Остеопороз с такими симптомами, как боль и переломы костей, наносит колоссальный урон экономике многих странах мира в связи с тем, что население Земли стареет и с каждым годом ущерб растет. Особенно часто от этой болезни страдают пожилые и старые женщины. Это дало основание ВОЗ, в рамках провозглашенной на 2000-2010 гг. Всемирной декадой костей и суставов, назвать остеопороз болезнью № 4 XXI века. Чтобы привлечь внимание к этому заболеванию Минздрав издавал приказ РФ № 312 от 27.10.97 г. «О Федеральной целевой программе «старшее поколение», требовавший обеспечить психологическую реабилитацию и повысить качество жизни пожилых людей. Такая задача вытекает из того, что болезнь эта очень своеобразна: если с помощью профилактических мер задержать время появления первых переломов на 5 лет (у женщин до 55 лет, у мужчин – до 60 лет), то число переломов и, следовательно, расходы уменьшатся в два раза. Решение поставленных задач во многом зависит от технической оснащенности учреждений приборами для диагностики, наличия справочных таблиц о возрастной норме минеральных веществ, но и от участия психолога. С учетом этого мы создали модель, которая интегрирует, как усилия врача травматолога, так и психолога, четко определив направление их деятельности.
Материал и методы
Под наблюдением находились 480 больных остеопорозом и с переломами в возрасте 60-75 лет. Их реабилитация по Илизарову включала лечение переломов длинных костей и психотерапевтическое воздействие. Такой подход согласуется с теорией функциональных систем П.К. Анохина и является примером целостного (холистического) воздействия на организм.
Об изменении физиологического состояния испытуемых после травмы мы судили по увеличению концентрации гормонов стресс-группы (АКТГ, кортизол, альдостерон, адреналин), а также концентрации гормонов эндокринных желез - кальцитонина (щитовидная железа), паратирина (паращитовидные железы), соматотропина (гипофиз) и отдельных нарушений гомеостаза (повышение кровяного давления, изменения кровообращения).
После переломов иногда были симптомы соматических нарушений (изменения в желудочно-кишечном тракте и почках, обострение холецистита). Сущность психологического сопровождения больных состояла в том, что психолог, тесно взаимодействуя с врачом, снижал уровень тревоги путем создания вербальных схем, которые позволяли пациенту быть уверенным в успешном исходе реабилитации.
Психические процессы, как функции коры головного мозга и лимбической системы (гипокамп, миндалина, гипоталамус), при взаимодействии с ретикулярной формацией ствола мозга, управляют физиологическими, регулирующими гомеостаз [1]. Выяснение взаимной зависимости между психическими и физиологическими процессами позволяет врачу активно влиять на репаративный процесс с помощью психолога, правильно построить план применения фармакологических препаратов и физиотерапевтических процедур [4].
Психологическое состояние больных мы изучали по тесту Кэттелла-16PF, так как он рассчитан на выявление функциональных изменений, которые возникали в процессе лечения больных. Устанавливали также черты характера, интеллектуальные (Кэттелл, фактор В) и эмоционально-волевые (Кэттелл, факторы С, Е, Н, О, Q2) особенности больных. Использовали популярный вопросник EPI, предложенный Айзенком (1963). Тесты Айзенка и Кэттелла дополняют друг друга, располагаясь на разных уровнях обобщенности. Для оценки состояния личности в динамике лечебного процесса применяли опросник MMPI. Диагностику реального и идеального "Я", межличностных отношений больных между собой и медицинским персоналом, поведение в группе (палате), отделении, формы реакции в конфликтных ситуациях проводили по методике Т. Лири (1954). Мнение испытуемого о себе и его представление о том, каким его видят другие, определяли по тесту "Q- сортировка". Выявляли акцентуации личности больных и особенности реакции в трудных ситуациях (тест Х. Шмишека). Применяли тесты на выявление уровня тревожности (Спилбергер-Ханин), одиночества (Рассел, Пепл, Фургюсон), стиля поведения и личностной предрасположенности к конфликтному поведению (опросник К. Томаса).
