Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СМЫСЛОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ДУАЛЬНОСТИ КОНЦЕПТА «КРАСОТА ДУХА»

Ромах О.В. 1 Попова Л.О. 1
1 Тамбовский Государственный университет им. Г. Р. Державина
В статье произведен анализ дуальностей концепта «красота духа»: героизма и самопожертвования, творчества и подвижничества, милосердия и терпения. Высокие качества духа героизм и самопожертвование, если они воспитаны и есть в человеке, то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях – быть или не быть. Поступки эти представляют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду. Творчество и подвижничество рассматриваются как неотъемлемая составляющая красоты духа. Эти высокие качества духа проявляются особенно ярко в личностной и профессиональной деятельности человека. Милосердие и терпение представляют собой структурные позиции сферы проявления духа, его красоты. Традиции были заложены изначально. Милосердие и терпение представляют собой связанные позиции единого процесса. Милосердие по своей сути это и есть терпение, так как невозможно кому-то помогать, не имея терпения.
смыслодействие
дуальность свойств
концепт «красота духа»
1. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Мифологический словарь / под ред.Е. М. Мелетинского. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 672 с.
3. Ромах О. В. Теория культуры. - Тамбов, 2006. - 428 с.
4. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. - М.: Мысль, 1976. - 367 с.
5. Шишов А. В. Сто великих героев. - М.: Вече, 2009. - 480 с.
6. Энциклопедия Великая Отечественная война 1941-1945 гг. / под ред. Козлова М. М. - М.: Советская Энциклопедия, 1985. - 703 с.
Исследование культуры с точки зрения ее смыслодеятельностных позиций позволяет нам не только выделить универсальность ее ядровых генов, но и рассмотреть, как именно они соединены и взаимодействуют друг с другом. Как правило, каждое яркое деятельностное проявление как визуальное отражение формирования напряженной работы духа имеет маятниковый параметр, позволяющий уравновесить выделенную универсалию. Любое высшее духовное проявление демонстрирует принадлежность его к ряду этнически и истори­чески выработанных и регламентированных категорий бытия, пред­ставляющих мировоззренческие ориентиры и культурные ценности. В целом концепт «красота духа» может быть определен как совокупность высших ценностей, которые могут проявлять себя в деятельностных, ментальных, духовных свершениях, становясь универсальными символами культуры, определяющими ее нормативную часть.

Данная статья посвящена исследованию концепта «красота духа» в этнических проявлениях, преимущественно в российской культуре, связанных с деятельностными позициями, визуальными и ментальными проявлениями. Работа написана на основе изучения полевого этнографического материала.

Методологической основой статьи являются принципы научного историзма и объективизма, предполагающие изучение любого явления в его исторической перспективе, рассмотрение его в единстве прошлого, настоящего и будущего.

Концепт «красота духа» структурно состоит из дуальностей: героизма и самопожертвования, творчества и подвижничества, милосердия и терпения и др. При этом, если проявления героизма, как правило, ярки визуально, то самопожертвование может быть совершено скрыто от посторонних глаз. Если продукты творчества, так или иначе, сразу или впоследствии становятся достоянием гласности, то подвижничество, которое зачастую порождает творчество, выступает чаще всего задним планом. Практически то же самое можно сказать о милосердии и терпении. Если милосердные проявления направлены вовне, то терпение глубоко внутреннее постоянно воспитываемое свойство.

Поэтому характеристики дуальностей не только проявления высоты духа, но и зеркальные отражения их в культуре-личности. Не случайно О. Бальзак, столько говоривший о творчестве, не уставал повторять, что «сильной волей нужно гордиться так же, как и талантом»[1].

Героизм и самопожертвование – необходимые черты высокого духа, показатели его красоты. Русский ребенок изначально воспитывается на примерах устного народного творчества – героях, добрых молодцах, богатырях, их подвижничестве, силе духа, удали. Это считается обязательной добродетелью мужчины.

