Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Наронова Н.А. 1 Быкова Л.В. 2
1 ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России», Екатеринбург
2 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург
Исследование в современном стремительно меняющемся мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль современного человека. Приоритетным направлением высшей школы сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач вузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательской компетенции студентов. Процесс обучения, а, следовательно, и формирования исследовательской компетенции должен быть построен на общедидактических принципах. Однако необходимо при этом учитывать специфику предмета «Химия», именно поэтому для студентов-медиков на кафедре общей химии был разработан специализированный практикум. Особенностями его являются индивидуальный подход к каждому студенту, а также учет профессионального направления. Это позволяет студентам не только освоить курс «Химия», но и получить необходимые для будущей профессиональной деятельности навыки исследовательской компетенции. Это важно, так как профессия врача неразрывно связана с исследовательской деятельностью: постановка диагноза, выбор метода лечения и так далее.
исследовательская работа
общедидактические принципы
исследовательская деятельность
компетенция
1. Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента. – М., 1996.
2. Никитина Е.Ю. Новые подходы к преподаванию в вузе / Ю.А. Никитин, Е.Ю. Никитина // Технолого-экономическое образование в ХХI веке : мат. 4-й междунар. конф. – Бийск, 2005. – С. 43-45.
3. Новиков А.М. Профессиональное образование в России. – С. 71.
4. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования : учеб. пособие для сис-мы доп. пед. образ. – М. : Академический проспект, 2004. – 432 с.
5. Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода : монография / М.Б. Шашкина., А.В. Багачук; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2006.
Введение

В процессе формирования профессиональной компетентности у студентов медицинской академии немаловажную роль играет развитие исследовательской компетенции, поскольку выпускник академии в профессиональной деятельности будет постоянно сталкиваться с исследованием в том или ином виде. В связи с этим одной из актуальных задач для преподавателя является обучение студентов способам добывания и переработки информации, работе с литературными источниками, с новейшими приборами, анализу процесса и результатов своей деятельности [1].

Под исследовательской компетенцией понимают интегративную характеристику личности, предполагающую владение методологическими знаниями, технологией исследовательской деятельности, признание их ценности и готовность к их использованию в профессиональной деятельности, отличающуюся устойчивой мотивацией [5].

С целью формирования исследовательской компетенции для студентов-медиков на кафедре общей химии в лабораторный практикум была включена исследовательская работа, позволяющая в будущем продуктивно решать познавательные и профессиональные задачи исследовательского характера.

Очевидно, что организация процесса исследовательской деятельности студентов должна основываться на общедидактических принципах: научности, фундаментализации, системности, принципе межпредметных связей, профессиональной направленности и последовательности [4]. При этом необходимо отметить, что реализация принципов будет иметь специфику, которую хотелось бы раскрыть подробнее.

Для соответствия принципу научности необходимо отражение в содержании образования как можно большего числа тех фундаментальных научных достижений, без которых невозможно функционирование современного специалиста и которые, вероятнее всего, не изменятся в ходе развития науки. В отличие от других дисциплин в процессе изучения предмета «Химия» современный материал может быть использован только в качестве информации, ссылки, сообщения основных результатов, но не равноправного «объекта» изучения, как классический материал, поскольку наличие знания по химии в содержании образования обусловлено комплексом факторов:

  • уровнем развития мышления студента и уровнем знаний студентов к моменту изучения нового знания (большинство студентов имеют значительные пробелы в школьном курсе по дисциплине «Химия», таким образом, возникают сложности в восприятии современных достижений науки);
  • степенью уверенности научного сообщества в истинности знания;
  • местом соответствующего этому материалу научного фрагмента в системе научного знания и многими другими.

Именно поэтому целесообразно принцип научности обучения, особенно на младшей ступени образования, совместить с принципом фудаментализации образования, который реализуется в процессе организации исследовательской работы, поскольку студенты приобретают навыки, являющиеся в настоящее время внепрофессиональными или надпрофессиональными [3], то есть они востребованы в большинстве профессий, являются актуальными и для врача:

  • умение интерпретации и анализа результатов;
  • пользование компьютером, базами и банками данных;
  • умение находить информацию;
  • критически подходить к полученным результатам;
  • умение презентации технологий и продукции и другие.

С принципом научности тесно связан принцип системности обучения. В исследованиях Зориной Л.Я. показано, что для усвоения студентами знаний по основам наук в системе, адекватной системе научной теории, необходимо в содержание образования по основам наук включить еще специальные методологические знания. Система методологических знаний состоит из трех групп: общенаучные термины, знания о структуре знаний, знания о методах научного познания. Именно поэтому для знакомства с методами научного познания в исследовательской работе студенты используют как методы эмпирического познания (наблюдение, эксперимент), так и методы теоретического познания (идеализация, моделирование, аналогия, мысленный эксперимент). При выполнении исследовательской работы у студентов формируется понятие неоднозначности интерпретации фактов, поскольку в любом лабораторном эксперименте могут существовать неучтенные обстоятельства и факторы, непредсказуемым образом влияющие на результат. Важно сформировать понятие и о погрешности в эксперименте, которая не может быть точно вычислена, а лишь оценена с определенной степенью вероятности. Кроме того, эксперименты представляют косвенные данные, которые интерпретируются на основе теории, а такая интерпретация может быть ошибочной и неоднозначной. Таким образом, для подтверждения идеи, теоретического положения необходимо нескольких экспериментальных фактов, полученных разными методами. И тут важен принцип межпредметных связей.

