Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА

Белаш О.Ю. 1 Рыжов Н.Г. 1 Олехова Н.И. 1 Фомина Н.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)»
Рассмотрена структура маркетинговой среды технического университета с учетом того, что университет одновременно работает на трех видах рынков: образовательных услуг, труда, научно-технической продукции и услуг. Определена необходимость проведения мониторинга маркетинговой среды университета и построения системы мониторинга как постоянно действующего механизма, позволяющего анализировать динамику изменения маркетинговых индикаторов, характеризующих элементы маркетинговой среды, с целью планирования и реализации маркетинговой деятельности университета на профильных рынках. Приведен пример реализации системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета, разработанной в центре маркетинга Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ). Описаны основные модули, общая характеристика и регламент проведения исследований, входящих в систему мониторинга внешней маркетинговой среды университета.
внутренняя маркетинговая среда университета
внешняя маркетинговая среда университета
мониторинг
маркетинговая среда
1. Белаш О.Ю., Рыжов Н.Г., Шестопалов М.Ю. Маркетинговая деятельность технического университета // Инновации. – 2011. – № 3 (149). – С. 12-17.
2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб. : Питер, 2004. – 304 с.
3. Голубков Е.П. Маркетинг : словарь-справочник. – М. : Дело, 2001. – 440 с.
4. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика : учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Финпресс, 2003. – 496 с.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. – М. : Ростинтэр, 1996. – 704 с.
6. Кутузов В.М. [и др.]. Продвижение вузовских инноваций / под ред. проф. Кутузова В.М. –СПб. : Технолит, 2011. – 164 с.
7. Учитель Ю.Г., Учитель М.Ю. SWOT-анализ и синтез – основа формирования стратегии организации. – Изд. 2-е, сущ. перераб. и доп. – М. : Либроком, 2010. – 328 с.

Деятельность технического университета осуществляется в постоянно изменяющихся условиях, определяемых маркетинговой средой. Для университета становится жизненно важным отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Сущность маркетингового управления университетом заключается в том, чтобы приспособить вуз к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей. Для этого необходимо построение в университете системы мониторинга маркетинговой среды, реализация которой может быть возложена на специализированное маркетинговое подразделение университета, осуществляющее маркетинговую деятельность на профильных рынках [1; 6].

Маркетинговую среду принято разделять на внешнюю и внутреннюю [4; 5].

Внешняя маркетинговая среда университета представляет собой факторы, условия, силы и субъекты, внешние по отношению к университету и неподвластные прямому управлению со стороны университета, но влияние которых вуз должен учитывать в своей деятельности. Внешняя маркетинговая среда университета может быть разделена на внешнюю макросреду и внешнюю микросреду.

Внешняя макросреда определяется внешними факторами широкого социального значения: демографическими, экономическими, социокультурными, политическими, правовыми и научно-техническими.

Внешняя микросреда представлена силами, которые непосредственно влияют на деятельность университета: потребители товаров и услуг университета, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории (государственные органы управления, общественные организации, средства массовой информации).

Внутренняя среда университета характеризует его потенциал и определяется факторами, подконтрольными университету. К внутренней среде университета относится организационно-финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение. Одной из важных составляющих внутренней среды университета в настоящее время является уровень и активность маркетингового обеспечения университета.

На рисунке 1 представлена структура маркетинговой среды университета с учетом того, что университет одновременно работает на трех видах рынков: образовательных услуг, труда, научно-технической продукции и услуг.

Рис. 1. Структура маркетинговой среды университета.

Анализ маркетинговой среды университета ввиду ее изменчивости должен осуществляться постоянно с целью принятия обоснованных управленческих решений в условиях рынка. В связи с этим в университете целесообразно создание системы мониторинга маркетинговой среды, позволяющей анализировать динамику изменения маркетинговых индикаторов, характеризующих элементы маркетинговой среды.

Центр маркетинга Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) регулярно проводит исследования как внутренней, так и внешней маркетинговой среды университета.

Одним из методов изучения внутренней среды организации является SWOT-анализ [7]. Пример использования этого инструмента, примененный Центром маркетинга СПбГЭТУ для анализа сопровождения научной и инновационной деятельности вуза, приведен в [6].

