Если раньше человек все знал через собственный опыт, имел личный контроль над действительностью, то сейчас мы все узнаем из новостных программ, мы знаем образ события, а не само событие. Происходит т.н. «информационная ротация» - бытие события не в реальности, а в информационном пространстве: ничего не существует, если этого нет в ленте новостей. Основой для формирования этого нового вида реальности, объединяющей на сегодняшний день миллиарды пользователей, послужила глобальная сеть интернет, стирающая географические границы, национальную принадлежность и дающая возможность анонимного доступа к имеющимся ресурсам.
Информационная реальность - одна из частей множественных проявлений бытия, существование которой мы осознаем, сталкиваясь с ее особым языком и структурой. Пространство интернета многомерно, множественно, части этого множества не противостоят друг другу и не стремятся к единению: они сосуществуют или со-бытийствуют в акте существования как такового. Информационное пространство не является автоматическим отражением реальности, а имеет относительную независимость. Оно трансформируется в зависимости от интерпретации информации или интерпретации действительности сознанием человека, при этом также воздействуя и изменяя человеческое сознание. Свойства виртуального пространства - дискретность, фрагментарность, иллюзорность, отражаются в ментальной сфере человека: таким же образом, в виде отдельных не связанных ничем фрагментов, без внутренних связей информация продолжает существовать в сознании индивида, что порождает феномен «клиповости» и одновременно синкретичности мышления.
Ориентация в множественности информационных пространств требует выработанных защитных механизмов, критериев оценки релевантности информации, способности отделять главное от второстепенного, умение отметать «информационный мусор», который искажает процесс адекватного восприятия актуальной информации. Нерегулируемый контент интернета, огромное количество непроверенного, часто намеренно ложного, этически негативного материала, неизученность воздействия на психику человека делает одной из главных целей обучения специалиста формирование адекватного отношения к информации.
Современные технологии, с одной стороны, дают огромные возможности, а, с другой, социальные коммуникативные каналы позволяют влиять и манипулировать массовым сознанием. Сегодня не существует определенного набора базовых источников информации, как предполагала классическая система образования. Каждый образованный, информационно грамотный индивид должен не только знать об общедоступных источниках информации и уметь ими воспользоваться (т.е. владеть общей системой ориентации, где и как найти, быстро разобравшись в разнообразии источников), но и уметь оценивать достоверность и полезность информационных данных, иметь личностные фильтры отбора и отсечения информации, выстраивая и пополняя личностную диаграмму знаний.
Одновременно с возможностью найти любую информацию интернет создает условия для распространения по всему миру лживых, экстремистских утверждений, мошенничества и подобных негативных воздействий. Проверка достоверности сетевой информации часто в принципе невозможна. Информационные и коммуникативные технологии многократно усиливают возможности человека, в том числе в проявлении и демонстрации его асоциальных сторон или больной психики. В сочетании с недоработанностью законодательно-правовой базы, сложностью ее применения задача формирования информационной культуры личности, ее гуманистической направленности, нравственно-этического аспекта становится одной из важнейших для информационного мира. Информационная культура становится инструментом адаптации человека к окружающему миру, позволяя выстраивать комфортные и эффективные взаимоотношения с внешней средой, становясь основным фильтром в процессе освоения значимой для него информации. При открывшихся возможностях должна повышаться и ответственность за свои действия и за мир, на который они влияют.
Информационная культура формируется в процессе образования, которое призвано воспитывать нового специалиста информационного общества, отвечающего не только требованиям науки и социума, но и способного стать каталитической силой для их развития. В связи с переизбытком информации и отсутствием фильтров молодые люди объективно нуждаются в создании условий, содействующих интеллектуальному и творческому росту. Педагог продолжает быть «посредником между воспитанником и миром культуры, миром жизни», о чем говорил еще К. Д.Ушинский [6], поэтому различные обучающие интернет-технологии и опосредованные диалоги в сети, заменяя профессиональную коммуникацию, не заменят настоящего преподавателя и живого педагогического общения как фактора развития и саморазвития личности.
