Производственная функция сельских территорий заключается в том, что аграрный сектор является традиционным поставщиком продовольствия на местные, локальные, национальные и мировые рынки. Между тем аграрный сектор регионов Северного Кавказа, которые позиционируются преимущественно как аграрные, не в полной мере обеспечивает реализацию данной функции, что проявляется в высокой доле импорта продовольствия в северокавказских регионах (табл. 1).
Таблица 1. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта в регионах СКФО и РФ в 2010 году[рассчитано по данным 4, с. 982, 983, 985, 986]
Регион |
Импорт, млн долл. США |
Импорт продовольственных товаров и сельско-хозяйственного сырья, млн долл. США |
Доля импорта продовольственных товаров и сельско-хозяйственного сырья, % |
Российская Федерация |
229045 |
36482 |
15,9 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
1297 |
393,5 |
30,3 |
Республика Дагестан |
362,2 |
259,9 |
71,8 |
Республика Ингушетия |
10,7 |
0,3 |
2,8 |
Кабардино-Балкарская Республика |
63,1 |
9,1 |
14,4 |
Карачаево-Черкесская Республика |
123,7 |
6,3 |
5,1 |
Республика Северная Осетия-Алания |
70,8 |
20,1 |
28,4 |
Чеченская Республика |
2 |
0,7 |
35,0 |
Ставропольский край |
664,5 |
97,2 |
14,6 |
Согласно данным таблицы 1, доля импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в среднем по СКФО в два раза превышает аналогичный показатель Российской Федерации, достигая максимального значения в экономике Республики Дагестан.
Что касается демографической функции села, то необходимо отметить, что пространственная концентрация сельского населения в северокавказском макрорегионе шла быстрее по сравнению с городским. Так, доля населения СКФО в общей численности населения России выросла за период с 1990 г. по 2010 г. с 5,1 до 6,6 %, при этом городского - с 3,6 до 4,4 %, а сельского - с 9,3 до 12,9 % [рассчитано по данным 3, с.56, 60, 62; 4, с. 54].
В сельской местности проживает более половины жителей СКФО, и доля сельского населения продолжает увеличиваться: если в 1990 году на селе проживало 47,6 % населения округа, то в 2010 - 50,9 % [2, с. 60, 66; 5, с. 58.]. Расширенный характер воспроизводства сельской социально-территориальной общности в СКФО обеспечивался за счет двух компонентов: миграционного притока из стран СНГ, большая часть которого направлялась в сельскую местность, так как в условиях глубокого экономического кризиса города не могли принять большой поток мигрантов; а также более высокого естественного прироста сельского населения республик Северного Кавказа.
Выполнение сельскими территориями социально-культурной функции непосредственно связано с передачей от поколения к поколению умений, навыков ведения сельскохозяйственного производства, сельского уклада жизни и традиционных норм и ценностей. При этом в качестве факторов, сдерживающих реализацию социально-культурной функции села в долгосрочной перспективе является низкий уровень образования молодого поколения, проживающего в сельской местности, разрушение социальной инфраструктуры вследствие передачи объектов социально-бытовой инфраструктуры с баланса сельскохозяйственных предприятий на баланс местных администраций. Последние не имеют достаточных ресурсов для ее содержания.
Сельская местность различных регионов СКФО существенно дифференцируется по социально-экономическим показателям (табл. 2).
Таблица 2. Социально-демографические показатели сельской местности различных регионов СКФО в 2009 г. [7]
|
Ставропольский край |
Республика Дагестан |
Средний размер поселения, чел. |
1636 |
918 |
Доля населения моложе трудоспособного возраста, % |
21,7 |
33,4 |
Доля населения старше трудоспособного возраста, % |
21,4 |
11,9 |
Средний размер домохозяйства, чел. |
3,2 |
4,4 |
Ожидаемая продолжительность жизни, лет |
66,6 |
72,2 |
Доля населения с высшим и средним профессиональным образованием, % |
31 |
23 |
Императивом расширенного воспроизводства человеческого капитала сельских территорий регионов СКФО является низкий уровень доходов и занятости населения. Согласно данным таблицы, уровень безработицы в сельской местности во всех регионах округа за исключением Ставропольского края превышает среднероссийское значение, достигая максимума в Республике Ингушетия и Чеченской Республике (табл. 3).
Доминирование сельской безработицы обусловлено влиянием двух факторов:
- - низким уровнем образования и квалификации сельского населения и частичной деквалификацией специалистов в процессе длительной безработицы и разрушения системы профессиональной подготовки;
- - низким качеством вакантных рабочих мест: плохие условия и низкая оплата труда, отсутствие перспектив карьерного и профессионального роста и т.п.
