Деятельность технического университета осуществляется в постоянно изменяющихся условиях, определяемых маркетинговой средой. Для университета становится жизненно важным отслеживать происходящие изменения и своевременно адаптироваться к ним. Сущность маркетингового управления университетом заключается в том, чтобы приспособить вуз к изменениям внешних условий с учетом имеющихся внутренних возможностей. Для этого необходимо построение в университете системы мониторинга маркетинговой среды, реализация которой может быть возложена на специализированное маркетинговое подразделение университета, осуществляющее маркетинговую деятельность на профильных рынках [1; 6].
Маркетинговую среду принято разделять на внешнюю и внутреннюю [4; 5].
Внешняя маркетинговая среда университета представляет собой факторы, условия, силы и субъекты, внешние по отношению к университету и неподвластные прямому управлению со стороны университета, но влияние которых вуз должен учитывать в своей деятельности. Внешняя маркетинговая среда университета может быть разделена на внешнюю макросреду и внешнюю микросреду.
Внешняя макросреда определяется внешними факторами широкого социального значения: демографическими, экономическими, социокультурными, политическими, правовыми и научно-техническими.
Внешняя микросреда представлена силами, которые непосредственно влияют на деятельность университета: потребители товаров и услуг университета, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории (государственные органы управления, общественные организации, средства массовой информации).
Внутренняя среда университета характеризует его потенциал и определяется факторами, подконтрольными университету. К внутренней среде университета относится организационно-финансовое, материально-техническое, кадровое, информационное обеспечение. Одной из важных составляющих внутренней среды университета в настоящее время является уровень и активность маркетингового обеспечения университета.
На рисунке 1 представлена структура маркетинговой среды университета с учетом того, что университет одновременно работает на трех видах рынков: образовательных услуг, труда, научно-технической продукции и услуг.
Рис. 1. Структура маркетинговой среды университета.
Анализ маркетинговой среды университета ввиду ее изменчивости должен осуществляться постоянно с целью принятия обоснованных управленческих решений в условиях рынка. В связи с этим в университете целесообразно создание системы мониторинга маркетинговой среды, позволяющей анализировать динамику изменения маркетинговых индикаторов, характеризующих элементы маркетинговой среды.
Центр маркетинга Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» (СПбГЭТУ) регулярно проводит исследования как внутренней, так и внешней маркетинговой среды университета.
Одним из методов изучения внутренней среды организации является SWOT-анализ [7]. Пример использования этого инструмента, примененный Центром маркетинга СПбГЭТУ для анализа сопровождения научной и инновационной деятельности вуза, приведен в [6].
Экспертная оценка показателей, характеризующих инфраструктуру, менеджмент и персонал сопровождения научной и инновационной деятельности в СПбГЭТУ, позволила выявить сильные и слабые стороны анализируемой области. В таблице 1 представлен перечень выделенных показателей, по которым производился анализ.
Экспертная оценка внешних факторов, в первую очередь факторов макросреды, представляющих угрозы или обеспечивающих благоприятные возможности, предоставляемые внешней средой, позволила оценить их влияние на развитие научной и инновационной деятельности в университете.
Полученные в результате проведенного SWOT-анализа данные были использованы при разработке стратегии СПбГЭТУ в области улучшения сопровождения научной и инновационной деятельности.
Получение информации о внешней маркетинговой среде возможно на основе проведения маркетинговых исследований на профильных рынках [2; 3].
Центр маркетинга СПбГЭТУ проводит мониторинг внешней маркетинговой среды университета на протяжении последних 3 лет. На рисунке 2 представлена структура разработанной системы мониторинга, состоящей из отдельных модулей, с указанием анализируемых маркетинговых индикаторов и целевых групп.
Представленная реализация системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета включает перечень исследований, позволяющих получить значения маркетинговых индикаторов на рынке образовательных услуг, рынке труда и рынке научно-технической продукции и услуг. Таблица 2 содержит краткое описание каждого исследования, входящего в систему мониторинга.
Таблица 1 – Показатели для анализа внутренней среды университета по сопровождению научной и инновационной деятельности
|
Сопровождение научной деятельности |
Сопровождение инновационной деятельности |
Инфраструктура |
Развитость инфраструктуры сопровождения научной деятельности
|
Развитость инфраструктуры сопровождения патентно-лицензионной деятельности Развитость инфраструктуры сопровождения трансфера и коммерциализации технологий Развитость инфраструктуры поддержки предпринимательства |
Качество материально-технического обеспечения подразделений сопровождения научной деятельности |
Качество материально-технического обеспечения подразделений сопровождения инновационной деятельности |
|
Уровень развития информационной среды сопровождения НИОКР |
Уровень развития информационной среды сопровождения патентно-лицензионной деятельности Уровень развития информационной среды сопровождения трансфера и коммерциализации технологий Уровень развития информационной среды поддержки предпринимательства |
|
Менеджмент |
Уровень нормативно-методического обеспечения сопровождения НИОКР
|
Уровень нормативно-методического обеспечения сопровождения патентно-лицензионной деятельности Уровень нормативно-методического обеспечения сопровождения трансфера и коммерциализации технологий Уровень нормативно-методического обеспечения поддержки предпринимательства |
Развитость консалтинговых услуг по сопровождению научно-исследовательских работ |
Развитость консалтинговых услуг в области интеллектуальной собственности Развитость консалтинговых услуг в области трансфера и коммерциализации технологий Развитость консалтинговых услуг по поддержке предпринимательства |
|
Востребованность консалтинговых услуг по сопровождению научной деятельности |
Востребованность консалтинговых услуг в области интеллектуальной собственности Востребованность консалтинговых услуг в области трансфера и коммерциализации технологий Востребованность консалтинговых услуг по поддержке предпринимательства |
|
Участие в международных проектах по вопросам сопровождения научной деятельности |
Участие в международных проектах по вопросам интеллектуальной собственности, трансфера технологий и поддержки предпринимательства |
|
Участие в целевых федеральных программах развития научной деятельности |
Участие в целевых федеральных программах развития интеллектуальной собственности, трансфера технологий и поддержки предпринимательства |
|
Персонал |
Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих сопровождение научной деятельности |
Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих сопровождение патентно-лицензионной деятельности Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих сопровождение трансфера и коммерциализации технологий Уровень квалификации сотрудников, обеспечивающих поддержку предпринимательства |
Обеспеченность персоналом для сопровождения научной деятельности |
Обеспеченность персоналом для сопровождения патентно-лицензионной деятельности Обеспеченность персоналом для сопровождения трансфера и коммерциализации технологий Обеспеченность персоналом для поддержки предпринимательства |
Рис. 2. Пример структуры системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета.