Экспертная оценка показателей, характеризующих инфраструктуру, менеджмент и персонал сопровождения научной и инновационной деятельности в СПбГЭТУ, позволила выявить сильные и слабые стороны анализируемой области. В таблице 1 представлен перечень выделенных показателей, по которым производился анализ.

Экспертная оценка внешних факторов, в первую очередь факторов макросреды, представляющих угрозы или обеспечивающих благоприятные возможности, предоставляемые внешней средой, позволила оценить их влияние на развитие научной и инновационной деятельности в университете.

Полученные в результате проведенного SWOT-анализа данные были использованы при разработке стратегии СПбГЭТУ в области улучшения сопровождения научной и инновационной деятельности.

Получение информации о внешней маркетинговой среде возможно на основе проведения маркетинговых исследований на профильных рынках [2; 3].

Центр маркетинга СПбГЭТУ проводит мониторинг внешней маркетинговой среды университета на протяжении последних 3 лет. На рисунке 2 представлена структура разработанной системы мониторинга, состоящей из отдельных модулей, с указанием анализируемых маркетинговых индикаторов и целевых групп.

Представленная реализация системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета включает перечень исследований, позволяющих получить значения маркетинговых индикаторов на рынке образовательных услуг, рынке труда и рынке научно-технической продукции и услуг. Таблица 2 содержит краткое описание каждого исследования, входящего в систему мониторинга.

Таблица 1 – Показатели для анализа внутренней среды университета по сопровождению научной и инновационной деятельности

 

Сопровождение научной деятельности

Сопровождение инновационной деятельности

Инфраструктура

Развитость инфраструктуры сопровождения научной деятельности

 

Развитость инфраструктуры сопровождения патентно-лицензионной деятельности

Развитость инфраструктуры сопровождения трансфера и коммерциализации технологий

Развитость инфраструктуры поддержки предпринимательства

Качество материально-технического обеспечения подразделений сопровождения научной деятельности

Качество материально-технического обеспечения подразделений сопровождения инновационной деятельности

Уровень развития информационной среды сопровождения НИОКР

Уровень развития информационной среды сопровождения патентно-лицензионной деятельности

Уровень развития информационной среды сопровождения трансфера и коммерциализации технологий

Уровень развития информационной среды поддержки предпринимательства

Менеджмент

Уровень нормативно-методического обеспечения сопровождения НИОКР

 

Уровень нормативно-методического обеспечения сопровождения патентно-лицензионной деятельности

Уровень нормативно-методического обеспечения сопровождения трансфера и коммерциализации технологий

Уровень нормативно-методического обеспечения поддержки предпринимательства

Развитость консалтинговых услуг по сопровождению научно-исследовательских работ

Развитость консалтинговых услуг в области интеллектуальной собственности

Развитость консалтинговых услуг в области трансфера и коммерциализации технологий

Развитость консалтинговых услуг по поддержке предпринимательства

Востребованность консалтинговых услуг по сопровождению научной деятельности

Востребованность консалтинговых услуг в области интеллектуальной собственности

Востребованность консалтинговых услуг в области трансфера и коммерциализации технологий

Востребованность консалтинговых услуг по поддержке предпринимательства

Участие в международных проектах по вопросам сопровождения научной деятельности

Участие в международных проектах по вопросам интеллектуальной собственности, трансфера технологий и поддержки предпринимательства

Участие в целевых федеральных программах развития научной деятельности

Участие в целевых федеральных программах развития интеллектуальной собственности, трансфера технологий и поддержки предпринимательства

Персонал

Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих сопровождение научной деятельности

Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих сопровождение патентно-лицензионной деятельности

Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих сопровождение трансфера и коммерциализации технологий

Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих поддержку предпринимательства

Обеспеченность персоналом для сопровождения научной деятельности

Обеспеченность персоналом для сопровождения патентно-лицензионной деятельности

Обеспеченность персоналом для сопровождения трансфера и коммерциализации технологий

Обеспеченность персоналом для поддержки предпринимательства

Рис. 2. Пример структуры системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета.

