Введение
Адаптация младших школьников к учебным нагрузкам представляет собой сложный психофизиологический процесс, сопровождающийся напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма. Она отражает взаимосвязь организма со средой, определяет уровень здоровья человека и риск развития заболеваний. Школьная дезадаптация затрудняет обучение и обусловливает ухудшение состояния соматического и психического здоровья. Детям с нарушениями речи труднее адаптироваться к учебным нагрузкам, так как отставание в речевом развитии лежит в основе многих форм интеллектуальных, сенсорных и двигательных нарушений. Поэтому цель нашего исследования - изучение процессов адаптации младших школьников с нарушениями речи к учебным нагрузкам.
Материалы и методы исследования
Исследование было проведено на базе лицея №10 г. Белгорода. В эксперименте принимали участие 240 младших школьников, учащихся первых и вторых классов. В группу 1 (контроль) вошли первоклассники с нормальным речевым развитием, в группу 2 (опыт) - с нарушениями речи. Группу 3 (контроль) составили второклассники, не имеющие речевой патологии, группу 4 (опыт) – с нарушениями устной и письменной речи.
Для анализа функциональных приспособительных возможностей организма рассчитывали адаптационный потенциал по Р.М. Баевскому [1]. Тип адаптационной реакции организма устанавливали и характеризовали на основе полного анализа лейкограммы и лейкоцитарных индексов [2,3,4,5].
Результаты и их обсуждение
Изучали особенности речевых нарушений у младших школьников в процессе адаптации к учебным нагрузкам. В начале учебного года всех первоклассников обследовали на предмет выявления нарушений речи. Полученные результаты представлены на рис. 1.
Рис.1. Количество первоклассников с разными нарушениями речи (%)
Установили, что 26,6% всех обследованных первоклассников имели нарушения речевого развития. Из них 13% первоклассников были с фонетическим недоразвитием речи (ФНР), при котором не сформирована произносительная сторона речи; 76% - с фонетико-фонематическим нарушением речи (ФФНР), т.е. с нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка; 11% - с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором нарушаются все компоненты речевой системы.
К концу первого учебного года ситуация изменилась. Обследование показало, что детей с фонетическим недоразвитием речи уже не стало, уровень развития речи у них не отличался от речевого развития детей контрольной группы, что явилось следствием коррекционной работы логопеда. Среди детей с общим недоразвитием речи у 25% первоклассников речь полностью исправилась, у 75% - речь улучшилась, остались фонетико-фонематические нарушения. В группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у 61% учащихся речь так же не отличалась от таковой у первоклассников группы контроля, у остальных детей изменений обнаружено не было. Таким образом, ко второму классу произошло перераспределение детей с нарушениями речи по группам. Обследование второклассников показало, что нарушения речевого развития имели 37,5% детей (рис. 2).
Рис.2. Количество второклассников с разными нарушениями речи (%)
У 36% учащихся установили фонетико-фонематическое недоразвитие речи. У 64% детей выявили нарушения письменной речи, при которых возникают трудности в формировании навыков чтения и письма. В основе нарушений, по нашим данным, лежит несформированность фонематического слуха и оптико-пространственных функций.
Процесс адаптации младших школьников начинали изучать с первых учебных дней. Для этого оценивали адаптационный потенциал, который является показателем функционального состояния организма и, прежде всего, сердечно - сосудистой системы. Полученные результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1
Адаптационный потенциал младших школьников в разные периоды учебного года, баллы
Время исследования |
Группы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Начало года |
1,72±0,02 |
2,12±0,05*** |
1,70±0,02 |
1,80±0,03 |
Середина года |
1,46±0,02 |
2,15±0,04*** |
1,60±0,02 |
1,90±0,02*** |
Конец года |
1,51±0,04 |
1,62±0,04 |
1,90±0,03 |
2,00±0,03* |
Примечание: * - достоверность изменений в группе 2 в сравнении с контролем (группа 1) и в группе 4 в сравнении с контролем (группа 3) при p<0,5; *** - при p<0,001
Необходимо отметить, что в контрольной группе в начале учебного года количество первоклассников с напряжением механизмов адаптации составило 17%, среди детей с нарушениями речи таких оказалось 57%. Как известно, напряжение механизмов адаптации свидетельствует о том, что функциональные возможности достаточны для обеспечения адаптационных процессов, но обеспечиваются за счет резервов организма. В опытной группе к середине учебного года количество первоклассников с напряжением механизмов адаптации увеличилось до 71%, в то время как в контрольной группе напряжение регистрировалось всего лишь у 1% детей. К концу учебного года в опытной группе количество первоклассников с напряжением механизмов адаптации уменьшилось на 62%. В контрольной группе напряжение адаптационных механизмов регистрировали всего 8% первоклассников.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что первая половина учебного года для детей с нарушениями речи оказалась наиболее сложной, в этот период их организм работал на пределе своих возможностей.
