Устойчивым развитием является стабильное социально-экономическое развитие, обеспечивающее непрерывный прогресс общества, способствующее экономическому подъему и одновременной защите ресурсной базы и окружающей среды с учетом интересов будущих поколений [4]. Развитие может быть неустойчивым в том случае, если происходят коллизии столкновения подсистем целостной системы.
Кризис, как особенное состояние системы, свидетельствует о возможности ее разрушения или перехода в новое качество [1]. Или гибель, или переход на более высокий уровень самоорганизации - вот в чем выражается современное бифуркационное состояние регионального вектора развития.
Особенно актуально это для регионов недавно образованного Северо-Кавказского федерального округа, отличающихся самыми низкими в стране макроэкономическими показателями. Современное состояние данных регионов при этом таково, что в стратегиях их развития требуется не только определение целей по основным показателям, но и создание предпосылок для формирования на их территориях новых экономических отношений с обязательным учетом институционального принципа зависимости результатов экономических трансформаций от предшествующей траектории развития и особенностей ныне существующей институциональной среды каждой территории.
В комиссии, созданной Организацией Объединенных Наций по окружающей среде и развитию, и подготовленном ею докладе «Наше общее будущее» отмечалось, что человечество способно сделать свое развитие устойчивым, т.е. направленным на «удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности» [4].
Термин «устойчивое развитие» с 1987 г. официально вошел в международную общественную лексику для обозначения длительного непрерывного развития, способного обеспечить потребности сегодняшних поколений людей без ущерба будущим поколениям [2].
Понятие «устойчивое развитие», по мнению ведущих авторов, имеет рациональное содержание и предполагает иерархию проблем, потому что предполагает объективное противоречие стабильности и прогрессивных изменений, включает многие естественно-научные и социально-политические аспекты [3].
В экономической науке термин «устойчивое развитие» применяется для обозначения типа экономического развития, которое обеспечивает экономическую и экологическую безопасность для живущих на Земле людей, придает воспроизводимость ограниченным ресурсам и обусловливает такое качество экономического роста, как справедливое распределение доходов [4]. Пристального изучения компонентов устойчивого экономического развития еще ожидает переход от количественных к качественным факторам роста.
Cоциально-экономическая система региона рассматривается как единый комплекс, и результаты всех основных видов региональной деятельности ярко проявляются и очевидны для всех именно тогда, когда управление социально-экономической системой региона строится на основе информации, собранной в ходе этого процесса. Регион в своем развитии использует экономические ресурсы, потенциал. Чтобы развитие было поступательным и устойчивым, структурные элементы потенциала должны использоваться взвешенно, грамотно, динамично и в институционально обоснованной пропорции.
Потенциал социально-экономической системы есть поликомпонентная система, имеющая свою собственную внутреннюю структуру, непосредственно влияющую на реализацию региональной политики. От нее зависят обеспечение экономического развития территорий и процесс регионального воспроизводства.
По мнению Р. Шнипера, элементный состав экономического потенциала включает основные производственные фонды; непроизводственные фонды; оборотные фонды; финансово-инвестиционные ресурсы; трудовые ресурсы, их образовательный и профессиональный уровень; естественно-природные ресурсы; нормативно-правовой пласт, информационную составляющую, значимость которой постоянно возрастает [6]. Региональная воспроизводственная система функционирует как механизм трансформации ресурсов в материальные и нематериальные блага для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения данного социально-территориального сообщества. Поэтому ключевым вопросом в региональной экономике является поиск путей увеличения эффективности использования потенциала социально-экономической региональной системы.
Над устойчивостью развития размышляли классики и неоклассики экономической мысли. Они решили, что развитие является неустойчивым тогда, когда из-за обострения внутренних противоречий или с окружающей средой возникает кризисное состояние системы, которое может вызывать или ее разрушение, или переход в принципиально новое качественное состояние [3].
В данном вопросе наиболее приемлемой является точка зрения О. Пчелинцева, который полагает, что острая необходимость перехода России на модель устойчивого развития вызвана: мощным дисбалансом организационно-экономических механизмов воспроизводства; усилением межрегиональной дифференциации; и, наконец, институционально требуется создать собственную институциональную инфраструктуру [5].
Следует отметить, что устойчивое развитие может включать две группы понятий [4]:
- 1) возможность и потребность, необходимые для существования, т.е. для сохранения и развития;
- 2) некоторые ограничения, обусловленные состоянием технологий и организацией общества, накладываемые на возможности удовлетворять потребности.
