Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,791

НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА ТЕКСТА

Мокроусова О.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный строительный университет»
Предметом исследования являются номинативные предложения, возникающие в монологической и диалогической речи. В статье исследуется номинативное предложение как единица коммуникативного процесса, выполняющая в связном тексте определенные функции, и проблема актуального членения номинативных предложений. В ходе анализа выявлено, что на актуальное членение отдельного предложения влияют детерминанты – члены предложения с ослабленной связью. Номинативные предложения в составе сложного синтаксического целого на основании принадлежности к контексту либо в качестве темы, либо в качестве ремы высказывания, подразделяются на номинативные предложения, принадлежащие предметной ситуации, либо принадлежащие контексту. В ходе анализа выявлена специфика использования номинативных предложений в художественном тексте.
сложное синтаксическое целое.
контекст
конситуация
бытийность
текст
номинативное предложение
1. Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект // Семантика номинации и семиотика устной речи. Русский разговорный синтаксис : сб. науч. тр. – М.,1976. – С. 46-48.
2. Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. – М. : Эдиториал УРСС, 2001. – 162 с.
3. 3олотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М., 2001. – С. 113-114.
4. Мокроусова О.Ю. Номинативное предложение как единица текста: коммуникативно-прагматический аспект : монография. – Германия : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH&Co. KG, 2012. – 192 с.
5. Проблемы изучения односоставных предложений : коллективная монография. – М. : «Прометей» МГПУ, 2005. – 240 с.
Целесообразность изучения номинативных предложений предполагает исследование функционирования роли этих единиц в процессе коммуникации, а именно в речевом поведении людей (коммуникантов). С этой позиции становится важным коммуникативный подход, базирующийся на категориях семантики, синтактики и парадигматики. На его основе любая единица языка изучается с точки зрения взаимосвязи содержания, сочетаемости с другими единицами и участия в акте коммуникации «говорящего» и «слушающего». Номинативное предложение рассматривается не как определенный структурный образец предикативной конструкции, а как высказывание, выполняющее в связном тексте (диалогическом и монологическом) определенные функции. В настоящее время функционирование номинативных предложений в тексте не получило широкого представления. В связи с этим необходимо определить специфику использования номинативных предложений в художественном тексте как в основной сфере функционирования данных единиц.

В системе языка номинативное предложение является конструкцией, представляющей собой такой аспект общей ситуации, выражаемый высказыванием с общей семой бытия, существования, наличия. Недискретный элемент семантической структуры (представленный предикатом существования) в номинативном предложении выступает в единстве с его носителем: семантические элементы бытующей субстанции и бытия находят синкретичное выражение в односоставных номинативных предложениях. Бытийность в номинативных предложениях является хоть и недискретной, но эксплицитной. В таких предложениях налицо особый тип отношения содержания высказывания к действительности, находящий специальное (эксплицитное) формальное выражение в тексте [4, с. 35].

На уровне текста, где предложение-высказывание выступает как реальная единица функционирования, отношения между номинативными и полными предложениями приобретают характер автосемантии/семантии. Номинативное предложение и вне контекста может выражать конкретные смыслы собственными средствами, но полноценно оно функционирует только в связном тексте. На формирование смысла высказывания влияют, помимо содержания, обусловленного позиционной моделью предложения, ситуация общения, контекст, общий фонд знаний коммуникантов (пресуппозиция) и некоторые другие факторы. Адресат способен воспринимать из высказывания, как составной части текста, значительно больше информации, чем это следует даже из полного предложения, способного употребляться изолированно [2, с. 162].

Взаимоотношение между текстом и номинативным предложением является, на наш взгляд, интересной проблемой в связи с малой степенью изученности данного явления. Синтаксические отношения между номинативным предложением и текстом долго оставались без особого внимания, несмотря на то что к этой проблеме в разное время обращались В.Г. Гак, Г.А. Золотова, Н.Д. Арутюнова, А.С. Попов, М.В. Куровская, Е.Ю. Иванова и др.