Таблица 3. Уровень безработицы и доходов населения в экономике сельских территорий регионов СКФО в 2010 году [6, с. 156-157; 1]
Регион |
Уровень безработицы, в % |
Доля малоимущего населения, проживающего в сельской местности, в % |
|
город |
село |
||
Российская Федерация |
6,4 |
10,8 |
40,2 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
13,8 |
20,3 |
... |
Республика Дагестан |
13,2 |
16,0 |
57,2 |
Республика Ингушетия |
49,3 |
50,1 |
53,6 |
Кабардино-Балкарская Республика |
11,2 |
14,8 |
70,4 |
Карачаево-Черкесская Республика |
5,8 |
14,2 |
52,7 |
Республика Северная Осетия- Алания |
9,1 |
10,9 |
51,1 |
Чеченская Республика |
40,0 |
44,7 |
... |
Ставропольский край |
5,7 |
8,4 |
53,7 |
Ситуация усугубляется дисперсностью сельского расселения на фоне неразвитости транспортных коммуникаций и дороговизны транспортных услуг, что порождает анклавизацию сельского рынка труда. В таких депривированных социальных анклавах зачастую отсутствует крупный работодатель, способный не только обеспечить постоянной работой основную часть трудоспособного населения, но и регулярно выплачивать заработную плату населению. В этих условиях основным источником дохода для сельских жителей является личное подсобное хозяйство (ЛПХ). Именно обращение к традиционному аграрному укладу, ведению хозяйства в рамках отдельной крестьянской семьи в последние пятнадцать лет создало импульс к расширенному воспроизводству аграрной составляющей этноэкономики Северного Кавказа. В регионах СКФО в период с 1995 по 2010 год доля домашних хозяйств увеличилась в общем объеме производства зерна, овощей, молока. Значение ЛПХ в структуре агропромышленного комплекса более всего возросло в Республике Дагестан, Республике Северная Осетия-Алания, Ставропольском крае [4, с. 522-532].
Следует отметить, что для многих семей ведение ЛПХ носит вынужденный характер. Денежные поступления, получаемые от продажи продукции, производимой в ЛПХ, носят нерегулярный, сезонный характер, а размер ЛПХ ограничивается финансовыми, трудовыми и материально-техническими ресурсами семьи, которые не позволяют обеспечить расширенное воспроизводство сельскохозяйственной продукции за счет использования интенсивных факторов (новых технологий, селекционно-генетических новаций, новых химических средств защиты растений и средств ветеринарии). Кроме того, занятость в ЛПХ не гарантирует социальной защиты сельского населения.
В условиях доминирования сектора натуральных (полунатуральных) семейных хозяйств в сельских территориях еще более обострились противоречия между формальными и неформальными институтами, имманентными экономическому пространству Северного Кавказа. Роль центра институционального развития сельской местности постепенно перешла к неформальным кластерам реципрокной сельской экономики, которые формируются преимущественно из числа родственников (семейные кланы, тейпы) или односельчан и имеют своей целью осуществление сетевой взаимопомощи, неформальную кооперацию сил, ресурсов и благ для поддержания достигнутого уровня благосостояния всех включенных в кластер семей. Через такие сети распределяются и перераспределяются труд, деньги, информация, продукты питания и другие блага.
Это обусловливает ситуацию, когда в ряде регионов (Кабардино-Балкарской Республике, Республике Дагестан, Ставропольском крае) подавляющая часть малоимущего населения является сельским.
Природоохранная функция сельских территорий заключается в сохранении биологического многообразия, борьбе с деградацией земельных ресурсов, а также в трансляции и сохранении традиционных знаний и методов землепользования. К сожалению, ученые-аграрии Северного Кавказа отмечают, что данная функция не реализуется в СКФО. Они обращают внимание на снижение естественно-природного плодородия почв, усиление эрозийных процессов, ухудшение водно-физических качеств сельхозугодий, неоправданный вывод из сельскохозяйственного оборота пашни, загрязнение почв и поливных вод, усиление деградации биоразнообразия лугов и пастбищ [8, с. 10].
Развитие сельских территорий как части народнохозяйственного комплекса региона рассматривается как динамический процесс, направленный на обеспечение экономически эффективного, экологически безопасного, социально ориентированного расширенного воспроизводства с целью повышения уровня и качества жизни сельского населения. Экономический прогресс сельских территорий Северного Кавказа, решение социальных проблем сельского населения выступает одним из ключевых императивов бесконфликтного развития регионов округа. Это во многом определяется высоким уровнем рурализации социума и ярко выраженной аграрной специализацией (табл. 4).