При оценке адаптационных возможностей у второклассников установили, что в начале учебного года напряжение механизмов адаптации испытывали 11% детей с нарушениями речи, среди второклассников с нормальным речевым развитием таких не оказалось. К середине учебного года напряжение механизмов адаптации испытывали 38% второклассников контрольной группы и 45% второклассников с нарушениями речи. К концу учебного года количество второклассников с напряжением механизмов адаптации в опытной группе составило 71%, среди детей контрольной группы таких оказалось на 12% меньше.
Для выявления адаптационных реакций организма у младших школьников провели полный анализ крови в лаборатории детской городской поликлиники №4 города Белгорода. Изучали параметры крови: количество эритроцитов, лейкоцитов, концентрацию гемоглобина, цветовой показатель, СОЭ (табл. 2).
Таблица 2
Параметры крови у младших школьников
Параметры |
Группы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Эритроциты, 10 12/л |
4,4±0,06 |
4,5±0,1 |
4,3±0,04 |
4,2±0,1 |
Лейкоциты,109/л |
5,2±0,1 |
6,7±0,4** |
6,2±0,5 |
7,2±0,4 |
Гемоглобин, г/л |
132,0±1,08 |
135,8±2,2 |
130,0±1,7 |
131,±2,0 |
Цветовой показатель, отн. ед |
0,91±0,01 |
0,89±0,02 |
0,91±0,01 |
0,89±0,02 |
СОЭ, мм/ч |
5,4±0,5 |
4,4±0,2 |
5,4±0,5 |
4,4±0,2 |
Примечание: **достоверность изменений в группе 2 в сравнении с контролем (группа 1) при p<0,01
Было установлено, что содержание эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина; цветовой показатель, СОЭ у младших школьников находилось на уровне нормативных значений. При этом количество лейкоцитов у детей группы №2 достоверно больше, чем у первоклассников группы №1. Среди второклассников достоверных отличий в содержании форменных элементов крови выявлено не было.
Для более полной информации об адаптационных процессах, протекающих в организме детей, был произведен полный анализ лейкограммы и рассчитаны лейкоцитарные индексы: отношение лимфоцитов к сегментоядерным нейтрофилам (ЛФ/НС) [3] и лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) Каль-Калифа [5] (табл. 3), так как сложные нейроэндокринные, иммунные и метаболические изменения, характеризующие каждую из адаптационных реакций, получают определенное отражение в морфологическом составе белой крови [3].
Таблица 3
Лейкограмма крови у младших школьников, %
Параметры |
Группы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Эозинофилы |
2,9±0,3 |
1,3±0,1** |
2,4±0,3 |
2,6±0,6 |
Нейтрофилы палочкояд. |
1,9±0,1 |
1,4±0,1 |
1,8±0,1 |
1,3±0,1 |
Нейтрофилы сегментояд. |
46,6±0,5 |
38,0±0,6*** |
43,0±2,0 |
34,1±1,4 |
Лимфоциты |
46,0±0,8 |
54,1±0,6*** |
48,0±1,9 |
49,7±1,9 |
Моноциты |
6,1±0,4 |
5,6±0,4 |
6,5±0,5 |
6,2±0,4 |
Примечание: **- достоверность изменений в группе 2 в сравнении с контролем (группа 1) при p<0,01; *** при p<0,001
Было установлено, что во всех группах процентное содержание всех форменных элементов находилось в границах нормальных значений для данного возраста детей. При этом количество эозинофилов и сегментоядерных нейтрофилов у детей с нарушениями речи было достоверно меньше, чем в контрольной группе, а лимфоцитов - достоверно больше. Анализ лейкограммы крови позволил установить типы адаптационных реакций (рис.3).
