Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чусавитина Г.Н. 1 Чусавитин М.О. 2
1 ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», Магнитогорск
2 ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики», Москва
Нарушение непрерывности функционирования бизнес процессов и ИТ-сервисов электронной информационно-образовательной среды вуза ведет к снижению качества предоставляемых образовательных услуг и эффективности информационного обеспечения, потере конкурентных преимуществ образовательного учреждения и др. Проведенное обследование состояния дел в вузах позволило выделить типичные недоработки в области менеджмента непрерывности бизнеса. Построена обобщенная модель управления непрерывностью бизнеса. Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р 53647 разработан и реализован проект по анализу непрерывности деятельности вуза в сфере оказания дистанционных образовательных услуг. В результате проекта идентифицированы ключевые продукты и услуги, а также поддерживающие их критических виды деятельности, предложены рекомендации по устранению выявленных недостатков в сфере управления непрерывностью электронного образования.
функционирование бизнес-процессов и ИТ-сервисов
электронное образование
анализ непрерывности
модель управления непрерывностью бизнеса
непрерывность деятельности (бизнеса) образовательной организации
1. ГОСТ Р 53647.1-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 1. Практическое руководство. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 998-ст.
2. ГОСТ Р 53647.2-2009. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 2. Требования. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 998-ст.
3. ГОСТ Р 53647.3-2010. Менеджмент непрерывности бизнеса. Часть 3. Руководство по внедрению. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2010 г. № 735-ст.
4. Об образовании : Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1.
5. Петренко С.А., Беляев А.В. Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров. – М. : ДМК Пресс ; Компания АйТи, 2011. – 400 с.
6. Статистика уязвимостей веб-приложений за 2010-2011 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anti-malware.ru/files/Statistika2012.pdf (дата обращения: 17.10.08).
7. Чусавитин М.О. Применение методов имитационного моделирования при управлении непрерывностью бизнеса // Труды Вольного экономического общества России. Том сто шестьдесят четвертый. Москва : Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2011. C. 192–200.
8. ISO/IEC 27031:2011 «Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Руководство по готовности информационно-коммуникационных технологий для обеспечения непрерывности бизнеса».

В современном информационном обществе образовательные учреждения широко используют преимущества информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при реализации образовательных программ в форме электронного обучения (e-education) или с использованием дистанционных образовательных технологий. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» под электронным обучением понимается организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса. Под дистанционными образовательными технологиями - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4].

Очевидно, что ИКТ являются критической частью инфраструктуры электронного образования, которая подвержена различным инцидентам, приводящим к нарушению непрерывности деятельности организации. Наиболее эффективным подходом к развитию устойчивости деятельности организации является подход, основанный на методологии управления непрерывностью бизнеса (УНБ). Под непрерывностью бизнеса (деятельности) (business continuity) мы будем понимать «стратегическую и тактическую способность организации планировать свою работу в случае инцидентов и нарушения ее деятельности, направленную на обеспечение непрерывности деловых операций на установленном приемлемом уровне» [1, c. 1]. Проблемы, связанные с УНБ организаций, и подходы к их решению сегодня находят отражение в ряде научных трудов зарубежных и отечественных ученых по экономике, менеджменту, информационной безопасности, кибернетике и информатике. Связано это с тем, что в современных условиях возрастает зависимость материальных и нематериальных активов организации, в том числе и репутации, от негативных воздействий природного, техногенного или социального характера. Так, в исследовании «Статистика уязвимостей веб-приложений за 2010-2011 годы» [6], проведенном Positive Technologies, приводятся данные, полученные в результате подробного анализа защищенности 123 веб-приложений. По результатам анализа все исследованные ресурсы содержали уязвимости (в среднем по 15 уязвимостей на каждый из них). При этом 64% ресурсов содержали уязвимости критического уровня риска, 98% - среднего уровня и 37% - низкого, а около 10% сайтов были заражены вредоносным кодом. Десять уязвимостей, выявленных на наибольшем количестве сайтов, представлены на рис. 1.

pic

Рис. 1. Наиболее распространенные уязвимости (доля сайтов, %) [6].

