Введение
Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о современном мире, захлестнула общество потоком разнообразной информации. Несомненно, информация и все, что с ней связано, играет и будет играть в дальнейшем решающую роль во всех жизненных ситуациях. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, интеллектуальных способностях, эрудиции, умении ориентироваться в самых разнообразных нестандартных ситуациях.
Для кардинальных изменений в системе образования, в период вхождения человеческой цивилизации в информационное общество, где предъявляют принципиально новые требования к системе образования, необходимо решить проблему подготовки компетентно-способного специалиста к жизни в информационном обществе.
Под информационным обществом У. Мартин понимает развитое постиндустриальное общество и сформулировал ее основные характеристики по следующим критериям:
· технологический – ключевой фактор информационных технологий, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту;
· социальный – информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;
· экономический – информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
· политический – свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;
· культурный – признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Сущность и специфика информационного общества
Ученые всего мира более полувека пытаются сформулировать, определить ее детерминанты и дать собственное имя концепции общественно-экономической формации, которая пришла на смену индустриальной эпохе. В западных публикациях такой тип общества сегодня называют «Knowledge Society» – «общество, основанное на знаниях» или «общество знаний», в России используют термин «информационное общество». Некоторые исследователи рассуждают о двух подходах к созданию концепции постиндустриального общества, в котором наиболее ценным ресурсом является информация, а наиболее ценным навыком – умение эффективно распорядиться ею. В качестве критериев, определяющих различия категорий «общество знаний» и «информационное общество», используются фундаментальные понятия «информация» и «знание».
Многие ученые, такие как Ю. Хаяши, Д. Белл и О. Тоффлер, Й. Масуда, У. Мартин, А. Турен, М. Маклюэн, М. Порат, Й. Массуда, Т. Стоунер, Р. Кац и другие в своих работах [2] исследовали становление технологического, или технетронного, общества [3], или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний, как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society».
Глубина и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни приводит к увеличению доли умственного труда, от человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания. Следовательно, материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.
Выдвинута мысль, имеющая своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией.
Сущность новой парадигмы образования заключается: в освоении навыков работы с любой информацией и формировании при этом самостоятельного мышления; умении учиться самостоятельно переходить к овладению способами перманентного приобретения новых знаний и умений; формировании знания, умения и навыков путем формирования компетентности обучающегося.
Таким образом, основными задачами в период перехода к информационному обществу являются: расширение образовательных возможностей; переориентация на инновационный, наукоемкий характер развития; внедрение и развитие современных информационных технологий; проработка и детальный анализ информационной политики государства, раскрывающей способ использования имеющих информационных потоков и ресурсов со стороны различных институтов, количественный контроль протекания информационных потоков и контроль распределения потока информации.
Научно-педагогическое представление информационного общества
Бурное развитие компьютерной техники и инфокоммуникационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
Информационное общество – благоприятная среда для развития "среднего класса", который является основным общественным слоем во всех передовых странах. Традиционными сферами деятельности этого класса являются научные исследования, образование, культура, высокотехнологичные и наукоемкие производства, сложные виды услуг, удельный вес которых будет стремительно нарастать в процессе формирования информационного общества.
Информационное общество – это общество, в котором информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.
Информационное общество – общество, в котором большая часть населения занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знания. Деятельность людей сосредотачивается главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии возлагается на машины.
Информационное общество – теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного эволюционного развития цивилизации, в которой информация и знания умножаются в едином информационном пространстве. Главными продуктами производства информационного общества становятся информация и знания.
Как показывает анализ различных источников, информационное общество как научное понятие не имеет единого, общепризнанного определения. В книге «Виртуальный новый мир» дается самое краткое определение информационного общества как «общества, основанного на информации» [2].
В сущности, эта позиция и лежит в основе практически всех определений, расширяющих и уточняющих понятия данной формы общественного устройства, и мы полностью согласны с данным определением.
