Введение
Для оценки неблагоприятного влияния условий труда на здоровье работающих используются разнообразные методы. Основным из них служит санитарно-гигиеническое исследование, направленное на анализ степени загрязнения воздуха, запыленности, уровня освещенности, шума, тяжести, напряженности трудового процесса и т.д. [5, 7, 10]. Для изучения патологических изменений в организме в ответ на воздействие неблагоприятных производственных факторов применяются методы физиологических и клинических исследований. Важно отметить, что в современных условиях здоровье человека определяется не только условиями труда, но и неблагоприятными экологическими факторами среды обитания вне трудовой деятельности, к которым относятся загрязнения атмосферного воздуха, продуктов питания, повышенный уровень шума, электромагнитное излучение и т.д. [4, 9, 10]. В данных условиях срабатывает так называемый механизм взаимоотягощения, когда эффект от отрицательного влияния одного фактора на организм человека при наличии другого может многократно усиливаться [1]. Таким образом, без учета экологической обстановки среды обитания человека при санитарно-гигиенических исследованиях может происходить переоценка неблагоприятного воздействия условий труда на организм работающего.
Среди неблагоприятных гигиенических факторов вне трудовой деятельности человека особое место занимают транспортные средства [2, 6]. В настоящее время существенный рост количества транспорта способствует загрязнению воздуха и прилегающих к магистралям территорий, повышению уровня шума в жилых районах, приводит к появлению транспортных заторов. В крупных промышленных городах России участники дорожного движения в течение суток теряют от 30 до 60 минут своего времени из-за низких скоростей движения транспорта и простоев в случае возникновения заторов [3, 8]. Длительное существование транспортных заторов ведет к повышенному потреблению топлива и, как следствие, увеличивается выброс выхлопных газов в атмосферу. Хорошо известно, что мельчайшие частицы углерода, содержащиеся в выхлопных газах, и другие токсические вещества способствуют развитию заболеваний со стороны дыхательной, пищеварительной систем организма. С другой стороны, в период пребывания в транспортных заторах пассажиры испытывают высокое психоэмоциональное напряжение, что способствует формированию депрессии, вегетативной дистонии и т.д. [3, 5, 6, 7].
Важно отметить, что практически 70 % трудоспособного населения крупных городов для того, чтобы попасть на работу, подвергаются стрессогенному воздействию транспортных заторов, в связи с чем данный фактор должен учитываться в ходе санитарно-гигиенических исследований.
Цель исследования
Комплексный анализ влияния условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах при передвижении на работу на качество жизни и здоровье работающих.
Материалы и методы
В исследовании принимали участие 236 рабочих и служащих различных предприятий г. Краснодара в возрасте 35–50 лет (средний возраст 41,6±4,2 года), средний стаж работы 8,4±3,2 лет. Санитарно-гигиенические характеристики условий труда оценивались в соответствии с Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда (Р 2.2.2009.-05). Критерием исключения из исследования были наличие хронических соматических заболеваний, злоупотребление алкоголем, прием наркотиков.
Длительность пребывания в транспортных заторах (Р) анализировалась с помощью специально разработанной анкеты, в которой участники исследования отмечали время ожидания транспорта при поездке на работу вследствие транспортного затора (мин), время следования в подвижном составе (мин). На основании полученных данных определялась суммарная длительность пребывания в транспортных заторах Р за анализируемый период времени (в среднем 28-30 дней): , где Р – суммарное время пребывания в транспортных заторах при поездке на работу за n дней; tn – длительность следования в подвижном составе в n дней; tmin – минимальная длительность следования в транспортном средстве за n дней наблюдения; tож – время ожидания транспорта вследствие заторов.
Качество жизни (КЖ) изучали с помощью русской версии опросника SF-36 путем анкетирования по 8 показателям: физическая активность (ФА), роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (РФ), физическая боль (ФБ), общее здоровье (ОЗ), жизнеспособность (ЖС), социальная активность (СА), роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (РЭ), психическое здоровье (ПЗ).
Наличие синдрома вегетативной дистонии определяли с помощью опросника А. М. Вейна (2000 г.), выраженность депрессии – по Зунге в адаптации Т. И. Балашова (1986 г.).
Результаты и обсуждение
Комплексный анализ влияния длительности пребывания в транспортных заторах и условий труда на КЖ рабочих и служащих представлен в табл. 1.
