Современный этап общественного развития, конец ХХ и начало ХХI века, характеризуется интенсивными процессами информатизации общества и образования. В условиях развития локальных и глобальных сетей все большую актуальность приобретают социальные технологии, оказывающие значительное влияние на управленческие процессы во всех сферах общественной жизни.
Как отмечает Г.Д. Семенова: «Социальная технология - специфическое и стандартное средство деятельности социолога - практика в сфере управления. Специфика технологии в том, что она алгоритмизирует деятельность и поэтому может быть многократно использована, тиражирована для решения сходных задач, достижения заданных результатов посредством трансляции профессиональной, в данном случае социологической культуры» [1].
Поскольку смысл социальных технологий в сознательном применении их к социальной реальности, то сущность и назначение любой социальной технологии - оптимизировать управленческий процесс и сделать его более технологичным, исключая те виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального результата. Следовательно, использование социальных технологий в условиях модернизации образования позволяет снизить затраты на управление, повысить его эффективность. В этом смысле социальная технология выступает как инновационный процесс управления, который включает в себя не только научно разработанные цели, но и технологию практической деятельности, способ решения поставленной задачи.
Использование социальных технологий в системе управления образованием обуславливается многими факторами, среди которых главными являются:
- глобализация образования в условиях научно-технической революции в концеXXв. и развитие образовательных систем открытого типа;
- модернизация российской системы управления в соответствии с интеграцией в общеевропейское образовательное пространство (Болонский процесс);
- внедрением информационных и коммуникационных технологий в процесс традиционного и дистанционного обучения;
- увеличение масштабов массового централизованного тестирования на основе единого государственного экзамена и ФЕПО - тестирования;
- разработка государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО), которые закладывают компетентностные подходы к обучению и по-новому ставят проблему управления качеством подготовки специалистов.
Под социальными технологиями в системе управления открытым образованием понимается целенаправленная деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий.
Общая цель управления открытыми образовательными системами должна согласовываться с такими основными принципами открытого общества, как:
- создание и поддержка более открытого управления образованием;
- реструктуризация моделей управления и расширение их возможностей;
- пропаганда демократических подходов, терпимости и уважения других точек зрения;
- более глубокое вовлечение образовательного и местного сообщества в процесс принятия решений [2].
Открытая модель образования - это современная модель образования, которая, возникнув в конце ХХ века, сегодня получило свое развитие во всех странах мира. Под открытым образованием понимается система организационных, педагогических и информационных технологий, обеспечивающих процесс обучения на основе обмена информацией с целью предоставления образовательных услуг в индивидуальной форме. Под системой открытого образования (СОО) понимается совокупность дидактических, технических, информационных и организационных подходов, реализующих принципы открытого образования. Такая система образования основывается на открытых стандартах и интерфейсах, которые обеспечивают мобильность, стабильность и эффективность системы.
Социальные технологии в управлении системой открытого образования базируются на Глобальной сети - Интернет, которая объединяет людей в единое сообщество пользователей по различным сферам человеческой жизнедеятельности. Одно из важнейших направлений этой сети - это информационно - образовательное пространство. Как известно, в России федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.) получила статус государственного проекта" [3] и была успешно решена.
Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую социально-технологическую систему, основанную на современных информационно - образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса всем желающим независимо от расстояния, места, времени и уровня образования.
Социальные технологии в управлении образованием в первую очередь связаны с компьютеризацией и автоматизацией образования. Под информатизацией образования понимается процесс, направленный на реализацию замысла повышения качества содержания образования, проведение исследований и разработок, внедрение, сопровождение и развитие, замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России [4].
Автоматизация управления на федеральном уровне была связана с развитием отраслевой интегрированной автоматизированной информационной системой (ИАИС), объединяющей Министерство, образовательные учреждения, органы управления образованием на всех уровнях. В рамках управления системой открытого образования развитие ИАИС осуществляется по двум основным направлениям: а) управление вузами и б) качество управления и развития отраслевой системы сертификации средств информатизации.
В системе управления открытым образованием большое распространение получили программные комплексы для автоматизации управления образовательными учреждениями. В настоящее время автоматизация управления в учебных учреждениях осуществляется с помощью автоматизированных систем управления (АСУ). Принципиальный подход к АСУ заключается в создании комплексных систем автоматизации управленческой деятельности. Такие системы включают в себя не только средства обработки документов, но и системы управления базами данных, экспертные системы, современные средства коммуникаций и многое другое. Кроме того, для повышения эффективности управления образовательными учреждениями на местах были разработаны специальные автоматизированные комплексы.
Автоматизированным рабочим местом (АРМ) называют комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности. Современный информационный рынок предлагает относительно небольшой список программных продуктов разработанных разными фирмами производителями позволяющими создать на их основе единое информационное пространство управления, как в отдельном учебном заведении, так и в территориальной системе образования в целом. Наибольшую известность получили следующие программные продукты:
- автоматизированная информационно-аналитическая система (АИАС);
- Управление образовательным учреждением (АРМ Директор) информационно-внедренческого центра «АВЕРС», г. Москва;
- «Параграф: Учебное заведениеXXI» Общества с ограниченной ответственностью «ИНИС-СОФТ», Белоруссия;
- система управления школой - АСУ «Школа» г. Москва;
- «NetШКОЛА» общества с ограниченной ответственностью «РООС», г. Самара и др.
Автоматизация управления ведет к развитию и использованию интеллектуальных обучающих систем (ИОС) в образовательном процессе. По сравнению с традиционными занятиями ИОС обладают следующими преимуществами: а) повышает эффективность обучения, приближая качество обучения к уровню индивидуальных занятий с преподавателем и б) позволяет работать с каждым студентом индивидуально, подстраиваясь под его особенности, такие, как: начальный уровень, темп усвоения информации и обретения навыков, конечная цель обучения и т.п.
