Личностный подход в широком смысле слова предполагает, что все психические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они «производные, зависят от индивидуального и общественного бытия человека и определяются его закономерностями» [12].
Как подчеркивал С.Л. Рубинштейн, «в психическом виде личности выделяются различные сферы, или черты, характеризующие разные стороны личности; но, при всем своем многообразии, различия и противоречивости основные свойства, взаимодействуя друг с другом в конкретной деятельности человека и взаимопроникающие друг в друга, смыкаются в единстве личности» [8].
Личностный подход, по К.К. Платонову, это принцип личностной обусловленности всех психических явлений человека, его деятельности, его индивидуально-психологических особенностей.
Исследователи (О.В. Бондаревская, В.В. Сериков) [2; 9] понимают личностный подход как определенный стиль общения всех участников образовательного процесса; как один из объяснительных принципов, помогающий развитию специалиста; как специальный образовательный процесс, обеспечивающий становление личностных функций будущего специалиста. Приняв за основу идеи В.В. Серикова о сущности личностного подхода, можно утверждать, что при подготовке будущего педагога в системе заочного обучения следует:
- - включать ценностно-смысловые компоненты в содержание обучения;
- - целенаправленно формировать профессионально значимые личностные свойства студента;
- - моделировать педагогические ситуации, требующие от студентов личностного способа освоения опыта и поведения;
- - осуществлять дифференциацию учащихся по их личностным качествам [9].
Исследователи подчеркивают, что личностный подход ориентирует на формирование ценностного отношения к студенту как к человеку, учитывает, что все внешние педагогические воздействия всегда действуют опосредованно, преломляясь через внутренние условия личности и индивидуальности человека, его психические и личностные свойства, опираясь на ее активность. Это, в свою очередь, требует исследования условий развития индивидуальности, изучение механизмов самореализации, саморазвития, саморегуляции, социальной самозащиты, адаптации человека к социальным условиям, ее интеграции в общество, с одновременной автономизацией от него.
Таким образом, этот подход направлен на выявление возможностей становления самобытного личностного образа, развития сущностных сил человека, взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией и предусматривает исследование иерархии целей личностного саморазвития, выделение специфического содержания образования, на основе которого развиваются личностные качества и основные составляющие индивидуальности будущего педагога.
Трудности в понимании и в определении сущности личностно ориентированного подхода связаны с множественностью существующих в философии и психологии представлений о личности. Поскольку в гуманитарных науках все понятия конвенциональны, то начало осмысления понятия «личностно ориентированный подход» связано с попыткой определения того, что мы будем понимать под категорией «личность».
Анализ литературы убеждает в том, что понятие «личность» является одной из центральных в философии, этике, социологии, психологии и педагогике. Работы Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божович, А.С. Запесоцкого, А.Н. Леонтьева, В.И. Слободчикова, В.В Серикова и др. представляют собой ту теоретическую основу, которая позволяет системно исследовать понятие «личность», рассмотреть процесс становления, социальную обусловленность интересов, целей личности.
По мнению исследователей, реальность, которая описывается словом «личность», проявляется в этимологии этого термина. Известно, что термин «личность» по своему первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека, указывающая на принадлежность человека к определенной социальной общности.
В философии понятие «личность» связывают с глубинной сущностью человеческого рода и наиболее существенными индивидуальными особенностями конкретного человека. Современный философский словарь дает следующее определение: «Личность - это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами», который как представитель общества определяет свободно и ответственно свою позицию среди других [11, с. 208]. Это определение восходит к высказыванию И. Канта, написавшего, что человек становится личностью благодаря самосознанию, позволяющему ему подчинить свое «Я» нравственному закону.
Высказывается также мнение, что личность обозначает типическое, социально значимое в облике и поведении человека (А.С. Запесоцкий) и определяется тем, насколько включена его индивидуальная деятельность в социальный мир отношений.
В современном философско-культурологическом аспекте [3, с. 132] личность - это уникальное и в то же время бесконечное существо, равное потенциалам исторически развивающейся культуры.
