Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДЛОГА КАК ЧАСТИ РЕЧИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ

Бычков В.И. 1
1 ФГБОУ ВПО "ЧГПУ им. И.Я. Яковлева"
В статье рассматриваются требования системно-деятельностного подхода, который лежит в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов начальной, основной и средней школы. Новые подходы к построению учебно-воспитательного процесса выражаются в том, что принципиально меняется роль учителя и учащихся на уроке. Теперь учитель не дает готовые знания, а каждый раз заставляет порождать их, создавая ситуации, когда, столкнувшись с границами своих знаний, учащиеся в процессе организованной деятельности сами добывают новую информацию. На каждом уроке происходит формирование и развитие универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. В ходе различных форм группового, коллективного взаимодействия учащихся происходит их коммуникативно-личностное развитие. На примере изучения предлога как части речи на уроке русского языка в чувашской школе показана реализация названных требований ФГОС.
изучение предлогов
урок русского языка в национальной школе
системно-деятельностный подход
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009.- № 4. - С. 18-22.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система "Школа 2000". - М., 2007. - 448 с.
4. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С.Савинов. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 2010. - 204 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 32 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 48 с.

Как известно, Федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного и среднего образования предъявляют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе [6; 7]. В основе всех указанных стандартов лежит системно-деятельностный подход, разработанный такими учеными, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов и др.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование её гражданской идентичности, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование у них готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, что подтверждает главную идею о том, что обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Новый подход к организации учебно-воспитательной деятельности в школе определяет необходимость отказа от привычной знаниевой парадигмы образования. Поэтому построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться прежде всего формированием универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса [4]. Таким образом, учащихся необходимо научить достигать способности эффективно использовать полученные знания на практике; а роль учителя сводится к равноправному участнику диалога, организатору учебной, коллективно-распределенной деятельности в классе.

На каждом уроке ученики становятся главными «действующими героями», они в определенной последовательности открывают для себя новые знания и присваивают их.

Рассмотрим для примера урок русского языка в 7 классе чувашской школы, где впервые изучают предлог как часть речи.

Тема: Значение предлога.

Цели: Рассмотреть предлог как часть речи; формировать навыки распознавания предлогов и правописания в тексте; развивать связную русскую речь, внимание, память, наблюдательность, познавательный интерес, умение работать в паре.

Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать предлоги как часть речи, отличать предлоги от других знаменательных и служебных слов, правильно оформлять предложные конструкции русского языка при переводе с чувашского.

Оборудование: Русский язык : учебник для 7 класса нац. школ / С.Д. Ашурова, Г.Н. Никольская, Х.Х. Сукунова, Н.М. Хасанов; под ред. Х.Х. Сукунова, Л.А. Тростенцовой. - 6-е изд. - СПб. : Просвещение, 2008. - 239 с.

I. Самоопределение к деятельности.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте переведем данные предложения-загадки с родного языка на русский.

Алǎсǎр, урасǎр, анчах хапхана уçать. - Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)      Пур чухне те çǎварта, анчах çǎтса яраймǎн. - Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)

Пěр çивитти айěнче тǎватǎ тǎван тǎраççě. - Под одной крышей четыре братца стоят. (Стол.)           

II. Актуализация знаний.

Как вы думаете, почему было трудно перевести эти предложения? О чем говорит тот факт, что существуют варианты перевода?

(При переводе указанных предложений возникают трудности учащихся, связанные с тем, что в родном, чувашском, языке предлогов не существуют, они заменяются послелогами, аффиксами и т.д. Варианты перевода, когда учащиеся избегают предлогов русского языка, например: Рук и ног не имеет, а ворота открывает. Всегда внутри рта, а проглотить нельзя, свидетельствуют о попытке к дословному переводу, без учета норм русской грамматики.)

Пронаблюдайте, что общего в этих конструкциях (какое слово стоит рядом с существительными, которые трудно было перевести)?

Это предлоги. Что мы знаем о них из начальной школы? (Это маленькие слова, которые стоят рядом с существительными и употребляются с определенным падежом.)

Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Предлог.)

III. Постановка учебной задачи.

Кто может дать определение предлога?

(Определение дать трудно, поскольку как часть речи предлог специально не рассматривался.)

Наша цель - дать определение предлогу как части речи. Что значит «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является).)