Таблица 2 – Перечень исследований системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета

Название исследования

Исследуемые вопросы

Методы исследования

Респонденты

1

Анализ востребованности выпускников университета на рынке труда

· Оценка потребности в специалистах по научно-образовательным направлениям университета

· Оценка востребованности выпускников университета

· Анализ удовлетворенности выпускниками университета

· Анализ предложений работодателей выпускникам вузов

Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по

е-mail)

Организации

(стратеги-ческие партнеры университета)

2

Анализ готовности работодателей к заказу целевой подготовки сотрудников в университете

· Оценка потребности работодателей в дополнительном обучении сотрудников по научно-образовательным направлениям университета

· Оценка готовности работодателей к заказу дополнительного обучения сотрудников в университете

· Оценка готовности работодателей к заказу специалистов по целевому госбюджетному приему в университет

· Оценка готовности работодателей к заказу целевой подготовки специалистов в университете

Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по

е-mail)

Организации (стратеги-ческие партнеры университета)

3

Анализ положения университета на рынке научно-технической продукции и услуг

· Анализ востребованности услуг в области научно-технических исследований и разработок

· Анализ удовлетворенности предприятий услугами университета в области научно-технических исследований и разработок

· Оценка положения университета на рынке научно-технической продукции и услуг по сравнению с другими организациями

Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по

е-mail)

Организации (стратеги-ческие партнеры университета)

4

Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом

· Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом в области научно-технических исследований и разработок

· Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом в области подготовки кадров

· Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом в области трудоустройства студентов и выпускников

Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по

е-mail)

Организации (стратеги-ческие партнеры университета)

5

Анализ трудоустройства студентов и выпускников университета

· Оценка положения выпускников университета на рынке труда

· Анализ трудоустройства студентов во время учебы в вузе

· Анализ трудоустройства выпускников университета

Личное анкетирование

Выпускники: дневное и вечернее обучение, бакалавриат, магистратура

Студенты 2-4 курсов

Студенты 5-6 курсов

6

Анализ качества образования в университете

· Анализ удовлетворенности полученным в университете образованием

· Анализ уровня подготовки по специальности

· Анализ приверженности университету и специальности

· Анализ потребности в дополнительном платном обучении

· Анализ потребности в продолжении высшего образования

Личное анкетирование

Выпускники: дневное и вечернее обучение, бакалавриат, магистратура

Студенты 2-4 курсов

Студенты 5-6 курсов

7

Анализ положения университета на рынке образовательных программ высшего профессиональ-ного образования

·  Оценка положения университета на рынке образовательных услуг

· Изучение потребностей потребителей образовательных услуг

· Формирование портрета потребителей образовательных услуг университета

Личное анкетирование

Абитуриенты

Регламент мониторинга внешней маркетинговой среды университета представляет собой план-график проведения описанных выше исследований с указанием последовательности и времени проведения опросов, обработки данных и подготовки результирующего отчета. Указанный план-график изображен на рисунке 3.

Рис. 3. План-график проведения мониторинга внешней маркетинговой среды университета.

Проведение мониторинга маркетинговой среды университета целесообразно осуществлять с использованием специализированных баз данных. Для исследования рынка образовательных услуг в СПбГЭТУ используется база данных образовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и ссузов, а также база данных вузов-конкурентов. Мониторинг рынка труда потребовал создания базы данных организаций-работодателей, содержащей сведения о потребностях предприятий в образовательных услугах университета, и базы данных выпускников. База данных научной продукции и услуг, база данных научных групп вместе с базой данных организаций-партнеров используются для проведения маркетинговых исследований на рынке научно-технической продукции и услуг.

Результаты мониторинга маркетинговой среды в форме аналитических отчетов ежегодно или по запросу предоставляются всем заинтересованным подразделениям: ректорату, факультетам и кафедрам университета. Они позволяют обосновать необходимые мероприятия, направленные на совершенствование деятельности вуза на каждом из профильных рынков.

Рецензенты:

Маслова Татьяна Дмитриевна, д.э.н., профессор кафедры «Прикладная экономика» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» Минобрнауки России, г. Санкт-Петербург.

Яковлев Сергей Алексеевич, д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем обработки информации и управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» Минобрнауки России, г. Санкт-Петербург.


Библиографическая ссылка

Белаш О.Ю., Рыжов Н.Г., Олехова Н.И., Фомина Н.Н. МОНИТОРИНГ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7664 (дата обращения: 12.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674