Необходимо отметить, что в педагогике научное понимание личности опиралось на определение сущности человека как совокупности общественных отношений. В силу этого личность рассматривалась как предмет направленного формирования, а проблемы формирования личности в рамках воспитательного процесса решались через раскрытие механизмов и возможностей целенаправленного руководства этим процессом. Взгляд на личность, обусловленный идеей активности человека в деятельности и отношениях, создал в науке предпосылки для понимания того, что личность представляет собой феномен субъективности в контексте социальных отношений. Это привело к изменению парадигмы отечественной педагогики и нашло отражение в сущности, принципах и технологиях личностно ориентированного образования. Появились исследования, системно рассматривающие процесс социализации личности как форму проявления диалектического единства социально-общего и индивидуально-особенного, ее деятельностную природу и механизмы.
В психологии личность выступает как сложное и многоплановое явление, которое образует, по утверждению А.Н. Леонтьева, «новое психологическое измерение». В силу этого в психологических исследованиях выделяется множество вариантов трактовки личности. С.Л. Рубинштейн понимал личность как воедино связанную совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия [8, с. 42]. По мнению А.Н. Леонтьева, личность представляет собой «особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами» [4, с. 344]. В этом высказывании А.Н. Леонтьева содержится указание на то, что личность - это характеристика человека, означающая его особый способ существования, позицию в системе общественных связей, которую занимает человек.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев в значении слова «личность» выделяют два смысла [10, с. 342-343]. «Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям» [10, с. 342-343]. Учеными доказано, что для понимания существа личности определяющее значение имеет выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее к ним отношение. Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты. Понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах.
Важной особенностью современной психологии является тенденция изучения структуры личности и ее отдельных подструктур в их функциональной взаимосвязи. Б.Г. Ананьев писал: «Структура личности постепенно складывается в процессе ее социального развития и является, следовательно, предметом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека.... При структурном изучении этого развития обязательно сочетается с исследованием различных видов взаимосвязей между самими компонентами» [1, с. 305].
Существуют работы, в которых детально и системно рассмотрена структура личности. Так, К.К. Платонов [6] выделяет четыре подструктуры личности: подструктура направленности, опыта, форм отражения, биологически обусловленная подструктура. По мнению автора, первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Вторая подструктура, включающая знания, умения и привычки, приобретенные личностью, связана с биологически обусловленными свойствами. Третья подструктура представляет собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов как форм отражения. Она формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями. Четвертая - включает типологические свойства личности, половые и возрастные особенности, которые в основном обусловлены природными свойствами человека.
Отметим, что в структуре личности, представленной К.К. Платоновым, прослеживаются одновременно два принципа: иерархический и координационный. Каждая подструктура достаточно автономна, но в то же время находится в непосредственной связи с другими подструктурами.
Обобщение работ ученых (А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мерлин, В.Д. Шадриков и др.), посвященных изучению индивидуальной структуры личности, взаимосвязи и целостности ее компонентов, позволило выделить ряд базовых идей. Во-первых, в общей структуре личности выделяется группа природных свойств и свойств, прижизненно сформированных. Во-вторых, отдельные свойства, входящие в структуру личности, образуют сложные динамические образования. В-третьих, благодаря наличию этих интегральных структур деятельность и поведение могут регулироваться в соответствии с требованиями ситуации и предметов труда. В-четвертых, каждый человек обладает глубоко индивидуальным способом объективации личностной структуры, что проявляется в его поведении и в деятельности.
Таким образом, единичный человек может быть понят, с позиции авторов этого подхода, «лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида» [1, с. 334].
Специфическое содержание понятия «личность», разделяемое многими исследователями, состоит в том, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений и означает особый способ существования человека как члена общества, как представителя определенной социальной группы.
О.Л. Подлиняев [7] предложил классификацию всех существующих концепций личности. В его понимании большинство авторов концепций личности едины в том, что ее структуру образуют три основных компонента. Называются они каждым автором по-разному, но, по сути, первый компонент определяет то, что в личности сформировалось в результате влияния внешней среды, воспитания; второй - то, что возникло в результате собственных усилий, как плод собственной воли и характера человека; третий - то, что является врожденным, данным человеку изначально, то есть биологические программы, инстинкты, наследственность.
