Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКОВ СПО, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Тесленко И.В. 1
1 ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Екатеринбург
В ситуации модернизации образования современной России определение места одной из ступеней в общей структуре профессионального образования, а именно среднего профессионального образования, приобретает важное значение. Кроме того, трансформация экономического пространства России, также вынуждает вести мониторинг значимости учреждений СПО, определять их место в системе рыночной экономики. Исследование социокультурного портрета студентов среднего профессионального образования автором статьи ведется более десяти лет. Исследование, проведенное в студенческой среде Уральского федерального университета, позволяет представить социокультурный портрет студента. Специфической группой студентов вуза являются выпускники средних профессиональных учебных заведений. В рамках данной статьи представлен социокультурный портрет студентов СПО, продолжающих свое профессиональное образование в вузе; сделан анализ результатов мониторинга за период начиная с 2003 года.
социокультурный портрет студента
высшее профессиональное образование
среднее профессиональное образование
модернизация образования
1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х: социокультурная динамика // Социс. – 2000. – № 12. – С. 36-63.
2. Козлова И.В. Ценностные предпочтения молодежи ССУЗов в социокультурном пространстве современной России : автореф. … дис. канд. соц. наук. – Екатеринбург, 2005. – 44 с.
3. Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) / отв. ред. Ю.Р. Вишневский. – Екатеринбург : УрФУ, 2012. – С. 332.
4. Тесленко И.В. Гуманитарное образование глазами современного студента // Гуманитарное образование в современном российском вузе : мат. науч.-практ. конф., посвящ. 30-летию факультета гуманитарного образования УГТУ-УПИ. – Екатеринбург, 2006. – С. 239-241.
5. Тесленко И.В. К вопросу о культурной идентификации современного студенчества // Гражданская культура современного студенчества : мат. Междунар. конф., посвящ. 50-летию ССА-РОС (Екатеринбург, 14 ноября 2007 г.). – Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2007. – С. 216 – 218.
Введение

Последние два десятилетия Россия находится в ситуации постоянной трансформации. Молодежь как специфическая социальная группа наиболее чутко реагирует на происходящие изменения во всех аспектах жизни страны. Изучение ценностных предпочтений молодежи затрагивает сущностные взаимосвязи процесса развития личности и социокультурного пространства современной России.

Сегодня российская молодежь, как в конце XX столетия, откликается на наиболее острые вызовы общественной ситуации, такие как политическая и экономическая нестабильность; несоблюдение прав человека; уровень качества жизни детей, состояние их здоровья; пропаганда в СМИ культа силы, наживы и т.д. С другой стороны, формирование активной жизнеспособной личности является условием состоятельности дальнейшего развития России [5].

К сожалению, различные исследования констатируют тенденции к потере чувства позитивной перспективы, цели развития становятся формальными, «бездушными». В обобщенном виде суть ситуации можно представить как парадоксальное сочетание невиданного ранее научно-технического прогресса и утраты духовных ценностей, требующее научного осмысления, что позволит диагностировать возможные социальные риски и опасности, а также рассмотреть прагматические пути их минимизации [1].

Проблемы современной культуры отражают основные симптомы болезни общества. Падение нравственности порой приобретает черты необратимости и оправданности. Традиционные ценности милосердия, бескорыстия не поощряются экономическими условиями и фактически блокируются жестким прагматическим отношением к жизни, лишенной прежних запретов и условностей. Ситуация «конфликта поколений» обозначила существенные трудности в усвоении системы ценностей, норм и правил поведения, органичных для российской цивилизации и культуры. Противоречия между новыми требованиями к личности и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей также затрудняет социальную адаптацию человека, и особенно молодежи [2].

Социально-экономическая модернизация России сопровождается серьезными деформациями в сфере ценностных ориентаций в целом. Критерием адекватности социологических концепций ценностных ориентаций становятся структуры социокультурного пространства разных социальных групп, в том числе и групп молодежи.

Негативные и позитивные тенденции современной России, такие как неудовлетворенность уровнем образования и профессиональной подготовки; усиление асоциального поведения в молодежной среде на фоне толерантности; потеря мировоззренческих ориентиров и поиск их компенсации; отчуждение молодежи от ценностных предпочтений старшего поколения и недоверие к идеологии в целом, бросают вызов существующим концептуальным представлениям о формировании ценностных предпочтений в молодежной среде, технологиям управления в области молодежной политики.

Актуальность исследования обусловлена значимостью решения проблемы формирования ценностных предпочтений в молодежной среде в условиях системного кризиса российского общества; выдвижением новых требований к личности в контексте развития модернизационных процессов в России; принципиальной неполнотой существующей системы по формированию жизненных установок в молодежной среде [2].

