Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

Вековцева Т.А. 1 Резанович И.В. 1
1 Южно-Уральский государственный университет
Рассмотрена проблема профессионального саморазвития преподавателя вуза. Обосновано, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза предполагает учет ряда профессионально важных качеств и свойств личности, к которым отнесены личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональные способности. Представлены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: саморазвитие в методической деятельности, саморазвитие в научной деятельности и саморазвитие в инновационной деятельности. На основе выявленных профессионально важных качеств, свойств личности и направлений профессионального саморазвития преподавателя вуза разработана система методов, включающая: методы развития профессионального самосознания; методы развития профессиональных умений; методы стимулирования профессиональной деятельности; методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза.
контроль
стимулирование
профессиональные умения
профессиональное самосознание
методы
профессиональное саморазвитие
преподаватель вуза
1. Калнинш Л.М. Теоретическая модель саморазвития учителя в профессионально-динамической системе // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 3 (22). – С. 248–251.
2. Минюрова С.А. Саморазвитие человека в профессии : монография. – Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2006. – 290 с.
3. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М. : Академа, 2006.
4. Подповетная Ю.В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза : монография / Ю.В. Подповетная, И.В. Резанович. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 258 с.
5. Подповетная Ю.В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Современные исследования социальных проблем. – 2011. – № 4 (08). – URL. – [дата обращения: 14.11.2012].
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. – М. : Педагогика, 1989. – Т. 2. – 328 с.
7. Ситникова М.И. Формирование культуры профессионально-педагогической самореализации преподавателя высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. – Белгород, 2008. – 42 с.

Современная стратегия развития высшего профессионального образования диктует необходимость поиска резервов совершенствования профессиональной деятельности преподавателя вуза. Проведенный практико-теоретический анализ показал, что вектор поиска таких резервов смещается в сторону развития активности и инициативы преподавателей, создания условий для самореализации и профессионального саморазвития [1; 2; 7]. Эти тенденции актуализируют проблему выбора методов профессионального саморазвития преподавателя вуза и методов самосовершенствования, планирования и оценивания данного процесса.

Профессиональное саморазвитие преподавателя вуза, способного принимать инновационные решения, преобразовывать педагогическую действительность в реалиях педагогической деятельности, становится доминантой и определяет содержание профессиональной деятельности преподавателя. Учитывая виды профессиональной деятельности преподавателя вуза (методическая, научная и инновационная виды деятельности), нами определены основные направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: саморазвитие в методической деятельности, саморазвитие в научной деятельности и саморазвитие в инновационной деятельности.

Саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности направлено на управление развивающейся системой непрерывного повышения квалификации педагогических кадров, инициирование педагогического творчества и освоения современных образовательных технологий; дидактическое и методическое обеспечение введения нового содержания образования и обучения, т.е. связано с методическим сопровождением профессиональной деятельности педагогов. Кроме того, саморазвитие преподавателя вуза в методической деятельности связано, как правило, с освоением и адаптацией готовых педагогических новшеств (идей, разработок, проектов и т.д.), их внедрением и обобщением, правда, без анализа закономерностей существования и механизмов возникновения [1; 4].

Саморазвитие преподавателя вуза в научной деятельности основывается на особенности развития современной науки; научном творчестве преподавателя вуза; преобладании научной направленности в профессиональной деятельности преподавателя; проектировочной деятельности преподавателя, которая направлена на организацию не только своей научной работы, но и научной деятельности студентов и аспирантов, что помогает преподавателю перспективно планировать коллективные исследования, предвидеть их результаты [там же].

Саморазвитие преподавателя вуза в инновационной деятельности представляет собой комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения уже известной) общественной потребности и понимается нами как деятельность по преобразованию результатов научной и научно-технической деятельности в инновации и эффективному их использованию в научно-образовательном процессе вуза [там же].

Однако саморазвитие преподавателя вуза в данных направлениях осуществляется на практике изолированно друг от друга, между ними не обнаруживается тесной связи. Отсутствуют механизмы, обеспечивающие интеграцию саморазвития в научной и методической, в научной и инновационной деятельности преподавателя. Это обстоятельство указывает на то, что, например, многие результаты саморазвития преподавателя в научной деятельности не получают соответствующей методической интерпретации и истолкования и, как следствие, не используются в реальной практике профессиональной подготовки студентов вуза. Результаты наших исследований показали, что обеспечить соответствующую интеграцию помогают, в частности, методы профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Также отметим, что профессиональное саморазвитие преподавателя вуза предполагает учет ряда профессионально важных качеств и свойств личности, к которым отнесены личностные качества, ценностные ориентации, профессиональные знания и профессиональные способности [4].

