Многие проблемы современной образовательной ситуации обусловлены новизной и динамичностью развития общества, новым видением содержания образования и его ожидаемых результатов. На международном уровне определены тенденции в области образования, которые касаются информационных технологий, расширяющих возможности обучения; информационной культуры, как условия для успеха во всех сферах деятельности; ценности инноваций и творчества; неформальных направлений в образовании; изменений учебной среды. Данные направления просматриваются в новых российских образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС) являются «согласованным общественным заказом на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками» [4]. ФГОС базируются на системно-деятельностном и компетентностном подходах, предполагающих развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий и овладения метапредметными компетенциями.
Вопросам образовательных компетенций уделяют значительное внимание в современных исследованиях: рассматриваются виды компетенций, дается их классификация, определяются условия формирования [1; 3; 5]. Однако педагогический потенциал библиотек для детей и подростков в формировании образовательных компетенций в нашей стране не получил значительного внимания, хотя функция поддержки библиотекой образовательного процесса возрастает, трансформируется в педагогическую функцию воспитания читательской и информационной культуры школьников. Эти тенденции подробно раскрыты нами ранее [3, с. 4]. Рассмотрим поддержку образования библиотеками, обслуживающими детей и подростков: специализированными детскими и юношескими библиотеками, детскими отделами публичных библиотек и школьными библиотеками. Несмотря на разную ведомственную принадлежность, эти библиотеки объединены общими целями, задачами, и категориями пользователей. Одна из основных задач библиотек – продвижение чтения, которое является важнейшим инструментом не только познания, повышения интеллектуального потенциала нации, но и культурной традицией, основой воспитания подрастающего поколения.
ФГОС выделяют ключевые образовательные компетенции в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одним из индикаторов их сформированности на международном уровне является функциональная грамотность, которая в исследованиях PISA определяется как внимательное прочтение некоторого связного текста, выделение в нем фактов и данных, позволяющих получить ответ на поставленный вопрос, а также интерпретацию количественной информации, представленной в различной форме (таблиц, диаграмм и др.) [2]. Лидерами в исследованиях названы школьники Китая, Кореи, Финляндии, Сингапура, Канады, Японии, именно в этих странах быстрыми темпами развиваются информационные технологии, растет уровень образования, повышается его качество. Невысокие результаты российских школьников в области функциональной грамотности свидетельствуют о том, что они не владеют ключевыми образовательными компетенциями, и это является одной из основных проблем нашего общего образования [2]. Опыт Финляндии, Германии, Польши и ряда других стран, где удалось за короткий срок добиться повышения образовательных результатов основан на развитии интереса к чтению, вовлеченности учащихся в чтение в школе и дома, значительном вкладе в развитие грамотности чтения школьных библиотек. Позитивный опыт этих стран должен использоваться в России.
Наряду с навыками в области чтения, функциональной грамотностью, овладение метапредметными компетенциями требует высокого уровня работы с информацией, сформированной информационной культуры личности (ИКЛ) школьника [1; 3; 5]. К метапредметным результатам обучения относят умения учащихся самостоятельно подготовить выступление, доклад, конспект и т. п. В свою очередь, это требует знания возможностей библиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения заданной формы (сочинения, реферата, рецензии и др.), то есть информационную культуру. По определению Н. И. Гендиной, эксперта программы ЮНЕСКО «Информация для всех» информационная культура личности (ИКЛ) является «одной из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием традиционных технологий и ИКТ» [5, с. 43]. Развитие ИКЛ участников образовательного процесса должно стать одной из приоритетных функций школьной и детской библиотеки. Таким образом, требуются перемены в реализации традиционных информационных, образовательных, культурных функций библиотеки и новые коммуникативные формы ее деятельности.
