Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Президентом Казахстана была также поставлена задача о вхождении республики в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. Государственная языковая политика в Казахстане регламентирована законодательными документами, включая Конституцию Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан «О языках», «Об образовании», Государственную программу функционирования языков в Республике Казахстан на 2001-2010 гг., Концепцию развития иноязычного образования Республики Казахстан и другие, которые составляют ее правовую основу.
Для развития языков в изменившихся условиях, в соответствии с теми задачами, которые ставит Президент РК Н. А. Назарбаев, требуется совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на усиление институционального статуса казахского языка как государственного, на сохранение социолингвистической активности русского языка и на развитие иностранных языков как средства интеграции в мировое пространство.
Повсеместная информатизация образовательного процесса требует изменения подхода к обучению иностранным языкам. Таким образом, одним из способов интеграции компьютера в обучение иностранным языкам можно считать внедрение в учебный процесс контрольно-обучающих программ. Целью проводимого исследования являлось создание программы позволяющей служить дополнительным инструментом преподавателя для формирования иноязычной (фонетической, лексической и грамматической) профессиональной коммуникативной компетенции специалиста и для контроля качества знаний обучаемого как преподавателем, так и самим обучаемым.
В качестве основных блоков программы была выбрана структура, включающая два основных блока: «Рабочее место обучаемого», «Рабочее место преподавателя». Первый блок состоит из:
- формы аутентификации и предназначен для входа в обучающую среду на основании ранее зарегистрированных обучаемым личных данных. Форма аутентификации пользователя содержит две панели ввода информации - «Login» и «Password». В данные панели вводятся оригинальное индивидуальное имя («Login») и пароль («Password»), ранее зарегистрированные обучаемым
- формы регистрации, которая реализует возможность регистрации нового обучаемого в программном обеспечении и содержит десять панелей ввода обязательной информации о будущем пользователе:
«Mode of study» |
- |
поле выбора формы обучения; |
«Faculty» |
- |
поле выбора факультета; |
«Group» |
- |
поле выбора группы, выбор формы, обучения, факультета и группы производится во вспомогательном меню, которое запускается с помощью кнопки «...»; |
«Last name» |
- |
поле для ввода фамилии пользователя; |
«First name» |
- |
поле для ввода личного имени пользователя; |
«Patronimic name» |
- |
поле для ввода отчества пользователя; |
«Login» |
- |
поле для ввода индивидуального имени пользователя, представляющего собой свободную комбинацию буквенных и цифровых символов; |
«Verify Login» |
- |
поле для повторного (подтверждающего) ввода индивидуального имени пользователя; |
«Password» |
- |
поле для ввода пароля; |
«Confirm password» |
- |
поле повторного (подтверждающего) ввода пароля; |
- формы личный кабинет обучаемого содержит и представляет полную информацию об обучаемом: регистрационные данные пользователя (фамилия, имя, отчество; форма обучения, факультет; учебная группа) и информацию о текущих (поурочный контроль), промежуточных (блочный контроль) и итоговых (модульный контроль) результатах его обучения в рамках предлагаемого настоящим электронным учебником курса.
- формы урок позволяет пользователю получить доступ к:
- предпосланным к основному тексту урока словарным материалам;
- основному тексту занятия;
- обучающим упражнениям, сформированным на его основе;
- контрольным заданиям.
На панели формы расположены кнопки:
«Vocabulary» |
- |
активация которой инициирует переход к разделу словарных материалов текущего занятия, словарь снабжен механизмом воспроизведения предлагаемых для запоминания лексем и словосочетаний, что позволяет обучаемому воспринимать лексику урока на слух и предоставляет возможность отработать произношение новых слов; |
«Text» |
- |
выводящая форму, которая содержит основной текст урока, текст также снабжен механизмом воспроизведения, что позволяет пользователю работать с ним не только визуально, но и аудировать последний; |
«Task 1», «Task 2» |
- |
отправляющая пользователя к форме, предназначенной для выполнения обучающих упражнений; |
«Task 3» |
- |
отправляющая пользователя к форме, предназначенной для выполнения контрольного задания; |
«Back» |
- |
возврат к форме личный кабинет пользователя. |
- формы блок, в которой обучаемый выполняет контрольные задания, сформулированные преподавателем на основании материалов предшествующих уроков.