На связь номинативного предложения с текстом указывает тот факт, что номинативное предложение само по себе без опоры на соседние предложения не выражает бытийной семантики. Предложения Снег. Тишина не могут сказать ничего определенного. Они лишь указывают на то, что есть, существует снег, тишина. Однако во взаимодействии с контекстом у них добавляется новый, ранее не обнаруживаемый смысл. Сравнить: Снег и Снег. Наконец-то началась настоящая зима! или Снег. Посмотрите, идет снег! // Тишина и Тишина. Город как будто спит.

Б.М. Гаспаров пишет: «Теория текста в том виде, в каком мы обнаруживаем ее в настоящее время, ничего не дает нам для типологии предложений... В свою очередь она не использует те классификации предложений, которые, независимо от описания текста, имеются» [1, с. 46]. Обращаясь к структуре предложения, Б.М. Гаспаров отрицает возможность связи синтаксического состава предложения с окружением этого предложения, основывая свои выводы на том, что «структура предложения не является конститутивным признаком межфразовой связи» [1, с. 49.]. Взяв во внимание номинативные предложения Зимняя ночь. Дорога, идущая вдоль леса. Тишина, Б.М. Гаспаров замечает, что «данную цепочку легко трансформировать, нарушив параллелизм, но явно не нарушив ее единства»: Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная тишина.

Мы согласны с Г.А. Золотовой, которая возражает против подобной точки зрения и подчеркивает, что лексические (а точнее, категориально-семантические) изменения в данном случае оказываются не безразличными, так как способны изменить сам текст [3, с. 113-114].

 Сравним трансформацию Б.М. Гаспарова с лексическими заменами, предложенными Г.А. Золотовой: Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная женщина. Несмотря на то, что параллелизм конструкций внешне сохранен, единство цепочки нарушено. Между предложениями Вдоль леса идет охотник. Стоит полная женщина ощущается нехватка звена, которое бы указывало на восприятие, локализацию персонажем второго: Вдоль леса идет охотник и видит полную женщину.

По-другому воспринимается и структурный тип данной конструкции: описательная «цепочка» переключается в повествовательную, что диктует, в свою очередь, иные способы связи между звеньями целого. Таким образом, связь предложений внутри контекста является обязательной. Коммуникативно-смысловые модификации моделей, представленных однокомпонентными предложениями Зимняя ночь. Дорога, идущая вдоль леса. Тишина, близки к моделям Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная тишина, также являющимися однокомпонентными и констатирующими наличие предмета и состояния в описательном типе речи. Обе конструкции сближаются на основании представленного выше структурно-семантического компонентного анализа. Но эти же модели оказываются противопоставленными по формально-традиционным основаниям двукомпонентным сообщениям о предмете и его предикативном признаке в моделях Зимняя ночь. Вдоль леса идет охотник. Стоит полная женщина.

Таким образом, номинативные предложения хоть и являются отдельной синтаксической единицей, однако свое функционирование они способны доказать только будучи включенными в контекст. Само по себе появление таких конструкций обусловлено условиями текста. Следовательно, необходимо определять номинативное предложение в его отношении к тексту. Например: Печальные места! Караван вагонов, звеня ложечками в стаканах и грохоча чугунными колесами, пробирался дальше среди скал и елей, городов и поселков. Поезд спускался в низменность (О. Ермаков). Первая реплика контекста - номинативное предложение. Ее произносит определенный субъект, находящийся в поезде и рассуждающий об окружающей его обстановке и месте, в котором он пребывает. Такова пресуппозиция, объясняющая использование в начале речевого акта номинативного предложения, которое задает определенный смысл ситуации речи: говорящий этим восклицанием подчеркивает и свое настроение, и особенность своего положения, а также местоположение всей конситуации.

В другом примере: О своем муже баба Анеша, казалось, уже забыла, даже в молитве вечерней не поминала его, оттого, что твердо не знала, мертвый он или, быть может, живой. Были ведь случаи... Плен, потом заграница, а потом вдруг весть из далекой иной жизни (Б. Екимов). Номинативное предложение служит для уточнения, обобщения того, что было сказано ранее. Читатель узнает, какие были случаи, почему баба Анеша не поминает мужа и т.д. Контекст номинативному предложению нужен для подведения читателей к мысли о том, что, действительно, такие случаи были, и бабе Анеше они известны. Таким образом, номинативное предложение является частью текста, взаимодействует с ним, компенсирует в нем свое невербализованное значение и служит для его реализации.

