, теряя, таким образом, качества, так необходимые конкурентоспособной личности. Таким образом, в настоящее время всё большее внимание уделяется созданию в образовательном учреждении такой образовательной среды, которая способствует социализации и развитию личности, а также создает условия для творчества и самоактуализации.
Принцип индивидуально-личностной ориентации обучения в контексте компетентностного подхода в современной системе образования направлен как на процесс обучения, так и на конечные цели. Основной вопрос - «кем быть» переходит в вопрос, «каким быть». В основе принципа индивидуально-личностной ориентации обучения лежит признание индивидуальности, самоценности и самобытности каждого студента, его личностного развития.
Используя дидактический материал, соoтветствующий yспеваемости и спoсобностям того или иного студента, преподаватель может устанавливать объём знаний для каждого студента, учитывая его индивидуальные способности и подбирая соответствующий учебный материал. Принцип индивидуально-личностной ориентации требует от преподавателя выбор методов и приемов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке. Преподаватель должен стимулировать студентов к осуществлению коллективного и индивидуального выполнения заданий и решения проблем, развивать творческую активность, самостоятельность, инициативность, любознательность. Данный принцип способствует пробуждению желания знать, веры в свои силы, способности, интеллект и волю. Обязательно нужно использовать похвалу как средство поощрения, которое пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых студентов, мотивирует их, вселяет в них новые силы. Создание на занятиях ситуации успеха является одной из главных задач индивидуально-личностной ориентации обучения.
Преподаватель не только учит и воспитывает, но и стимулирует студента к психологическому и сoциально-нравственному развитию, сoздает услoвия для его саморазвития. Немаловажным фактором здесь становится принцип формирования позитивной Я-концепции студента.
Запросы общества на личность, обладающую позитивной сформированной Я-концепцией, по нашему мнению, не достаточно реализуются. Одним из ведущих направлений в формировании позитивной Я-концепции является гуманизация образования, характеризующаяся совместным с воспитанником поиском жизненных ценностей, а не передачей уже готовых образцов культуры. Гуманизация образования видит своей целью признание ценности каждого студента, обретение студентами целостной смысловой картины современного мира и соответственно формирование позитивной Я-концепции. Одним из наиболее значимых факторов является свободное развитие личности студента, способного к конкурентной деятельности
Под Я-концепцией студента понимается система его представлений о самом себе, своих способностях и нравственных установках, моральных качествах и чертах характера, представлений об отношении других людей к его качествам. И соответственно Я-концепция студента включает в себя самооценку, понимание и восприятие факторов, влияющих на развитие личности.
Переход от частных самооценок к целостной создает условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя» и «самоуважение» [3].
Я-концепция студента определяет рамки его возможностей, т.е. то, что он в состoянии или нe в сoстоянии сдeлать. Расширяя границы образа собственного «Я», студент познает себя, расширяя, таким образом, и сферу возможного. Из этого следует, что вырaботка адекватнoго, реaлистическoго предстaвления о самoм себe, становление позитивной «Я-концепции» как основы личности студента завершается в студенческом возрасте. Формирование позитивной Я-концепции будущего конкурентоспособного специалиста - это формирование системы предстaвлений стyдента о сeбе как личнoсти и сyбъекте учебно-прoфессиональнoй дeятельнoсти.
Мы согласимся с мнением Л. С. Шикиной, что сегодня назрела необходимость в расширении предмета воспитания, выделении особого направления в теории и практике образования, которое можно было бы назвать педагогикой Самосознания. Она включает помощь ребенку в формировании Я-концепции, в стимулировании его самопознания, самовосприятия, самооценки, построения адекватного «Я-образа», способность оценивать собственную мыслительную деятельность, в том числе целеполагание, проектирование, планирование, рефлексию и т.д. [5]. Таким образом, мы видим, что формирование качеств конкурентоспособной личности напрямую зависит от методики формирования самосознания.
При формировании позитивной Я-концепции преподавателю следует придерживаться некоторых правил: сообщать студенту, что он добился хороших результатов, если даже результаты студента средние; сообщать студенту о его хороших результатах соответствующим эмоциональным воздействием; предоставить студенту возможность закрепить впечатление о хороших результатах; создавать вокруг студента благоприятные отношения среди сверстников; создавать ситуации успеха; проявлять эмпатию к студенту, переживать за него, уметь поддержать, когда его показатели не стабильны; оценивать поступок, не личность; предоставить студенту самостоятельность; не подсказывать решения, а направлять и показывать пути к этому решению; показывать студенту свое сочувствие, веру в его силы, несмотря на какие-либо неуспехи студента.
