Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость подготовки компетентных специалистов [7].
Безусловно, ведущие профильные вузы, которые имеют устойчивые научно-образовательные традиции, готовят специалистов-экономистов высокого класса [2]. Но в последнее время представители бизнеса и реальной экономики все чаще озвучивают упреки о том, что уровень знания выпускников вузов не соответствует требованиям рыночной экономики. Мы, как сотрудники вузовской сферы, не будем безоговорочно защищать нынешнюю систему подготовки профессиональных кадров с высшим образованием, напротив, отметим, что такая проблема существует, и она обусловлена противоречием между устаревшей структурой образовательных программ подготовки экономистов-менеджеров в наших университетах и хозяйственной реальностью сегодняшнего дня, т.е. медленно выходим из «исторической колеи» [1]. Система высшего образования страны решает эту проблему, например, с 2010 года все государственные вузы в директивном порядке переведены на двухуровневую систему подготовки (бакалавры и магистры), как это принято в развитых странах Запада. Видимо, в этом же русле следует трактовать программу слияния в 2013 г. двух старейших вузов страны по подготовке экономистов и менеджеров – Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) и Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ФИНЭК).
Современная система образования должна развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь [8].
Об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу – в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Одним из эффективных путей реализации инноваций в образовании является создание учебно-методических комплексов, основанных на информационных технологиях, с использованием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность сформировать у студентов компетентностную ориентацию.
В 2012 году Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (СПбГАСУ) в рамках выполнения научно-исследовательской темы университета «Развитие теории и методологии обучения и воспитания специалистов для инвестиционно-строительного комплекса России в системе высшего, послевузовского и дополнительного образования» поддержал проект по созданию системы интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости». Проект представлен сотрудниками кафедры финансов, анализа и управления, а на выполнение проекта привлечены члены научной школы «Методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы» со своим лидером профессором А. Н. Асаул. Это означает, что проект будут выполнять не только штатные сотрудники СПбГАСУ, но и исследователи различных возрастных групп и научной квалификации, в том числе аспиранты и студенты, связанные проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью [3].
Создание интерактивных технологий в образовании не только повышает творческий и интеллектуальный потенциал студентов за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать решения, но и формирует компетентного специалиста с необходимой предметной ориентацией. Но переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных [4].
Интерактивные технологии в образовании (электронный вариант учебника совместно с системой интерактивного тестирования) имеют ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным, в частности: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; возможность обращения к источникам учебной информации в режиме онлайн; нерегламентированный отрезок времени для освоения темы. Интерактивные технологии дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Студенты начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов.
Создание системы интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости» формирует предметную компетенцию, что интегративно способствует формированию образовательной компетенции выпускника.
Основа системы интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости» апробирована на сайте http://asaul.com/. Для входа в систему следует перейти во вкладку «Тесты» и зарегистрироваться со своим логином (электронный адрес) и паролем. Открывается страница тестирования (рис. 1). Далее студенту следует выбрать тематику тестирования и приступить к выполнению задания. Оценку знаний студента ставит автоматически сама система, результат тестирования можно смотреть в опции «Мои результаты».
Теоретические вопросы интерактивного тестирования по дисциплине «Экономика недвижимости» контролируют знание студентами материалов, изложенных в учебнике профессора А. Н. Асаула «Экономика недвижимости», имеющего гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» [5]. Непосредственно сами вопросы дублируют тесты в учебном пособии «Экономика недвижимости. Практикум: учеб. пособие для вузов», авторы профессор Асаул А. Н., профессор Иванов С. Н. и доцент Люлин П. Б., издано Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом [6].
Рис. 1. Страница интерактивного тестирования и оценки знаний по дисциплине «Экономика недвижимости» на сайте http://asaul.com/
Данная система тестирования и оценки знаний студентов находится в отрытом интерактивном доступе, что позволит студентам использовать ее для самостоятельной работы.
В рамках реализации проекта авторы системы намерены совершенствовать ее, отредактировать отдельные вопросы, поскольку изменилось законодательство в области регистрации и налогообложения недвижимости в стране. Но фундаментальные теоретические основы недвижимого имущества, изложенные в учебнике «Экономика недвижимости», останутся неименными. По замыслу участников проекта данная система тестирования и оценки знаний студентов будет использована в учебном процессе при преподавании дисциплины «Экономика недвижимости» не только в СПбГАСУ, но и в учебном процессе Тувинского государственного университета.
Ярко выраженный компетентностный подход, ориентированный на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, направленный на решение основной проблемы современного высшего образования – ликвидировать разрыв между теоретическими знаниями выпускников вузов и требованиями, предъявляемыми к специалисту в реальных рыночных условиях России и способствующими подготовке конкурентоспособных специалистов.
Работа выполнена в рамках выполнения НИР «Развитие теории и методологии обучения и воспитания специалистов для инвестиционно-строительного комплекса России в системе высшего, послевузовского и дополнительного образования» по государственному заданию Минобрнауки РФ в 2012 году.
Рецензенты:
Иванов С. Н., д.э.н., действительный член Международной Академии инвестиций и экономики строительства, г. Санкт-Петербург.
Песоцкая Е. В., д.э.н., профессор, главный научный сотрудник АНО ИПЭВ, г. Санкт-Петербург.
Савин К. Н., д.э.н., д.т.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов.
Библиографическая ссылка
Асаул А. Н., Соян М. К. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ИНТЕРАКТИВНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИКА НЕДВИЖИМОСТИ» // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7847 (дата обращения: 10.05.2025).