Для упорядочения сбора всесторонней информации о больном нами в январе 1996 года составлена анкета применительно к условиям ортопедо-травматологи-ческой клиники. Она включает следующие разделы: 1) психоэмоциональное состояние (тревожность, тоска, депрессия и т.д.); 2) результаты контрольного и окончательного этапов обследования; 3) характер лечения; 4) ожидаемый результат; 5) удовлетворенность лечением; 6) дополнительные материалы к характеристике психологических и личностных особенностей в процессе лечения (ограничение умственной деятельности из-за головных болей и болей в конечностях; необходимость избегать эмоциональные нагрузки); 7) письма больных, как показатель самооценки состояния в процессе реаблитации (оценка степени выраженности стресс-реакции во время лечения возникших переломов; эффективность разъяснения сущности и природы возникновения боли с целью уменьшения ее проявлений; изменение психологических возможностей в преодолении трудностей, связанных с наложенным на конечность аппарата Г.А.Илизарова; изменение поведенческих реакций в положительную сторону в процессе лечения; поддержка дружелюбия, потребности в самоутверждении). Пациенты сообщали оценку вида своих конечностей, поведение в случае осложнений, психологическом состоянии в конце лечения и новым качеством своей жизни в отдаленный период.
Результаты исследований
Собрав достаточно полные сведения о больном, мы ставили перед собой цель сопоставить результаты психологического исследования и физиологических параметров.
Все аспекты физиологического и психологического состояния пациента интегрированы нами в модели, представленной на рисунке. Подчеркивается, что качество жизни испытуемого, место его в обществе решающим образом зависят от степени интеграции всех составных элементов модели. Мы попытались показать целостность организма во взаимосвязи его физиологических и психологических проявлений, что является основой для рекомендаций к реабилитационному подходу с позиций воздействия на весь организм в целом. Модель включает, как необходимый элемент лечебный процесса, так и усилия психолога.
Благотворно влияя на больного, психолог нормализует физиологические показатели, улучшает процесс костеобразования. К сожалению, сегодня многие клиницисты руководствуются только результатами физиологических исследований, в то время как процессы в регулирующих инстанциях остаются не изученными. В частности, как влияет на уровень физиологических реакций темперамент, состояние тревожности, ригидности (способности к перестройке поведения) и фрустрированности. Значения психологических параметров отражаются на поведении человека и сопровождаются изменениями в органах и системах.
Рис. 1. Модель психофизиологического состояния больного остеопорозом и с переломами при реабилитации по Г.А. Илизарову
У клиницистов пока нет необходимых знаний и четко очерченного способа подхода к оценке личности больного остеопорозом. Поэтому сегодня объем проводимых психологических исследований зависит в целом от понимания проблемы и поддержки этих исследований заведующими отделениями и отделами. Они могут помочь усилить и сделать целенаправленной реабилитацию больных в условиях стационара с целью изменения ситуации в благоприятную сторону. Они должны оказывать помощь в создании условий для тестирования, технической оснащенности, для обработки и анализа данных и оформления публикаций.
В процессе реабилитации больных остеопорозом требуется тщательное изучение психологического состояния для предупреждения эмоциональной дезадаптации и при необходимости - ее корректировки.
Непосредственно после наложения аппарата ГА.Илизарова больные переживали состояние эмоциональной нестабильности. Временами испытывали тревогу и тоску. Характерна нетерпеливость и плохая переносимость ожидания, раздражительность и несдержанность. Все это говорило о заниженности субъективной оценки своих возможностей.
В первые дни лечения отмечена фиксация внимания на неудачах, осторожность в поступках и эгоцентризм. Больные вели себя беспокойно, были полны тревоги, страха перед дальнейшей судьбой, подавлены, ранимы, погружены в раздумья. Отмечена склонность к морализации. Контролировали свои эмоции и поведение, проявляли активность несмотря на быструю утомляемость.
Одновременно мы наблюдали увеличение концентрации гормонов стресс-группы (АКТГ, кортизол, альдостерон), а также соматотропина и кальцитонина. Отмечено повышение систолического АД и учащение пульса, что обусловлено преимущественной секрецией норадреналина. В это время в поведении и высказываниях больных отмечено устойчивое чувство дискомфорта или депрессии, тревоги, страха и астении. Эти чувства и повышенный уровень катехоламинов – психологическое и физиологическое отражение адаптационных процессов, интенсивность которых устойчиво сохранялась [2]. При изучении вегетативных индексов обнаружено сбалансированное расходование адаптационных резервов.