Проектирование, разработка и реализация ИОС является важной областью применения идей искусственного интеллекта и самостоятельной интересной задачей.
Информатизация и автоматизация учебных заведений способствовали уточнению целей и задач образования, изменению содержания образовательного процесса, совершенствованию форм и методов обучения. В связи с этим важнейшим направлением в системе управления образованием стало использование технологии модульного обучения. Важнейшая цель введения модульно-рейтинговой системы планирования и моделирования учебного процесса - повышение качества и эффективности подготовки конкурентноспособных специалистов.
Технология модульного обучения - это способ организации управления учебным процессом в системе открытого образования на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки - модули, содержание и объем которых могут варьироваться в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.
Модули формируются как:
- как структурная единица учебного плана по специальности;
- организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;
- организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины.
Необходимым элементом модульного обучения выступает рейтинговая система оценки знания, предполагающая бальную оценку успеваемости обучающихся по результатам изучения каждого модуля.
Сегодня переход на модульно-рейтинговую технологию организации учебного процесса является важным шагом на пути к системе открытого образования на основе использования социальных технологий.
Социальные технологии в системе управления открытым образованием реализуются в виде проектирования различных средств и методов тестирования. Под тестированием понимается стандартизированная процедура объективного измерения образовательных достижений испытуемого или отдельных качеств его личности.
Основной целью централизованного тестирования является предоставление субъектам и пользователям системы образования независимой объективной информации об образовательных достижениях.
В целях обеспечения контроля качества образования в системе российского образования Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки своим Распоряжением от 17.07.2006, N 1192-05 поставила перед Управлением лицензирования, аттестации и аккредитации задачу создания методики и проведения Интернет-тестирования в вузах страны.
В целях оказания помощи вузам при создании систем управления качеством подготовки специалистов на основе независимой внешней оценки Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, начиная с мая 2005 г., проводит эксперимент по введению Федерального экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Содержанием эксперимента является проведение технологии компьютерного Интернет-тестирования в части внешней оценки уровня подготовки студентов на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов.
В целом ФЭПО - это социальная технология, используемая в системе управления качеством образования на основе тестирования студентов вузов Российской Федерации с использованием среды Интернет в режиме off-line или в режиме on-line. Данная социальная технология позволяет объективно оценить степень соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям государственных образовательных стандартов и сравнить результаты освоения стандарта студентами данного вуза с результатами других вузов.
Результаты ФЭПО оформляются в виде информационно-аналитической карты, содержащей материалы, предназначенные для принятия решений в системе внутривузовского управления качеством подготовки.
Социальные технологии в управлении системой открытого образования в основном основываются на технологиях дистанционного обучения. Технология дистанционного обучения (ТДО), может быть определена, как система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.
Управление процессом дистанционного обучения осуществляют интегрированные системы управления, которые автоматизируют процесс создания системы дистанционного обучения (СДО) и предназначены для разработки учебных материалов. Среди наиболее популярных в настоящее время инструментов в первую очередь следует выделить те, которые сегодня используются в России.
Сетевые информационные технологии компании LOTUS. Особую популярность в организации учебного процесса в СДО завоевали два программных продукта компании LOTUS: Lotus Domino и Notes, которые являются лидирующими программными продуктами в области систем электронной почты, совместной работы и документоориентированых баз данных.
xDLS (extensible Distance Learning System). Система дистанционного обучения (СДО) xDLS предназначена для организации дистанционного обучения на предприятиях и в образовательных учреждениях. Система позволяет организовывать учебный процесс через web-интерфейс как в сети internet, так и в локальной сети.
СДО от "ГиперМетода". Данная система базируется на двух основных продуктах- eLearning Server 3000 и еLearning Office 3000. С их помощью создается гибкая распределенная система, использующая в своей работе как средства Интернета, так и возможности локальных мультимедийных компьютеров.
Прометей 4.0. Среди отечественных разработок СДО система "Прометей" отличается своими показателями. Возможности "Прометея" удовлетворят не только потребности учебных заведений, открывающих свои действующие представительства в среде Интернета, но и пользователей корпоративного уровня для обучения или повышения квалификации без отрыва от рабочих мест сотен и тысяч сотрудников.
СТ КУРС. Компания Cognitive Technologies, хорошо известная по многочисленным офисным пакетам, выпустила на рынок свою версию СДО под названием "СТ Курс". В целом система ориентирована скорее именно на учебные заведения, расширяющие свою деятельность в сферу Всемирной сети.
WebCT. WebCT - интегрированная программная среда для организации обучения, разработанная Департаментом компьютерных наук Университета Британской Колумбии. Предоставляет возможности защищенного размещения учебных материалов, а также задания самостоятельной работы студентов, лекции и веб-презентации.
ОРОКС. Орокс - это программный комплекс, который является многофункциональной сетевой оболочкой для создания учебно-методических материалов и организации обучения с удаленным доступом.
Таким образом, интеграция России в общеевропейское образовательное пространство и процессы информатизации системы образования в российском обществе, ведут к модернизации системы управления образованием в современных условиях. Основными тенденциями совершенствования механизма управления образовательной деятельностью становятся: децентрализация и демократизация управления. Внедрение социальных технологий в практику управления делает образование более доступным, качественным и дешевым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Семенова Г.Д. Информационная социология // Пролегомоны. М.: Госкоорцентр, 2001. С. 131-132.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.
3. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательно-информационной среды» //Основные направления развития образовательных электронных изданий и ресурсов. М.: РМЦ, 2002. 134 с.
4. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. - М.: ГНИИСИ, 1998.
Библиографическая ссылка
Лупанов В.Н. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОТКРЫТЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=736 (дата обращения: 09.11.2024).