Номинативное предложение, выступающее в качестве единицы текста - это такое высказывание, в структуре которого словесно представлен тот или иной компонент бытийной семантики как результат приспособления к контексту.

Роль текста в осмыслении языковых единиц велика, поскольку в речи преобладают высказывания с высокой степенью эксплицитности, вербализации. Номинативные предложения не могут существовать без своего окружения, вне речевой коммуникации, поскольку контекст, семантически выраженный формальной стороной речи, раскрывает смысл высказывания и ситуацию в целом. В зависимости от функций выделяют несколько типов вербального контекста: бытовой, метафорический контекст и контекст ситуации.

Контекст бытовой определяет ситуацию общения как выбор слов и моделей построения в устной речи. Обстановка речи допускает сокращение речевого сигнала, вследствие чего вырабатывается повседневный разговорный эллиптический стиль: Пейзаж на месте предполагаемого костра был странный. Высокая сухая трава и ржавые железные арматуры (Р. Белецкий). Контекст метафорический основывается на «семантической двуплановости», параллельном функционировании двух смысловых рядов: Горящий полог. Пещерный мрак. Камни, своды, кренящиеся колонны, разбредающиеся по углам. Впереди алтарь, дверь в скале: тяжелое слепящее золото, стиснутое камнями. Справа ниша: очаг, котлы, чаны. Дрова горкой и рядом - деревянные фигуры, крашенные, как с детских каруселей, друг на друге, вповалку... (С. Соловьев).

Контекст ситуации определяет условия, в которых осуществляется данный акт речи, исходя из их воздействия на содержание последнего, его детерминированности особенностями данной культурной общественности: Степь да степь. Давно не паханые поля. Башни, поросшие шиповником, тернами, бояркой. Ветер в сухих травах. Близкая река, дух ее. Высокое небо. Редкий коршун. Безлюдье на многие десятки верст (Б. Екимов). В исследовании номинативных предложений, в их сопоставлении с текстом, мы имеем дело именно с этим видом контекста, который способствует адекватному восприятию смысла речи в условиях отсутствия каких-либо значимых элементов предикации.

Номинативное предложение рассматривается нами как элемент текстового уровня. Отсутствие значимых для полного двусоставного предложения элементов связано в нем с условиями функционирования в тексте. Номинативное предложение - это такое высказывание, которое в процессе своего формирования получает нужный смысл и обязательные для своей структуры компоненты, находясь в рамках текста.

Для номинативных предложений, участвующих в формировании смысла текста, окружающим контекстом является не только сам вербальный текст, но и экстралингвистические условия речевой деятельности. Лингвистический контекст и коммуникативно-речевая ситуация вместе представляют единый текст, возникающий в процессе коммуникации. Компоненты текста в общем потоке воспринимаются как элементы дискурса. Восполнение предложения может происходить как в пределах микротекста, так и в большем по объему тексте (диалогическом единстве, сложном синтаксическом целом), описывающем общую ситуацию. Например: Я впервые переступила порог городской квартиры и сразу поняла разницу между деревянным рабочим бараком и «настоящей квартирой»... Первый этаж двухэтажного здания. Кухня с одним окном, и в комнатах одно окно. Оба глядят на стену соседнего дома, рядом расположенного (А. Василевская). Восполнение смысла текстового единства происходит за счет его окружения. Ситуация, представленная номинативным предложением внутри данного контекста, связана с общими элементами речевого потока, которые сопутствуют акту восприятия текста в целом.

Таким образом, номинативное предложение входит в текст, взаимодействует с ним, вносит в него дополнительный смысл и само компенсируется за счет окружающего контекста. В составе текста, каким является сложное синтаксическое целое, диалогическое единство или сложное предложение, развертывается его семантика и реализуется смысло- и текстообразующая роль.

Рецензенты:

Куликова Э.Г., доктор филологических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет РИНХ Южного федерального университета», г. Ростов-на-Дону.

Малащенко В.П., доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и теории языка ГОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. Ростов-на-Дону.


Библиографическая ссылка

Мокроусова О.Ю. НОМИНАТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА ТЕКСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7767 (дата обращения: 12.12.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074