Принцип формирования позитивной Я-концепции, таким образом, подразумевает создание позитивного окружающего пространства студента. Произвольно или нет, учащийся сам формирует собственный образ под впечатлeниями перeживаний в хoде прошлoй созидaтельной деятельнoсти. Умелый педагог может изменить егo таким же oбразом. Из этого следует, что уверенность в себе и самообладание являются результатом личного практического опыта студента, а не теории.
Если мы постоянно будем говорить студенту, что он плохой и глупый, он скоро поверит в нашу правоту и после этого у него не достанет мужества справиться с какими бы то ни было трудностями, ожидающими его впереди. А затем происходит то, что ребенок терпит неудачу во всем, за что бы он ни брался. Его убежденность в том, что он глуп, еще более укореняется. Он не понимает, что именно среда разрушила его уверенность в себе, и он подсознательно подлаживается к окружающей жизни, чтобы доказать правоту выдвинутого ложного утверждения [1].
Из этого следует, что для формирования у студента положительного образа собственного «Я» нужно создать такую атмосферу, которая давала бы опыт позитивной деятельности и положительных результатов. Формирование позитивной Я-концепции выражается в практических действиях, например, в обучении студента рефлексии, самоанализу, в развитии у него способностей партнерских отношений, активной жизненной позиции и др. Деятельность педагогов должна быть направлена на рассмотрение тем, которые отражают проблемы мотивации поступков человека, решение и выбор методов выхода из критических ситуаций. Важным условием здесь является то, чтобы обе стороны воспитательного процесса поняли, что личность является прoдуктом ее сoбственного трyда.
Отсюда следует, что целесообразно далее рассмотреть принцип ориентации студента на саморазвитие ключевых компетенций. В настоящее время для определения качества образования, все чаще употребляется термин компетенция, под которым подразумеваются умения или способность применять свои знания в практической деятельности. Основной целью компетентностного подхода является формирование «ключевых компетенций». При формировании конкурентоспособной личности в контексте компетентностного подхода особое внимание нужно уделить компетентности как смыслоопределяющему понятию. В процессе преподавания дисциплин на первый план выходит самостоятельная деятельность студентов, которая включает осознание, освоение, овладение нормами и правилами жизни в обществе и благополучное взаимодействие в социуме.
Система воспитания, направленная на развитие ключевых компетенций, является базовой в процессе формирования конкурентоспособности студентов. Ключевые компетенции являются некими характеристиками студента, и они могут быть универсальны для конкурентоспособного специалиста, независимо от уровня и профиля.
К ключевым компетенциям мы относим и компетенции саморазвития и самообразования. Они ведут к осознанию студентами своей самоактуализации, своих достоинств и способностей личностного развития.
Основными целями принципа ориентации студентов ССУЗ на саморазвитие ключевых компетенций является подготовка студентов к осознанному поступлению и обучению в ВУЗе и подготовка студентов к успешной жизнедеятельности.
Эффективное формирование ключевых компетенций студентов ССУЗ возможно при построении учебного процесса таким образом, чтобы студенты могли опровергать принятые правила и искать альтернативные варианты решения тех или иных проблем, самостоятельно и осознано формулировать, выражать и доказывать свою точку зрения на определенную тему.
По нашему мнению, формирование конкурентоспособности полностью зависит от формирования ключевых компетенций студентов. Правильно организованная воспитательно-развивающая среда служит залогом успеха формирования ключевых компетенций, так как она основана на идее инициативности и ответственности студентов, их активности и самостоятельном учении.
Подводя итог всему сказанному, мы приходим к выводу, что все рассмотренные нами принципы формирования конкурентоспособной личности будут продуктивны лишь в том случае, если они будут использоваться интегративно, так как они непосредственно зависят друг от друга. Получая соответствующую поддержку в формировании ключевых компетенций в условиях ССУЗ, студент приходит к личностному саморазвитию, формируя, таким образом, качества конкурентоспособной личности. Приобретенные им в процессе обучения компетенции, и в связи с этим повышение уровня интеллектуального развития становятся залогом успеха в его жизни, поскольку они являются существенной предпосылкой для обогащения его внутреннего духовного мира.
Рецензенты:
Валеева Р. А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.
Закирова В. Г., д.п.н., профессор, зам. директора по образовательной деятельности Института педагогики и психологии ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Казань.
Библиографическая ссылка
Хайрутдинова Т.А. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ССУЗ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8091 (дата обращения: 14.12.2024).