Экономическим базисом развития сельских территорий является сельское хозяйство, которое сегодня, по сути, является основным и зачастую безальтернативным видом хозяйственной деятельности и занятости в сельской местности. Анализ состояния аграрной сферы регионов СКФО приводит к выводу о невысокой эффективности воспроизводственных процессов. Остаются значительным удельный вес убыточных организаций и низкая рентабельность всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций северокавказских республик. Наименее остро эта проблема проявляется в экономике сельских территорий Республики Дагестан и Ставропольского края [4, с. 533].
Таблица 4. Удельный вес показателей, характеризующих роль сельских территорий СКФО в народнохозяйственном комплексе региона [5, с. 207]
Регион |
Доля валовой добавленной стоимости в ВРП, % |
|
2008 |
2009 |
|
Российская Федерация |
4,6 |
4,9 |
Республика Дагестан |
15,4 |
14,6 |
Республика Ингушетия |
8,7 |
9,0 |
Кабардино-Балкарская Республика |
21,8 |
19,7 |
Карачаево-Черкесская Республика |
22,4 |
23,4 |
Республика Северная Осетия-Алания |
17,9 |
18,1 |
Чеченская Республика |
7,8 |
10,6 |
Ставропольский край |
14,1 |
10,6 |
Проведенный комплексный анализ социально-экономического положения сельских территорий регионов СКФО позволяет выделить сложившиеся региональные модели развития сельской местности. Критериями для идентификации моделей являются сложившийся экономический уклад народного хозяйства региона и уровень социального благополучия населения.
По ключевым характеристикам сложившегося экономического уклада в Северо-Кавказском федеральном округе можно выделить четыре типа регионов: аграрные, аграрно-индустриальные, аграрно-трансакционные.
В экономике аграрных регионов достигаются наибольшие объемы производства продукции сельского хозяйства на душу населения, наиболее значительный вклад сельской экономики в общий объем производимой валовой добавленной стоимости, минимальные значения доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в общем объеме импорта.
Аграрно-индустриальные регионы отличает сформировавшаяся специализация на производстве не только продукции агропромышленного комплекса, но и других видов обрабатывающих производств, технологически с ним не связанных. Высокие объемы производства продукции сельского хозяйства на душу населения могут достигаться за счет углубления моноспециализации.
Аграрно-трансакционные регионы характеризуются высоким удельным весом трансакционного сектора в ВРП, который формируется преимущественно за счет нерыночных отраслей сферы услуг, финансируемых бюджетной системой. При достаточно высоком уровне рурализации социума данных регионов, экономика сельских территорий не демонстрирует значительных результатов как в масштабах регионального, так и национального разделения труда.
Анализ состояния социальной сферы сельских территорий регионов Северо-Кавказского федерального округа позволяет говорить об отставании по многим показателям от среднероссийского уровня, что ставит под сомнение возможность достижения социального благополучия в среднесрочной перспективе. По степени остроты сложившейся ситуации все регионы округа могут быть разделены на социально-депрессивные и социально-кризисные. Ситуация в социальной сфере села социально-кризисных регионов характеризуется существенным отставанием от среднероссийского уровня по значениям ключевых показателей. В отличие от социально-депрессивных в социально-кризисных регионов отсутствуют возможности разрешения проблемных ситуаций на основе реализации внутренней региональной политики и требуется проведение масштабной федеральной политики.
В таблице 5 приведена типология регионов СКФО по состоянию выделенных ключевых индикаторов.
Таблица 5. Модели развития сельской местности, сложившиеся в регионах Северо-Кавказского федерального округа
|
Сложившийся экономический уклад в народном хозяйстве региона |
|||
Степень социального благополучия населения сельских территорий региона |
|
Аграрные |
Аграрно-индустриальные |
Аграрно-трансакционные |
Социально-депрессивные |
Карачаево-Черкесская Республика |
Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край |
- |
|
Социально-кризисные |
Кабардино-Балкарская Республика |
Республика Дагестан |
Республика Ингушетия, Чеченская Республика |
Согласно данным таблицы 5, в СКФО могут быть выделены пять моделей развития сельской местности, среди которых доминируют социально-депрессивные сельские территории в аграрно-индустриальных регионах и социально-кризисные - в аграрно-трансакционных. Сложившееся положение свидетельствует о необходимости реализации комплексной и последовательной государственной политики по развитию экономики и социальной сферы села регионов Северо-Кавказского федерального округа.
Рецензенты:
Иванов Николай Прокофьевич, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой и региональной экономики Северо-Кавказского института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Пятигорск.
Неровня Тамара Нигматовна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры мировой и региональной экономики Северо-Кавказского института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Пятигорск.
Библиографическая ссылка
Киселева Н.Н., Орлянская А.А. РЕГИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В СЕВЕРО-КАВКАЗСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7553 (дата обращения: 06.11.2024).