Анализируя вопрос о месте информационного общества в историческом развитии человечества, современные ученые решают их по-разному. Одни исследователи рассматривали информационное общество в качестве синонима постиндустриального общества, другие считают, что «информационное общество – это лишь одна из разновидностей постиндустриального общества»[5]. Третьи видят в информационном обществе «один из этапов развития постиндустриального общества» [3]. Четвертые выводят информационное общество за рамки постиндустриального общества, представляя его в качестве новой ступени общественного прогресса, идущей на смену постиндустриальному обществу [6,7].
Мы согласны с точкой зрения, что информационное общество – это новый этап развития человеческой цивилизации, в которой главные продукты производства – информация и знания [7]. Данное общественное устройство характеризуется, в первую очередь, высокой скоростью коммуникационных процессов [4], которая обеспечивается наукоемкими, высокотехнологичными средствами, где информация и знания приобретают новое качество [6], становясь основными продуктами жизнедеятельности индивидов и социальных групп. Обобщая понятия информации и информационного общества, в своих исследованиях мы пришли к следующей модели (рис.1).
Рис.1. Модель информационного общества
Из данной модели видно, что информация является главным продуктом, фундаментом и основой для построения информационного общества, а информационное общество своего рода является пространством (сферой) для размещения и функционирования информаций. Информационное общество является как бы операционной системой для различного рода информаций, в свою очередь, функционируя внутри информационного общества, информация играет роль приложения данной операционной системы.
Это приводит нас к мысли о построении «информационное дерева» со своими «информационными плодами». Информационное дерево показано на рис. 2.
Рис. 2. Дерево информационного общества
Мы полагаем, информационное общество – это основа (поле) для выращивания «информационного дерева». Чем богаче почва, тем лучше для информационного дерева в информационном поле, следовательно, тем больше и лучше плоды на этом дереве. В нашем представлении информация – это продукт информационного общества, а ее элементы: знания, объект, данные, сведения, сигнал и т.п. являются плодами «информационного дерева».
Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.
Сегодня для свободной ориентации в информационном потоке человеку недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией – это информационная культура как одна из составляющих общей культуры.
Согласно концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года, основная цель профессионального образования заключается: в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; в удовлетворении потребностей личности в получении образования.
Принятие компетентностного подхода в качестве одного из ведущих предопределило рассмотрение цели образовательного процесса как формирование ключевых компетенций, что отмечено в текстах «Стратегии модернизации общего образования» (2001 г.) и «Концепции модернизации содержания общего образования на период до 2010 года». В соответствии с этими документами можно выделить три группы ключевых компетенций: компетенции, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетенции, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетенции, относящиеся к профессиональной деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.
Следовательно, можно говорить об образовательной компетенции – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Таким образом, новая парадигма как стиль мышления данной исторической эпохи вносит определенные коррективы в традиционную трактовку целей и содержания образования. Формирование ключевых компетенций: социально-политической, коммуникативной, информационной, учебно-исследовательской, социокультурной – в своей совокупности становятся главной целью образования личности в соответствии с требованиями современного информационного поликультурного мира. Среди этих компетенций, при подготовке специалистов медицинского профиля, учебно-исследовательская играет важную роль и является системообразующей, т.к. она является целью и средством эффективного развития личности.
Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета). В связи с этим мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:
· ключевые компетенции – относятся к общему содержанию образования;
· общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
· предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Заключение
Сегодня весь мир переживает новую революцию, способную принципиально изменить жизнь людей – их работу, досуг, способы объединения в сообщества и даже отношение к самим себе. В отличие от предыдущих технологических революций, основанных на материи и энергии, это фундаментальное изменение затрагивает наше понимание времени, пространства, расстояния и знания. В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных технологий, разнообразие и возможность применения которых лимитированы лишь изобретательностью самого человека.
Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.
Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др., нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Подводя итог сказанному, отметим, что ученые предпринимают шаги построить единую теорию, которая призвана формализовать понятие информации и информационного общества, описать превращения информации в процессах самой разной природы и подготовить специалиста с мировоззрением, способного к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы.
Наше будущее во многом зависит от того, по какому руслу современное общество направит развитие научно-технического прогресса.
Рецензенты:
Нюдюрмагомедов Абдулахад Нюдюрмагомедович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБО ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.
Везиров Тимур Гаджиевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподования математики и информатики ФГБО ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Абдулгалимов Р. М. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7878 (дата обращения: 08.12.2024).