Личностные качества являются одним из существенных факторов, обусловливающих профессиональное саморазвитие преподавателя вуза и включают его деловые качества и свойства личности, не имеющие непосредственного отношения к выполняемой им профессиональной деятельности: целеустремленность, работоспособность, уровень субъективного контроля (самовосприятие и саморефлексия), ответственность, активность и др.

Ценностные ориентации преподавателя вуза представляют собой систему характеристик, в которой проявляются как объективно-личностные элементы, выражающие его внутреннее отношение к профессиональной деятельности и ее результатам как ценностям, так и объективно-практические действия. Ценностные ориентации являются необходимым условием успешной профессиональной деятельности преподавателя и основанием для профессионального саморазвития.

Профессиональные знания влияют на осмысление получаемой преподавателем в профессиональной деятельности информации, обеспечивают эффективный поиск и принятие решений. Профессиональные знания влияют на выработку соответствующих умений; с их помощью формируется ценностно-ориентировочное отношение преподавателя к методической, инновационной, научной и другим видам профессиональной деятельности.

Профессиональные способности оказывают влияние на осуществление преподавателем профессиональных функций, так как: а) являются важным фактором профессионального саморазвития преподавателя; б) определяют скорость, степень усвоения и качество выполнения операций и действий в процессе профессиональной деятельности; в) обусловливают стиль выполнения профессиональных задач и поведения преподавателя в соответствующей деятельности.

В результате анализа выделенных характеристик личности мы пришли к выводу о том, что рассмотрение в единстве личностных качеств, ценностных ориентаций, профессиональных знаний и профессиональных способностей позволяет обнаружить компоненты профессионального саморазвития преподавателя вуза. В частности, такие как профессиональное самосознание и профессиональные умения преподавателя вуза.

Например, профессиональное самосознание как компонент профессионального саморазвития преподавателя вуза является результатом диалектического взаимодействия личностных качеств, ценностных ориентаций и профессиональных знаний преподавателя. Профессиональное самосознание проявляется в отношении преподавателя к профессионально-педагогической деятельности и выражается в целевых установках, в осмыслении, самоанализе и самооценке собственной профессиональной деятельности и ее результатов [4; 5].

Профессиональные умения - это личностное образование, полученное с помощью профессиональных знаний и профессиональных способностей преподавателя, основанных на его ценностных ориентациях. Профессиональные умения необходимы преподавателю для осуществления профессионально-педагогической деятельности и дают возможность с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов [4; 5].

На основе выявленных профессионально важных качеств, свойств личности и направлений профессионального саморазвития преподавателя вуза нами разработана система методов, включающая: методы развития профессионального самосознания; методы развития профессиональных умений; методы стимулирования профессиональной деятельности; методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза [5].

Дадим краткую характеристику каждой из перечисленных групп методов профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Методы развития профессионального самосознания. Изучив эффективные методы, позволяющие стимулировать расширение и рост профессионального самосознания, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемыми в изучаемом аспекте являются: метод взаимонаблюдения и метод взаиморефлексии.

Метод взаимонаблюдения основывается на наблюдении, которое ведется за целостным педагогическим процессом, за его отдельными компонентами. В аспекте нашего исследования особую роль играет наблюдение за профессиональным саморазвитием преподавателей вуза, которое может осуществляться на разных уровнях: на уровне кафедры, факультета, университета, а также других вузов. Необходимо отметить, что с целью осуществления эффективного наблюдения оно должно осуществляться в соответствии с заранее разработанной программой, которая включает цель и задачи наблюдения, указание объекта, способов фиксации и общей продолжительности наблюдений.

Для стимулирования развития профессионального самосознания преподавателей вуза положительный эффект также дает метод взаиморефлексии. В зависимости от объекта взаиморефлексии, можно выделить два уровня. Первый уровень связан с «образом преподавателя», т.е. понимание преподавателем, как его видят и воспринимают коллеги. Второй уровень связан с осознанием тех сущностных воздействий, которые оказывает преподаватель как личность и которые могут быть определены как влияние духовного мира на личность преподавателя. Данный уровень характеризует более глубокие размышления о самом себе как личности и, соответственно, наиболее успешное стимулирование развития профессионального самосознания преподавателей вуза.

Методов развития профессиональных умений. Современная практика образования требует от преподавателей вузов оперативного и рационального использования в образовательном процессе новых достижений науки и техники, новых методик, приемов, форм обучения и воспитания. В этих условиях значительно возрастает роль профессиональных умений, которые дают возможность преподавателю с научно обоснованной точки зрения определять и реализовывать содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства обучения и воспитания студентов и являются важнейшим показателем педагогического мастерства преподавателя. Учитывая практику высшего профессионального образования, в качестве основных методов развития профессиональных умений преподавателей нами рассматриваются: игровое проектирование и метод взаимного компромиссного согласования.