Данные о потерях российских вузов от сбоев в работе информационной инфраструктуры отсутствуют, однако можно предположить, что и для образовательных учреждений, оказывающих дистанционные образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования, проблема УНБ актуальна. Среди потенциальных инцидентов и нарушений непрерывности можно назвать: сбои оборудования; некорректную работу программного обеспечения; несанкционированный доступ к информационно-образовательным ресурсам; воздействия вредоносного программного обеспечения; ошибки обслуживающего персонала и пользователей; техногенные воздействия и др. Нарушения непрерывности функционирования бизнес-процессов и ИТ-сервисов электронной информационно-образовательной среды вуза ведут к снижению качества предоставляемых образовательных услуг и эффективности информационного обеспечения, потере конкурентных преимуществ образовательного учреждения и др.

В вузах в области УНБ существуют следующие типичные недоработки: отсутствуют планы, которые были бы направлены на восстановление после сбоев или прерываний деятельности бизнес-функций; неполная структура и отсутствие задокументированных протоколов нарушения непрерывности и восстановления бизнес-процессов в результате системных сбоев, аварий, катастроф и других непредвиденных негативных обстоятельств; не полный и не регулярный анализ воздействия существующих рисков, угроз и уязвимостей на бизнес-функции образовательного учреждения; недостаточный уровень подготовки сотрудников по вопросам УНБ и др. Вышеизложенные обстоятельства обуславливают объективную потребность в разработке программы управления непрерывностью деятельности вуза в сфере оказания дистанционных образовательных услуг.

Жизненный цикл процесса УНБ согласно ГОСТ Р 53647 включает шесть элементов: управление программой построения процесса УНБ; анализ организации; определение стратегии обеспечения непрерывности деятельности; разработка и внедрение процедур реагирования; тестирование, поддержка и пересмотр мероприятий процесса УНБ; встраивание процесса управления непрерывностью деятельности в культуру организации. Фрагмент, разработанной в ходе исследования обобщенной модели УНБ, представлен на рис. 2. С учетом низкого уровня зрелости системы УНБ образовательной организации первоочередной задачей является анализ непрерывности деятельности вуза.

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р 53647.1-2009 и с учетом рекомендаций, изложенных в [2-4; 6; 7 и др.], был разработан и реализован проект по анализу системы УНБ вуза в сфере оказания дистанционных образовательных услуг. Данный анализ предназначен для обеспечения понимания организацией непрерывности своей деятельности путем идентификации ключевых продуктов и услуг, а также поддерживающих их критических видов деятельности и ресурсов [2].

В результате проведенного нами анализа воздействия на бизнес (BIA Business Impact Analysis) были определены воздействия инцидентов (нарушений) на образовательную деятельность вуза и идентифицированы критические виды деятельности, определены требования к непрерывности критического вида деятельности, а также - значения допустимых отклонений основных параметров, при которых обеспечивается требуемый уровень эффективности работы ИТ-сервисов. Следующим шагом анализа являлась оценка угроз выявленному наиболее критичному виду деятельности вуза - «оказание дистанционных образовательных услуг». Данный бизнес-процесс исследовался с точки зрения подверженности тем или иным объективным внешним и внутренним угрозам, выявлялись уязвимости каждого ресурса, поддерживающего данный бизнес-процесс, и определялось потенциальное воздействие при превращении угрозы в инцидент, нарушающий деятельность организации. На данном шаге был построен реестр рисков прерывания критического бизнес-процесса. Под рисками мы понимаем возможность возникновения неблагоприятных условий или воздействий на образовательную деятельность вуза (включая миссию, функции, образ, репутацию, активы, ресурсы), обуславливаемых взаимодействием образовательной системы с угрозами и опасностями, индуцируемыми и производимыми в результате функционирования электронной информационно-образовательной среды.

Иерархическая структура рисков, разработанная в ходе проекта, базируется на архитектуре образовательной системы (Learning Technology Systems Architecture - LTSA), введенной в международном стандарте IEEE P1484.1 (IEEE P1484.1/D8, 2001-04-06), используемом для проведения лицензирования информационных систем в области образования и снижения рисков при проектировании и разработке информационных систем в области обучения.

pic

pic

Рис. 2. Модель МНБ.

pic

Рис. 3. Архитектура информационно-образовательной среды.

Согласно уровню 3 System (Компоненты системы) данного стандарта архитектура информационно-образовательной среды содержит следующие компоненты: «Обучаемый», «Инструктор», «Репозиторий», «Доставка», «Оценивание», «База данных обучаемых» (рис. 3).