Вопросы становления личности, формирования и воспитания интересов, ценностных предпочтений студенческой молодежи сегодня продолжают оставаться в центре проблем развития общества в целом.

Среднее профессиональное образование (СПО) является звеном образовательно-воспитательной системы страны, это специфический этап социализации, предполагающий формирование личности через приобщение к социокультурному пространству, где переплетаются общекультурный, воспитательно-учебный, социальный опыт. Однако до сих пор остается достаточно много вопросов, связанных с учреждениями СПО. Так, в результате перехода на двухуровневую систему профессионального образования сегодня готовят бакалавров не только в рамках среднего профессионального образования, но и в рамках высшего. В чем же специфика каждой ступени: СПО и ВПО? Какую нишу сегодня занимает или должно занимать среднее профессиональное образование, кто является заказчиком и потребителем услуг СПО? Действительно ли роль учреждений СПО сегодня расценивается как промежуточная, «полустаночная» или же реально удовлетворяет потребности экономики страны в специалистах среднего звена? Обозначенные направления для анализа достаточно серьезны и глубоки. В рамках данной статьи, на основе результатов социологического исследования, проведенного в студенческой среде г. Екатеринбурга, представлен профессиональный и мировозренческий аспекты портрета выпускника СПО, продолжающего обучение в вузе.  

Респонденты об обучении в вузе

Выпускники СПО демонстрируют сложившееся еще в стенах среднего профессионального учреждения положительное отношение к выбранной профессии. Почти 20% респондентов в качестве причины, побудившей их поступить в вуз, указывают на интерес к данной профессии, причем еще 12% заявляют о влиянии учреждений СПО на сделанный выбор. Около 10% респондентов привлекает престиж и авторитет вуза и возможность найти хорошую работу по его окончании. Такие варианты ответов, как «желание получить диплом (неважно где и какой)», «за компанию с друзьями», «надежда на встречу с будущим спутником (спутницей) жизни», «нежелание идти в армию», «стремление продлить более или менее беззаботный период жизни», - не находят своих респондентов. В результате на осознанный выбор вуза и специальности в целом указывают 54% респондентов, и только 14% респондентов демонстрируют поверхностное отношение как к получению высшего профессионального образования, так и к организации своей жизни в ближайшие 4-5 лет.

Примерно половина респондентов осознают, что их результаты Единого государственного экзамента были средними, однако более 70% смогли поступить в желаемый вуз и на выбранную специальность. Только 4% ответов говорят о неудовлетворенности ни вузом, ни будущей специальностью.

Наличие среднего профессионального образования позволило 50% респондентов четко представлять содержание, характер и специфику профессиональной деятельности по выбранной специальности, и еще 35% указывают на частичное осознание. Очевидно, что именно обучение в учреждениях СПО, получение первичной профессиональной подготовки, наличие опыта практической деятельности по профилю будущей профессии позволили демонстрировать столь высокие показатели, в отличие от выпускников школы [2]. Обучение в вузе позволяет повысить положительную динамику еще на 10%.

Знание специфики студенческой жизни позволяет выпускникам СПО (41% ответов) не испытывать проблем в процессе адаптации к вузовскому обучению. Самой острой проблемой, с которой сталкиваются наши респонденты, - это нехватка свободного времени (29%) и перегруженность учебными занятиями, неудобность расписания (22%). Такие ответы, как «сложно привыкать к новой обстановке, сходиться с новыми людьми», «мало внимания со стороны деканата, кафедры», «плохие санитарно-гигиенические условия для учебных занятий» не находят внимания у наших респондентов.

В качестве основного «помощника» в адаптационных процессах выпускники СПО отмечают однокурсников (45%) и собственную активность (35%). Данные результаты говорят о развитых и сформированных коммуникативных навыках, о социальной зрелости.

Бывшие студенты средних профессиональных учебных заведений отмечают некую «отдаленность» профессорско-преподавательсткого состава вуза от студентов (45% респондентов). По всей видимости, в данном случае следует говорить о наличии контроля, опеки со стороны преподавателей ссузов (ссуз - среднее специальное учебное заведение), более организованной со стороны администрации СПО студенческой жизни. Кроме того, работа социальных педагогов в учреждениях среднего профессионального образования также накладывает определенную специфику: более пристальное и внимательное отношение к каждому обучающемуся, информирование об успехах или неудачах родителей, постоянный контроль посещаемости и многое другое. Возможно, более насыщенным было и внеучебное время в рамках учреждений СПО: на недостаток культурно-массовых, спортивных мероприятий в стенах вуза указывают 41% респондентов.