Игровое проектирование основывается на создании или совершенствовании объектов профессиональной деятельности (научно-исследовательских разработок, методических указаний, учебных пособий, практических и лабораторных занятий и т.п.). Игровое проектирование не только способствует развитию профессиональных умений преподавателей, но и демонстрирует совершенно иной взгляд на изучаемый объект (или процесс) с непривычной для участника обучения точки зрения, позволяющей увидеть значительно больше, что и является познавательным эффектом [3].

Формы проведения игрового проектирования могут быть различными (презентация, «погружение», флип-чат, мозговая атака, тренинги и т.д.), но в их основе должны лежать три момента, способствующих развитию профессиональных умений преподавателей: четкий механизм определения функционально-ролевых интересов участников; алгоритм разработки проекта; механизм экспертной оценки или игрового испытания проекта и др.

Метод взаимного компромиссного согласования по форме может быть реализован в виде совещания, беседы, специально организованных переговоров, работы с мнениями, изложенными письменно и т.д. Его суть состоит в том, что два или более участника в ходе совместной работы приходят к единому мнению, достигают консенсуса. Главная установка при согласовании направлена на достижение компромисса, решение делового вопроса усилиями всех сторон.

Методы стимулирования профессиональной деятельности направлены на активизацию профессиональной деятельности преподавателей вузов на основе психологических способов воздействия. Среди наиболее эффективных методов данной группы нами выбраны: метод обратной связи и метод рейтинга.

Метод обратной связи основывается на неотъемлемом элементе любой системы управления - это связь [6]. Прямая связь - это воздействие субъекта управления на объект в виде управленческих команд, решений, рекомендаций и т.д. Обратная связь - это информация, исходящая от объекта управления к субъекту управления. Существование обратной связи означает, что результат функционирования объекта управления определенным образом влияет на поступающие на него воздействия. В нашем исследовании предпочтительным является такой вид связи, когда в процессе профессионального саморазвития преподавателя происходят изменения в рассматриваемой системе, приводящие к усилению первоначального состояния. Кроме того, наблюдается активизация профессиональной деятельности преподавателей и их стремление к достижению новых профессиональных высот.

Метод рейтинга основан на применении общепринятого инструмента комплексной оценки специалистов (в том числе и преподавателей высшей школы). Построение рейтинга профессорско-преподавательского состава - это система действий субъектов оценки, направленная на достижение целей оценки, обладающая алгоритмичностью, воспроизводимостью, высокой экономичностью, обеспечивающая возможность подстройки (коррекции) и совершенствования, а также способствующая планомерному улучшению качества профессиональной деятельности преподавателей. Публичное признание заслуг (рейтинг) или «оценка» промахов (обратный рейтинг) является мощным социально-психологическим стимулом для преподавателей, который оказывает большое активизирующее влияние на их профессиональную деятельность и, как следствие, на их профессиональное саморазвитие.

Методы контроля процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Контроль является необходимым компонентом процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Методы контроля направлены на получение данных об успешности профессионального саморазвития преподавателя и обеспечивают систематическую и оперативную информацию о ходе данного процесса. Данную группу методов составляют методы самоконтроля и методы коллективного контроля.

Самоконтроль профессионального саморазвития преподавателя вуза возможно осуществить в форме портфолио, который позволяет оценивать не просто результат, но и путь его достижения. Для отбора материалов в портфолио могут разрабатываться различные критерии или рекомендации. Также возможно использовать вариативный подход, предоставив возможность каждому преподавателю самостоятельно сделать выбор типа портфолио и обосновать его.

Для осуществления коллективного контроля и оценки широко используются методы творческих отчетов, открытых занятий (лекции или практикумы), защиты результатов научно-исследовательских работ и др., представляющие собой кооперативную деятельность, суть которой состоит в объединении усилий субъектов образования для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей. Данные методы позволяют в дискуссионной форме обсудить сильные и слабые стороны показных мероприятий или представленных научно-методических работ.

В заключение отметим, что методы профессионального саморазвития преподавателя вуза включают большой комплекс методов, охватывающих весь рассматриваемый процесс: от систематизации имеющихся у преподавателей профессиональных знаний до контроля эффективности процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза. Практика показала, что представленные методы позволяют вовлекать преподавателей в процесс профессионального саморазвития, помогают выявлять и успешно решать возникающие у них проблемы, раскрывают новые возможности и перспективы профессионального саморазвития.

Рецензенты:

Ильясов Д.Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск.

Сизова Е.Р., доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных и психолого-педагогических дисциплин Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Вековцева Т.А., Резанович И.В. МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7649 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674