Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РОЛЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Жирова С.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Статья раскрывает понятие региональной политики, её роль, значение и актуальность для России в современных условиях. Также в статье раскрываются методы, посредством которых региональная политика может проводиться, среди которых наибольшее внимание уделено изучению таких механизмов регионального экономического развития, как бюджетная система и налоговая система. Это объясняется тем, что именно посредством бюджетных расходов осуществляется регулирование социально-экономического развития регионов, а дифференцированные по регионам параметры общегосударственной налоговой политики являются макроэкономическими регуляторами регионального развития. В частности, большое внимание уделяется налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики региона, т.к. значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений позволяют привлечь инвесторов в регион, увеличить объем производства и реализации продукции.
региональная политика
региональное экономическое развитие
бюджетная система
налоговая система
налоговые льготы.
1. Видяпин В. И. Региональная экономика. Основной курс: учебник / Под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 686 с.
2. Кистанов В. В. Региональная экономика России: учебник / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 584 с.
3. Курнышев В. В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебное пособие / В. В. Курнышев, В. Г. Глушкова. – М.: КНОРУС, 2010. – 256 с.
4. Кучуков Р. А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов: учебное пособие / Р. А. Кучуков. – 2-е изд., доп. и перераб. – Москва: ЗАО Изд-во «Экономика», 2010. – 503 с.
5. Харченко Е. В. Государственное регулирование национальной экономики: учебное пособие / Е. В. Харченко, Ю. В. Вертакова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011. – 328 с.
Неотъемлемой составной частью экономической политики государства является региональная политика, охватывающая комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил [2]. Реализация государственной региональной политики, определение конкретных объемов производства и районов их локализации, а также развитие социальной сферы в регионах требуют использования системы регуляторов (механизмов), конкретизирующих основные положения региональной политики государства.

На сегодняшний день существует немало механизмов регулирования социально-экономического развития регионов и реализации региональной экономической политики, при этом каждый механизм решает свой круг задач [2]. 

Региональная политика имеет большое значение для наиболее развитых стран, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми по причине того, что ее проведение требует значительных средств. Пространственная дифференциация России усиливает роль и значение региональной политики, при этом унифицированный подход к регионам невозможен, так как на территории России имеются огромные различия  природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий [4]. Следует также отметить, что все более возрастающая роль региональной политики объясняется и непростым периодом для России, характеризующимся незавершившимся переходом к рыночным отношениям. Методы, посредством которых региональная политика может проводиться, также требуют пристального внимания и осторожности. Существуют различные классификации этих методов, однако в литературе чаще всего методы проведения региональной политики делят на прямые и косвенные [1]. В первом случае государство принимает участие в совершенствовании территориальной структуры хозяйства,  активно осуществляя капиталовложения, направленные на такое совершенствование. Вторая группа методов характеризуется тем, что государство стремится создать благоприятный экономический «климат»  в тех или иных районах через финансовую (налоговую, таможенную) систему в целях стимулирования ускоренного развития этих регионов и управления миграционными потоками.

Прямое участие государства в развитии объектов экономики и социальной сферы является одним из способов адресного регулирования. Проанализировав отечественный и зарубежный опыт, следует отметить, что наиболее продуктивным является участие государства в развитии инфраструктуры регионов и оказание финансовой помощи малообеспеченным слоям населения [2].

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными, такими как осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет государственного бюджета, отдельных инвестиционных проектов; размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд через контрактную систему.

На наш взгляд, главным экономическим механизмом государственного регулирования территориального и регионального развития (в том числе проведение региональной политики)  является бюджетная система, так как именно посредством бюджетных расходов осуществляется регулирование социально-экономического развития регионов. Однако не следует забывать, что развитие рыночной экономики предполагает более широкое применение методов экономического регулирования, например, создание специальных фондов регионального развития, которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем.

Также важной функцией бюджета (бюджетных расходов) как инструмента государственного регулирования является выравнивание (перераспределение) доходов между регионами страны для обеспечения сопоставимых условий жизнедеятельности  в разных точках единого государства и территориального развития [5].

Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно сказать, что государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма  осуществляется на различных уровнях управления, а именно на федеральном, региональном, межрегиональном  и местном [1].

К вопросам ведения федеральных органов относятся процессы организации производства в экстремальных районах и районах нового освоения, а также  налаживания  межрегиональных и межгосударственных экономических связей. Необходимо отметить, что успешное проведение экономических реформ возможно лишь при условии всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.

Основное внимание региональных органов направлено на использование местных ресурсов, рационализацию структуры хозяйств, экологические и социальные проблемы. При этом необходимо учитывать специфику регионов, так как именно  это предполагает целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.