Когда мы говорим простые и в то же время великие слова «героизм» и «самопожертвование» перед нами из памяти встают многие десятки, а может быть и сотни образов и имен людей, реально существовавших и рожденных воображением народным. Среди них Александр Невский и Дмитрий Донской – государственные мужи и ратоборцы Руси, Микула Селянинович и Илья Муромец, Иван Сусанин и Александр Матросов, чьи яркие деяния во имя справедливости, правды, добра и Родины не сотрут ни время, ни новые великие свершения и подвиги[2]. Противоположными чертами, которые высмеиваются обществом, обладает корыстный, трусливый человек.

Идеалы героизма развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в так называемом героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин – этики, эстетики, социологии, психологии.

Героизм и самопожертвование в человеческой личности формируются, прежде всего, знанием истории своей страны, лучших традиций народа, уверенностью в правоте дела, ради которого люди шли и идут на подвиг.

Каждый герой и героический поступок индивидуальны. И в то же время основа у них одна – это высочайшее состояние духа, нравственного здоровья, стремление к справедливости, поиску истины, противостояние злу, развитое чувство совестливости и ответственности. Эти высокие качества, если они воспитаны и есть в человеке, то, как правило, проявляются особенно ярко в период величайших потрясений и тяжелейших потерь, в условиях – быть или не быть. Поступки эти являют собой духовный потенциал личности или группы людей, общества и даже народа, веры их в величайшую жизненную идею, справедливость и правду.

Героизм и самопожертвование, готовность к ним в духовном наследии народа являют собой важнейший стратегический фактор мощи страны, показатель крепости государства, его военной организации. Человек только тогда настоящий воин и надежный страж Отчизны, когда он убежден в духовной правоте своего государства, своего жизненного дела, черпает в них свою решимость к ответственным героическим свершениям. Закономерность истории такова: чем благороднее цель, идеал, моральные мотивы – тем ярче подвиг, выше его социальный смысл. Именно высокогуманные и справедливые цели пробуждали богатырский дух, душевную и физическую энергию, величайшую самоотверженность человека.

Героизм – особая, исключительная, форма человеческого поведения, оцениваемая моральным сознанием как подвиг, то есть осуществление выдающейся по своим масштабам и трудностям задачи, которая требует от человека предельного напряжения всех сил и связана с преодолением необычайных трудностей и обстоятельств, зачастую угрожающих самой человеческой жизни.

Героизм как личное качество человека предполагает способность к совершению подвига, то есть деяния, расширяющего рамки представлений о человеческих возможностях.

Во всех мифологиях рассматривают происхождение человека из воды или из земли, в славянской мифологии солярное происхождение, поэтому русский народ в большей мере вобрал в себя героические черты, соответственно велико и влияние солнца. Именно об этом писал и Александр Леонидович Чижевский в своей работе «Земное эхо солнечных бурь»[3]. Одним из примеров современности является грузинская война, в которой русские военные показали себя с великолепной стороны и были удостоены звания Героев России. Качества героизма и самопожертвования хорошо развиты у русской нации. Ещё древние славяне, обращаясь к богам Велесу, Сварогу, обрисовывали свою ситуацию и говорили, что «если я достоин, решить проблему, то помоги мне». В этом контексте видно обращение к богу героя (равного), в отличие, например, от христианства, где человек – раб божий.