Рис. 3. Типы антистрессорных реакций организма у младших школьников (%)
Для 56% первоклассников группы контроля была характерна реакция повышенной активации, при которой происходит повышение резистентности организма за счет увеличения активности защитных систем. У этих детей было хорошее настроение, повышенная работоспособность, низкая утомляемость и раздражительность. У 38% детей установили реакцию спокойной активации, которая, по мнению Л.Х. Гаркави, свидетельствует о недостаточной мобилизации резервных возможностей организма [4]. Адаптация 6% детей контрольной группы происходила с помощью реакции тренировки, при которой незначительно выражены раздражительность, тревожность и угнетенность состояния. При такой реакции активность защитных систем организма не повышается, а чувствительность к раздражителям снижается и они становятся для организма подпороговыми.
В опытной группе для 90% детей была характерна реакция переактивации, которая для детей не является нормой и может перерасти в стресс. При данной реакции у детей проявляются раздражительность, агрессивность или апатия, низкая работоспособность.
Расчет лейкоцитарного индекса – соотношения лейкоцитов и сегментоядерных нейтрофилов (ЛФ/НС) по Л.Х. Гаркави [3] дает возможность выявить наличие в организме антистрессорных реакций и подтверждает данные лейкограммы. ЛФ/НС у первоклассников в группе контроля составил в среднем 0,86±0,05, что характерно для реакции повышенной активации, а среди детей с нарушениями речи - 1,48±0,005, что указывает на реакцию переактивации (при p<0,001).
Лейкоцитарный индекс интоксикации (ЛИИ) [5] позволяет определить наличие патологических процессов в организме и оценить их напряженность. По нашим данным средние показатели ЛИИ в группе контроля составили 0,23±0,02, среди детей с нарушениями речи - 0,34±0,01 (при p<0,001), что подтверждает напряженность реакций у детей в опытной группе.
При сравнении опытных групп, то есть детей с нарушениями речи первых и вторых классов, установили, что во втором классе количество детей с переактивацией уменьшилось на 30%. 6-34% всех детей опытных групп составили учащиеся со спокойной и повышенной активацией.
Если сравнить особенности адаптации второклассников с нарушениями речи и без них, то дети с речевой патологией адаптировались гораздо хуже. Наиболее эффективной антистрессорной реакцией для детей является активация. В контрольной группе детей с такой реакцией оказалось 60%, а в опытной - на 20% меньше.
Индекс ЛФ/НС у второклассников контрольной группы в среднем составил 0,74±0,05, а в опытной группе -1,31±0,04 (p<0,001), что также указывает на преобладание реакции переактивации у детей с нарушениями речи. Индекс ЛИИ в группе контроля составил в среднем 0,29±0,02, среди детей с нарушениями речи - 0,37±0,01 (p<0,001). Увеличение индекса интоксикации в опытной группе по сравнению с контролем подтверждает наличие напряженности механизмов адаптации у детей с нарушениями речи.
Выводы
1. Нарушения речевого развития имеют 26,6% первоклассников. Это первоклассники с фонетическим недоразвитием речи, при котором не сформирована произносительная сторона речи; с фонетико-фонематическим нарушением речи, т.е. с нарушением процессов формирования произносительной системы родного языка и с общим недоразвитием речи, при котором нарушаются все компоненты речевой системы.
2. Ко второму классу нарушения в речевом развитии имеют 37,5% детей. Среди них более половины детей с нарушениями письменной речи, при которых возникают трудности в формировании навыков чтения и письма. У остальных - фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
3. Напряжение механизмов адаптации в начале учебного года испытывают 57% первоклассников с нарушениями речи, к середине учебного года количество первоклассников с высоким адаптационным потенциалом увеличивается до 71%, а к концу года снижается до 8%. Среди второклассников напряжение адаптационных механизмов в начале года испытывают 11% детей с нарушениями речи, к середине года количество таких детей увеличивается до 45%, а к концу учебного года – до 71%.
4. Для 90% первоклассников и 60% второклассников с нарушениями речи характерной антистрессорной реакцией является реакция переактивации, которая не является нормой и грозит переходом в стресс реакцию. У 34% второклассников с нарушениями речи - реакция повышенной активации, при которой резистентность организма растет за счет активности защитных систем.
Рецензенты:
Кулаченко Владимир Петрович, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры морфологии и физиологии животных ФГБОУ Белгородской государственной сельскохозяйственной академии им. В.Я. Горина, г. Белгород.
Липунова Елена Андреевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры анатомии и физиологии живых организмов, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», г.Белгород.
Библиографическая ссылка
Юрченко О.Н., Бусловская Л.К. АНТИСТРЕССОРНЫЕ РЕАКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УЧЕБНЫМ НАГРУЗКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7970 (дата обращения: 04.11.2024).