Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Мерзлов И.Ю. 1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Вопрос повышения конкурентоспособности одинаково актуален как в отношении отдельных предприятий, так и в отношении регионов и стран. Вместе с тем, присутствует определенная взаимосвязь понятий конкурентоспособность предприятия, отрасли, региона и страны. В рамках региональной экономики целесообразно разделять понятия конкурентоспособность региона и конкурентоспособность бизнеса на региональном уровне. При этом последнее понятие является определяющим по отношению к конкурентоспособности региона. В свою очередь, конкурентоспособность бизнеса региона определяется совокупностью общеизвестных факторов: общее состояние региональной экономики, эффективность региональной власти, эффективность хозяйствующих субъектов и состояние инфраструктуры. При этом всё более значимыми становятся социальные факторы, и, в первую очередь, – уровень благосостояния населения. Анализ причинно-следственных связей взаимного влияния каждой группы факторов на конкурентоспособность бизнеса в регионе свидетельствует о том, что первоочередным (базовым) фактором является состояние инфраструктуры, включая экономическую и социальную составляющие. Следовательно, в основе политики повышения конкурентоспособности бизнеса региона должна стоять задача комплексного развития региональной инфраструктуры.
инфраструктура.
Всемирный ежегодник конкурентоспособности
факторы конкурентоспособности
конкурентоспособность
1. Данилов И. П. Конкурентность как критерий оценки состояния государственных или региональных экономических систем в условиях рыночных отношений // Вестник Чувашского университета. – Чувашия. – 2008. – № 1. – С. 12.
2. Евсеенко А. В., Некрасовский А. В. Управление конкуренцией при формировании рыночной экономики // Эко: экономика и организация промышленности, производства. – 2007. – № 5. – С. 14.
3. Мерзлов И. Ю. Содержание и роль системы бюджетного управления в обеспечении конкурентоспособности организации // Теория и практика корпоративного менеджмента: сборник научных статей. Вып. 5. – Пермь, 2006. – С. 51.
4. Мерзлов И. Ю. Содержание процесса формирования механизма повышения конкурентоспособности продукции в условиях рыночного хозяйствования // Государство и рынок: труды VI международного российско-китайского симпозиума (секция II). – Екатеринбург, 2005. – С. 75.
5. Мерзлов И. Ю., Камалов А. И. Содержание региональной политики как механизма повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов // Экономика и эффективная организация производства: материалы 5 Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2006. – С. 21.
6. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 2003. – С. 60.
7. The IMD World CompetitivenessYearbook (WCY) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imd.org/research/publications/wcy/index.cfm (дата обращения: 25.10.12).
Введение

Последние десятилетие в научных и политических кругах активно обсуждается вопрос, связанный с определением оптимальных путей повышения конкурентоспособности как страны в целом, так и отдельных её регионов. При этом конкурентоспособность страны, региона, отдельных отраслей и предприятий воспринимается как единый термин. Между тем, по нашему мнению, должна быть выстроена определенная иерархическая система, описывающая взаимосвязь перечисленных видов конкурентоспособности. В этом случае конкурентоспособность региона следует ставить в прямую зависимость от состояния конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, функционирующих в регионе. При этом наиболее актуальным является выявление факторов и определение приоритетных подходов, которые бы оптимальным образом способствовали росту конкурентоспособности, как самого региона, так и бизнеса, работающего в нём.

Цель исследования заключается в выявлении и анализе возможных подходов к повышению конкурентоспособности бизнеса на региональном уровне, а также обосновании выбора наиболее перспективных из них.

Материалы и методы исследования

Основу данного исследования составляет систематизация международного и отечественного опыта применения различных подходов к повышению конкурентоспособности бизнеса на региональном уровне.

Результаты исследования и их обсуждение

Общепризнанно, что в наиболее общем виде на конкурентоспособность оказывает влияние совокупность факторов. К основным из них нужно отнести следующие:

  • наличие / отсутствие факторов производства в достаточном объёме и необходимого качества (например, наличие в регионе сырьевых ресурсов, уровень квалификации работников и состояние рынка труда, уровень развития инфраструктуры и т.д.);
  • социально-экономические условия ведения бизнеса (например, отраслевая специализация региона, экологическая обстановка, уровень изношенности основных фондов и т.д.);
  • состояние спроса на продукцию тех отраслей, на которых специализируется регион;
  • политическая ситуация, в том числе, стабильность и прогнозируемость проводимого экономического курса, уровень бюрократических процедур и т.д.;
  • макроэкономическая ситуация в стране и мире, а также прогноз ее развития.