Первыми из известных в европейской культуре героев были потомки олимпийских богов и смертных людей – Персей, Геракл, Тесей. Они занимали промежуточное положение между всемогущими и бессмертными богами и простыми смертными людьми, превосходя их силой, возможностями совершать величественные и замечательные дела, но в то же время испытывая переживания и страхи, связанные с преодолением трудностей и испытаний, ниспосланными судьбой [2]. Природа героического деяния связывалась мифологическим сознанием не просто со сверхъестественными способностями героев, а, прежде всего, с их решимостью идти на риск, готовностью к самопожертвованию во имя благих целей и собственного достоинства. В этом смысле даже олимпийские боги были не способны на проявление героизма, ибо для них нет ничего невозможного, ничего трудного, а их бессмертие не предполагает готовности к самопожертвованию. Поэтому природа героизма всегда, оказывается, тесно связана с проявлением сознательного выбора своей судьбы, самоотверженностью и готовностью взять на себя обязательства, далеко превосходящие обычную человеческую норму, силы и способности рядового человека. При этом ценность героического деяния всегда тем выше, чем труднее препятствия и чем успешнее они преодолеваются, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения и мужества, чтобы исполнить свой нравственный долг. Победа над страхом, над нерешительностью, сознанием собственной слабости и беспомощности и, прежде всего, над парализующей волю мелочной расчетливостью и не желающей рисковать предусмотрительностью формирует и закаляет героическую личность. При этом оценка совершенного деяния как героического определяется уже не только предметным результатом содеянного, но, прежде всего, его мотивацией, духовным результатом свершения, значением и примером, которое оно подает. Положительная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руководствовался герой, и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты деяния. Соответственно, поступок, продиктованный злой волей, корыстным расчетом и направленный против человечности и справедливости, даже осуществленный в сверхтрудных условиях и с изощренностью, будет оцениваться не как героический подвиг, а как тягостное и мрачное злодеяние. Эта негативная оценка будет тем более яркой, чем больше воли, упорства и подлости, хитрости и расчетливости, силы и ловкости будет проявлено при его совершении, и чем тяжелее будут его общественные последствия. Исключительность героической личности состоит не в том, что это особый сверхчеловек, способный на то, что другим не придет в голову, а в том, что исключительная личность берет на себя большую меру ответственности и обязательств, проявляет готовность к преодолению больших трудностей. В остальном подлинный герой не делает для себя исключений и поблажек из общих правил, а руководствуется общепринятыми принципами и нормами нравственности.

Одним из наиболее ярких примеров героизма и самопожертвования духа является Великая Отечественная война 1941-1945 гг., которая ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы [5]. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными.

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества. Истоки массового героизма видятся в русском национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину, в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной национальности.

Великая Отечественная война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советских людей; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации человека на борьбу за свое историческое существование.

Героизм проявляет себя во всех сферах без исключения – сама профессия космонавта уже героическая. Есть много героев и в истории науки. Это, например, русские физики-ядерщики, врачи, полярники, которые долго находятся в бескрайних льдах. А норвежский ученый Тур Хейердал на легком плоту из бревен переплыл Тихий океан. Известны людям и герои-врачи, специально заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. Герои космоса или подводного мира, не зная, не подстерегает ли на этот раз непредвиденное, всё же уходят на задание, чтобы открыть человечеству новые тайны. Существуют профессии, которые требуют наличия героизма, так сказать «в крови» – это пожарники, полицейские, МЧС. Но они не воспринимают свою ежедневную работу как героизм, а считают нормальным явлением. Люди этих профессий не придают значения сложности своего дела – это основа их ремесла. Для русского народа, в принципе, это норма жизни, характера. Культурформирование духа начинается с малых лет, каждый мужчина обязан быть героем. Сама история России заставляет человека иметь качества героя, например, перестройка. Дела и подвиги героев помнят и высоко чтят, на их примере учатся жить, бороться и побеждать.

Творчество и подвижничество – следующая дуальность высокого духа, показатели его красоты. Творчество это и есть своего рода подвижничество. Подвижничество – это система воленапряжений, которые человек использует для достижения целей. Человек всегда должен ставить ряд целеполаганий – стимул волевого преимущества характера. Творчество, с одной стороны, можно рассмотреть как экстремальное, так как оно есть новое, с другой стороны, как подвижничество. Все творцы изначально подвижники. Мы полагаем, что можно поставить знак равенства между творчеством и подвижничеством, так как оба эти понятия включают высокое состояние красоты духа. Наиболее ярко это выражено в следующих профессиях: писатели, поэты, художники, музыканты, актёры.

В российской действительности в профессии педагога сочетаются высокие качества духа – творчество и подвижничество. В традиции отечественной общественной и философской мысли – относить педагогов к активной части интеллигенции [1].

