Отчасти такое положение объясняется наличием ряда неблагоприятных медико-географических и экологических факторов, среди которых: недостаточное количество солнечных дней в году, дефицит фтора в питьевой воде, повышенная загрязненность вредными компонентами окружающей среды [3]. Наряду с этим существуют медико-социальные проблемы, требующие внимания не только стоматологической службы, но и всего общества. К ним можно отнести: ослабление государственной политики по профилактике заболеваний полости рта в условиях формирования рыночных отношений; недостаточная ответственность жителей за состояние своего стоматологического здоровья; снижение доступности стоматологической помощи для основной массы населения; излишне узкая специализация врачей-стоматологов, не отвечающая потребностям населения в комплексной стоматологической помощи; отсутствие мониторинга стоматологического здоровья населения, что не позволяет иметь объективную картину заболеваемости жителей области [4-6].
Актуальность стратегической задачи - модернизация стоматологической службы - обусловлена высокой стоматологической заболеваемостью населения.
Целью исследования явилась оценка социально-экономической эффективности модернизации стоматологической службы на муниципальном уровне.
Материалы и методы. Проанализированы отчетные формы работы Городской стоматологической поликлиники № 1 (медицинская карта стоматологического больного - учетная форма № 043/у; листок ежедневного учета врача-стоматолога - учетная форма № 037/у; журнал учета профилактических осмотров полости рта - учетная форма № 049/у; листок ежедневного учета работы врача стоматолога-ортопеда - учетная форма № 037/у; дневник учета работы врача стоматолога-ортопеда - учетная форма № 039-4/у; дневник учета работы врача стоматолога-ортодонта - учетная форма № 039-3/у) с 2007 по 2011 год. Изучено материально-техническое и кадровое обеспечение.
Результаты исследования. Городская объединенная поликлиника с общей проектной мощностью филиалов 2000 посещений в смену оказывает стоматологическую помощь 74% населения г. Чебоксары.
С целью увеличения доступности стоматологической помощи в поликлинике предусмотрено оказание бесплатной стоматологической помощи и как альтернатива - лечение на платной основе, по программам добровольного медицинского страхования.
Развивается добровольное медицинское страхование (корпоративное обслуживание предприятий, организаций) - 24 страховые компании. Рост числа пациентов до 260 чел., в результате чего сумма возросла до 1 164 032 руб.
Впервые в государственных и муниципальных клиниках внедрена кредитная линия для оплаты услуг. Разработаны льготные программы лечения для социально незащищённых слоёв населения: зубопротезирование за 50% стоимости.
При поликлинике открыты специализированные центры: пародонтологии, имплантологии, ортодонтии, прецизионного литья.
Силами медицинских работников поликлиники ежегодно проводятся лекции и беседы в поликлиниках, на предприятиях и в образовательных учреждениях.
В течение года специалисты Городской стоматологической службы систематически участвуют в теле- и радиопередачах, публикуют статьи в СМИ, выпускают санитарные бюллетени (в т.ч. в образовательных учреждениях). Тематические статьи о профилактике и лечении стоматологических заболеваний публикуются как на русском, так и на чувашском языке. Ежегодно в детских образовательных учреждениях проводятся уроки здоровья.
В поликлинике организована Школа здоровых зубов, в которой обучаются основам охраны здоровья полости рта дети до 18 лет.
В течение года для улучшения организации оздоровления населения и привлечения жителей на приём к стоматологу с профилактической целью на доклиническом этапе проводятся акции по профессиональной гигиене, в том числе для беременных женщин, организовываются предпраздничные скидки, вручаются подарки и сувениры.
Программа развития сети школьных стоматологических кабинетов г. Чебоксары (лицензирование, материально-техническое обеспечение, оснащение современным медицинским оборудованием, инструментами и материалом для профилактики и лечения кариеса, система диспансеризации детей школьного возраста) вошла в виде подпрограммы в Программу обеспечения качественной медицинской помощью населения города Чебоксары на 2009-2011 годы, утверждённую решением Чебоксарского городского Собрания депутатов 27 ноября 2008 г. № 1179.
Поэтапно решается задача полного охвата ветеранов и участников Великой Отечественной войны комплексными осмотрами, диспансерным наблюдением, консультационной, терапевтической и ортопедической помощью. Индивидуально с каждым ветераном на приёме проводится беседа о профилактике стоматологических заболеваний и правилах ухода за зубными протезами.
Совместно с общелечебной сетью определён круг ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ограниченных в передвижении и нуждающихся в заботе медиков. Во всех филиалах поликлиники созданы врачебные бригады, в плановом порядке активно посещающие ветеранов на дому.
В целях улучшения качества оказываемой помощи жителям в поликлинике постоянно внедряются новые технологии: компьютерная рентгенодиагностическая аппаратура, метод работы «в 4 руки», менеджер-сопровождение. Внедрены ультразвуковые мойки инструментов, аппарат для упаковки стерильных инструментов. Успешно проводится шинирование зубов при заболеваниях пародонта с помощью стекловолоконных материалов, изготавливаются культевые вкладки прямым методом с применением моделировочной пластмассы Pater-Resin, применяются в съёмном протезировании микрозамковые системы типа АСЦ-052, используются термофил, «Флекс пойнт нео» в эндодонтическом лечении осложнённых форм кариеса и мн. др.
Создан собственный Учебный центр, где сотрудники повышают свой профессиональный уровень под руководством ведущих специалистов федеральных центров России, специалистов из Италии и Германии. На базе поликлиники работают кафедры ведущих образовательных учреждений республики по подготовке специалистов стоматологического профиля.
Подводя итоги объединения, необходимо отметить конкурентные преимущества:
- созданы специализированные центры с точечной концентрацией кадров, оснащения, технологий: имплантологии, ортодонтии, пародонтологии, прецизионного литья, что позволило сократить непроизводственные затраты на 20%;
- впервые в городе поставлены на поток костно-пластические операции: синус-лифтинг, аутотрансплантация костной ткани, пластика мягких тканей, пересадка слизистой оболочки, реконструкция дефектов костной ткани биопластическими материалами;
- муниципальный заказ выполняется более чем на 111,6%;
- финансовый план по ОМС возрос за 3 года с 60 580,3 тыс. руб. до 84 558,3 тыс. руб. (на 40%), увеличилась доля выполнения.
Вывод. В условиях мирового экономического кризиса объединение стоматологических клиник обеспечило конкурентоспособность учреждения, сохранив объемы выполнения Программы государственных гарантий и увеличив рост консолидированного бюджета в 3,3 раза за 5 лет. Централизация стоматологической службы на муниципальном уровне показала высокую медицинскую, социальную, экономическую эффективность объединения, что способствует повышению доступности и качества оказания стоматологических услуг населению.
Рецензенты
Алексеев Григорий Алексеевич, доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Денисова Тамара Геннадьевна, доктор медицинских наук, доцент, проректор по научной работе и международным связям АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
ВИКТОРОВ В.Н., Герасимова Л.И., МАТВЕЕВ Р.С. ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7255 (дата обращения: 08.12.2024).