В процессе лечения чаще встречались такие типы акцентуаций с их характерными чертами: 1) застревающий; 2) эмотивный; 3) педантичный тип (инертность психических процессов, редко вступают в конфликты, пунктуальные, аккуратные, брюзжат, формалисты).
Преобладание в характере таких психологических черт, как конфликтность, с одной стороны, и готовность к сотрудничеству, с другой, являлись своеобразной защитной реакцией и отражением высокого внутреннего напряжение нервных процессов.
По данным теста "Q-сортировка" в групповых спорах и конфликтах пожилые люди люди уклонялись от "борьбы" (16 баллов), стремились сохранить нейтралитет и принять компромиссное решение.
При изучении личностных особенностей по тесту "Кэттелла-PF" испытуемые чаще всего были интровертами. Интеллектуальное развитие находилось на среднем уровне (7 баллов).
По данным теста Т.Лири для поведения людей пожилого возраста характерна тенденция к пассивности и оценочное поведение, то есть они не проявляли активности в социальных контактах и в решении спорных вопросов. Существовала своя мерка, под которую они подгоняли окружающих, и на этой почве были межличностные конфликты. Они понимали из-за чeго они вoзникали и стремились избавиться от этого свойства личности. Четко прослеживалась неудовлетворенность собой. Выражена авторитарность в сфере "делания добра". Больным была свойственна борьба мотивов: самоутверждения и потребности в группе, а также озабоченность мнением окружающих о себе.
По тесту Томаса в конфликтных ситуациях были характерны следующие формы поведения: компромисс (8 баллов), уклонение (уход) от разрешения трудных вопросов (7 баллов). Для избегания (от разрешения вопросов) характерно отсутствие стремления к кооперации и тенденция к достижению собственных целей.
Для характеристики ситуационной тревожности использовали методику Спилбергера-Ханина. Врачи ортопеды-травматологи чаще сталкиваются с ситуационной (временной, реактивной) тревожностью, возникающей после травмы, а также при возникновении осложнений. Тревога возникала как эмоциональная реакция на стресс (травма один из самых мощных стресс-факторов), была разной по интенсивности и продолжительности [3].
В конце лечения больные верили в удачный его исход, нуждались в поддержке группы (больных), безынициативны, отмечали значимость социальных контактов, сдержанные, предпочитали находиться в тени и следовали своим побуждениям.
Накануне снятия аппарата тревожность становилась умеренной. Для этого этапа лечения характерна оптимистическая его оценка. После снятия аппарата отчетливо выражено чувство удовлетворенности лечением, уверенности в себе, удовлетворительная активность при легкой утомляемости. Видна тенденция к сглаживанию обостренных черт личности. Больные вели себя естественно и непринужденно, беспокоились о состоянии своего здоровья. При наличии осложнений после лечения мы отмечали депрессивные тенденции в сочетании с раздражительностью, ощущением утомляемости и апатии. Интересы обращены на самих себя и эгоцентричны. Обнаружена повышенная мотивация и стремление вызвать сочувствие к себе. Трезво смотрели на вещи, реально оценивали обстановку. При ощущении тревоги и отрицательных эмоциях, обусловленных межличностными отношениями с другими больными и нарушением коммуникативных связей, возникало излишне критическое, а иногда и недружелюбное отношение к соседям по палате, персоналу и родственникам. В итоге усиливался уровень тревоги и снижалась эффективность адаптации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Маньков Ю.У. // Физиология человека, М. 1990. Т. 16. № 2. С. 98.
2. Медведев В.И. // Физиология человека. 1998 т. 24. № 4. С. 9 .
3. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер. 1999. 464 с.
4. Хвостова С.А. // Проблема остеопороза в ортопедии и травматологии. М.: ЦИТО. 2000. С. 54.
Библиографическая ссылка
Хвостова С.А., Свешников К.А. МОДЕЛЬ СОСТОЯНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ БОЛЬНЫХ ОСТЕОПОРОЗОМ И С ПЕРЕЛОМАМИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ПО Г. А. ИЛИЗАРОВУ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=732 (дата обращения: 12.10.2024).