В связи с ускорением всех общественных, научных процессов человеку требуется все большее вмешательство техники в привычные для него сферы жизни, что позволяет оптимизировать работу, автоматизировать рутинный труд, создать дополнительные возможности интеллектуального развития. Поэтому стремительно развивается и постоянно расширяется та область практической деятельности человека, которая связана с использованием информационных технологий. Автоматизация всего и вся позволяет человеку быстрее и проще решать большинство повседневных задач.
Информатизация нашей жизни разрушает ритм и традиционные формы существования человека, заменяя их виртуальными. Искусственная среда уже частично заместила естественную: внутри виртуальной среды человек чувствует, живет, выполняет повседневные функции (покупает, оплачивает, общается, получает информацию и т.д.), приобретает впечатления и опыт. Активное внедрение в повседневную жизнь компьютерных сетей ведёт к структурным и функциональным изменениям в психологической структуре деятельности человека. У пользователей возникают интересы, мотивы, цели, потребности, установки, формы психической и социальной активности, связанные с виртуальным пространством. Изменения затрагивают и трансформируют познавательную, коммуникативную, праксиологическую сферы, изменяют потребности, цели, мотивы. Виртуальный мир - это не тот символический мир, в котором мы живем и жили всегда (Кассирер - «человек - символическое существо»). В виртуальном мире происходит замена реальных действий, чувств, живого общения, вытесняется их ценность, при этом усиливаются возможности манипуляции сознанием.
Виртуальный образ человека - это определенная его ипостась, часто отличная от реальной, один из способов самоидентификации. В виртуальности нам является некая целостность (человека характеризует как сама информация, так и ее объем - то, что, по мнению человека, должны знать о нем все), понятийно определенная и закрепленная, опосредованная инфокоммуникационными средствами. И в виртуальности реализуется философский принцип «бытие человека - это бытие с другим», так как человек не может существовать в одиночестве. Интенциональность, интерсубъективность - конститутивные условия проявления виртуального образа человека. В социальных сетях происходит формирование идентичности личности через социальное сравнение, усиливается самоидентификация через неформальные взаимодействия. Если раньше дневники писались для себя, то сегодня они пишутся для других. Часто именно в виртуальности человек более открыт: то, что невозможно сформулировать непосредственно - говорится в комментариях и на показ всем. Человек является создателем виртуального образа, живет в мире виртуальных смыслов, да еще и сам выступает модусом его бытия. Следовательно, проблема бытия виртуального образа неразрывно связана и перерастает в проблему бытия человека.
При повсеместном распространении, доступности, простоте в использовании социальные сети становятся площадкой для самовыражения асоциальных типов, неконтролируемый поток информации, альтернативность ценностных суждений сильно влияют на детей, которые еще не имеют моделей самоидентификации и не могут самостоятельно разобраться в правильности, соответствии или несоответствии полученной информации общечеловеческим ценностям и нормам морали, что может деформировать личность.
Несмотря на то, что виртуальные образы отличны от реальных, тем не менее они воспринимаются так же предметно, как и реальные, и живут самостоятельными жизнями, часто вне зависимости от своего создателя субъекта (существуют как бы "вещами в себе", противопоставляясь ему), заставляя уже его жить по своим правилам: при поддержании выдуманного образа происходит вживание в него, проживание параллельной жизни.
Информационная мифология накладывает отпечаток на человеческое мировоззрение. Экранный тип культуры нарушает гармонию логических и внелогических оснований жизни. Появляются два контрастирующих по законам своего существования пространства, а при высокой интенсивности может произойти замена реальности. То, что возможно в сети, невозможно в реальной жизни. Имманентно-виртуальные смыслы трансцендентны по отношению к жизненной реальности, потому многие психические заболевания связаны с выходом из реального пространственно-временного континуума, а воздействие интернета часто сродни наркотическому, благодаря его возможностям реализовывать нечто из глубин бессознательного. Отрицательные последствия информатизации, различные виды отрыва от объективной реальности (компьютерная зависимость, игры, хакерство, а сегодня - социальные сети) психологи начали изучать практически с момента появления компьютеров, доказывая значительное влияние ИКТ на психологическую деятельность [1,2,4]. М. Кастальс в книге «Сила коммуникаций» утверждает, что сетевые медиа влияют на мышление, воображение и чувство реальности, и выживают только те, кто осознает эту трансформацию [7].
