При вращении рабочего колеса в жидкости, на лопастях, как и на крыловом профиле самолета, возникает подъемная сила (сила Жуковского) препятствующая вращению. Преодолевая это противодействие, РК передает энергию жидкости в виде энергии давления и скоростной энергии. При этом совершают работу центробежные силы и силы Кариолиса.
Рассмотрим радиальную часть РК и определим на произвольном радиусе r удельную энергию жидкости с внутренней и внешней стороны.
Т.к. выбранные точки расположены на одном радиусе, то Zвнутр= Zвн.
=
Таким образом, разность давлений по обе стороны лопастей создается за счет разности относительных скоростей. Но данная картина распределения скорости и давления имеет место при работе насоса на режиме оптимального к.п.д.
Увеличение относительных скоростей на вогнутой стороне лопасти и уменьшению на выпуклой, кроме циркуляционного потока способствует осевой вихрь. Для увеличения эффективности циркуляционного потока и, возникающего при вращении РК, осевого вихря, изменим шероховатость лопасти; на выпуклой части увеличим высоту неровностей, вогнутую часть сделаем более гладкой.
Это должно значительно увеличить циркуляцию скорости- , а следовательно и теоретический напор колеса:
,
Zk-число лопастей колеса.
Кроме этого, относительная скорость жидкости W, становится меньше, т.е. меньше становятся гидравлические потери в межлопастных каналах, а следовательно и выше к.п.д. Скорость W, так же, определяет кавитационные качества РК, чем меньше относительная скорость, тем лучше насос в кавитационном отношении.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусин Н.В. // Лопастные гидравлические машины. Пермь. ПГТУ. 1995
Библиографическая ссылка
Набока Е.М., Фролов А.Г. ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С РАЗНОЙ ШЕРОХОВАТОСТЬЮ БОКОВЫХ СТЕНОК // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=754 (дата обращения: 17.01.2025).