Не менее важным экономическим механизмом государственного регулирования регионального развития выступает финансовая и налоговая политика [5].  В данной области в связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации, на наш взгляд, следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, региональными и местными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с Федеральным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.

Вместе с тем, учитывая уровень экономического и социального развития, безработицы, экологическую обстановку в регионах, по нашему мнению, необходима региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых в региональных бюджетах. Дифференцированные по регионам параметры общегосударственной налоговой, кредитной, инвестиционной, ценовой, таможенной и социальной политики (деятельности) являются макроэкономическими регуляторами регионального развития. Огромные различия в природных ресурсах (условиях) и историческом наследии российских регионов создают объективную основу для применения территориально дифференцированных макроэкономических регуляторов в целях компенсации неблагоприятных региональных условий, выравнивания уровней социально-экономического развития регионов и стимулирования использования благоприятных [3]. Однако мы считаем, что выделять регионам  централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета необходимо, но только на достижение таких целей, которые проблематично решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение острых социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.

На наш взгляд, в системе макроэкономических регуляторов важное место занимают именно налоги, так как с их помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, а именно при «перегреве» экономики сокращают его, а при спаде - расширяют.

В частности, большое внимание уделяется налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики региона. Это можно объяснить тем, что значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений позволяют привлечь инвесторов в регион, увеличить объем производства и реализации продукции.

Следует также отметить, что нормы амортизации основных производственных фондов оказывают влияние на модернизацию производства, внедрение более прогрессивных техники и технологий, что в конечном итоге повышает экономическую эффективность, объемы производства и качество выпускаемой продукции. Уменьшение сроков амортизации основных производственных фондов особенно актуально для районов, производящих современную наукоемкую продукцию.

Однако неосторожное применение территориальной дифференциации налогов, цен, тарифов и т.п. может вредить единству общероссийского рынка, усиливать неравенство условий в разных регионах, создавать неоправданные преимущества одним регионам в ущерб другим. Именно поэтому необходима тщательная оценка последствий применения дифференцированных регуляторов и оперативная реакция государства на негативные последствия. В подтверждение вспомним практику массовой раздачи региональных льгот на начальном этапе экономических реформ в России, которая себя не оправдала [3]. Также, на наш взгляд, важным аспектом является соразмерность предоставляемых льгот с возможностями государства. В настоящее время сфера применения дифференцированных макроэкономических регуляторов весьма ограничена. Льготы локализованы в основном зоной Севера с дискомфортными природно-климатическими условиями, закрытыми административно-территориальными образованиями и особыми экономическими зонами.

Если более подробно говорить о территориально дифференцированных параметрах общегосударственной налоговой политики, то здесь следует уделить внимание инвестиционному налоговому кредиту и вопросам экологического налогообложения, которые, на наш взгляд, требуют дальнейшей проработки.

Одним из налоговых методов оживления экономики в условиях экономического кризиса, воздействующим на активизацию темпов роста производства, а также осуществление структурной перестройки, является, как уже было сказано выше, применение инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, нуждающиеся в новых инвестициях.

Также в последнее время все большее влияние на размещение производительных сил оказывают природоохранные факторы, экологические регуляторы. Государственное регулирование оздоровления экологической обстановки и рационального природопользования при реализации региональной политики может осуществляться с помощью нескольких механизмов.

Во-первых, экологические ограничения по регионам и экосистемам, в границах которых осуществляется размещение и развитие производительных сил. Под экологическими ограничениями понимаются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (лимиты потребления природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов) с учетом потенциальных её возможностей к самовосстановлению, с условием, что экологические ограничения по регионам и экосистемам должны быть узаконены.

Во-вторых, система экологического налогообложения и платежей за природопользование, стимулирующая экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды воздействия взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов и за загрязнение сверх этих лимитов. Плата за такие природные ресурсы, как земля, недра, вода, лес, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы, взимается в виде платы за право пользования в пределах установленных лимитов, сверхлимитное и нерациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов.

В-третьих, дополнительные налоги с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию.

В-четвертых, предоставление предприятиям, учреждениям, организациям, а также гражданам  налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий, а также при использовании нетрадиционных видов энергии и тем самым снижающих выбросы парниковых газов в атмосферу.  

Однако заметим, что социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности и надежности социально-экономической и политической системы России. Необходимость государственной поддержки кризисных и слабо освоенных регионов,  а также обеспечение межрегиональных коммуникаций предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (независимо от их экономического положения) требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу можно отнести и налоговую систему. Однако они пока ещё не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.

Рецензенты:

Шогенов Бетал Аминович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и аудита Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии им. В. М. Кокова,  г. Нальчик.

Тиникашвили Т. Ш., д.э.н., профессор, заместитель министра Министерства экономического развития республики Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Жирова С.А. РОЛЬ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СФЕРЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7554 (дата обращения: 27.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074