Принцип межпредметных связей предполагает, что в содержании учебной дисциплины необходимо отразить те диалектические взаимосвязи, которые действуют в природе и познаются современными науками. В процессе выполнения исследовательской работы по предмету «Химия» студенты изучают теории, законы, понятия общие для родственных предметов. Однако существует ряд проблемных моментов. Во-первых, большинство студентов-медиков совершенно не соотносят сведения о закономерностях строения и свойств атомов, полученные из курса химии, и сведения о строении мембран, полученные из биологии и биофизики. Во-вторых, большинство студентов младших курсов не имеют полного представления о своей будущей специальности (медицине), именно поэтому перегружать изучаемый материал практическими и теоретическими вопросами медицины не имеет особого смысла.

Тем не менее для реализации принципа межпредметных связей на медико-профилактическом факультете вариативный курс по предмету «Химия», который студенты осваивают в V семестре, стыкуется с другими дисциплинами учебного плана: с общей гигиеной, биохимией, физическими методами мониторинга окружающей среды - дисциплины, которые студенты освоили в IV семестре, а также с клинической лабораторной диагностикой, гигиеной питания, коммунальной гигиеной, гигиеной труда - дисциплины, которые студенты будут изучать в VI-XI семестрах. Таким образом, студент медико-профилактического факультета, занимаясь исследовательской работой на тему «Исследование процессов адсорбции солей тяжелых металлов на разных адсорбентах», получит для себя необходимую информацию, которая будет востребована в разделах специальности:

  • общая гигиена (Особенности загрязнения различных объектов природной среды в современных условиях. Гигиенические основы нормирования качества питьевой воды и методов улучшения качества. Определение солевого состава. ПДК вредных веществ);
  • коммунальная гигиена (Нормирование контроля качества воды. Гигиеническое нормирование химических веществ в воде);
  • гигиена питания (Пищевые отравления);
  • фармакология (Адсорбирующие средства. Принцип действия).

Стоит отметить, что при определении содержания курса «Химия» достаточно полно осуществляется структурный подход: последовательность изучения материала отражает постепенное усложнение объектов изучения, а также принцип единства объекта и метода его изучения и, естественно, принцип профессиональной направленности.

Некоторые исследователи под принципом профессиональной направленности понимают разновидность межпредметных связей между фундаментальными и профессиональными дисциплинами, однако наиболее правильным является подход, предполагающий, что в понятие профессиональной направленности входит: профнаправленность личности (на трудовую деятельность и на конкретную профессию), а также профнаправленность профессионального обучения.

Для того чтобы сформировать у студентов-медиков широкий комплекс мыслительных операций, аналоги которых в той или иной степени они должны будут выполнять в своей профессиональной деятельности, в процессе обучения создали для студента имитацию профессиональной деятельности (исследовательской), а именно при выборе объектов для исследовательской деятельности ориентироваться на профессиональную специфику врачей. Так, для студентов стоматологического факультета объектами исследования были ополаскиватели, пломбировочные материалы, зубные пасты, слюна; для студентов лечебно-профилактического факультета - влияние различных факторов, в частности воды, на содержание макро- и микроэлементов в основных биологических жидкостях, анализ которых важен в клинике внутренних болезней; для студентов педиатрического факультета - анализ адсорбционной способности адсорбентов по отношению к солям тяжелых металлов с целью поиска оптимальных условий лечения детей с экопатологией; для студентов медико-профилактического факультета - исследование состава и свойств воды на состояние организма человека и предупреждение заболеваний, а также анализ пищевых продуктов (овощей, масел, молочных продуктов).

В процессе выполнения исследовательской работы при изучении курса «Химия» у студентов-медиков, с одной стороны, формируются умения выполнять широкий спектр мыслительных операций, аналоги которых в той или иной степени они должны будут выполнять в своей будущей профессиональной деятельности: анамнез (сбор фактов) → предварительный диагноз (гипотеза) → уточнение диагноза с помощью клинических и параклинических средств и методов, а также лечебные мероприятия (теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, статистическая обработка данных, учет погрешности измерений) → результат лечения (вывод о состоятельности гипотезы). С другой стороны, обеспечивается усвоение и закрепление научных знаний по данному предмету.

Рецензенты

Белкин Август Соломонович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационных образовательных теорий и технологий ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Днепров Сергей Антонович, доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», РГППУ, г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Наронова Н.А., Быкова Л.В. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7258 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674