Вслед за ведущими учеными мы полагаем, что существуют макропоказатели устойчивости, которые необходимо поддерживать на определенных заданных уровнях, поскольку они задают направление и темп движения региональным системам. Они хорошо известны из теории макроэкономики.
Многие исследователи главной «ареной» для внедрения теории устойчивого развития в практику жизнедеятельности считают регионы, так как они готовы к этому: исторически - как самые традиционные и привычные российскому менталитету с определенным набором национальных и этнических признаков; территориально - как место проживания достаточно обособленных социумов; организационно - выступают наиболее управляемой структурой с равноудаленным положением в менеджерском смысле; зарекомендовали себя как достаточно толерантные государственно-общественные локалитеты; приобрели опыт гибких рыночных трансформаций; вполне могут конкурировать на арене мировой экономики не только с отдельными территориями, но и со странами.
В настоящее время разработка проблем экономической устойчивости регионов, их сбалансированного экономического роста ведется достаточно широко и активно. В настоящее время важнейшей задачей управления социально-экономическими системами является обеспечение их устойчивого развития на продолжительном временном горизонте, так как исторический опыт наглядно показывает, что страны, в истории которых преобладали эволюционные изменения, достигли наивысших результатов по уровню жизни - главной цели своего развития.
Итак, что же понимать под «устойчивым развитием региона»?
По мнению Л. Абалкина [1] - безопасность, стабильность, способность к постоянному обновлению и совершенствованию; Р. Шнипер [6] считает, что самое главное - это надежность экономической конструкции региона, адаптивность и эластичность регионального воспроизводственного процесса. Во всем нужна постепенность и никаких резких скачков в течении социально-экономических процессов.
Есть много точек соприкосновения и у понятий «экономический рост» и «устойчивое развитие». И там, и тут ключевое место занимает динамика, движение как характеристика экономических феноменов. Это - не статика, а именно последовательная смена состояний. Причем - не одномоментная характеристика, а повторяющаяся, которая наступила на длительный период, чтобы обеспечить высокое качество жизни общества. В региональном аспекте также важна макроэкономическая предопределенность обоих понятий при изучении экономической системы в целом.
Произошедшая в начале 90-х гг. XX в. дезинтеграция экономического пространства привела к тому, что некоторые регионы получили совершенно разные стартовые позиции в современных условиях ведения хозяйства. Однако непростая ситуация, ведущая к ежегодному увеличению разрыва в уровне социально-экономического благополучия в сравнении с развитыми территориями страны, наблюдается в экономике почти всей зоны Севера, во многих районах Урала, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа.
В современных условиях, когда политическая обстановка отличается нестабильностью, обостряются межнациональные конфликты, региональная политика ставит своей главной целью выявить экономические предпосылки сохранения экономической целостности государства, чтобы не допустить торжества сепаратизма и не дойти до развала страны.
На первый план в результате выходят задачи недопущения социального конфликта, чрезмерной дифференциации населения, что, в первую очередь, касается депрессивных регионов Крайнего Севера, северокавказских республик и некоторых других национально-территориальных образований. Именно поэтому проводимая в России и на обозначенных территориях политика предполагает разработку системы экономических мер для стимуляции и поддержки воспроизводственных процессов.
Основной целью на начальном этапе является стабилизация социально-экономической обстановки, в связи с чем перед региональными образованиями стоят следующие задачи:
- - создание организационных, финансово-экономических условий для развития отраслей материального производства;
- - обеспечение социальной стабильности;
- - разработка комплекса мер по нормализации обстановки на экологически неблагополучных территориях.
На следующем этапе их деятельность, по нашему мнению, должна быть направлена на проведение внутренних преобразований сложившейся хозяйственной системы, обеспечивающих: формирование рациональной структуры экономики; технологическое обновление промышленного производства; внедрение наиболее эффективных методов хозяйствования; рациональное использование природных ресурсов.
На заключительном этапе решается проблема гармоничного развития социально-экономического комплекса регионального образования, что характеризуется: завершением формирования перспективной производственной структуры; повышением уровня жизни населения; устойчивым расширенным воспроизводством; поддержанием равновесного состояния окружающей среды.