Таблица 1. Влияние условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы на КЖ работающих
Длительность пребывания в транспортных заторах |
n |
Показатели КЖ |
|||||||
ФА |
РФ |
ФБ |
ОЗ |
ЖС |
СА |
РЭ |
ПЗ |
||
1 – оптимальный класс условий труда (n=69) |
|||||||||
< 6 часов |
20 |
76,2± ±1,8 |
59,3± ±2,1 |
61,7± ±1,4 |
53,3± ±1,8 |
56,3± ±2,1 |
66,4± ±1,6 |
57,7± ±1,2 |
60,3± ±1,4 |
6-16 часов |
33 |
64,7± ±1,4 |
55,1± ±1,6 |
60,2± ±1,6 |
48,7± ±2,4 |
50,4± ±1,6 |
60,2± ±2,1 |
50,4± ±1,6 |
57,2± ±1,8 |
> 16 часов |
16 |
53,6± ±2,1 |
50,6± ±1,8 |
55,7± ±1,6 |
42,3± ±1,4 |
43,8± ±1,2 |
52,3± ±1,4 |
41,6± ±0,8 |
49,6± ±1,2 |
2 – допустимый класс условий труда (n=58) |
|||||||||
< 6 часов |
16 |
74,8± ±1,2 |
56,3± ±1,7 |
60,2± ±1,8 |
50,0± ±2,1 |
53,7± ±1,5 |
60,1± ±0,8 |
59,3± ±1,6 |
55,7± ±1,6 |
6-16 часов |
27 |
67,3± ±1,6 |
52,8± ±2,4 |
55,5± ±2,1 |
50,9± ±1,7 |
48,7± ±1,4 |
49,2± ±1,7 |
51,6± ±1,4 |
50,1± ±1,6 |
> 16 часов |
15 |
54,3± ±1,6 |
50,8± ±1,2 |
49,7± ±1,4 |
36,8± ±1,8 |
41,7± ±1,2 |
49,4± ±0,7 |
56,2± ±1,6 |
48,9± ±1,1 |
3.1 – вредный класс условий труда первой степени (n=62) |
|||||||||
< 6 часов |
17 |
61,7± ±1,7* |
51,6± ±1,0 |
52,7± ±1,3* |
48,4± ±1,6 |
50,2± ±1,4 |
59,2± ±2,0 |
50,4± ±1,6 |
50,2± ±0,8* |
6-16 часов |
31 |
52,6± ±1,2 |
42,8± ±1,4 |
46,3± ±1,2 |
40,4± ±1,4 |
42,2± ±0,8 |
48,6± ±1,2 |
47,4± ±1,6 |
45,2± ±0,9 |
> 16 часов |
14 |
47,2± ±1,4 |
41,6± ±1,8 |
40,3± ±1,4 |
36,8± ±1,2 |
33,7± ±1,0 |
44,9± ±1,6 |
43,1± ±0,9 |
37,6± ±1,0 |
3.2 – вредный класс условий труда второй степени (n=47) |
|||||||||
< 6 часов |
11 |
51,8± ±1,2* |
49,3± ±1,4* |
50,3± ±1,6 |
45,3± ±1,6* |
41,4± ±0,9 |
50,2± ±1,1* |
43,6± ±1,8* |
50,4± ±1,9* |
6-16 часов |
22 |
50,1± ±1,3 |
44.4± ±1,6 |
48,5± ±1,2 |
44,4± ±2,1 |
40,3± ±1,6 |
47,3± ±1,4 |
40,2± ±1,6 |
44,8± ±2,1 |
> 16 часов |
14 |
47,6± ±1,4 |
42,3± ±1,6 |
44,8± ±1,2 |
42,1± ±1,4 |
40,3± ±1,1 |
45,2± ±0,8 |
37,6± ±0,9 |
37,4± ±0,6 |
* – достоверность различий с первым классом условий труда при сопоставимой длительности пребывания в транспортных заторах (Р<0,05).
Анализ представленных в табл.1 данных показывает, что значительное количество работающих (62,8 %) проводит в транспортных заторах более 6 часов в месяц, при этом длительность нахождения в «пробках» более 16 часов отмечена у 25,0 % обследованных. При изучении комплексного влияния транспортных заторов и условий труда на КЖ работающих установлено, что при сопоставимой длительности пребывания «в пробках» КЖ в большей мере снижается у рабочих с оптимальными и допустимыми классами условий труда. Так, у лиц с 1 и 2 классами условий труда при увеличении длительности пребывания в транспортных заторах с 6 часов в месяц до 16 часов и более ФА снижалась с 76,2±1,8 до 53,6±2,1, т.е. на 26,4 %, ОЗ – с 53,3±1,8 до 42,3±1,4, т.е. на 20,7 %, РЭ – с 57,7±1,4 до 41,6±0,8, т.е. на 28,1 %. Аналогичные изменения обнаруживались со стороны ПЗ, РФ, ЖС, СА. В целом, можно говорить о том, что пребывание в транспортных заторах лиц с оптимальными и допустимыми условиями труда в течение 16 часов и более в месяц снижает КЖ работающих на 25–30 %.
Важно отметить тот факт, что у лиц, занятых вредным трудом 1 и 2 степени, при минимальной длительности нахождения в транспортных заторах (<6 часов в месяц) КЖ было значительно ниже, чем у рабочих и служащих, условия труда которых соответствовали оптимальным и допустимым, при сопоставимом времени нахождения «в пробках». Так, при указанных условиях в первой группе (3.1 и 3.2 классы) ФА был равен 56,7±1,8, РФ – 49,1±1,8, ФБ – 50,3±0,9, ОЗ – 45,1±0,8, РЭ – 47,4±0,9, во второй группе (1, 2 классы) ФА – 72,8±1,6, РФ – 59,3±1,4, ОЗ – 49,7±1,3, РЭ – 57,6±1,1 (различия статистически значимы, Р<0,05).