Таблица 2 – Перечень исследований системы мониторинга внешней маркетинговой среды университета
№ |
Название исследования |
Исследуемые вопросы |
Методы исследования |
Респонденты |
1 |
Анализ востребованности выпускников университета на рынке труда |
· Оценка потребности в специалистах по научно-образовательным направлениям университета · Оценка востребованности выпускников университета · Анализ удовлетворенности выпускниками университета · Анализ предложений работодателей выпускникам вузов |
Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по е-mail) |
Организации (стратеги-ческие партнеры университета) |
2 |
Анализ готовности работодателей к заказу целевой подготовки сотрудников в университете |
· Оценка потребности работодателей в дополнительном обучении сотрудников по научно-образовательным направлениям университета · Оценка готовности работодателей к заказу дополнительного обучения сотрудников в университете · Оценка готовности работодателей к заказу специалистов по целевому госбюджетному приему в университет · Оценка готовности работодателей к заказу целевой подготовки специалистов в университете |
Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по е-mail) |
Организации (стратеги-ческие партнеры университета) |
3 |
Анализ положения университета на рынке научно-технической продукции и услуг |
· Анализ востребованности услуг в области научно-технических исследований и разработок · Анализ удовлетворенности предприятий услугами университета в области научно-технических исследований и разработок · Оценка положения университета на рынке научно-технической продукции и услуг по сравнению с другими организациями |
Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по е-mail) |
Организации (стратеги-ческие партнеры университета) |
4 |
Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом |
· Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом в области научно-технических исследований и разработок · Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом в области подготовки кадров · Анализ готовности предприятий к сотрудничеству с университетом в области трудоустройства студентов и выпускников |
Анкетирование (прямая рассылка электронных анкет по е-mail) |
Организации (стратеги-ческие партнеры университета) |
5 |
Анализ трудоустройства студентов и выпускников университета |
· Оценка положения выпускников университета на рынке труда · Анализ трудоустройства студентов во время учебы в вузе · Анализ трудоустройства выпускников университета |
Личное анкетирование |
Выпускники: дневное и вечернее обучение, бакалавриат, магистратура Студенты 2-4 курсов Студенты 5-6 курсов |
6 |
Анализ качества образования в университете |
· Анализ удовлетворенности полученным в университете образованием · Анализ уровня подготовки по специальности · Анализ приверженности университету и специальности · Анализ потребности в дополнительном платном обучении · Анализ потребности в продолжении высшего образования |
Личное анкетирование |
Выпускники: дневное и вечернее обучение, бакалавриат, магистратура Студенты 2-4 курсов Студенты 5-6 курсов |
7 |
Анализ положения университета на рынке образовательных программ высшего профессиональ-ного образования |
· Оценка положения университета на рынке образовательных услуг · Изучение потребностей потребителей образовательных услуг · Формирование портрета потребителей образовательных услуг университета |
Личное анкетирование |
Абитуриенты |
Регламент мониторинга внешней маркетинговой среды университета представляет собой план-график проведения описанных выше исследований с указанием последовательности и времени проведения опросов, обработки данных и подготовки результирующего отчета. Указанный план-график изображен на рисунке 3.
Рис. 3. План-график проведения мониторинга внешней маркетинговой среды университета.
Проведение мониторинга маркетинговой среды университета целесообразно осуществлять с использованием специализированных баз данных. Для исследования рынка образовательных услуг в СПбГЭТУ используется база данных образовательных учреждений: школ, гимназий, лицеев и ссузов, а также база данных вузов-конкурентов. Мониторинг рынка труда потребовал создания базы данных организаций-работодателей, содержащей сведения о потребностях предприятий в образовательных услугах университета, и базы данных выпускников. База данных научной продукции и услуг, база данных научных групп вместе с базой данных организаций-партнеров используются для проведения маркетинговых исследований на рынке научно-технической продукции и услуг.
Результаты мониторинга маркетинговой среды в форме аналитических отчетов ежегодно или по запросу предоставляются всем заинтересованным подразделениям: ректорату, факультетам и кафедрам университета. Они позволяют обосновать необходимые мероприятия, направленные на совершенствование деятельности вуза на каждом из профильных рынков.
Рецензенты:
Маслова Татьяна Дмитриевна, д.э.н., профессор кафедры «Прикладная экономика» ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» Минобрнауки России, г. Санкт-Петербург.
Яковлев Сергей Алексеевич, д.т.н., профессор кафедры Автоматизированных систем обработки информации и управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» Минобрнауки России, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Белаш О.Ю., Рыжов Н.Г., Олехова Н.И., Фомина Н.Н. МОНИТОРИНГ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7664 (дата обращения: 12.12.2024).