Примерно 80% респондентов указывают на удовлетворенность качеством преподавания, технической базой, оснащенностью лабораторий и аудиторий, обеспеченностью учебниками, учебно-методической литературой, санитарно-гигиеническими условиями в вузе, отношением преподавателей к студентам, отмечают также и наличие как традиционных, так и инновационных форм обучения, связь получаемых знаний с жизнью, широким использованием современных информационных технологий в процессе организации учебного процесса.

Чуть меньше студентов - 70% - удовлетворены организацией учебных и производственных практик, режимом учебного труда и отдыха, равномерностью распределения учебной нагрузки, связью получаемых знаний с реальной работой по профессии, возможностью пользоваться в вузе Интернетом, информационными средствами обучения.

50-60% респондентов удовлетворены степенью комфортности, удобства учебной мебели, аудиторий, лабораторий, организацией питания, его качеством и стоимостью, индивидуальной работой преподавателей со студентами, привлечением студентов к научно-исследовательской работе кафедр, привлечением к проведению занятий специалистов предприятий, бизнес-структур, органов власти, а также указывают на расширение возможностей в области научной деятельности.

Учеба и профессиональная деятельность глазами студентов

Около половины выпускников СПО, продолжая свое образования в стенах вуза, совмещают учебу с работой, причем 14% респондентов работают постоянно. Почти 75% работающих респондентов говорят о том, что их нынешняя работа связана с получаемой в вузе профессией; 47% планируют работать по специальности по окончании вуза в противовес 7% желающим сменить сферу деятельности. 10% студентов собираются продолжить свое образование в магистратуре (аспирантуре), 8% - желают основать свое дело, заняться предпринимательством; 6% - планируют поехать за границу работать или учиться, только 2% хотят заняться научно-исследовательской деятельностью. Тем не менее для 10% респондентов будущее в плане работы туманно и неопределенно или еще вообще нет никаких планов на будущее. В целом стоит отметиь более профессионально ориентированное настроение у выпускников СПО по сравнению со студентами, поступившими в вуз после школьной скамьи.

Для реализации жизненных планов наиболее значимым студенты считают получение образования (первое место в рейтинге), способности, личностные качества, такие как характер, трудолюбие и др. (второе место в рейтинге). Если еще 10 лет назад в качестве основного момента, способствующего реализации жизненных планов, студенческая молодежь называла личные связи [4], то теперь ответ «связи, знакомства, умение налаживать контакты» занимает третью позицию в рейтинге.

Наиболее значимыми в будущей работе для современной молодежи являются возможность карьеры, достижения высокого уровня профессионализма, получение больших заработков, высоких доходов, достижение признания и уважения. Такие высказывания, как соответствие профессии способностям, знаниям, умениям, высокий престиж профессии, связь с современной техникой, новейшими технологиями, занимают последние строки рейтинга (одиннадцатая, двенадцатая и тринадцатая строки рейтинга соответственно). Однако, учитывая осознанный выбор вуза для получения профессионального образования, связь профессиональной направленности СПО и вуза, стоит адекватно оценить данный результат. Скорее, в данном случае мы можем констатировать наличие качественно нового уровня в оценке своего будущего, а соответствие профессии особенностям личности - это уже пройденный этап в построении профессиональной карьеры.

Половина респондентов, находясь еще на студенческой скамье, понимают, что хорошую работу найти сложно, но вполне реально, а каждый четвертый - считает, что этот поиск крайне труден. Определенные сложности испытывают в процессе поиска работы даже студенты вуза, имеющие среднее профессиональное образование. 42% респондентов высказываются за возврат в вузы традиции распределения выпускников на предприятия, 35% - надеются на посредничество родителей, знакомых, друзей, 32% - хотят продолжить работу там, где проходили практику или работали во время учебы; в Центр занятости населения или в кадровое агенство собираются обращаться только по 5% респондентов. В свете нарастающей тенденции социального партнерства профессиональных учебных заведений и предприятий данная позиция студентов выглядит вполне реальной. И даже если официально распределение в профессиональное образование не вернется, тесные контакты с работодателями в рамках учебного процесса, квалификационной аттестации позволят удовлетворить запросы студентов.