Однако, несмотря на более низкие показатели КЖ у лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях, реакция организма на длительное пребывание в транспортных заторах оказалась менее выраженной. В группе с оптимальными условиями труда при увеличении длительности пребывания в «пробках» с 6 до 16 часов и более в месяц уровень ФА снижался на 20,1 %, ОЗ – на 19,4 %, ЖС – 24,3 %, СА – 22,2 % и ПЗ – 18,4 %, в то время как у лиц с вредным трудом второй степени – на 7,9 %, 6,6 %, 4,2 %, 3,7 % соответственно (Р<0,05). С учетом полученных данных можно констатировать, что лица, работа которых связана с тяжелыми и вредными условиями труда, в большей степени адаптированы к пребыванию в транспортных заторах.
Частота встречаемости признаков синдрома вегетативной дистонии и выраженности депрессии с учетом условий труда и длительности пребывания в транспортных заторах представлена в табл. 2.
Таблица 2. Влияние условий труда, длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы на частоту встречаемости синдрома вегетативной дистонии и выраженности депрессии
Длительность пребывания в транспортных заторах |
n |
Частота встречаемости (асб/%) |
|||||
Синдром ВД |
Выраженность депрессии |
||||||
Нет |
Легкая |
Субдепрессия |
Депрессия |
||||
1, 2 – оптимальный и допустимый класс условий труда (n=127) |
|||||||
< 6 часов |
36 |
3/8,3 |
30/83,3 |
4/11,1 |
2/5,5 |
- |
|
6-16 часов |
60 |
12/20,0 |
45/75,0 |
9/15,0 |
5/8,3 |
1/1,6 |
|
> 16 часов |
31 |
9/29,0 |
15/48,3 |
6/19,3 |
10/32,2 |
- |
|
3.1, 3.2 – вредный класс условий труда первой и второй степени (n=109) |
|||||||
< 6 часов |
28 |
4/14,2 |
16/57,1 |
8/28,5 |
4/14,7 |
- |
|
6-16 часов |
53 |
18/33,9* |
21/39,6 |
34/64,1 |
8/15,0 |
- |
|
> 16 часов |
28 |
11/39,2* |
12/42,8 |
10/35,7 |
8/28,5 |
2/7,1 |
|
* – достоверность различий между группами (Р<0,05).
Анализируя полученные данные (табл. 2), можно отметить, что истинная депрессия зарегистрирована только у одного обследованного из группы с оптимальным и допустимым классом труда и у двух с вредным классом первой и второй степени, что составило 1,2 % от общего числа рабочих и служащих, принимавших участие в исследовании. Частота встречаемости синдрома вегетативной дистонии и субкомпенсированное состояние депрессии достоверно чаще регистрировались в группе лиц с тяжелыми и вредными условиями труда. При первом и втором классе условий труда и минимальной длительности пребывания в «пробках» синдром вегетативной дистонии (СВД) зарегистрирован у 8,3 % обследованных, в то время как у лиц с вредными условиями труда 1,2 степени среди 14,2 % обследованных. При длительности пребывания в «пробках» более 16 часов среди лиц с нормальными и допустимыми условиями труда СВД наблюдался в 29,0 % случаев, при вредных условиях труда частота выявляемости данного синдрома составила 39,2 %. Депрессивное состояние во второй группе также встречалось в среднем в 1,2–1,5 раза чаще, чем в первой группе. Важно отметить, что независимо от условий труда на рабочем месте частота встречаемости СВД и признаков депрессии возрастала пропорционально длительности пребывания работающих в транспортных заторах при продвижении на работу.
В первой группе при увеличении длительности пребывания в заторах с 6 часов до 16 часов и более в месяц количество случаев СВД возрастало с 8,3 % до 29,0 % (Р<0,05), во второй группе с 14,2 % до 39,2 % (Р<0,05). Аналогичная тенденция отмечалась со стороны развития депрессивных состояний. В первой группе с увеличением длительности пребывания в «пробках» количество субдепрессивных состояний увеличивалось с 5,5 % до 32,2 % (Р<0,05), во второй группе – с 14,7 % до 28,5 % (Р<0,05).
Выводы
1. На примере г. Краснодара установлено, что в условиях крупного промышленного города при передвижении к месту работы 62,8 % рабочих и служащих в течение месяца проводят в транспортных заторах от 6 часов до 16 часов, а 25,0 % обследованных более 16 часов.
2. Неблагоприятное влияние длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы на качество жизни работающих более выражено у лиц с оптимальными и допустимыми условиями труда, чем в группе обследованных с вредными условиями труда первой и второй степени.
3. Частота встречаемости расстройств вегетативной нервной системы, признаков депрессии возрастает пропорционально длительности пребывания в транспортных заторах перед началом работы и практически не зависит от условий труда.
Рецензенты:
Редько Андрей Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.
Нефедов Пётр Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены с экологией ГБОУ ВПО «КубГМУ» Минздравсоцразвития России, г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Кунделеков А.Г. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ УЧЕТА СТРЕССОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОЦЕНКЕ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩИХ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7366 (дата обращения: 09.05.2025).