В соответствии с этим в проекте были выявлены риски обучаемого, инструктора, БД обучаемого; риски, связанные с репозитарием, оцениванием и доставкой. На этапе идентификации рисков нами были проанализированы инциденты, связанные с нарушением непрерывности дистанционного образования в МаГУ, использовались материалы из открытых источников, в том числе научные работы, базы данных угроз и уязвимостей информационной инфраструктуры, бенчмаркетинг и др. В ходе проделанной работы был составлен реестр рисков, содержащий описание: условий возникновения риска, возможного воздействия, возможного ущерба, причины риска, типа риска. Ниже представлен фрагмент реестра риска (табл. 1).

На следующем этапе необходимо было определить действия для снижения потерь и обработки риска. Как правило, каждый вид риска допускает несколько вариантов управления, поэтому возникает задача сравнительного анализа их эффективности. Основными способами управления рисками являются предупредительные мероприятия, резервирование, страхование, диверсификация и хеджирование. Выбор способа управления рисками осуществляется путем сравнения расчетных показателей риска для различных управляющих воздействий. Как правило, в модели присутствует набор управляющих параметров, варьируя которые можно задавать стратегию управления. Задание управляющих воздействий может подразумевать также изменение структуры модели, соответствующее определенным реорганизационным мероприятиям в самой компании. Например, для воздействия на антропогенные риски можно использовать предупредительные мероприятия, состоящие в обучении и регулярной переподготовке кадров.

Таблица 1 - Фрагмент реестра рисков

Категория: Репозиторий (Образовательные информационные ресурсы)

Класс: Контрольно-измерительные материалы

Подкласс: Тестовые материалы

Описание риска (угрозы)

Уязвимости

Возмож-ный источник угрозы

Вероятные последствия - результаты реализации угрозы (сценарии)

Перегрузка приложения тестирования

Отсутствие механизма защиты от перегрузки канала связи.

Архитектура приложения, неоптимизированная для высоких нагрузок

Студент

Невозможность проведения тестирования; изменение базы тестирования преподавателем; оценки результатов тестирования.

Вред репутации организации

Несанкцио-нированный доступ к ответам и результатам тестирований

Информация частично, или полностью не зашифрована.

Действие вредоносного ПО

Студент

Фальсификация результатов тестирования.

Компрометация тестового набора.

Невозможность проведения тестирования

Отсутствие доступа к материалам тестирования

Сетевые кабели не продублированы и не защищены.

Выход из строя оборудования сервера.

Архитектура приложения не поддерживает технологии обеспечения должной отказоустойчивости.

Отсутствие системы своевременного распознавания вторжения на сервере.

Неверная настройка ПК

Студент.

Админи-стратор

Невозможность проведения тестирования; оценки результатов

Умышленное изменение содержания

Использование слабых паролей владельцами информации.

Информация частично или полностью не зашифрована.

Не используется блокировка ПК.

Действие вредоносного ПО

Студент.

Препода-ватель

Фальсификация, изменение рейтингов успеваемости

Низкая производи-тельность тестирования

Непродуманная архитектура решения.

Незапланированная большая нагрузка на сервер.

Недостаток вычислительных ресурсов.

Неверная приоритетность задач на сервере

Препода-ватель.

Студент.

Админи-стратор сервера

Невозможность проведения тестирования частично или полностью.

Компрометация результатов при повторном проведении тестирования

На следующем этапе исследования предполагается определить стратегию МНБ, разработать и внедрить ответные меры, осуществлять поддержку и анализ МНБ, внедрять МНБ в культуру организации. В результате проделанной работы ожидается обеспечить:

  • возрастание эффективности и качества электронного образования за счет повышения непрерывности и устойчивости ИТ-сервисов и поддерживающей инфраструктуры, снижения возможного ущерба при сбоях и катастрофах;
  • оптимальное распределение имеющихся ресурсов вуза по критерию «эффективность - стоимость» при применении специальных средств и методов обеспечения непрерывности;
  • повышение обоснованности стратегии, плана и программы развития информационных технологий, информационных систем образовательного учреждения и средств их обеспечения;
  • повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, выделяемых ИТ подразделениям, и др.

Рецензенты

Баранкова Инна Ильинична, д.т.н., профессор, зав. кафедрой информатики и информационных технологий ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.

Девятов Диляур Хасанович, д.т.н., профессор, зав. кафедрой вычислительной техники и прикладной информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», г. Магнитогорск.


Библиографическая ссылка

Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. АНАЛИЗ НЕПРЕРЫВНОСТИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ И ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВУЗА В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7275 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674