Для того чтобы мы составили определение, распределимся на 3 группы и ответим на поставленные вопросы: 1 группа - что выражают предлоги? 2 группа - какие грамматические признаки они имеют? 3 группа - какую синтаксическую функцию они выполняют?

IV. Решение учебной задачи.

Учащимся дается 5 минут для решения поставленной задачи.

1 группа - столкнулась с затруднением: с одной стороны, предлог ничего не выражает (как, например, существительные - предмет, прилагательные - признак предмета и т.д.), потому что это служебная часть речи, но, с другой стороны, каждый предлог имеет свое значение: под столом, на столе, за столом, у стола и т.д.

2 группа - трудности особой не возникло, потому что предлоги - это неизменяемые слова, значит, они не имеют форм, за исключением некоторых предлогов: об-обо, под-подо, над-надо и др.

3 группа - учащиеся устанавливают, что основная функция предлога - выражение зависимости имени существительного от другого слова, то есть предлог помогает строить словосочетание. Возникла проблема - как подчеркивать предлог при синтаксическом анализе? (Его нужно выделять вместе с существительным, с которым оно связано.)

Итак, рождается новое определение предлога. Предлог - это служебная, неизменяемая часть речи, которая показывает зависимость имени существительного от другого слова в словосочетании. Записываем это определение в тетрадь.

V. Первичное закрепление.

Давайте сравним наше определение с определением, данным в учебнике: «Предлогами называются неизменяемые служебные слова, которые вместе с падежными окончаниями служат для связи слов в словосочетании и предложении».

Что нового вы узнали из этого определения? (Предлог работает в паре с падежным окончанием существительного.)

Упражнение 483 (устно). Работа в парах. Найдите предлоги и падежные окончания существительных. Определите падеж существительных. От чего он зависит?

VI . Самостоятельная работа с проверкой.

Упражнение 484 (письменно). Взаимопроверка в парах.

Задание: объясните значение слов горланить, обомлевший (устно). Выполняется коллективно. Учитель выслушивает мнения желающих высказаться. Задание классу: кто из высказавшихся наиболее точно объяснил значение этих слов?

Задание: какие значения выражаются при помощи предлогов по, на, за, от, в (причина, цель, место)? (Устно.) Разбираем по цепочке каждый пример из упражнения. Задание классу: оцените ответ (правильно - поднимаем правую руку, неправильно - левую).

VII . Включение новых знаний в систему.

Мы сегодня не раз отмечали, что предлоги имеют значения. Прочитайте информацию, данную на стр. 187. Итак, можно выделить 4 группы предлогов по значению: место и направление действия, время действия, причина, цель.

Групповое задание (учащиеся делятся на группы по 4-5 человек): придумать словосочетания с предлогами в, от, к, за, из, после, имеющими все возможные варианты значений (места, времени, причины, цели). Оформить в виде таблицы.

Коллективная взаимопроверка. Группа, подобравшая наибольшее количество возможных примеров, по усмотрению учителя может получить отличные оценки.

Упражнение 486. Взаимопроверка. Ученики меняются тетрадями. Задание: оцените работу соседа.

VIII. Рефлексия.

Найдите и исправьте ошибки в речи учащихся-чувашей. Объясните причину ошибки. Как ее предупредить?

Вася Петей пошли в концерт. Гена рано пошел школу. На нашем саду растут яблони и груши.

(Данного рода ошибки вызваны прежде всего отсутствием предлогов в грамматике чувашского языка, поэтому инофонам на первых порах трудно отследить в своей речи их употребление, а также правильно выбрать из ряда синонимичных предлогов нужный в данном контексте.)

Давайте вспомним определение, которое мы дали предлогу. Назовите группы предлогов по значению.

Домашнее задание. Упр. 485, с. 187.

Итак, урок при системно-деятельностном подходе имеет свои отличительные особенности: учитель заставляет детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений); на уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся); педагог стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает даже минимальные успехи; происходит групповое, коллективное взаимодействие учащихся, способствующее развитию их коммуникативных навыков; учитель принимает и поощряет выражаемую учеником позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения и оценки.

Рецензенты:

Анисимов Геннадий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой русского языка ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Ковалев Василий Петрович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Бычков В.И. РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДЛОГА КАК ЧАСТИ РЕЧИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7390 (дата обращения: 24.08.2019).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252