Второй блок «рабочее место преподавателя» включает в себя аутентификационную форму записи, заполнив которую преподаватель получает доступ к базе личных данных обучаемых, и состоит из следующих разделов:
«Редактор БД групп» |
- |
активация которой инициирует переход к редактору базы данных об учебной группе, факультете и форме обучения конкретного магистранта (студента); |
«Редактор БД студент» |
- |
активация которой инициирует переход к редактору базы личных данных конкретного магистранта (студента); |
«Редактор заданий» |
- |
отправляющая пользователя к форме, которая предоставляет ему возможность изменять содержание структурных компонентов занятия (вокабуляр, тексты, обучающие и контрольные задания урока); |
«Редактор контрольных заданий» |
- |
отправляющая преподавателя к форме, предоставляющей последнему возможность изменять содержание заданий для промежуточного (блоки) и итогового (модули) контроля знаний, умений и навыков обучаемых; |
«Настройка доступа» |
- |
отправляющая пользователя к форме, которая предназначена для определения прав доступа курирующим преподавателям. |
Посредством инструментов, предоставляемых данной формой, пользователь может вносить, удалять, корректировать задания, а также данные о формах обучения, факультетах и учебных группах студентов, под его руководством изучающих иностранный язык в рамках предлагаемого курса.
Структура урока включает в себя:
- профессионально ориентированный текст;
- аудио вариант текста;
- лексический материал текущего занятия;
- упражнения для усвоения лексического материала;
- специальные упражнения для формирования навыка межъязыковой и внутриязыковой трансформации;
- контрольные задания для определения степени усвоения материала, пройденного в рамках текущего занятия.
В каждом из 4 блоков, подытоживающих результаты ряда уроков, содержатся контрольные задания, включающие:
- упражнения для определения степени усвоения обучаемым пройденного лексического материала;
- свободное задание, формируемое курирующим преподавателем.
В каждом из 2 модулей, объединяющих упомянутые выше блоки, предусматривается творческое задание - написание эссе на основании пройденных материалов, которое проверяется и оценивается курирующим преподавателем.
Данная контрольно-обучающая программа выполняет несколько функций: осуществляют процесс обучения, диагностируют, производят оценку, а при необходимости и корректируют знания обучаемого, то есть осуществляют весь процесс обучения, дают возможность смоделировать количество и качество знаний обучаемого и его способность использования своих знаний в решении той или иной задачи. На базе данной обучающей программы могут быть созданы электронные учебные пособия по различным языковым курсам. Апробация данной контрольно-обучающей программы проходила в Карагандинском государственном университете им. академика Е. А. Букетова в 2011-2012 учебном году. Программа была внедрена в курс магистратуры «Иностранный язык» для юридических специальностей на базе модульного учебного пособия «Английский язык для магистрантов юридических специальностей» (Жетписбаева Б. А., Утеубаева Э. А.). Исходя из результатов проведенного эксперимента, в группе, где обучение проходило с использованием данного мультимедийного пособия, магистрантами были получены более глубокие знания по предмету и равноценные навыки по всем видам речевой деятельности. Более того, использование мультимедийного пособия решило вопрос «дистанционного образования», т. е. магистранты имели возможность получать и совершенствовать знания самостоятельно, не находясь в стенах университета.
Подобного рода системы широко применяются при обучении студентов, но в то же время их использование имеет существенные ограничения. Они определяются тем, что в основе таких программ лежат, как правило, жесткие конструкции баз данных с однозначными логическими многокритериальными связями. В настоящее время наибольшие перспективы использования интеллектуальных обучающих систем лежат в сфере интерактивного обучения с использованием сети интернет. Использование интеллектуальных систем, ориентированных на выработку практических умений и навыков владения иностранным языком, а также профессионального мышления, является в какой-то степени попыткой решить проблему самостоятельности обучения, что очень актуально в связи с введением кредитной системы обучения, где 70 % учебного процесса направлено на самостоятельную работу.
Рецензенты:
Букетова Н. И., доктор филологических наук, профессор, директор НОЦ «Лингва», г. Караганда.
Аманбаева Г. Ю., доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой классической и русской литературы филологического факультета Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова, г. Караганда.
Библиографическая ссылка
Утеубаева Э.А., Пастушенко Т.А., Еськова Ю.С. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7269 (дата обращения: 08.12.2024).