Экономический, научно-технический, кадровый потенциал обеспечивают основу для формирования в регионе конкурентоспособного бизнеса, который, в свою очередь,  обеспечивает конкурентную позицию региона [1].

По нашему мнению, следует различать конкурентную позицию региона, отдельных хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории данного региона и  конкурентоспособность бизнеса в регионе (как совокупности хозяйствующих субъектов всех отраслей, представленных в данном регионе). При этом под конкурентоспособностью бизнеса в регионе мы предлагаем понимать взаимосвязанную систему конкурентных преимуществ, которыми обладает регион и бизнес, функционирующий на его территории, и которые обеспечивают лидирующие позиции региона на уровне мировой и национальной экономики.

К основным условиям, оказывающим влияние на конкурентоспособность бизнеса в регионе, следует относить следующие:

  • присутствие на территории конкурентоспособных отдельных хозяйствующих субъектов, их кластеров и отраслей;
  • выгодное (с позиции транспортных путей, климатических условий и т.д.) географическое положение региона;
  • наличие достаточного по составу и количеству объёма природных ресурсов, обеспечивающих эффективное развитие ключевых предприятий и отраслей региона;
  • наличие развитой экономической и социальной инфраструктуры, а также кадрового потенциала;
  • устойчивость межрегиональных и хозяйственных связей;
  • сбалансированность бюджетно-финансовой системы региона;
  • стабильность политической обстановки в регионе;
  • качество и системность проводимой в регионе социально-экономической и инвестиционной политики.

Следовательно, управление конкурентоспособностью бизнеса на региональном уровне целесообразно осуществлять, основываясь на тех же критериях конкурентоспособности, которые используются для составления Всемирного ежегодника конкурентоспособности (ВЕК), издаваемого Международным институтом развития управления.

Отметим, что впервые ВЕК было публикован в 1989 г. В его основе лежит оценка среды, обеспечивающей конкурентоспособность отдельных хозяйствующих субъектов, в подавляющем большинстве стран мира. Авторы ВЕКа подчеркивают, что на динамизм и рост организаций влияет не только производительность труда, но также социальные, культурные и политические факторы. Так, например, в 2012 году было проведено исследование в отношении 59 стран, и методика использовала 329 критериев, из них 78 - касались экономических показателей (характеризующих состояние национальной экономики, международной торговли, иностранные инвестиции, занятость населения и цены); 70 - оценивали эффективность власти (в частности, бюджетную и налоговую политику, нормативно-правовое регулирование, состояние социальной среды, институциональный аспект), 67 -  измеряли эффективность бизнеса (в частности, состояние рынка труда, производительность, финансы, практики управления) и 114 - относились к качеству инфраструктуры (в том числе, состояние базовых отраслей инфраструктуры, технологической, научной, инфраструктуры, образования, здравоохранения и окружающей среды). В дополнение к этому в целях более качественной оценки конкурентоспособности среди руководства компаний распространяется анкета, состоящая из 115 вопросов (так, в 2012 году было получено 4200 экспертных оценок от представителей бизнес-сообщества высшего и среднего звена указанных стран) [7].

В частности, приведём основные критерии, используемые для расчета конкурентоспособности страны в ВЕКе и адаптированные с учётом региональной специфики:

1.  Группа критериев, характеризующих общее состояние региональной экономики:

  • валовый региональный продукт (ВРП) и темпы его годового прироста;
  • доля ВРП в ВНП страны;
  • объём и структура расходов домохозяйств на потребление;
  • объём и структура расходов регионального бюджета;
  • сальдо торгового баланса региона;
  • объём экспортных и импортных операций в структуре торговли региона;
  • объём реальных инвестиций, привлеченных регионом;
  • уровень и динамика изменения уровня безработицы;
  • уровень инфляции;
  • величина прожиточного минимума, средний уровень заработной платы;
  • краткосрочный и среднесрочный прогнозы по указанным показателям.