Рассмотрим смыслодеятельностную дуальность: «подвижничество» как проявление высочайшей красоты духа. Подвижничество представляет собой особый вид нравственной деятельности; выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде и давлению извне, стойкое перенесения трудностей, тягот, лишений, самопожертвование. Мотивы, которыми руководствуется человек, в конечном счете, выявляются не просто в том, что человек думает о своих собственных поступках, а в общей линии его подвижничества на протяжении длительного времени, в различных условиях. Когда смысл требований нравственности перестает быть непонятным людям, осознается всеми, тогда и мотивы, которыми руководствуется человек, перестают быть чем-то загадочным для него самого и для окружающих. Коллектив, окружающие люди способны более или менее правильно разобраться в «тайниках духа» человека, по его поступкам судить о мотивах, о его подлинной или мнимой моральности. Коммунистической нравственности было чуждо представление о внутренней порочности или неисправимости того или иного человека. В социалистическом обществе принято не просто оценивать (одобрять или осуждать) действия людей с позиций абстрактного морализирования, а выявлять их причины и целенаправленно управлять подвижничеством людей в процессе коллективного нравственного воспитания. Подвижничество как образец красоты духа в культуре проявляется в профессии социального работника. Современных социальных работников вполне можно назвать подвижниками.

Красота духа помимо дуальностей героизма и самопожертвования, творчества и подвижничества проявляет себя в милосердии и терпении. Последние есть структурные позиции сферы проявления духа, его красоты. Традиции были заложены изначально. Милосердие и терпение представляют собой связанные позиции единого процесса. Милосердие по своей сути – это и есть терпение, так как невозможно кому-то помогать, не имея терпения.

Милосердие-терпение, благотворительная деятельность являются древнейшей нравственной и гуманистической традицией. Традиция помощи старым, больным, инвалидам, людям, оказавшимся в беде и не могущим самостоятельно ее преодолеть – это неотъемлемая часть нравственной культуры, общественных норм всех цивилизаций. Они существовали до становления национальных и мировых религий, а с возникновением последних вошли органической частью в освящаемые божественным авторитетом нравственно-этические системы всех религий.

Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятия «милосердие-терпение». Оно исторически менялось, как изменялись масштабы и формы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что часто такие беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять, и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение. Проявление милосердия-терпения выявляет любовь к человеку, оно делает человека лучше, развивает его духовный мир.

Традиции милосердия-терпения вошли в повседневную жизнь с древних времён, активно проявляются и сейчас. Современная российская ситуация показывает, что проявления мы можем увидеть в деятельности спонсоров, различных благотворительных фондов, организаций, деятельности сестёр милосердия. Желательность спонсорской поддержки закреплена в законодательстве и уменьшает уплату налогов. Данные позиции присутствовали, существуют сейчас и хорошо укреплены в культуре. Но, кроме этого, осталась безвозмездная помощь соседям, близким людям, живущим рядом, коллегам. И это даже не проявление красоты духа, а естественные явления, ставшие нормой повседневной жизни российского населения.

Таким образом, были определены структурные компоненты концепта «красота духа», состоящие из смыслодеятельностных дуальностей: героизма и самопожертвования, творчества и подвижничества, милосердия и терпения. Героизм и самопожертвование как структуры концепта универсальны для этнических моделей культуры. В русской культуре – это родовые черты народа, проявляются в истории России, в характере, укладе жизни. Наиболее ярко и показательно героизм и самопожертвование обнаруживаются в экстремальных ситуациях, где человек вынужден раскрывать в себе данные качества духа, когда их выражение граничит с сознательным самопожертвованием. Целый ряд профессий изначально заключает в себе эти качества и воспринимает их как норму профессиональной деятельности. Дуальность «творчество – подвижничество» выявляет однородность этих проявлений. Подвижничество и творчество есть система воленапряжений, используемые для достижения целей либо для создания нового, либо самопреодоления, где обе позиции определяются и включают в себя высокое состояние красоты духа. Дуальность «милосердие – терпение» представляют собой связанные позиции единого процесса. Их взращивание и проявление совершенствует человека, развивает его духовный мир, становятся нормативной основой, вековой культурной традицией.

Рецензенты:

Розенберг Наталия Владимировна, доктор философских наук, доцент кафедры коммуникативного менеджмента Пензенского государственного университета, г. Пенза.

Лубашова Наталия Ивановна, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств, г. Краснодар.


[1] Ромах О. В. Теория культуры. – М., 2006. – С.384.

[2] Шишов А. В. Сто великих героев. – М., 2007.

[3] Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М., 1976.


Библиографическая ссылка

Ромах О.В., Попова Л.О. СМЫСЛОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ ДУАЛЬНОСТИ КОНЦЕПТА «КРАСОТА ДУХА» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7789 (дата обращения: 25.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074