Образовательные компетенции характеризуются когнитивным компонентом (знания), деятельностным компонентом (умения, навыки, обобщенные способы деятельности), и личностным компонентом. Формирование метапредметных образовательных компетенций, по нашему мнению, не может быть завершено, оно является непрерывным, т.к. самоорганизация, самосовершенствование учащихся предопределяют появление новых запросов познавательного характера. Деятельность библиотек для детей и подростков в поддержку образования способствует развитию метапредметных компетенций учащегося, реализации его социокультурных потребностей. Опираясь на сущностную документно-коммуникационную функцию, она реализует кумулятивную и мемориальную, а также прикладные социальные функции: образовательную, информационную, культурную, досуговую и другие. Изучение роли библиотеки для детей и подростков в реализации социокультурных потребностей учащихся позволяет разработать ее функциональную модель, реализация которой обеспечивает эффективное освоение социального информационно-образовательного пространства (ИОП) школьниками. Основными социальными потребностями подрастающего поколения являются потребности в получении базового образования, когнитивные, духовно-нравственные и потребности в самореализации. Они удовлетворяются различными видами информационно-образовательной деятельности библиотек для детей и подростков при реализации ее социальных функций, как отраженно на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Социальные потребности детей и подростков
Более половины читательских запросов связано с потребностями в образовании и самообразовании. Документно-коммуникационная и неразрывно связанные с ней мемориальная и кумулятивная функции являются исходными для библиотек, реализуются во всех направлениях их деятельности. Выполняя сущностную функцию, библиотека связывает пользователя с документом, в котором находится требуемая информация. В информационном обществе на реализацию этой функции библиотек для детей и подростков влияет рост совокупного объема информации и ее структурирование, создание узлов доступа к знаниям. Следовательно, функциональная модель библиотеки должна учитывать ее технические возможности: чем они шире, тем быстрее и комфортнее пользователь получает необходимые документы в физическом пространстве библиотеки (печатные, аудио и видеоиздания) или доступ к ним в виртуальном пространстве. При реализации документно-коммуникационной функции с использованием ИКТ преодолеваются физические границы библиотеки, пользователи осваивают сетевое пространство, обеспечивается освоение мира различными способами. Возможность доступа к ресурсам в глобальной сети, казалось бы, существенно снижает роль библиотек как посредников в системе коммуникаций. Однако по мере насыщения пространства все новыми самостоятельными информационными объектами, оно становится фрагментарным, слабо связанным, неконтролируемым и перенасыщенным. Встает задача поиска не информации вообще, а самой достоверной структурированной информации. Повышается роль системной организации социального ИОП для детей и подростков, а также развития индивидуальных навыков и умений пользователей находить, оценивать, анализировать информацию, приобретению которых может способствовать библиотека.
В основе деятельности любой библиотеки лежит кумуляция информации, концентрация в одной точке пространства информации, зафиксированной в документах различного вида, созданных в разное время, разными авторами. Кумулятивная функция обеспечивает количественное накопление документов в библиотеке, следовательно, потенциальные возможности передачи знаний не только современникам, но и потомкам. Изменение видов ресурсов и технологий их представления влияет на реализацию кумулятивной функции библиотеки, возникает возможность сконцентрировать в одной точке социального ИОП – библиотеке различные виды ресурсов, и организовать доступ пользователей к знаниям, хранимым вне стен данной библиотеки.
Реализация мемориальной функции в современных условиях позволяет библиотеке сохранять уникальные экземпляры путем их оцифровки с соблюдением авторского права, переводить фонд на электронные носители. Т.о. обеспечивается устойчивость хранения документов и одновременно более широкая доступность их для пользователей. Библиотеки для детей включают в фонды творческие работы своих пользователей.
Соответствие библиотеки для детей и подростков потребностям современного общества обеспечивается реализацией образовательной функции: создание специализированного ИОП для пользователей на новой технологической основе, привлечение их к чтению и формирование ИКЛ. Формируя и удовлетворяя информационные потребности, вооружая детей технологиями работы с информацией, библиотека обеспечивает взаимодействие ИОП личности и общества.