Ныне существующая градация регионов на развитые и дотационные по праву должна быть заменена другими критериями: самообеспечивающие собственное перспективное развитие и несамообеспечивающие его. У первых видов регионов - самообеспечивающих - имеющаяся ресурсная база (в т.ч. производственная) позволяет достигать перспективные цели развития. Вторые регионы нуждаются в помощи со стороны федерального центра (в виде трансфертов, дотаций, преференций, субсидий) или со стороны соседних и иных регионов (в виде развития кооперационных связей и т.п.) [7].
Регионы могут различаться также по такому признаку, как развивающиеся и стагнирующие, в которых нет места приложения трудовым ресурсам, и люди активно выезжают. В связи с этим весьма показательным критерием развития регионов может быть состояние миграционных процессов. Так, у развивающихся регионов положительное сальдо миграции; то есть количество въезжающих (причем неважно, на постоянное или же временное проживание) людей выше, чем количество выезжающих, покидающих данный регион. Депрессивные регионы, как близнецы, похожи друг на друга из-за некоторой однобокости промышленной структуры, из-за слабой адаптации к альтернативным видам деятельности, из-за низкой диверсифицированности производства, отсталого характера социальной и промышленной инфраструктуры, рассогласованности конфигурации различных сфер экономики, а также обусловленной былым гигантизмом советских лет высокой концентрацией и монополизацией производства. Чисто внешний динамизм, который наблюдается в результате турбулентного роста вырвавшихся вперед отраслей - такая экономическая система очень уязвима для изменений рыночной конъюнктуры. Сбой в экономических циклах устоявшихся отраслей региональной экономики вызывает цепную реакцию кризисных явлений во всех сопряженных секторах и отраслях территориального мезокомплекса. Старые отрасли, которые были генераторами роста и стимуляторами развития региональной экономики, теперь превращаются в мощные тормоза, и даже в ее балласт. Параллельно с катастрофическим падением всех показателей воспроизводства к основным негативным социально-экономическим феноменам - последствиям развития процессов в депрессивных регионах - относятся хроническая безработица, связанная с этим миграция населения, криминализация экономики. В результате развития депрессивных ситуаций в региональной экономике становятся привычными также снижение доходов населения, застойная бедность, негативные тенденции в сфере демографии, экологии, социальных услуг.
Вывод
Основными изменениями, связанными с переходом от планово-директивной системы управления единым народно-хозяйственным комплексом страны к эффективному и устойчивому региональному управлению, являются следующие: создание организационно-экономических предпосылок и институциональных условий для реализации всеми экономическими субъектами региона рыночных принципов экономического либерализма и самостоятельности; безусловная ориентация развития региональной экономики на решение всех социальных проблем, на создание условий, дающих возможность для высокого качества и высокого уровня жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества.
Очень важны в этом отношении направленность инвестиционной и структурной политики региона на удовлетворение спроса и потребностей региональных факторных рынков, на выявление запросов как внутренних, так и внерегиональных потребителей.
Конечный результат преодоления депрессивности региона на основе эффективного регионального управления оценивается только степенью соответствия уровня экономического развития региона и достижения цивилизованных стандартов жизнедеятельности населения (обеспеченность расходных статей бюджета, соответствие структуры доходов и структуры расходов семей, соблюдение социальных стандартов, состояние демографической ситуации, уровень экологической безопасности и др.). Институциональные условия в этих регионах складываются так, что сами они не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы без помощи и активной регулирующей роли государства - т.е. Центра. Условием перспективного социально-экономического развития регионов выступает необходимость преодоления ситуации, способствующей воспроизводству депрессивных процессов. Реализация региональной социальной политики, направленной на рост человеческого капитала регионов, выдвигает в качестве основного направления устойчивого развития эффективное использование ресурсного потенциала, обеспечивающего устойчивый процесс регионального воспроизводства.
Исследовательская работа выполнена в рамках «Программа фундаментальных исследований Президиума РАН и Отделения РАН на 2012 год» (код Программы П 32).
Рецензенты:
Ибрагимов Канта Хамзатович, д.э.н., профессор, заместитель директора Комплексного научно-исследовательского института имени Х.И. Ибрагимова, г. Грозный.
Идигова Лалита Мусаевна, д.э.н., профессор, ведущий научный сотрудник отдела экономики и права Академии наук ЧР, г. Грозный.
Библиографическая ссылка
Эскерханов Р.З., Батаева Я.Д., Батаева А.Д. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕХОДА ДЕПРЕССИВНЫХ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ – ОСНОВА ИХ СОЦИАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7496 (дата обращения: 09.05.2025).