2. Группа критериев, характеризующих эффективность региональной власти:

  • величина профицита /дефицита регионального бюджета;
  • совокупная величина долговой нагрузки региона;
  • уровень собираемости региональных налогов;
  • уровень кредитного рейтинга региона;
  • уровень развития регионального законодательства в отношении работы по привлечению инвестиций;
  • уровень бюрократических процедур;
  • состояние миграционных потоков в регионе;
  • эффективность решений, принимаемых исполнительной, законодательной и судебной властями.

3. Группа критериев, характеризующих эффективность хозяйствующих субъектов:

  • уровень производительности как ВРП на одного занятого в региональной экономике;
  • состояние банковского сектора (в том числе, уровень доступности кредитных ресурсов, объём выданных кредитов, объем средств в депозитах и на расчетных счетах);
  • количество организаций, чьи ценные бумаги котируются на организованных рынках;
  • количество организаций, поставляющих свою продукцию за пределы региона.

4.  Группа критериев, характеризующих состояние инфраструктуры:

  • протяженность автомобильных и железных дорог;
  • объём грузоперевозок в разрезе каждого вида транспорта;
  • объём выработки электроэнергии и степень её достаточности для текущих и перспективных нужд региона;
  • доля транспортных, энергетических расходов и расходов на связь предприятий различных отраслей в себестоимости продукции;
  • объём инвестиций в строительство / модернизацию объектов инфраструктуры;
  • объём инвестиций в НИОКР, медицину и образование;
  • средняя продолжительность жизни в регионе;
  • доля населения с высшим образованием, в том числе, работающего по специальности.

Также следует обратить внимание на работы М. Портера, который в своих исследованиях выделял четыре этапа развития конкурентоспособности, как региона, так и страны в целом [6]:

1. Конкуренция на основе факторов производства, когда конкурентные преимущества обеспечиваются благодаря наличию таких факторов производства как природные ресурсы, благоприятное географическое расположение и квалифицированная рабочая сила;

2. Конкуренция на основе инвестиций, когда конкурентные преимущества обеспечиваются за счет интенсификации инвестиционного процесса по таким направлениям как образование и нематериальные активы;

3. Конкуренция на основе инноваций, когда конкурентные преимущества обеспечиваются за счет разработки принципиально новых продуктов, технологических и бизнес-процессов, а также других видов инноваций;

4. Конкуренция на основе богатства, когда конкурентные преимущества обеспечиваются за счет ранее созданных благ и не используются описанные выше конкурентные преимущества.

При этом М. Портер отмечал, что первые три стадии приводят к экономическому росту, а четвёртая - к стагнации экономики [6].

Безусловно, на фоне продолжающегося процесса глобализации повышение эффективности функционирования региональных экономик - одна из системообразующих задач, которую нужно решать для качественного повышения уровня конкурентоспособности бизнеса, функционирующего в регионах. Для достижения этого на уровне региона необходимо создавать условия, обеспечивающие для всей совокупности хозяйствующих субъектов, как уже функционирующих на этой территории, так и планирующих начать там работать, возможности устойчивого развития.

В настоящее время устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и увеличение конкурентоспособности регионов должно быть неразрывно связано с интересами не только собственников бизнеса и руководства регионов, но и всего населения, проживающего на данной территории [5].

В аспекте трудовых отношений и используемой мотивации необходимо отметить основные подходы, которые позволяют повысить производительность труда и, соответственно, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта на региональном уровне [4]:

1. Рост производительности труда может быть достигнут на основе системной работы по развитию человеческих ресурсов, поощрения креативности и инновационности.

2. Необходимо наличие системы профессиональной подготовки и переподготовки персонала, что одинаково актуально как для менеджмента, обеспечивающего стратегическое видение и выстраивающего эффективные внутренние бизнес-процессы, так и для работников всех других категорий.

3. Наличие в регионе институтов, позволяющих в системе координировать деятельность, обозначенную в п.1,2.

Кроме того, в настоящее время разрушенная система среднего профессионального образования приводит к усилению  обострения такой проблемы как маргинализация, что в ближайшем будущем может не только приводить к снижению конкурентоспособности отдельных предприятий, в первую очередь, промышленных, но и регионов в целом.