Удовлетворение потребностей в получении базового образования связано с деятельностью по поддержке библиотеками общеобразовательных программ, реализуемых в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Информационное сопровождение учебных программ является приоритетным для школьной библиотеки, как компонента образовательного учреждения. На нее возложены задачи обеспечения учебно-воспитательного процесса школы путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания, в том числе – обеспечение вариативного многообразия содержания образовательного процесса на основе качественного комплектования библиотечных фондов, эффективного ведения справочно-библиографического аппарата библиотеки и т.д. В рамках ФГОС в требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса вошли требования к комплектованию библиотеки. Она «должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы» [4]. Значительную роль в информационной и документальной поддержке базового образования играют детские и юношеские библиотеки, которые расширяют и углубляют рамки учебного процесса. Обладая богатыми фондами, они представляют многообразные формы и методы поддержки общеобразовательных программ: организация залов делового чтения, центров информационной поддержки образования, интеллектуальных центров, выполнение запросов, связанных с учебными программами, поддержка педагогических коллективов и т.д. Для успешной реализации ФГОС, новой идеологии основного и дополнительного образования требуется объединение усилий школьных и детских библиотек на постоянной основе, на институциональном уровне.
Таким образом, потребности в базовом образовании реализуются за счет информационной и образовательной деятельности библиотек, содействия реализации программы основного образования и углублении знаний сверх учебных программ. Однако социальные потребности детей и подростков не ограничиваются запросами на получении основ образования, они дополняются когнитивными и духовно-нравственными потребностями, потребностями в самореализации, являются движущими силами развития личности. Когнитивные потребности определяются метапредметными универсальными учебными действиями: познавательными, регулятивными, коммуникативными, составляющими основу умения учиться. Они направлены на овладение знаниями, культурой общества, характеризуются познавательной активностью, ценностными ориентациями юных граждан и могут удовлетворяться библиотекой с помощью культурной, просветительской деятельности, привлечения к чтению, поддержки самообразования, развития информационной культуры. Сфера деятельности по поддержке самообразования включает разработку и реализацию библиотекой собственных (в том числе и авторских) просветительских и образовательных программ, осуществляемых самостоятельно или в кооперации с другими библиотечными и не библиотечными учреждениями. В качестве основных направлений деятельности в поддержку самообразования можно выделить программы формирования у пользователей общей, информационной, речевой культуры, культуры чтения, краеведческой и экологической культуры, психологической поддержки читательской деятельности и т.д. Формы этой деятельности также различны: проведение массовых мероприятий для учебных классов школ; культурно-просветительская деятельность; клубы, кружки, лектории по интересам, театрализация, школьные газеты, музейная деятельность и т.д. Таким образом, чтение и информационная культура позволяют школьнику не только владеть универсальными учебными действиями, образовательными компетенциями, но и реализовывать свои когнитивные потребности, заниматься самообразованием, расширять образовательные и культурные интересы.
Не менее важным в информационном обществе является возможность развития духовного потенциала, внутреннего мира ребенка и подростка, удовлетворение духовно-нравственных потребностей. Духовно-нравственные потребности детей и подростков поддерживаются в процессе чтения, воспитательной деятельности библиотек. К важнейшим задачам воспитания ФГОС относят: формирование духовности и высокой нравственности, наряду гражданской ответственностью, правовым самосознанием, российской идентичностью, культурой, самостоятельностью, толерантностью. Библиотеки для детей и подростков активно включены в духовно-нравственное, гражданское воспитание. В ходе работы они формируют у пользователей гордость за Россию, знание государственных символов, сохранение памяти о погибших воинах и др. Используются различные формы духовно-нравственного и гражданского воспитания школьников: классные собрания, дискуссии, ученические советы, общественные слушания, школьный парламент; школьные и классные программы помощи младшим школьникам, шефства над престарелыми людьми, добровольческие акции, а также другие массовые мероприятия по информационной поддержке программ гражданского образования, профилактике асоциального поведения детей и подростков.