Главным отличием в концепциях является то, какому компоненту личности автор отдает приоритет, за каким из компонентов признается ведущая роль. Первая группа концепций (социодинамические - по определению О.Л. Подлиняева) основывается на признании ведущей роли в становлении личности внешних воздействий социальной среды и воспитания (Б.Ф. Скиннер, Дж. Уотсон и др.). Человек, согласно этим концепциям, изначально представляет собой «чистый лист», а воспитание может сформировать личность с заданными характеристиками на основе рационального сочетания позитивных и негативных стимулов.
Вторая группа концепций (психодинамические) основой и определяющей силой развития личности определяют наследственность, врожденные инстинкты и биологические программы человека.
Третья группа концепций (субъекто-динамические) утверждают, что человеческая личность - уникальная целостность, изначально способная к саморазвитию как реализации своей человеческой сущности (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Все люди изначально добры и справедливы, активны в стремлении самосовершенствования, а дело воспитания - создавать условия для реализации этого потенциала, для саморазвития личности.
Гуманистическая педагогика исходит из субъекто-динамических концепций личности, поскольку именно способность человеческой личности к самосозиданию считается родовой способностью, характерной только для человека, в отличие от дрессируемости и рабской зависимости от собственных инстинктов, свойственным более животным, чем человеку.
На этом основании личностно ориентированным образованием в педагогике называют образование, обеспечивающее развитие прежде всего тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизни, занять в ней активную, ответственную, «авторскую» позицию на основе осознанного целенаправленного саморазвития.
Можно рассматривать личностно ориентированное образование как одну из разновидностей развивающего образования. Согласно утверждениям В.В. Давыдова, В.В. Репкина, развивающим может считаться такое образование, которое построено на основе ведущей деятельности конкретного возрастного периода, определяющей возникновение и развитие соответствующих психических новообразований. Специфика личностно ориентированного образования, в отличие от других концепций развивающего образования, заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности обучающегося, на запуск соответствующих возрасту механизмов саморазвития, тогда как остальные концепции ставят во главу угла интеллектуальное развитие, а субъективность является своего рода побочным продуктом и условием развивающего обучения.
И.С. Якиманская рассматривает обучающегося как субъекта познания и предлагает строить обучение на основе его познавательного опыта, его способностей и интересов, предоставляя ему возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности и в учебном поведении. А для этого необходимо научить его способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая тем самым его интеллектуальное развитие.
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, его самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого обучаемого, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель всестороннее развитие личности, и в этом смысле тоже претендует на звание личностно ориентированной. Ее характеризуют следующие положения:
- - признание обучения главной детерминантой развития личности на всех этапах ее возрастного становления;
- - декларирование основной цели обучения как формирования личности с заданными типовыми характеристиками;
- - конструирование образовательного процесса, обеспечивающего овладение знаниями, умениями, навыками как основного результата обучения; реализация главным образом информативной, а не развивающей функции;
- - представление об учении как индивидуальной познавательной деятельности, основным содержанием которой является интериоризация (перевод из внешнего плана во внутренний) нормативной предметной деятельности, специально организованной и заданной обучением.
При таком понимании личностно ориентированного подхода обучаемый изначально личностью не является. Он лишь становится ею в результате целенаправленных педагогических воздействий, при специальной организации обучения и воспитания.
Таким образом, личностно ориентированное образование не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций образовательного процесса. Личностные функции - это в данном случае не характерологические качества, а те проявления человека, которые, собственно, и реализуют социальный заказ «быть личностью». В этом случае процесс подготовки к профессиональной деятельности может основываться на личностно ориентированной технологии обучения.
Рецензенты:
Карпова Э.Э., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой дошкольной педагогики ГО «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К.Д. Ушинского», г. Одесса.
Корнещук В.В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социальной работы и кадрового менеджмента Одесского национального политехнического университета, г. Одесса.
Библиографическая ссылка
Нестеренко В.В. СУЩНОСТЬ И ЗАДАНИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8002 (дата обращения: 14.12.2024).