На региональном уровне на первый план выходят такие важные психологические и экономические моменты как отношение людей к труду (в том числе, их  заинтересованность в выполнении своей работы, дружелюбие, готовность помогать / сотрудничать друг с другом), оперативность / скорость выполнения работы (как они могут управлять своим временем), соотношение ценового уровня и качества производимых товаров / оказываемых услуг). При этом нужно отметить, что ответы на эти вопросы получить достаточно легко. Для этого совсем необязательно проводить социальные опросы и  анализировать экономические показатели деятельности того или иного региона. Можно просто приехать  в этот регион и на личном опыте сформировать представление по рассматриваемым моментам: уровень и качество сервиса в месте прибытия (например, в аэропорту: время ожидания багажа, в каком состоянии этот багаж вам выдадут, наличие возможности быстро и за приемлемые деньги добраться до гостиницы, по дороге увидеть, чисто ли на улицах, что рекламируется на уличных баннерах, положительное или отрицательное впечатление от пребывания в гостинице и т.д. В целом назовем это общим впечатлением первого дня об эффективности посещаемого региона. Тем не менее, такое впечатление даёт нам возможность получить общую характеристику состояния региональной экономики, но вместе с тем не сможет помочь ответить на вопросы о причинно-следственных связях, которые привели к таким результатам.

Объективно ясно, что в росте производительности труда должны быть заинтересованы на всех уровнях: собственники (т.к. это приведёт к увеличению доходности их бизнеса), наёмные работники (т.к. они смогут получить вознаграждение за свой труд в большем объёме), государство (т.к. сможет увеличить доходную часть своего бюджета за счет увеличившихся налоговых поступлений). Именно кооперация и сотрудничество этих трёх основных участников экономических отношений выступает основной движущей силой поступательного роста, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и региональной экономики в целом. Вместе с тем, в условиях процесса глобализации, превращающего Землю в единую глобальную деревню, задача повышения региональной конкурентоспособности становится ещё более актуальной и должна рассматриваться как возможность занять наиболее выгодные позиции в условиях постоянно меняющейся рыночной среды.

На современном этапе развития экономической мысли и наличия определенной противоречивости в понимании термина «конкурентоспособности» и определении факторов, влияющих на рост конкурентоспособности бизнеса, следует выделить ряд положений, в отношении которых сложилось единое мнение подавляющего большинства экспертов.

Прежде всего, рост конкурентоспособности (на всех уровнях - предприятия, региона, страны) неразрывно связан с такими экономическими показателями как снижение себестоимости, рост производительности, рост прибыли и капитализации предприятия, рост ВВП и такими социальными показателями как рост уровня доходов на душу населения и рост уровня его благосостояния [2, 4].

Конкурентоспособность бизнеса в регионе определяется конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов, функционирующих в этом регионе, и внешними условиями, не зависящими от отдельных хозяйствующих субъектов, но на которые может оказывать влияние региональная политика, проводимая руководством соответствующего региона. В частности, большинство исследователей, занимающихся вопросами конкуренции, отмечают важную роль состояния инфраструктуры [1, 2]. 

Кроме того, на современном этапе к факторам, способствующим росту конкурентоспособности бизнеса, следует отнести наличие системы эффективного управления информационными ресурсами и системы мероприятий по снижению транзакционных издержек [3]. Здесь мы снова вынуждены констатировать, что состояние этих систем определяется уровнем развитости региональной инфраструктуры в широком понимании этого термина, включая экономическую и социальную составляющие.

Заключение

Одной из первоочередных задач по повышению конкурентоспособности бизнеса на региональном уровне должна быть системно выстроенная работа по развитию и совершенствованию как экономической, так и социальной инфраструктуры. По нашему мнению, именно это должно лежать в основе любой региональной политики, направленной на рост конкурентных позиций региона.

Рецензенты:

Прудский В. Г., д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента Пермского государственного национального исследовательского университета, г. Пермь.

Гершанок Г. А., д.э.н., профессор, декан факультета менеджмента и бизнеса Института повышения квалификации РМЦПК, г. Пермь.


Библиографическая ссылка

Мерзлов И.Ю. ВОЗМОЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7557 (дата обращения: 23.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074