Потребности в самореализации современного школьника тесно связаны с умением исследовать мир, получать новые знания, создавать собственные творческие продукты, уникальную авторскую информацию. Библиотеки для детей и подростков традиционно поддерживают эти потребности, организуя детское творческое чтение, литературные и художественные конкурсы, издание детских творческих работ, выставочную деятельность. Источником такого творчества становятся лучшая детская и подростковая литература, встречи с поэтами и писателями и другие формы работы. Библиотеки поддерживают научно-исследовательскую деятельность учащихся, создание собственной аналитической информации.
Следовательно, приобщение детей к чтению, формирование ИКЛ, интеграция детей и юношества в социокультурную среду общества позволяет развивать и удовлетворять потребности школьников в получении базового образования, потребности в самообразовании, в самопознании и самореализации.
Разработана функциональная модель деятельности библиотеки, представленная в виде таблицы, в которой социальные потребности детей и подростков соотнесены с деятельностью по их удовлетворению при реализации социальных функций библиотек.
Функциональная модель деятельности библиотеки
Потребности/ Направления деятельности |
Основные социальные функции библиотеки |
В базовом образовании /информационная и документальная поддержка обучения |
Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам ИОП, справочно-библиографический аппарат, выпуск информационной продукции Мемориальная и кумулятивная – хранение учебных и дополнительных ресурсов по школьным образовательным областям. Образовательная – привлечение к чтению, формирование ИК личности. |
Когнитивные/ культурно- просветительская деятельность |
Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам ИОП, справочно-библиографический аппарат, выпуск информационной продукции. Мемориальная и кумулятивная – сохранение литературного, музыкального, художественного культурного наследия в различных форматах. Образовательная – привлечение к чтению, самообразование, формирование информационной, экологической, экранной и др. видов культуры. Культурная – формирование общей культуры личности, творческой активности, высокой нравственности и толерантности Досуговая – содержательный досуг школьника. |
Духовно-нравственные/ поддержка воспитания |
Документно-коммуникационная, мемориальная и кумулятивная – сохранение литературного, музыкального, художественного культурного наследия, в различных форматах, доступ к ресурсам. Образовательная – привлечение к чтению, самообразование, знание истории Культурная – формирование общей культуры личности, высокой нравственности и толерантности, патриотизма Коммуникационная – общение между поколениями, уважение старших Кумулятивная (музейная) – сохранение памяти семьи, малой родины |
Самореализация/ научно-продуктивная деятельность, литературное и художественное творчество |
Кумулятивная – создание электронной части фонда библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, хранение результатов творческий деятельности учащихся, навигация в Интернет, в т.ч. в региональном ИОП. Образовательная – самообразование, формирование ИК, основ проектной и научной деятельности. Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам ИОП, справочно-библиографический аппарат, выпуск информационной продукции. |
Досуговая / обеспечение содержательного досуга |
Мемориальная и кумулятивная – хранение необходимой информации. Документно-коммуникационная – доступ к ресурсам. Рекреационная – содействие содержательному проведению свободного времени учащихся, создание творческой коммуникативной площадки. |
Модель показывает, что удовлетворение социальных потребностей юных пользователей является процессом многофункциональным, все социальные функции библиотеки взаимосвязаны и тесно переплетены, реализуются в процессе деятельности по обслуживанию пользователей. Эффективная реализация данной модели возможна при учете библиотеками возрастных и психологических особенностей личности, сотрудничестве с семьей и другими социальными институтами передачи знаний и культуры в обществе.
Рецензенты:
Берестова Татьяна Федоровна, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ «Челябинская государственная академия культуры и искусств», г.Челябинск.
Ильясов Дмитрий Федорович, доктор педагогических наук, профессор ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г.Челябинск.
Библиографическая ссылка
Олефир С.В. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БИБЛИОТЕКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7823 (дата обращения: 09.12.2024).