Доступность информации и разнообразных коммуникативных средств снижают критичность мышления, заменяют его шаблонами, мышлением большинства. Согласно мнению психологов, снижается когнитивный компонент, происходит снижение критического барьера, ограждающего человека от внешних влияний [3].
Акцент с аналитической деятельности смещается на поисковую - основное время уходит не на анализ информации, а на ее поиск. Ограниченное пространство Web-сайта позволяет разместить на нем множество, часто абсолютно не связанных объектов. От избытка предоставляемой информации в поиске постоянно изменяются цели. Этому же способствует гипертекстовая система построения материала, дающая возможность переходить по гиперссылкам, каждая из которых определяет свой маршрут путешествия.
По мере информатизации всех сфер деятельности человека уходит сложившееся в процессе эволюции единство эмоциональной и рациональной сфер. Интеллектуальная сфера в свою очередь постепенно редукционирует к инструментализму, когда все рассматривается не со стороны эстетики, морали, ценности, а только как инструмент в достижении цели. Стиль мышления современного человека технократичен, формально-логичен, абстрактен, лишен диалектики и эмоционально подавлен. Человек «ожелезился», искусственный интеллект воссоздался на материале человека - вся деятельность, даже коммуникация, стала алгоритмизирована, становится возможным программирование «социальных интерфейсов». Общение связано с основными сферами социализации человека - деятельностью и самопознанием, и проблема общения при развитых средствах коммуникации встает особенно остро.
Еще одной проблемой является противоречие между темпом приращения знаний в обществе («информационным взрывом» (С. Лем)), темпом развития технологий и осмысления их человеком. Возникает реальная угроза в отдалении созданных человеком интеллектуальных систем от самого человека, так как технологии выходят из под его контроля. Невозможность отследить, осуществить контроль над системами обработки информации (элементарная работа в текстовом редакторе может быть нарушена из-за сбоя функции сохранения, вставки, копирования, нумерации и т.д., а постоянные обновления версий, несмотря на похожесть, вынуждают постоянно изменять уже освоенные алгоритмы работы) заставляет находиться человека в постоянной психологически стрессовой ситуации. Человек не успевает адаптироваться к изменениям, происходящим в самых различных сферах жизнедеятельности, что приводит, по терминологии А. Тоффлера, к «футурошоку» [5].
С одной стороны, для повышения культурного потенциала человека требуется находиться в постоянном процессе овладения информационной техникой. С другой, при несомненном расширении познавательных возможностей, развитие других способностей - культурных, эстетических и т.д. - посредством информационных технологий крайне спорно. Можно благодаря Интернету прочитать все книги и посетить все музеи мира, но появится ли потребность в этом у поколения, воспитанного на мультфильмах, сериалах и компьютерных играх? ИКТ должно быть надстройкой над базисом культуры, на мировоззрении, сформированном на гуманистических ценностных и нравственных установках. Именно поэтому в нашем образовании вновь стали акцентировать внимание не только на процессе обучения, но и на воспитании, так как человек, живущий в информационном мире, должен быть прежде всего личностью, а потом уж профессионалом в любой из выбранных сфер деятельности.
Рецензенты:
Куприянов Валерий Николаевич, д.т.н, профессор, зав.кафедрой проектирования зданий, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, г. Казань.
Аджемов Артем Сергеевич, д.т.н., профессор, ректор Московского технического университета связи и информатики, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Денисова А.Б., Сенюшина В.Г. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ НА СУЩЕСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7792 (дата обращения: 14.12.2024).