Общекультурный портрет студента

При анализе ответов на вопрос «Что для вас наиболее ценно, значимо в жизни?» респонденты на первые позиции рейтинга ставят общечеловеческие понятия: «здоровье», «возможность самореализации», «семья» и «дети». Четвертое место в рейтинге занимают ответы, направленные на финансовую независимость (деньги, богатство и самостоятельность, независимость, свобода). Далее идут ответы, связанные с профессиональной деятельностью: интересная, творческая работа; образование, профессионализм; наличие своего дела, возможность заниматься бизнесом, коммерцией. Такие варианты, как общение с природой, удовлетворенность в интимной жизни, красота и физическое совершенство, личная безопасность занимают последние позиции рейтинга (с тринадцатого по шестнадцатое).

По всей видимости, респонденты несколько лукавят или интуитивно стремятся в глазах исследователей выглядеть лучше, так как на вопрос о том, что сегодня важнее для достижения успеха в жизни, 41% ответов указывают на значимость связей и знакомств, 35% - предприимчивость, 31% - образование. Вряд ли с помощью связей можно обладать крепким здоровьем и создать хорошую семью.

Мироощущение студентов

Несмотря на единодушие избирателей России, наличие ряда выступления, таких как массовые выступления на Болотной площади в Москве в мае 2012 года, ситуация в нашей стране не отличается повышенной комфортностью проживания. Респонденты демонстрируют подтверждения данной позиции: каждый четвертый не видит положительных изменений в ближайщем будущем; 12% респондентов опасаются, что жизнь станет еще хуже; 10% - заявляют, что устали ждать позитивных перемен; 2% - хотят вернуться к прежним порядкам; 15% - вообще предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем. В целом только 37% респондентов надеются, что ситуация в стране в ближайщем будущем станет лучше.

Неоднозначность ситуации подтверждает и опаска студентов открыто высказывать свою позицию. Причем 45% говорят о том, что последствия могут быть, а 15% уверены, что позиция оппозиционера однозначно не поощряется. Каждый пятый ответивший не видит смысла в обозначении своей позиции.

В качестве структуры, способной защитить интересы личности, каждый третий студент называет юридическую консультацию и суд; администрацию вуза и факультета; также в трудной ситуации студенты уверены в помощи близких, родителей и друзей. Каждый десятый опрошенный не станет отстаивать свои права. И только 2% респондентов обратятся за помощью к депутатам, политикам и общественным деятелям.

 Наиболее весомыми социальными проблемами, по мнению респондентов, являются опасения не найти работу после окончания вуза, безразличие властных структур к запросам и интересам молодежи (первые две позиции рейтинга). Третью позицию занимают опасения в отношении плохого состояния здравоохранения, экологии, платность медицинского обслуживания, а также рост наркомании, алкоголизма, культ силы, насилия в молодежной среде. Совершенно не находит отклика в студенческой среде проблема социального сиротства; мало беспокоят и плохие условия для полноценного отдыха, досуга.

В рамках выявления наиболее волнующих личных проблем респондентам предлагались 16 вариантов ответов. На первые позиции рейтинга вышли варианты, связанные с желанием найти хорошую работу и добиться на ней успеха. На третьей позиции - желание получить свое жилье, добиться домашнего уюта, комфорта. Одинаковы позиции у следующих потребностей молодых: стремление заработать больше денег, добиться счастья в семейной жизни, завести своё дело, стать предпринимателем, сохранить здоровье, воспитать своих детей. Здесь достаточно четко прослеживается стремление к профессиональной самореализации и к семейному счастью.

Учитывая ответы на предыдущие вопросы, можно утверждать, что молодежь сегодня стремится профессионально реализоваться, достичь определенных высот в жизни и, уже имея определенную финансовую независимость, строить свою семью. Такие варианты ответов, как личная безопасность, одиночество, мода, удовлетворение в интимной жизни, занятия в свободное время, друзья, занимают последние строки рейтинга (с одиннадцатого по шестнадцатое). Таким образом, сформированный рейтинг должен вызывать удивление: ведь именно для молодых наиболее всего воплощены в жизнь именно последние позиции.

В целом стоит отметить, что выпускники учреждений СПО, продолжающие свое профессиональное образование в вузе, демонстрируют более высокий уровень социальной зрелости, ярко выраженную профессиональную направленность, осознанность в самоопределении.

Рецензенты

Вишневский Юрий Рудольфович, доктор социологических наук, профессор, зав. кафедрой социологии и социальных технологий управления ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.

Ольховиков Константин Михайлович, доктор философских наук, профессор, ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Тесленко И.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ПОРТРЕТА ВЫПУСКНИКОВ СПО, ПОЛУЧАЮЩИХ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7323 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674